VI. Программа 2 класса «Новый Завет» на основе программы Воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г.Пущино
Пояснительная записка
Важность этого курса такова, что его изучению мы посвящаем два года. Слушателями его являются дети 10-12 лет. В младших классах они уже кратко познакомились с главными евангельскими событиями, теперь настало время более пристального изучения Евангелия - Книги книг.
Впервые, не считая нескольких обращений к книге Бытия в предыдущем курсе, мы начинаем непосредственно работатьс текстом Писания. К этому времени большинство учащихся уже прочитали Библию в пересказе для детей, и теперь нам кажется правильным приучить их пользоваться оригинальным текстом. Ни для кого не секрет, что учащиеся протестантских воскресных школ ориентируются в Библии в сотни раз увереннее наших воспитанников. Конечно, Православная Церковь никогда не ставила задачи перед своими чадами заучить как можно больше библейских стихов на все случаи жизни и уметь сходу процитировать стих с непременным указанием его номера. Но зачастую наши насмешки над протестантами являются еще и оправданием нашего нежелания регулярно читать Библию. Реалии нашего времени таковы, что слова апостола Петра «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет 3:15) звучат особенно актуально в обстоятельствах соседства Православной Церкви с многочисленными протестантскими общинами. Поэтому научить ребенка регулярно читать Евангелие, быстро находить нужный отрывок является одной из задач данного курса. Прежде всего, мы обзавелись библиотечкой.
Первые вводные уроки посвящены понятиям: «Источник знаний о Боге. Откровение. Писание и Предание. Состав Библии. Писатели Библии. Евангелисты». На уроке, посвященном евангелистам, делаем четыре закладки с их символами (ангел, лев, телец, орел). На Рабочих Листах за названием темы следует ссылка на евангельский отрывок, предназначенный для чтения, эта ссылка сопровождается таким же значком-символом евангелиста. Освоив общепринятые сокращения, дети в дальнейшем без труда находят указанный на Рабочем Листе отрывок.
Перед преподавателем новозаветной истории стоят две основные задачи:
1) для логического завершения библейского повествования необходимо показать исполнение в Новом Завете обетования Божия - восстановления утраченного союза с людьми, исправления последствий их ослушания;
2) дать ребенку идеальный пример для подражания, для чего предстоит постараться раскрыть перед учениками личность Христа в максимальной полноте и красоте.
Мы избрали путь хронологически последовательного изложения событий. При таком подходе изучение самых драматических событий Евангелия приходятся на конец второго года обучения. А в начале детям предлагается вспомнить обстоятельства рождения и детства Богоизбранной Отроковицы, Благовещения, Рождества Христова. Главные евангельские события, которые Церковь наиболее торжественно отмечает в двунадесятых праздниках, уже знакомы нашим ученикам, но в этом курсе они повторяются на новом уровне. Здесь мы уже обращаемся к первоисточнику, читаем, как об этом знакомом им событии (Рождестве Христове, Крещении) написано в Евангелии. Дополняем уроки тропарями и кондаками праздников, приобщая детей к богослужебной культуре.
Это касается как двунадесятых праздников, так и событий Страстной седмицы, переживание которых Церковью мы тоже постарались отразить в этом курсе. Десять уроков, посвященных непосредственно искупительной жертве Господа, мы объединили в цикл «Крестный путь Спасителя». На этих уроках помимо чтения Евангельских эпизодов, в Рабочие Листы включены тексты отдельных песнопений Страстной Седмицы, которые разбираются нами и прослушиваются. Завершается этот цикл презентацией, составленной из художественных произведений с сюжетами Страстей Христовых. О педагогическом значении переживания Страстных событий говорит Софья Куломзина: «Если дети сумели понять и сочувственно пережить неразрывность Страстей Господних и Его Воскресения, то в них заложена основа христианского понимания страданий».
Знакомство ребенка с Богочеловеческой Личностью Христа происходит, во-первых, через таинственное общение с Ним в Церкви, и, во-вторых, через Его учение: Нагорную проповедь, притчи. При изучении Нагорной проповеди обращаем внимание детей на то, насколько выше предложенные в ней заповеди по сравнению с Моисеевым Законом. 10 заповедей не вызывают сомнения в необходимости их соблюдения. А вот заповедь «подставить щеку» как альтернатива заповеди «око за око» уже не кажется логичной «нормальному» человеку. Действительно, царство Христа «не от мира сего», и наши дети должны быть готовы к тому, что не всегда их христианское поведение будет адекватно оценено современным обществом.
Притчи Христовы в этом возрасте детьми воспринимаются легко и с удовольствием. Мы разбираем их с помощью табличек. В один столбик вносим образ из Притчи, а в соседний записываем его толкование, сопровождаем образ картинками-подсказками.
На уроках, посвященных чудесам Христовым, обращаем внимание учеников на то, что чудеса Христовы - это не просто волшебство, не «чудо ради чуда». Чудеса Христовы важны для нас тем, что, во-первых, обнаруживают человеколюбие Божие, а, во-вторых, убеждают нас в обладании Христом Божественной природой наряду с человеческой. Этот второй момент актуален еще в связи с тем, что, к сожалению, нашим детям не всегда удается избежать назойливой прозелитической деятельности арианствующих сектантов, (к примеру, «Свидетелей Иеговы», отрицающих божество Иисуса Христа). Наши воспитанники не раз приносили в школу красочные брошюры общества «Сторожевой башни». Поэтому, мы считаем необходимым акцентировать внимание учеников на евангельских эпизодах, доказывающих, что Христос - всемогущий Бог, имеющий власть над стихиями и нечистыми духами.
Учебно-тематический план