Часть 3. Семь условий слов Единобожия.
Ранее были упомянуты достоинства слов Единобожия, которые являются самыми лучшими словами, самыми достойными и почетными, и то, что они влекут за собой из щедрых вознаграждений, достойных качеств и полезных плодов, как в мирской жизни, так и в последней. Однако мусульманин должен знать, что слова Единобожия "Ля иляhа илля-Ллаh" не принимаются от того, кто ограничивается только простым их произнесением, необходимо отдавать им должное, выполнять их требования и условия, приведенные в Коране и Сунне. И каждый мусульманин знает, что всякое повиновение, с которым он приближается к Аллаху, не принимается у него кроме как с выполнением конкретных условий. Молитва не принимается кроме как с ее известными условиями, и паломничество не принимается без его условий, и также все виды поклонения не принимаются без их определенных условий из Корана и Сунны. Так же и со словами "Ля иляhа илля-Ллаh", они не принимаются, если раб Аллаха не выполняет их известные условия из Корана и Сунны.
Наши праведные предшественники указали на важность уделения внимания условиям «Ля иляhа илля-Ллаh», и на обязательность их соблюдения, и что они не принимаются кроме как с этими условиями. Передается от аль-Хасана аль-Басрий, что однажды ему сказали: «Люди говорят, что сказавший, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, попадет в Рай». Он сказал: «Тот, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха и отдавал этим словам должное, и выполнял их требования - тот попадет в Рай».
Аль-Хасан аль-Басрий спросил известного поэта аль-Фараздака, когда тот хоронил свою жену: «Что ты приготовил на такой день?» Тот ответил: «Свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, произнесенное семьдесят лет назад». Аль-Хасан сказал: «Да, это припас, но у этих слов есть условия. Посему остерегайся клеветы в адрес целомудренных женщин».
Вахб бин Мунаббиха сказал тому, кто спросил его: «Разве слова, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха - не ключ от Рая?» — он сказал: «Конечно, однако, нет ключа без зубчиков, и если ты принесешь ключ с зубчиками, то дверь откроется, если же нет, то не откроется». Зубчиками он имел и ввиду слова Единобожия.
Затем по исследованиям ученых контекстов Корана и Сунны он разъяснил, что слова Единобожия «Ля иляhа илля-Ллаh» не принимаются кроме как с семи условиями:
Первое: Знание, исключающее незнание;
Второе: Убежденность, исключающая сомнение;
Третье: Искренность, исключающая многобожие;
Четвертое: Правдивость, исключающая лицемерие;
Пятое: Любовь, несовместимая с ненавистью (неприязнью);
Шестое: Повиновение, исключающее непокорность;
Седьмое: Принятие, несовместимое с отвержением.
Некоторые из ученых собрали эти семь условий в одном стихотворном куплете:
عِلْمٌ يَقِينٌ وَإِخْلَاصُ وَصِدْقُكَ مَعَ
مَحَبَّةٍ وَانقِيَادٍ وَالقَبولُ لَهَا
«Знание, убежденность, искренность, правдивость твоя вместе с любовью, подчинением и принятием их».
Остановимся на этих условиях, чтоб разъяснить смысл каждого из них с упоминанием некоторых доводов из Корана и Сунны.
Условие первое: это знание смысла «ля иляhа илля-Ллаh», подразумевающее отрицание, и утверждение, исключающее незнание. А это посредством того, что тот, кто произносит слова свидетельства, знает, что они отрицают все виды поклонения кому-либо, кроме Аллаха и утверждает это Одному Аллаху, как говорит Аллах: "Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи". (аль-Фатиха: 4).
Т.е. мы поклоняемся Тебе и никому кроме Тебя, и мы просим помощи у Тебя и не просим ни у кого кроме Тебя.
Аллах Всевышний говорит: "Знай, что нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха". (Мухаммад: 19).
Всевышний Аллах сказал: "Только те, которые осознанно засвидетельствовали истину". (Аз-Зухруф:86).
Сказали толкователи Корана, что в аяте подразумеваются только те, кто засвидетельствовали, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха осознанно, т.е. зная смысл того, о чем они свидетельствуют в своих сердцах и на языках.
Приводится в сборнике «Сахих» имама Муслима от Усмана ибн 'Аффана (Радъия Аллаху ‘анху) что посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: "Тот, кто умер, зная ,что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха - войдет в Рай". Он (саля Ллаху `алейхи ва салам) сделал знание одним из условий.
Условие второе: Что касается второго условия, то это убежденность, исключающая сомнение, т.е. тот кто произносит слова свидетельства должен быть твердо убежден в их истинности, не имея никаких сомнений. А убеждение - это совершенство и полнота знания. Аллах Всевышний сказал, описывая верующих: "Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми".(Аль-Худжурат, 15).
Смысл слов: "а потом не испытывали сомнений" - т.е. были убежденными и не сомневались. Пришло в сборнике «Сахих» имама Муслима от Абу Хурайры (Радъия Аллаху ‘анху) что он сказал: “Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: “Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха. Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдет в Рай!"
Также Абу Хурайра (Радъия Аллаху ‘анху) рассказывал, что посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал ему: «Ступай, и кого бы ты ни встретил за этой стеной, свидетельствующего, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, будучи убежденным в этом своим сердцем, обрадуй его Раем! ». (Муслим 31), и он (саля Ллаху `алейхи ва салам) сделал убеждение условием свидетельства.
Условие третье: искренность, исключающая многобожие и совершение дел напоказ, а это достигается только посредством очищения добрых дел от любых явных и скрытных примесей многобожия посредством искреннего намерения в поклонении одному Аллаху.
Всевышний сказал: «Поклоняйся же Аллаху, будучи искренним перед Ним в религии!».(аз-Зумар:2).
Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы».(Сура аль-Баййина, аят 5).
От Абу Хурайры (Радъия Аллаху ‘анху) передается, что посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «...счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто сказал: „Ля иляха илля Ллах“, будучи искренним в сердце своем!». (сахих аль-Бухари 99), и он (саля Ллаху `алейхи ва салам) ставил искренность условием шахады.
Четвертое условие: правдивость, исключающая лицемерие, т.е. раб Аллаха должен произносить это свидетельство, будучи правдивым в сердце. А правдивость - это соответствие того, что в душе с тем, что на языке. Всевышний Аллах сказал, порицая лицемеров: "Когда лицемеры приходят к тебе, они говорят: «Свидетельствуем, что ты - Посланник Аллаха». Аллах знает, что ты - Его Посланник, и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами". (Аль-Мунафикун, аят 1).
Всевышний Аллах назвал их лжецами, потому что они говорили своими устами то, чего не было в их сердцах.
Аллах Всевышний сказал: "Алиф. Лам. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов". (аль-Анкабут: 1-3).
Передается Му‘аза ибн Джабаля (Радъия Аллаху ‘анху) , что Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «Кто бы ни свидетельствовал, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, будучи правдивым в своем сердце, того обязательно Аллах сделает запретным для Огня!»(аль-Бухари 128, Муслим 32), и он (саля Ллаху `алейхи ва салам) правдивость сделал условием слов свидетельства.
Пятое условие: Любовь, исключающая ненависть и неприязнь, т.е. тот, кто произносит эти слова, должен любить Аллаха, Его посланника (саля Ллаху `алейхи ва салам) религию Ислам и мусульман, выполняющих приказы Аллаха, которые не переступают Его границ, и должен ненавидеть того, кто противоречит «Ля иляhа илля-Ллаh» и совершает то, что аннулирует это свидетельство из многобожия и неверия. На то, что любовь является условием веры, указывают слова Всевышнего Аллаха: "Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее...".(аль-Бакара: 165).
В хадисе сказано: "Самая надежная вервь имана (веры) это любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха".(Ахьмад 286/4. Альбани назвал хадис хорошим).
Шестое условие: принятие, несовместимое с отвержением. Необходимо должным образом принять эти слова языком и сердцем. Аллах приводит нам в священном Коране рассказы о предыдущих поколениях, которые преуспели по причине принятия слов «ля иляhа илля-Ллаh», о своей мести и погибели тем, кто отверг и не принял эти слова... Аллах Всевышний сказал: "Потом Мы спасем Наших посланников и тех, которые уверовали. Так Нам надлежит спасать верующих". (Юнус:103).
Аллах сказал относительно лицемеров: "Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», - они превозносились и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?".(ас-Соффат: 35-36).
Седьмое условие: Повиновение, исключающее непокорность, т.е. произносящему "ля иляhа илля-Ллаh " необходимо повиноваться закону Аллаха, подчиниться Его решению и обратить свой лик Аллаху, т.е. ухватиться за "ля иляhа илля-Ллаh". Всевышний Аллах сказал: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять». (Лукман:22), то есть ухватился за "ля иляhа илля-Ллаh". Аллах сделал условием повиновение Его закону, с покорностью и устремлением к Его Лику.
Выше приведены условия "ля иляhа илля-Ллаh", и не является целью простое их заучивание с повторением. Сколько же простых людей, которые выполняют эти условия, и если ему скажут: «перечисли их», то они не смогут этого сделать! И сколько же людей, которые выучили условия свидетельства, так, что они вылетают из их уст подобно стрелам, но в тоже время ты видишь, как многие впадают в то, что нарушает данные условия. В таком случае необходимо, чтобы действия шли совместно со знанием, и чтобы посредством этого человек стал из числа правдивых приверженцев "ля иляhа илля-Ллаh",из числа истинных приверженцев слов Единобожия. А дарующий успех и помогающий в этом - Один Аллах. И мы просим Его, Пречист Он, даровать нам удачу для осуществления вышеупомянутых условий, и хвала Одному Аллаху!