Новые формы религиозных организаций
Двадцатый век существенно изменил представления о религиях. Помимо реформаторских изменений в ортодоксальных религиях, появления новых религиозных систем претерпели существенные изменения сами формы религиозности.
В современной социологии, как отмечалось ранее, выделяют четыре типа религиозных организаций: церковь, деноминация, секта, харизматическая община.
Однако наблюдения за современными религиозными общинами дает возможность выделить дополнительные типы религиозных организаций:
Миссия -ограниченная, относительно постоянная группа людей, находящаяся на содержании центральной организации, собирающая вокруг себя «переменный состав». Поскольку рядовые члены общины не имеют прямой связи с центральной формой религиозной организации. Существуют религиозные типы миссий. Так некоторые миссионерские организации (кришнаиты, Свидетели Иеговы) получают материальную помощь от центральной организации (книги, периодические издания и др.) некоторые («Белый лотос») запускают миссионеров в свободное плавание, поддерживая их только идеологически. Можно заметить, что миссия несет черты как высокоструктурированной организации (церкви), так и харизматической общины. Подобное объединение становится возможным благодаря эффекту индуцированной харизматичности, который заключается в искусственном повышении харизматической притягательности лидера миссии путем использования специальных методов контроля сознания. Миссии являются одной из наиболее распространенных форм структурирования нерелигиозных организаций.
Семейная группа (ячейка)- представляет собой структурное подразделение церквей (в основном харизматических), не имеющая собственного юридического статуса, в котором определенное количество участников (до 10-15) осуществляют виды религиозной деятельности не требующие большого количества участников: обсуждение священных текстов и прослушанных проповедей, совместные моления, разбор поведения участников и т.д. Иногда в подобных группах практикуется финансовая или иная взаимопомощь.
Группа по интересампредставляет собой объединение небольшого количества членов, не имеющая социальной структуры и харизматического лидера. Такого рода религиозные организации существуют недолго, превращаясь в харизматическую группу или распадаясь.
Зачастую члены подобных групп не осознают свою систему как религиозную, несмотря на то, что она обладает всеми признаками религии, что порождает ряд правовых вопросов. Значительное количество подобных групп не зарегистрированы или зарегистрированы в качестве общественных организаций.
Значимость подобного рода организаций можно было бы недооценивать, если забыть, что печально известное Белое братство начиналось именно как группа по интересам.
Полувоенные организации. Попытки структурировать религиозную систему по военному образцу известны достаточно давно. Достаточно вспомнить рыцарские ордена, секту асасинов и т.д. Однако аналогичные организации в наше время имеют определенные особенности. Прежде всего, организация не имеет над человеком юридической власти, подобно тому, как это было в перечисленных выше религиозных системах прошлого или современной армии. Скорее военная организация представляет собой некую игру, содержащую игрушки: форму, знамена, атрибутику; игровые формы поведения такие как игра «начальник-подчиненный», «парад» и т.д.
Ярким примером полувоенной организации является Саентологическая церковь высшей структурой которой является так называемая Морская организация для члены которой носят форму, имеют звания и т.д.
Ассоциации - объединения нескольких религиозных общин с целью осуществления совместной деятельности. Помимо того, что ассоциация может выступать как единая структура в светской жизни, все чаще наблюдаются примеры совместных молений представителей разных церквей, что и позволяет говорить об ассоциациях как отдельной форме религиозных организаций.
Мультилевелные структуры. Зародившись первоначально, как коммерческие организации, мультилевелные структуры приобретают все больше религиозных элементов. Разумеется, сами последователи соответствующих систем отрицают их религиозный характер, что с юридической точки зрения не дает возможности характеризовать их как таковые. Однако, вопрос о религиозности той или иной системы уже давно перестал быть легко разрешаемым в приложении ко многим из современных учений [Смелзер, 1994].
Различные авторы приводят дополнительные признаки, позволяющие идентифицировать подобные системы как религиозные культы:
- Наличие мистических элементов. Некоторые продавцы говорят об «энергетической заряженности» продукта, «эмоциональных качелях» и т.д. В торговле «Гербалайфом» некоторое время принимал участие центр Джуны Давиташвили.
- Убежденность в обладании абсолютной истиной. Нетерпимость или, по меньшей мере, снисходительное отношение к иным точкам зрения, конкурирующим товарам.
- Активный прозелитизм. Активный прозелитизм является неотъемлемой обязанностью адептов вовлекать в культ новых членов. По словам продавцов зарплату им «платят не за количество проданного продукта, а за количество обученных», то есть за количество вовлеченных, завербованных. За каждого завербованного, подписавшего контракт, чьи данные пошли в компьютер, завербовавшему начисляются очки. Данная позиция наглядно иллюстрируется словами Хьюза: «Мы не торговцы, мы – миссионеры».
- Претензии на «харизматическое» лидерство. Среди распространителей есть такое понятие, как «вдохновение свыше», провозглашение особой мудрости и требование беспрекословного согласия с властью и привилегией. В некоторых системах пропагандируется и поддерживается культ личности основателя, подобно культу Марка Хьюза, «доброго президента и основателя» Гербалайфа [Волков, 1996].