Философские знания о религии до 19 века.
Религия была объектом рассмотрения той или иной степени на всем протяжении ее развития. Они с завидным постоянством периодически задавались вопросами о сущности религии и причинах ее возникновения. Размышления о религии велись на Древнем Востоке и в античном мире, в Средние век и в Новое время, не прекращаются и в современности.
В европейской мысли объяснение религии имело введу выработку какого-то представления об этом явлении, поиск причин его возникновения, характеристику его роли в обществе и в жизни человека. При ответе на вопрос, что представляет собой религия , обычно указывают на колдовство, магию, волшебство, на идею богов или бога, на поклонение им, на связь между богом и человеком. Общепринятого мнения нет и сейчас. По мере развития христианской теологии религию стали характеризовать и как веру в сверхъестественное. Наиболее радикальные, свободомыслящие называли ее «бессмыслицей», «суеверием», «предрассудком», показывали ложность всех религий. Был сформулирован ряд идей с помощью которых объясняли источники и происхождения религии; источники находили в разрушительных силах природы, невежестве, страхе, обмане, соглашении и т.д. Эти идеи в чистом виде выступали редко, чаще представали в связи друг с другом.
1Натуралистическая идея. При всем разнообразии взглядов может быть охарактеризована след. Образом: религия порождена грозными силами природы, сначала она выступала виде обоготворения грозных и разрушительных явлений природы. Затем совершился к почитанию сил природы. По аналогии с самим собой первобытный человек постепенно пришел к олицетворению как отдельных явлений. Постепенно осуществлялся переход от фетишизму к антропоморфизму и от политеизму к монотеизму . Элементы натуралистической идеи мы встречаем еще в античности. Натуралистическая идея была популярна и в эпоху возрождения . Идеи этого типа неоднократно высказывались и в 19 веке. Натуралистическая идея подметила природоморфность религиозно мифологических образов. Культы различных явлений различных явлений природы- животных растений, солнца, гор, рек были широко распространены на ранних этапах человеческой истории, а в качестве элементов сохраняются у многих народов и в наши дни. Однако исключительный акцент на грозных и разрушительных силах природы при объяснение причин ограничивал эгрестическое, т.е. продуктивное значение идеи.
2 Популярной у философов была идея невежества как причины появления и существования религии. Например Гольбах полагал, что суеверным человека делает невежество.
3 Психологическая идея страха у одних мыслителей развертывалась в систему взглядов, другие включали ее в качестве элемента более точной концепции. Обещающую поиски античных мыслителей формулу нашел Петроний : «Первых богов на земле создал страх». Позднее эта мысль звучала в 17-19 вв. Предпринимались попытки найти источники страха. Абсолютное большинство указывало на очевидную связь. Страх и трепет порождаются силами природы. Но на ряду с объяснением источника страха действием природной силы складывалась точка зрения согласно которой страх и неуверенность порождаются определенными общественными явлениями. По мнению Спинозы отсутствие возможности «поступать по определенному плану», игра фортуны служат источником страха. Страх за свою судьбу, боязнь неблагоприятных событий заставляет человека обращать человека обращаться за помощью к силам. Разделяя псих. Идею страха Гольней в 18 веке ссылался в том числе и на некоторые общественные события. По его мнению с появлением угнетателей основой религии стал служить страх перед общественными бедствиями.
4 Идея обмана. Одна из самых ранних по появлению. Согласно ей религия поваляется не из внутренней потребности дух. Природы человека, а навязана людьми с помощью обмана. Известны 3 ее разновидности: в соответствии с первой религия введена царями и законодателями, согласно второй – жрецами, согласно третей- философами и мудрецами. Авторство приписывается афинскому тирану Критию, который доказывал, что древние законодатели выдумали божественного надзирателя над всеми человеческими добродетелями и пороками дабы из страха перед этим ним никто не совершал несправедливости. Мысль о том, что религия навязана из вне.
5 Конвенциональная идея. Пыталась ответить на вопрос каким образом вымысел законодателей, жрецов и философов мог стать общим достоянием всех народов. Ее сторонники полагали, что возникновение существования религии являются продуктом договора или соглашения законодателей и жрецов с их народами или целых народов друг с другом. Родоначальником идеи считается Секст Импири. В Новое время ее пропагандировал Жан Жак Руссо.
6 Идея антропоморфизма. Стремилась свести религию к человеку и представить религиозные образы как отражение его сил и способностей. Согласно этой идеи, человек создает богов по своему образу и подобию. Зачатки этой идеи можно найти в сочинениях Синофана. Позднее многими мыслители становились сторонниками этой идеи. Была высказана и развивалась о социоморфном характере персонажей античной мифологии, библии, Корана. В период античности Эфгемер утверждал, что греческие боги ни что иное как знаменитые и заслуженные мужи отдаленного прошлого.
7В Новое время интенсивное выражение находит критическая установка по отношению к религии. Влияние религии уподоблялось действию опия (Марешаль). Применительно к области политики подчеркивалась религии в сохранении и укреплении власти монархов, царей, королей. Критически оценивалась религия в области морали.
8.Оценочный подход обуславливал вывод о том, что для просвещенных кругов религия должна быть заменена научной, рациональной картинной мира. Мыслители эпохи возрождения предлагали заменить ее естественной религией разума. Эта традиция была развита английскими философами 16,17 вв. Деистами и материалистами 17,18 вв. Однако многие из них считали, что если просвещенным кругам религия не нужна, то она должна быть сохранена для народы, толпы. Все же гипотеза о возможности существования сикулярного общества была высказана; ее сформулировал Бейль, в своей работе он обосновывает независимость морали от религии , подчеркивает, что религиозный фанатизм служит причиной полит. Преследований из атеистических семейств, полагает он, могло бы образоваться многочисленное общество, которое имело бы принципы достаточные для сохранения устойчивости и мира.
Основные концепции понимания мира в рамках религии.
Это достигается памятью и соображением.
Для Юмма ни живые идеи памяти, ни слабые идеи воображения не могут появиться в сознании, если ими не предшествовали соответствующие впечатления, подготовившие им путь. Так, философ рассматривал веру в соотношении со способностями памяти и воображения, считая что идей памяти потеряв свою силу и живость могут ослабеть так, что будут приняты за идеи воображения и наоборот, т.е. Для Юмма Вера это идея, связанная с наличными впечатлениями.
В вопросе о познании и знании Юм занимал позиции агностицизма и скептицизма. Примером, каузальность(причинно-следственные связи) для него не доказуема. Ее психологическая основа лишь ассоциация восприятия событий последовательности. Истоком возникновения религиозных представлений у древних народов считал не созерцание природной гармонии и не особое религиозное чувство, а озабоченность людей жизненными проблемами, решения которых часто неподконтрольные им. Неведомые причины неестественного хода повседневных событий наделаются антропоморфными качествами и становится предметом поклонения и страха. Первоначальный политеизм сменяется монотеистическими представления ми, которые однако слишком абстрактны и имеют тенденцию к откату более уточненным формам политеизма.
Философия религии Имануила Канта.
Толкование религии было представлено Кантом в контексте его философской системы с позиции убеждения наличии априорных способностей человеческого познания и априорных знаний. Априорные и необходимые понятия разума, которым не может быть дан в опыте никакой предмет, философ называл "идеями чистого разума". Из трех основных разновидностей умозаключений Кант дедуцирует три класса идей: души, мира и Бога. Находя эти идеи естественным порождением разума он все же не считает, что они могут быть источником объективного знания. В свою череда этика-теология Канта доказуем не существование Бога, а необходимость веры в него для поддержания нравственного образа мысли. Так, сущность религии представлена как моральный образ мыслей и соответствующий образ жизни. Значимым является допущение возможности самостоятельно делать выбор. Кант утверждал, что отсутствие знания о бытии Бога и бессмертии в замен которого у человека есть только вера и надежда позволяет спасти бескорыстность долга и свободы личности. Полное знание предопределяло бы поступки людей.
Философия религии Г.В.Ф.Гегель.
Гегель сделал религию существенной частью грандиозной философской системы, где в отличие от Канта он исследует не только научные знания, но всю сферу человеческого духа. В целом философ преодолевает просвещенческий подход к религии, отмечая, что убеждения миллионов людей в течение долгих столетий не были " пустой бессмыслицей и даже безнравственностью".по его гению религия является важнейшим фактором культуры в жизни духа как отдельной личности, так и народа в целом. Религия для Гегеля есть высшая форма по съедения абсолютного духа, уступающая лишь философии, из чего следует формула о том, что у религии и философии одно и тоже содержание, но разные формы: религия постигает абсолютной истиной в виде представлений, а философия в форме понятия. В Гегелевской абсолютное духе обнаруживается и разрешается все противоречия, в том числе божественного и человеческого. Описывая процесс появления религиозного отношения, философ подчеркивает как их различие, так и единство. Абсолютный дух предстает во-первых "как в себе и для себя сущий Бог в его вечности до сотворения, вне мира." Во-вторых происходит сотворение мира, а это сотворенное, это инобытие раскалывается в самом себе на две стороны: физическую природу и конечный дух. Это сотворенное- нечто другое, сначала положенное вне бога. В-третьих, совершает примирение ,благодаря которому дух объединяет с собой то, что отбелил от себя: и здесь он выступает как Святой Дух в своей общине. По причине этого внутреннего единства ход человеческой истории и эволюция и эволюция религиозного представления соответствует друг другу в своей разумности и представляют собой как развитие человечества, та км развитие самого Абсолюта, Бога в различных исторических формах религии, при этом высшую стадию развития религии Гегель связывает с христианством(как и Кант).
Философия религии Людвига Фейербах .
Он считал религию главным предметом своих исследований. Он отмечает, что нет особого религиозного чувства, с которым человек появляется на свет. Философ рассматривает религию антропологически - как попытку человека познать свою природу. Человек "основывается на другом существе", т.е он зависти в самом широком смысле слова. Религия эксплуатируя образ родовой зависимости человека от сверхъестественных сил становится необходимой, спасительной. Обращаясь к Богу, человек На самом деле обращается к себе, к свои идеям и к результатам работы собственной фантазии. Человек есть начало, середина и конец религии. религия для него история на, появляется не случайно, а в связи с интересом человека в собственной природе, поэтому предстает в различных формах в зависимости от условий жизни людей. Философ видел абсолютное сущность и цель существования человека в мышлении, боли и чувстве. на смену закономерности придет новая естественная религия свободного человека -философия будущего, эвдемонизм(это учение о счастье или философия любви). В ней здоровый эгоизм вкл сопричастность к другому, так как настоящая мораль исходит из потребности во всеобщем счастье, а всеобщая любовь- важнейшая составляющая человеческой природы. Бескорыстная любовь к другому - необходимы, с позиций принципа эгоизма элемент счастья, без нее человек не может реализовать себя, но это становится очевидным не сразу.
Взгляды на религию Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Они представили анализ общества по представил диалектического метода, исходя из материалистической точки зрения. Религия понималась им, как "превратное мировоззрение". Так основание ложного мировоззрения или религии - это превратный мир частной собственности и разделения труда. Истинная сущность религии обнаруживается все ее мире, противоречивом в себе самом, где человек подвергается угнетению и эксплуатации. Сама по себе религия лишь вредная привычка, "опиум для народа". По их мнению необходимо выведение религиозных форм из отношений реальной жизни, оно представляет собой конкретизацию принципов материалистического понимания истории и предполагает раскрытие отношения человека к природе, анализ непосредственного процесса производства его жизни, а вмести с тем общественных условий его жизни и проистекающих из них духовных представлений. Вместе с. Тем религия должна стать предметом научной критики, к примеру христианская религия двух тысячелетий должна рассматриваться как ложная, но неизбежная для хода развития идеалистическая форма, из которой необходимо осуществить вышелушивание ценных результатов. Они выскажи гипотезу о том, что религиозное отражение действительного мира в будущем может исчезнуть, но лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между сбой и с природой.