Социализирующие функции религиозных организаций
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.
Религия традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религиозные организации были важнейшим, после семьи, фактором. В процессе секуляризации, т.е. освобождения общества от влияния религии, ее значение падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее в современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.
Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре мировые религии — христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм — и многие их разновидности (всего — более шестидесяти вероисповеданий различного направления).
В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных функций.
Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам объяснение смысла и значения догматов веры, стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), уважение и благоговение к святыням, позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитва и др.), так и в различных формах религиозного просвещения.
Сакрально-мистическая функция характеризует те виды деятельности религиозных организаций, которые объясняются мистическими, т.е. сверхъестественными причинами (участие в таинствах, молитвах). Религиозные организации претендуют на формирование у своих членов системы ценностей, ориентированных на цели, не объяснимые окончательно в рациональных категориях. Речь идет о формировании сакрально-мистического отношения к некоторым вещам и событиям как к ценностям, имеющим священное значение, признаваемое божественным, наделенным божественной благодатью, силой; а также признание того, что некоторые явления, обладая мистической (иррациональной) природой, имеют не прямо божественный источник своего происхождения (сатаническое начало).
Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других — менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.
В православной церкви, например, регулятивная функция связана прежде всего с подчинением строя и ритма жизни церковному распорядку и календарю. Специфические условия соблюдения постов, чередование постов и праздников, суточный круг богослужения призваны регулировать не только психологический настрой, но и физиологию человека. Участие в церковном служении вырабатывает чувство сопричастности к церковным обрядам и реального соучастия в таинстве. Регулятивная функция делает возможной и требует от верующих ритуализации их жизни, что заключается в соподчинении жизненного распорядка конфессиональным нормам и обрядовому освящению значимых событий в жизни верующего.
Коммуникативная функция религиозных организаций реализуется в создании условий для общения верующих (с Богом, со служителями культа, с другими верующими) в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих догматам и вероучительным принципам конкретной религии.
Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в процессе осознания своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей. Культовые действия (общая молитва, общение, участие в таинствах и т.д.) способствуют душевному успокоению, верующий обретает моральную поддержку, силы противостоять стрессам, негативным эмоциям и пр.
Религия предлагает свое толкование таким явлениям, как смерть, болезнь, жизненные неурядицы, помогает верующему выработать конструктивное отношение к ним и «стабилизировать» свой внутренний мир.
Функция милосердия реализуется в многообразных сферах и формах как в рамках религиозных организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.
Разновидностью функции милосердия можно считать функцию реабилитации, т.е. помощь людям, пострадавшим в результате воздействия на их психику и здоровье наркотических средств, алкоголя, а также влияний контркультурных организаций. Результатом такой помощи становится не только освобождение от той или иной зависимости, но и структурирование представлений о человеческом бытии, о месте и значимости каждого человека в обществе.
И наконец, воспитательная функция — религиозное воспитание человека.
Социализация в религиозных организациях осуществляется под воздействием практически всех механизмов социализации. Другое дело, что в зависимости от конфессии, к которой принадлежит та или иная организация, роль механизмов и их соотношение различны.
Относительно социально контролируемая социализация в религиозных организациях происходит в процессе религиозного воспитания.
В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания).
В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат, sacrum — священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием как через придание божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение, так и в канонизировании преданий об истории данного вероучения [Мудрик, 2004, 2005].
Можно выделить два уровня религиозного воспитания — рациональный и мистический.
Рациональный уровень включает в себя три основных компонента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный — научение вопитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный — участие в богослужении, церковное творчество, дела милосердия.
Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях, а также определяется личным религиозным опытом воспитуемого.
Например, мистический уровень православного и мусульманского воспитания определяют следующие моменты — подготовка и участие в таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.
В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых по внешним признакам аналогичны формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.
Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; чтение канонических текстов (Псалтырь, Евангелие и др.); исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогающий обуздывать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья — наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения [Склярова].