Теоретические предпосылки религиоведения.
Теория религии.
Религиоведение как наука.
Слово религия происходит от лат. Religare связывать, соединять, восстанавливать связь. Т.е. изначально религия понималась, как связь человека с высшими силами. В свою очередь религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, богу или богам или к чему бы то ни было рассматриваемому как священное или сакральное. Религиоведение относительно относительно самостоятельная отрасль знания, складывалась начиная с 19 века, хотя религиоведческие знания накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке ряда наук. С этим связано содержание, строение и структура религиоведение. Знания. Предметом религиоведения является закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории человечества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и др. областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Основное в рел. – философское содержание, что обусловлено 2мя обстоятельствами. Центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта, во 2х исследование религии неизбежно обращается к филосовско -миорвозренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрение этих вопросов рел. Опирается на наследие фил. Мысли , на историю естественных и общественных наук, на достижения современной НТР, на научное объяснение религии. Различают теоретическое и историческое религиовед. 1е раскрывает сущность, глубинные закономерности, разрабатывает понятийный аппарат, предлагает концепции объекта. Создает его диахромное (последовательное) и синхронное(параллельное) изображение, имея дело с явлениями религии.
Основные разделы совр. Рел.: философия, социология, психология, феноменология, история.
Философия религии. Является базовым разделом. Она раскрывает глубинные сущностные свойства объектов. В сою очередь социология, психология, история и др. разделы позволяют увидеть как объект предстает в разных ипостасях на разных уровнях, как он обнаруживается в различных феноменах. Осмысление религии в той, или иной степени всегда было составной частью историко-ф. процесса. Экспликация(выделение) философии религии, как соц. Предметной области философствования, происходи в 18-19 веках благодаря трудам выдающихся философов и теологов. В 20м веке проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии .Эти концепции многообразны, энтерпритация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа.
Социология религии как научная дисциплина начинает формироваться с середины 19 века определением ее предмета может быть следующее: она исследует религии как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуры, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы., специфику обратного влияния последних на религию. С.Р. рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием.
Психология религии формируется на рубеже 19-20 веков. В ней реализуются как общепсихологические, так и социально - психологические подходы в изучении религии. Методами ее исследования являются псих. Закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных идей, индивидуальной, групповой и общественной психологии, содержание структура , направленность этих явлений их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Процессы состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивида к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам.
4. Феноменология религии.
Феноменология религии складывается в 20 веке, она пока в меньшей степени конструировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины. Главными понятиями здесь являются " священное", в отличие от "профанного", "нуминозное" («нумен» -Божественная воля ,власть) и др. Гипотетически предметное поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимания религии, дает их систематическое описание, разрабатывает их классификации с помощью сопоставления и сравнения.
5) История религии.
История религии наследовала результатом многовекового развития исторических знаний о религии. Особое значение имели исследования ,проводившиеся начиная с Нового времени. С 19 века история религии становится областью деятельности многих исследователей. История религии рассматривает движущиеся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретностей их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленно существовавших и существующих религий. Изучаются происхождения религии, ранние формы верования. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, история данной религии или конфессий, страноведческой истории религии.
Классы понятий и терминов религиоведения.
Они составляют:
1) общефилософские и социально -философией категории (бытие, сознание, символ ,истина и тд);
2) понятия и термины ,прошедшие из логики, этики, эстетики (знак, смысл, милосердие, красота и тд.);
3)общенаучные понятия (система, функция, роль, закон),они применяются в области различных наук и требуют выявления соответствующих ти
Методы исследования.
Религиоведение использует большое число различных методов исследования. Как и в любой науке здесь применяются философские, специально- ,общие- и частно -научные термины, теоретические и эмпирически методы: системное метод, диалектика, анализ, синтез и тд. В исследованиях религий разработаны такие подходы , которые интегрируют многие частные приемы:
1) каузальный(причинно-следственная связь) анализ, он имеет в виду изучения причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии;
2) историзм, в качестве инструмента познания использует логику истории
3)типологический метод, он представляет собой совокупность процедур разделения и группировки объектов по каким-либо признакам;
4)феноменологический метод, это совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействие людей ;
5)герминевтетический метод, он применяется в целях достижения понимания религиозных явлений;
6)структурно-функциональный анализ, он имеет дело с объектом, представляющими собой системы, и направлен на рак рытвине их строения и функционирования.
Принципы изложения при раскрытии содержания.
1)исходный принцип -строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета;
2)принцип рассмотрения религии в контексте развития духовной культуры;
3)анализ мировоззренческих вопросов по углов зрения проблем бытия человека, его сущности и существования, целей и смысла жизни, смерти и бессмертия, т.е. в плане рассмотрения философской антропологии;
4) существенное требование к религиоведу- существенная реализация положений Декорации, принципов толерантности, принятые ЮНЕСКО в 1995,выражавшиеся в способности проявлять уважение к " другим и другому" независимо от из происхождения, пола, расовой, этнической и конфессиональной принадлежности.
Религия Древней Греции.
В основе своей пронизана мифологией. Священного писания не было, канон отчасти заменили поэмы Гомера (Эллада, Одиссея, Гессиода). Геродот считал, что именно они сотворил греков и богов. Политеизм Гомера еще не редко лишен персонификации. Божества Гесиода уже персонифецированны, получив свою биографию и судьбу. Некоторые боги стали отождествляться с планетами. В период расцвета Полисов греческую религию стали называть Олимпийской (по имени горы Олимп в Фессалии, где, как полагали греки, жили их главные боги). Греческая религия не знала жестких религиозных догматов и обособленной, замкнутой греческой касты. Это создавало условие для свободного отделения естественнонаучных знаний от религии. Уже орфики попытались исправить традиционно мифологическую картину……
Кроме богов чтили обожествленных героев: Геракла, Персея, Елена, Менелая и др. Религиозное сознание греков пронизанное идеями гармонии и порядка уживалось экстатическими культами дионисийского толка. В общем, греки отличались огромной веротерпимостью.
Основные этапы.
Олимпийский пантеон сложился, вероятно, еще в крито-микенскую эпоху. Бессмертные боги воспринимались как облагороженные человеческие существа, воплощающие гармонию, разумный порядок и красоту, что становится главным космическим принципом. Люди и боги эти периода соразмерны. Люди, став героями, могут перебороть волю богов. К концу периода архаики мифологические воззрения были критически пересмотрены, им пытались дать разумное рациональное истолкование. в обновленной системе ведущую роль стала играть святилище Апполона в Дельфах. В Классическую эпоху греки активно знакомились с другими народами, их культурой и верованиям Критическое отношение к старой религии усугублялось. Росла популярность уличных философов, наподобие Сократа. Но подлинную революцию в умах афинских граждан совершили софисты, заявившие, что человек-мера всех вещей.
В эпоху Эллинизма Греция утратила независимость, ее культура приобретала космополитический характер. А для религии наступил заключительный этап, греки увлеклись монотеистический иудаизмом, стали стремиться к некой универсальной религии, строя пантеоны всем богам сразу. А отправной точкой рассуждения стало человеческое счастье, которое и признавалось высшим благом.
Храмы и обряды.
Греки возводили величественные, роскошные храмы олимпийским бокам и ставили их прекрасные, антропоморфные статуи. В основу был заложен мегарон –дом властителя. Со строительством храмов было связано и появление 2х главных архитектурных стилей. Здания и статуи покрывали разноцветными росписями. К богам греки относились , как к людям. Их молитва сводилась к обращению к богу, восхвалению его, просьбе и обещанию отблагодарить за ее выполнение. Для священно действий и жертвоприношений выделялись жрецы. Жрецом мог стать любой, свободный, гражданин.
Главные культы.
С угасанием старой олимпийской религии все большее значение получали экстатические культы, в которых могли реализоваться сильные религиозные эмоции и без специальных знаний постигаться божества. Как общегреческий, утвердился культ Зевса. К числу самых популярных относились также культы Деметры, Диониса и Аполлона.
Религия древнего Рима.
Со времени основания Рима в 8 в.до н.э., за 12 вековую историю, вместе с гос. строем менялась его идеология, том числе и религия, которая складывалась из культов и религиозных представлений разных народов, Древнеримская религия утратила первоначальную простоту и приобрела пестрый интернациональный характер. Римская религия был строго формализована, она пронизывала и личную и общественную жизнь Рима и сводилась, в основном, к беспрекословному и юридически точному соблюдению внешней стороны культа. На религиозном чувстве римлян основывались их главные добродетели: дисциплина, честность, целомудрие. Их чувства к бога были, как чувствам сыновнего долга и почтения. Другой уникальной чертой считается отсутствие мифологии в общепринятом виде. Мифологизирована была истории, заменявшая римлянам теологию. Важной частью религии была магия.
Основные этапы.
Ранняя римская религия была архаична. Особой магической силой жители Италии наделяли реки горы камни, деревья , рощи и т.д. Четкого представление о божествах не было. Для них в окр. Мире действовали неопределенные силы. Духа- покровителя имел каждый человек. Позднее боги стали изображаться в человеческом облике, а их мир строился по образу человеческого. В период республики происходили изменения, утвердился и увеличился римский пантеон. Усложнялись функции и уточнялась индивидуальность богов. Многие римские боги стали отождествляться с греческими. Заимствовались их мифы и ритуалы. Позднее религия в общих слоях общества стала вырождаться безразличие или даже безбожие, а в народе суеверие.
В период империи император Август пытался упрочит позиции религии, понимая ее как подлинную опору власти. Стремился скрепить ее императорским культом.(статус гос религии). Но кризис старых религиозных ценностей стал очевиден и привел к замещению их христианству.
По началу, культ римских богов отличался простотой. Когда у греков были заимствованы сказания о богах стали создавать их изображения, а также строить святилища. Регулярных общественных богослужений и молитвенных собраний в римских храмах не совершалось. Внутри них священнодействовали жрецы. Служение богам выражалось во множестве ритуалов. (Жертвоприношение, праздничных, торжественных процессий, молитв, обетов). Высшая дух власть принадлежала жрецам-понтификам. Жрицы –весты (весталки).
Религия Японии и Китая.
Ни в даосизме не в конфуцианстве нет единого и всемогущего бога, учений о творении им мира, бессмертии души и т.п. Высшим божеством Китая всегда считалось Небо – верховная всеобщность в ее абстрактности и безразличии к человеку, но которому необходимо поклонятся. другой особенностью древней китайской религиозности была незначительная роль мифологии, которую заменяли легенды о мудрецах и справедливых родителях прошлого, которые в сущности и есть китайские божества – добрые духи, посланные Небом.
Конфуцианство (Джу Дзяо)-буквально, учение образованных, просвещенных, благородных людей. Древнейшее китайское филосфское учение составляющее наряду с Даосизмом и Буддизмом , так называемые, «Три учения» или Сянь Цзяо. Его возникновение 6-5 вв до н.э. связывают с теоретической и прикладной деятельностью реального исторического лица известного лица, известного под именем Конфуций. Он родился 551 и умер в 479 году до н.э. в семье обедневших аристократов и после ухода со службы стал первым в Китае профессиональным преподавателем.
Схема истории развития Конфуцианства такова:
1. Древнее конфуцианство(6-3 вв до н.э.) представленное каноническими, протофилософскими памятниками и авторскими трактатами позднечжоуских мыслителей.
2. Классическое конфуцианство (2 …) оформившееся в ханьскую эпоху в результате синтеза исходных конфуцианских идей и идей, принадлежащих другим национальным древним философским школам.
3. Неоконфуцианство (11-17 вв. н.э.) основу которого составляет редакция Чжу Си – чжусианство, заключающаяся в заимствовании буддийских концепций и в дальнейшей разработки гносиологичекой и онтологической проблематики.
4. Постконфуцианство (2ая половина 19 века)- новейшие попытки модернизации конфуцианства, через привлечение идей западной цивилизации.
Основные книги: конфуцианский канон распадается на 2 набора книг: пяти каноние или уцзин и четверокнижие (Сы Шу). 5ая книга И Цзы –Книга перемен самый загадочный из древнекитайских памятников, в котором истолковывается особые письменные знаки – гексаграммы.
Основой конфуцианства выступает учение о идеале личности - благородном муже, под которым понимается человек, обладающий 5ю добродетелями: гуманностью, благопристойностью, справедливостью, мудростью и верностью. Отсутствие или неразвитость любого из них у народа населения, монархов и его окружения неумолимо ведут за собой изъяны государственного управления. В воспитании и образовании основной стала проблема добра (шань) и зла (э). Философы сходятся во мнении о возможности искусственного воспитания первого и нейтрализации второго, путем воздействия на личность человека, внешнего и внутреннего фактора. Внешний фактор- окружающая его социальная среда, семья, отношениям в которой и уделялось большое внимание. семейное воспитание должно дополнятся или восполнятся образованием, обычно это изучение историографической литературы и художественной словесности, включая навыки стихосложения. Под внутренним фактором понимается психо-эмоциональное состояние индивида, его чувства или эмоции, которые должны подлежать управлению , а идеале подавлению. В целом, жизненный путь человека рассматривается как результат его собственных усилий и поступков. И так, Конфуцианство является этико-политическим учением, своего рода социально-этической антропологией, сосредоточенной на проблемах природы и бытия человека, как члена социума.
Даосизм.
Даосизм (Дао Цзяо) буквально, учение о Дао –тоже является китайским вероучением (5-3 вв. до н.э.). Оно состоит и двух структурных направлений: Даосско-философское направление – ориентировано на достижение личностью духовного совершенства, тогда как, даосско-религиозное – на обретение человеком физического бессмертия и его превращение в особого типа существо, называемое бессмертным - Сянем и обладающее сверхъестественными свойствами и способностями, включая способности передвижении – полета. Их относительная самостоятельность характерна для этапа зарождения и формирования Даосизма, примерно до второго века н.ж.
Следующий этап соотносится с развитием уже сформировавшейся даосской традиции. В ней генезис вероучения возводится двум древним трактатам, приписываемым легендарному мудрецу Лао Цзы и Чжуан Чжоу, где излагается все фундаментальные для даосизма идеи и концепции, начиная с учения о Дао.
Философия Даосизма. Выступает как космогоническое порождающее начало, предшествующие миру «оформленных вещей». При этом Дао предстает в 2х основных ипостасях:1-одинокое прибывающее в покое и принципиально недоступное восприятию и словесно понятийному выражению; 2-всеобхватное, всепроникающее, изменяющееся вместе с миром, действующие и проявляющее себя в оформленных вещах - его благая сила, которая доступна восприятию и словесному выражению.
Важнейшим в даосизме является тезис о единстве и нерасчлененности Дао. В связи с чем смерть рассматривалась, как естественное повод для радости освобождения от телесной оболочки, а целью существования человека провозглашается достижение состояния полной идентичности с сущностью мира через растворение своей самости в природе и самослияние с Дао. Это состояние «естественности» или Цзы Чжань достигается «недеянием».
Религиозное учение даосизм. Учение о единстве мира, универсальности перемен и идея гомоморфизма (совершенного подобия, макро- и микрокосмос) были перенесены на человеческое существо. Раз макрокосма вечен, то вечным может быть и микрокосмос(тело человека) дисгормония, ведущая к смерти индивида- результат отступления от универсального Дао, перенесение всех его атрибутов на тело даосского адепта может сделать его преображенным и вечным. Религиозное направление подразделяется на внешнюю и внутреннюю алхимию. Первая предполагает изготовление эликсиров бессмертия. Вторая- как б создание эликсира в самом теле даосского адепта, через регуляцию пневменных энергий. Даосская алхимия является общекультурны феноменом китайской цивилизации.
Даосизм, как государственная религия. НА рубеже 2-3 вв. даоская школа ( «Небесные наставники») приобрела черты теократического государства, с развитой церковной иерархией и литургией. (Потомственно). В качестве автономии этой школе было выделено отдельное пространство.
Даосизм и Конфуцианство оказали определяющее воздействие и на искусство Китая : консервация мифологии, породившая универсальную модель восприятия дикой природы, поэзии и живописи.
Синтоизм (Ками-но-мити) ограничен приделами Японии, где он тесно переплетается с буддизмом, насчитывая столетия существования. Примерно зародился в начале нашей эры. Действенный аспект религий Японии преобладает на духовно- доктринальном, большое значение имеет паломничество. Синто означает путь богов ( в переводе). Согласно синто природа- рощи, реки, горы, камни и т.д. населена бесчисленным кол-вом божеств- Ками (включая духов рек). Человеческая природа – высшая, потому что у человека больше всего природы Ками. С вязь человека с божествами и духами предков не расторжима. Вселенная считается божественной и утверждается, что человеку следует жить в гармонии с ее святостью. Соблюдая правдивость и очищение, человек может открыть, заложенную в нем, божественную природу и получить поддержку, благословение и руководство от Ками. Главная цель адептов синтоизма – достижение бессмертия среди духов предков. Природа Ками в человеке бессмертна. По этому необходимо оставить добрые воспоминая, исполняя долг. Всевышний Бог отсутствует. Синтоизм не имеет и своего основателя, священных писаний не четко оформлены религиозной доктриной. Авторитетными считаются книги –Кодзики (записи о делах древности) и Нихонги (аналлы Японии). Созданы при сильном влиянии китайского духовно наследия. Синтоиз представлен 2мя уровнями: государственным и храмовым. Государство считается божественным институтом, законы которого не могут нарушаться, обожествляется императорская власть. Храмовый синто направлен на проявление благодарности Ками. Святилища находятся в природной среде. В культово-обрядовой практике большое значение имеют праздники (Матцури). Паломничество с целью умилостивления богов. при этом составной частью богослужения иногда являются ритуальные танцы, а в здании театра проходили представления традиционного театрально искусства Японии – Но.
Теория религии.
Религиоведение как наука.
Слово религия происходит от лат. Religare связывать, соединять, восстанавливать связь. Т.е. изначально религия понималась, как связь человека с высшими силами. В свою очередь религиоведение можно охарактеризовать как особую разновидность гуманитарного знания, изучающую религиозное поведение человека по отношению к трансцендентному, богу или богам или к чему бы то ни было рассматриваемому как священное или сакральное. Религиоведение относительно относительно самостоятельная отрасль знания, складывалась начиная с 19 века, хотя религиоведческие знания накапливались в течение веков. Оно вычленялось на стыке ряда наук. С этим связано содержание, строение и структура религиоведение. Знания. Предметом религиоведения является закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории человечества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и др. областей культуры. Оно изучает религию на уровне общества, групп и личности. Основное в рел. – философское содержание, что обусловлено 2мя обстоятельствами. Центральным в нем является разработка наиболее универсальных понятий и теорий объекта, во 2х исследование религии неизбежно обращается к филосовско -миорвозренческим вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрение этих вопросов рел. Опирается на наследие фил. Мысли , на историю естественных и общественных наук, на достижения современной НТР, на научное объяснение религии. Различают теоретическое и историческое религиовед. 1е раскрывает сущность, глубинные закономерности, разрабатывает понятийный аппарат, предлагает концепции объекта. Создает его диахромное (последовательное) и синхронное(параллельное) изображение, имея дело с явлениями религии.
Основные разделы совр. Рел.: философия, социология, психология, феноменология, история.
Философия религии. Является базовым разделом. Она раскрывает глубинные сущностные свойства объектов. В сою очередь социология, психология, история и др. разделы позволяют увидеть как объект предстает в разных ипостасях на разных уровнях, как он обнаруживается в различных феноменах. Осмысление религии в той, или иной степени всегда было составной частью историко-ф. процесса. Экспликация(выделение) философии религии, как соц. Предметной области философствования, происходи в 18-19 веках благодаря трудам выдающихся философов и теологов. В 20м веке проблемы религии получают разработку в сочинениях ряда выдающихся представителей различных направлений философии .Эти концепции многообразны, энтерпритация религии в них осуществляется под углом зрения какого-то субординирующего принципа.
Социология религии как научная дисциплина начинает формироваться с середины 19 века определением ее предмета может быть следующее: она исследует религии как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития, функционирования, ее элементы и структуры, место, функции и роль в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы., специфику обратного влияния последних на религию. С.Р. рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, анализирует религиозное поведение людей в единстве с их сознанием.
Психология религии формируется на рубеже 19-20 веков. В ней реализуются как общепсихологические, так и социально - психологические подходы в изучении религии. Методами ее исследования являются псих. Закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных идей, индивидуальной, групповой и общественной психологии, содержание структура , направленность этих явлений их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества. Процессы состояния, личностные свойства анализируются в связи с принадлежностью индивида к определенным общественным системам, классам, слоям, этносам, демографическим и профессиональным группам.
4. Феноменология религии.
Феноменология религии складывается в 20 веке, она пока в меньшей степени конструировала себя в качестве относительно самостоятельной дисциплины. Главными понятиями здесь являются " священное", в отличие от "профанного", "нуминозное" («нумен» -Божественная воля ,власть) и др. Гипотетически предметное поле феноменологии религии: она соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих индивидов с точки зрения реализующихся религиозных значений и смыслов, на этой основе достигает понимания религии, дает их систематическое описание, разрабатывает их классификации с помощью сопоставления и сравнения.
5) История религии.
История религии наследовала результатом многовекового развития исторических знаний о религии. Особое значение имели исследования ,проводившиеся начиная с Нового времени. С 19 века история религии становится областью деятельности многих исследователей. История религии рассматривает движущиеся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретностей их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленно существовавших и существующих религий. Изучаются происхождения религии, ранние формы верования. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, история данной религии или конфессий, страноведческой истории религии.
Классы понятий и терминов религиоведения.
Они составляют:
1) общефилософские и социально -философией категории (бытие, сознание, символ ,истина и тд);
2) понятия и термины ,прошедшие из логики, этики, эстетики (знак, смысл, милосердие, красота и тд.);
3)общенаучные понятия (система, функция, роль, закон),они применяются в области различных наук и требуют выявления соответствующих ти
Методы исследования.
Религиоведение использует большое число различных методов исследования. Как и в любой науке здесь применяются философские, специально- ,общие- и частно -научные термины, теоретические и эмпирически методы: системное метод, диалектика, анализ, синтез и тд. В исследованиях религий разработаны такие подходы , которые интегрируют многие частные приемы:
1) каузальный(причинно-следственная связь) анализ, он имеет в виду изучения причинно-следственных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии;
2) историзм, в качестве инструмента познания использует логику истории
3)типологический метод, он представляет собой совокупность процедур разделения и группировки объектов по каким-либо признакам;
4)феноменологический метод, это совокупность приемов выяснения смыслов и значений в духовном взаимодействие людей ;
5)герминевтетический метод, он применяется в целях достижения понимания религиозных явлений;
6)структурно-функциональный анализ, он имеет дело с объектом, представляющими собой системы, и направлен на рак рытвине их строения и функционирования.
Принципы изложения при раскрытии содержания.
1)исходный принцип -строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета;
2)принцип рассмотрения религии в контексте развития духовной культуры;
3)анализ мировоззренческих вопросов по углов зрения проблем бытия человека, его сущности и существования, целей и смысла жизни, смерти и бессмертия, т.е. в плане рассмотрения философской антропологии;
4) существенное требование к религиоведу- существенная реализация положений Декорации, принципов толерантности, принятые ЮНЕСКО в 1995,выражавшиеся в способности проявлять уважение к " другим и другому" независимо от из происхождения, пола, расовой, этнической и конфессиональной принадлежности.
Теоретические предпосылки религиоведения.