Дополнение к теме 14 для специальности «Связи с общественностью»
В качестве дополнения к теме 14 для специальности «Связи с общественностью» предлагается рассмотреть основные особенности PR и религии: специфику религиозного лидерства; взаимодействия религии и СМИ; проблемы религии и массовые коммуникации; функционирование отделов по связям с общественностью в структуре религиозных организаций; формирование образа Русской православной церкви в отечественных СМИ.
В силу того, что данная проблематика недостаточно изучена и сопряжена с нежеланием религиозных организаций раскрывать «тайную кухню» своей миссионерской и PR-деятельности, представляется разумным более подробно рассмотреть эту тему на семинарских занятиях.
Для более глубокой подготовки следует ознакомиться с дополнительными исследованиями по данной проблематике. Частично их возможно обнаружить блоке «PR-библиотека» на сайте агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг»: http://www.pressclub.host.ru/PR_Lib/PR_Rabots.shtml:
1. PR сект и современный антисектантский PR / Перевод с английского В.В. Фесенко, Е.В. Семеняк (формат MS WORD 170.5 Kb. Адрес для скачивания: http://pr-club.com/PR_Lib/PRsect.doc).
2. Джуренко Р. Паблик рилейшнз Католической церкви в исторической перспективе (формат MS WORD 99 Kb. Адрес для скачивания: http://pr-club.com/PR_Lib/churchPR.doc).
3. Камышников С., Крауш В. Связи с общественностью Русской Православной Церкви (формат MS WORD 170 Kb. Адрес для скачивания: http://pr-club.com/PR_Lib/PROrthodox.doc).
4. Солодов В. PR-деятельность Римской католической церкви: пример Франции. (формат MS WORD 114.5 Kb. Адрес для скачивания: http://pr-club.com/PR_Lib/solodov.doc).
При почти полном отсутствии публикаций о религии и пиаре на русском языке можно воспользоваться материалами сети Интернет, различными по качеству и содержанию:
1. Бергер П. Религия и проблема убедительности / Питер Бергер [Secularization and the Problem of Plausibility // Berger P. The Social Reality of Religion. London: Faber, 1967. P. 127-154] // Журнальный зал. Неприкосновенный запас, 2003 N6(32). – http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html.
Стр. 52.
2. Камышников С. Анализ проблемы взаимодействия системы государственного образования и русской православной церкви / С. Камышников, В. Крауш, М. Мартынова, А. Мисюревич, А. Пахтунова; науч.рук. проф. Туронок С.Г. – http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2004/mo5_st_3.htm.
3. Ковтыха В. Церковный пиар/ Вера Ковтыха // Портал 24.UA. [2008] 29 августа. – http://24.ua/news/show/id/12553.htm.
4. Минко Е. Пиар церковный. Как УПЦ МП решила воспользоваться услугами пиар-агентства, и что из этого вышло / Евгений Минко [гл.ред.журнала «Телекритика» www.telekritika.ua] // Телекритика. – 06.11.2007. – http://www.telekritika.ua/media-continent/authorcolumn/minko/2007-11-06/34745; То же: Reklamaster.com – Первый портал о маркетинге и рекламе в Украине. 2007. 08 ноября. – http://www.reklamaster.com/articles/id/346/print/yes/index.html.
5. Урина Н. В. Социальная коммуникация в доктрине католической церкви на рубеже столетий // От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия / Отв. ред. Я.Н. Засурский и Е.Л. Вартанова. М., 2000. С. 140–145.
По проблемам взаимодействия религии и СМИ стоит обратить внимание публикации по религиозной журналистике:
1. Броджи П. Святое телевидение молится за нас // Телевидение и радиовещание за рубежом. М., 1993. Вып. 8.
2. Католическая церковь и вещание: обзор журнала «The wide world of UNDA». М., 1981.
3. Лукина М.М. Христианское радиовещание в современной России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 1995. №3.
4. Лукина М.М. Четыре модели христианского радиовещания // Журналистика в 1993 г.: Тез. науч.-практ. конф. М., 1994. Ч. 3.
5. Радиоересь. Почему православному христианину не следует слушать некоторые «православные» радиопередачи. СПб.: Издание Спасо-Преображенского монастыря, 1997.
6. Религиозное радио: становление вещания в отечественном эфире // Зарубежная и российская журналистика трансформация картины мира и ее содержание / Под ред. А.А. Стриженко; Барнаул: АГТУ им. И.И. Ползунова, 2003. – http://evartist.narod.ru/text5/82.htm.
7. Стрельчик Е. Как завоевать читателя. Несколько необязательных советов тому, кто собрался делать церковное периодическое издание / Евгений Стрельчик [директор по выпуску газеты «Вечерняя Москва»]. – http://www.religare.ru/article34111.htm.
Для подготовки по теме «Формирование образа Русской православной церкви (РПЦ) в отечественных СМИ» стоит ознакомиться с деятельностью Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского
Стр. 53.
Патриархата (ОВЦС РМЦ МП) и посетить сайт: Русская православная церковь. Официальный сайт московского Патриархата / Служба коммуникации отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. – http://www.mospat.ru. Кроме того, рекомендуется ознакомиться с официальными документами РПЦ и ОВЦС РМЦ МП:
1. Основы социальной концепции Русской православной церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. – http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html.
2. Определение Освященного Архиерейского Собора о вопросах внешней деятельности Церкви (Москва, 2004 г.) . – http://www.patriarchia.ru/db/text/418906.html.
3. Заявление Службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в связи с решением Церкви Англии о допуске женщин к епископскому служению. 1 августа 2008 г. – http://www.patriarchia.ru/db/text/443618.html.
4. Официальное заявление Иерусалимского Патриархата по поводу инцидента, произошедшего в храме Гроба Господня 9 ноября (20 ноября 2008 г.). – http://www.patriarchia.ru/db/text/490927.html.
5. Заявление Службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в связи с решением Церкви Англии о допуске женщин к епископскому служению. 1 августа 2008 г. – http://www.patriarchia.ru/db/text/443618.html.
Дополнение к теме 14 для специальности
«Туризм» и «Социально-культурный сервис и туризм»
Для специальности «Туризм» и «Социально-культурный сервис и туризм» в дополнение к теме 14 рассматривается специфика религиозного туризма, его география и специфика в разных религиях, а также использование ресурсов Санкт-Петербурга.
Студентам необходимо чётко различать культурный «светский» (познавательный) и религиозный туризм, их специфику, виды, формы и цели, а также различия религиозного туризма (религиозного туризма экскурсионной направленности) и паломничества. Важным элементом в изучении географии религиозного туризма России должно стать использование ресурсов Санкт-Петербурга как многонационального и поликонфессионального города для проведения светских и паломнических туров и экскурсий.
Литература к теме «Религиозный туризм»:
1. Бабкин А. Специальные виды туризма. М. Советский спорт, 2008 /гл.2. Религиозный туризм, Гл.3. Религиозный туризм в христианстве. Гл.4. Религиозный туризм в исламе. Гл. 5. Религиозный туризм в буддизме.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
3. Соколова М.В. История туризма. М.: Академия, 2004.
4. Христов Т.Т. Религиозный туризм. 3-е изд. М.: Академия, 2007.
Стр. 54.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Рекомендации по проведению семинарских занятий
На семинарских занятиях разбираются наиболее сложные темы, освещающие особенности внутреннего и внешнего устройства и убранства мест отправления культа в различных религиях и конфессиях на примере Санкт-Петербурга. Особое внимание уделяется правилам поведения на их территории. Для большей наглядности и иллюстрации данной тематики предполагается применение технических средств обучения – демонстрация слайдов и видеозаписей (особенно рекомендуется документальный видеофильм «Религиозный Петербург. Связь времен», 2007 г., созданный в рамках программы «Толерантность» Правительства Санкт-Петербурга).
Для закрепления полученных знаний, формирования на их базе необходимых умений и навыков, а также для отработки теоретических положений курса возможна организация экскурсий по религиозным объектам города и в Государственный музей истории религии.
В данном УМК семинарские занятия представлены в трёх вариантах:
– при минимуме семинаров (2-5 занятий) предлагается вариант «Общих вопросов религиоведения»;
– при возможности или при большем количестве выделяемых часов предполагается вариант 2, посвящённый дополнительному изучению храмов и мест собраний и молитв в разных религиях на примерах Петербурга (такая форма семинаров проводится в БАТиПе с 2003 г.).
Существует 2 основные формы проведения семинаров:
1. Несколько человек готовят доклады по темам семинара (из расчета 1 человек-1 тема, продолжительность доклада 7-10 минут, исходя из того, что должны прозвучать ВСЕ темы семинара).
2. Готовятся все как в школе, и устраивается фронтальный опрос и/или письменная проверочная работа.
Обычно проще проходит вариант 1, но в случае неготовности или плохой подготовленности докладчиков, а также неготовности работы на семинаре у всех остальных, случается вариант 2 (особенно это касается «неходящих»).
=> [доклад, 7-10 минут];
Большая просьба к старостамвзять под свой контроль распределение тем для семинарских занятий. Если несколько человек подготовят одну тему, а остальные темы окажутся не озвученными – то придётся всем самостоятельно готовить их к зачёту и к проверочной работе.
При подготовке к докладу/сообщению необходимо помнить о нескольких моментах:
1. использовать информацию из нескольких источников;
2. чётко структурировать своё выступление;
3. обязательно уточнить по толковым, специальным или электронным
Стр. 55.
словарям ВСЕ непонятные термины; для этого лучше всего подойдёт «свободная энциклопедия Википедия» (http://ru.wikipedia.org/wiki) и закладка «Словари» в Яндексе (http://slovari.yandex.ru).
4. кратко и доступно объяснить основные термины и понятия слушателям;
5. обязательно учитывать временной регламент;
6. выступление должно быть логичным, понятным, НЕ перегруженным специальной терминологией и религиозными оборотами (оно должно носить информативный характер и «не быть проповедью»;
7. иллюстрации и наглядность приветствуются.
Вариант 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ