Два рубежный терминологический диктанта по глоссарию.
Тестирование:
1. Какие вы знаете самые древние формы религиозных верований (перечислите)?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
2. Назовите основные компоненты религии.
_________________________________________________________
3. В образе, какой птицы почитался бог неба Гор в Древнем Египте?
А. Сокола
Б. Ибиса
В. Орла
4. Какой из богов Древнего Египта был покровителем искусств и ремёсел?
А. Пта
Б. Атум
В. Ра
Г. Тот
5. С чем связано учение о душе и загробном мире в религии Древнего Египта?
А. С представление о живом фараоне как о боге неба Гора
Б. С представлением об умершем фараоне как о постоянно воскресающем боге Осирисе
В. С представлением о фараоне, олицетворяющем двух богов – Осириса и Гора.
6. Назовите три составные части, которые остаются жить после смерти человека по представлениям древних египтян эпохи Древнего царства.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
7. Что является атрибутом богини справедливости Маат?
А. Перо Павлина
Б. Перо Страуса
В. Пёрышко Колибри
8. Как переводится на русский язык имя Аменхотепа IV Эхнатон?
А. Амон доволен
Б. Угодно Атону
В. Таинственный, скрытый
9. Какое имя носила аккадская богиня плодородия, любви, войны и распри.
А. Бэлом
Б. Инанна
В. Иштар
10. Что стало основой религиозного учения Зороастризма?
А. Почитание древних божеств дэвов, связанных с силами природы
Б. Религиозный дуализм – противостояние добра и зла
В. Учение о божьем суде
11. Какой из древних иранских богов является покровителем земледелия и домашних животных?
А. Ахура-Мазда (Ормузд)
Б. Анхра-Майнью (Ариман)
В. Митра
12. Что принципиально нового внёс Зороастризм в представления религий древних цивилизаций?
А. Учение о божьем суде
Б. Учение о религиозном дуализме
В. Учение о свободе воли человека, который сам выбирает линию своего поведения на стороне добра или зла
13. В чьём произведении подробно описывается греческий пантеон богов, и как оно называется?
А. Поэта Гесиода «Теогония»
Б. Поэта Гомера «Одиссея»
В. Поэта Эсхила «Орестея»
14. Кто был отцом мифического верховного бога Зевса?
А. Гея – Земля
Б. Уран – Небо
В. Младший из титанов Кронос – Время
15. Перечислите атрибуты верховного бога Зевса.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
16. Кто из греческих богов был богом юности и покровителем искусств?
А. Гефест
Б. Дионис
В. Гермес
Г. Аполлон
Д. Афродита
Е. Афина
Ж. Гера
З. Ника
17. В честь кого из богов проводились в Древней Греции раз в четыре года Олимпийские игры?
А. Аполлона
Б. Посейдона
В. Зевса
18. В честь кого из богов в Древней Греции проводились в Дельфах Пифейские игры, состоящие из спортивных, музыкальных и литературных состязаний?
А. Аполлона
Б. Посейдона
В. Зевса
19. С мифами, каких богов связаны греческие мистерии, которые воспринимались древними греками, как способ обретения счастливой жизни после смерти?
А. с мифом о Зевсе – правителе людей, богов и всего мира, а также с мифом о боге моря Посейдоне
Б. с мифом о богине брака Гере, а также с богиней плодородия и мудрости – Афине
В. с мифом о дочери Деметры Персефоне, похищаемой осенью богом царства мёртвых Аидом и возвращающейся к людям весной, а также с культом умирающего и оживающего бога виноградной лозы Диониса
20. Как называется страшное место бога царства мёртвых Аида, куда отправлялись души преступников и святотатцев?
А. Тартар
Б. Тризна
В. Тмутаракань
21. Кто по «римскому мифу» основал Рим?
А. Бог войны Марс
Б. Богиня любви и красоты, возникшая из морской пены Афродита
В. Братья-близнецы, вскормлённые волчицей, Ромул и Рем.
22. Какому греческому богу отождествлён римский бог неба, грома и молнии Юпитер?
А. Богу-врачевателю Асклепию
Б. Богу войны Аресу
В. Правителю людей, богов и всего мира Зевсу
23. С каким культом связано возникновение древнейшего памятника индийской словесности – Веды (знание)?
А. С культом кочевых племен арьев иранского происхождения, вторгшихся в Индию в середине II тысячелетия до н.э.
Б. С культом буйвола, олицетворявшего в Древней индии плодородие и власть царя
В. С культом поклонения растениям, деревьям и камням в Древней Индии
24. Кто из богов ведической религии является главным персонажем космологического мифа?
А. Дьяус – бог неба
Б. Притхви – богиня земли
В. Индра – бог-громовержец, воин и молодой царь богов
25. Напишите сущность понятия «брахман».
_________________________________________________________
_________________________________________________________
26. Что означает в брахманизме Сансара?
А. Жертвоприношение
Б. Возлияния сомы
В. Круговращение бытия и перерождение человека
27. Какой закон представляет собой Карма?
А. Рождения нового поколения
Б. Преемственности
В. Перерождения
28. Как переводится имя основателя джайнизма Джина?
А. Великий герой
Б. Победитель
В. Одетый светом
29. Какая из национальных религий Индии является самой молодой?
А. Индуизм
Б. Кришнаизм
В. Сикхизм
30. Изложите конечную цель жизни по сикхизму.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
31. Назовите три вида бессмертия, которые проповедует даосизм.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
32. Назовите главный принцип в социологии Конфуция.
___________________________________________________________
___________________________________________________________
33. Что означает по Конфуцию «благородный муж»?
А. Знатного происхождения, уважаемого древнего рода
Б. С чувством долга и гуманист – скромный, справедливый, сдержанный, бескорыстный, любит людей
В. Не вмешивается в чужие дела и никому не диктует свои правила поведения
34. Назовите современные организации в Китае, которые способствуют существованию и развитию конфуцианства сегодня.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
35. Какая из религий является первой монотеистической в человеческой цивилизации?
А. Индуизм
Б. Иудаизм
В. Синтоизм
36. Назовите основные священные книги иудаизма.
__________________________________________________________
37. Как переводится слово «Тора»?
А. Повторение
Б. Учение
В. Завершение
38. Перечислите труды древних иудейских авторов, вошедших в Талмуд.
___________________________________________________________
39. Как переводится имя главного ангела в иудаизме Метатрон?
А. Противник
Б. Стоящий у престола
В. Дух премудрости и разума
40. Какая из мировых религий является самой древней?
А. Христианство
Б. Ислам
В. Буддизм
41.Как переводится Будда на русский язык?
А. Озарённый
Б. Пробуждённый
В. Просветлённый
42.Как называется полный свод канонических книг буддизма?
А. Сутта-питаки
Б. Винная-питаки
В. Типитаки
43.Почему майский день в полнолуние является для буддистов трижды святым?
А. Именем Майя названа мать Будды, он родился в этот день и прозрел
Б. Ученик Будды Ананда записал его проповеди, Будда прозрел и умер в этот день
В. Будда родился, прозрел и умер в этот день
44.Как называется первый шаг к нирване?
А. Биккхуни
Б. Сангха
В. Праджня
45.Из какого природного материала создан город – библиотека в Бирме под открытым небом в 1871 г.?
А. Дерево
Б. Камень
В. Мрамор
46.Как переводится на язык пали словосочетание «алмазная колесница»?
А. Махаяна
Б. Хинаяна
В. Ваджраяна
47.Как называется страна всеобщего благоденствия в мифологии ваджраяны в тибетском варианте?
А. Тантра
Б. Шангрила
В. Шамбала
48.Переведите на русский язык «Далай-лама»?
А. Река достоинств
Б. Море совершенств
В. Океан учения
49.Буддизм, какой школы был объявлен государственной религией монголов на съезде нойонов в 1576 г.?
А. Дзэн
Б. Кадампа
В. Гелугпа
50.Какая используется музыка в храмовом богослужении тибето-монгольского буддизма?
А. Смычковых инструментов
Б. Духовых и ударных инструментов
В. Клавишных инструментов
51.Расскажите, что такое Цам и его обрядность.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
52.Расскажите в связи, с чем и в каких веках стал распространяться тибетский буддизм в России?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
53.Назовите единственный тюркский народ, который исповедует буддизм в России.
А. Буряты
Б. Тувинцы
В. Калмыки
54.С каким событием связано новое европейское летоисчисление?
А. С падением Рима
Б. С найденными свитками иудейской общины эссенов
В. С рождением Иисуса Христа
55.Кого из миссионеров в Армении прозвали Лусаворичем (просветителем)?
А. Царя Трдата III
Б. Григория Партева
В. Апостола Варфоломея
56.Какая дата официально считается годом принятия христианства на Руси?
А. 979 г.
Б. 988 г.
В. 998 г.
57.В каком году Русская православная церковь получила автокефалию?
А. 1448 г.
Б. 1453 г.
В. 1575 г.
58.Какая из православных церквей получила автокефалию в 1970 г.?
А. Албанская
Б. Польская
В. Чехословацкая
Г. Американская
59.Профессором богословия, какого университета являлся августинский монах Мартин Лютер?
А. Оксфордского
Б. Виттенбергского
В. Парижского
60.Что означает слово «Библия» в переводе на русский язык?
А. Много строк
Б. Много страниц
В. Много книг
61.Как называется православный символ веры?
А. Константинопольский
Б. Никео-Константинопольский
В. Никео-Цареградский
62.Наместником кого считается папа Римский на земле?
А. Господа Бога
Б. Иисуса Христа
В. Апостола Петра
63.Какое из церковных таинств осуществляется один раз в жизни человека?
А. Конфирмация
Б. Крещение
В. Евхаристия
64.Назовите имя учителя монахов Александра Пересвета и Родиона Осляби?
А. Преподобный Сергий Радонежский
Б. Серафим Саровский
В. Нил Сорский
65.Какой из католических орденов называют орденом храмовников?
А. Тамплиеров
Б. Бенедиктинцев
В. Иезуитов
66.Какой христианский праздник считается главным праздником всех христиан?
А. Рождество Христово
Б. Пасха
В. День Святой Троицы
67.Перечислите все двунадесятые праздники.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
68.По какому принципу был заключён Аугсбургский религиозный мир в 1555 г.?
А. «Чья страна, тот и правит»
Б. «Чья страна, того и вера»
В. «Чья страна, тот и хозяин»
69.В каком году в Нижнем Поволжье была основана первая немецкая колония лютеран «Сарепта»?
А. 1582 г.
Б. 1740 г.
В. 1765 г.
70.Что лежит в основе учения кальвинизма?
А. Отсутствие общеобязательного символа веры
Б. Об избранности к спасению и о предопределении
В. О невмешательстве государственных властей в дела общин
71.У кого из протестантов и морганатических религий 7-м днём в неделе считается суббота?
А. Молокан
Б. Штундистов
В. Адвентистов седьмого дня
Г. Адвентистов-реформистов
Д. Пятидесятников
Е. Мормонов
Ж. Иеговистов
72.Кто из киевских князей по преданию первыми приняли православное крещение?
А. Аскольд и Дир
Б. Олег и Игорь
В. Кягиня Ольга и князь Святослав
73.Какое имя получила княгиня Ольга во время крещения?
А. Анна
Б. Елена
В. Мария
74.Как звали дядю святого Владимира I, который вместе с ним крестил Русь?
А. Илья Муромец
Б. Добрыня Никитич
В. Алёша Попович
75.Когда была учреждена Сарская и Подонская епископия в городе Сарае на Нижней Волге?
А. В 1240 г.
Б. В 1261 г.
В. В 1279 г.
76.Кто из митрополитов первым приехал умирать в Москву и своими мощами освятил её?
А. Максим
Б. Пётр
В. Феогност
77.Кто из митрополитов добился ханской грамоты, утверждавшей наследственное право московских князей на великое княжение?
А. Цамблак
Б. Алексий I
В. Киприан
78.В каком году была образована русская патриархия во главе с патриархом Иовой?
А. 1448 г.
Б. 1589 г.
В. 1601 г.
79.При каком московском царе был патриархом на Руси Никон?
А. Алексее Михайловиче
Б. Фёдоре Алексеевиче
В. Петре I
80.В каком году был учреждён Святейший Правительствующий Синод?
А. 1721 г.
Б. 1722 г.
В. 1725 г.
81.Когда было восстановлено патриаршество в России?
А. После Февральской революции
Б. После октябрьских событий
В. После гражданской войны
82.Как назывался советский декрет, принятый 23 января 1918 г.?
А. «Об отделении церкви от государства»
Б. «Об отделении государства от церкви»
В. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»
83.Какой закон принял Верховный Совет РСФСР 25 октября 1990 года?
А. «О свободе совести»
Б. «О правах личности»
В. «О свободе вероисповедания»
84.Как называл себя пророк Мухаммад?
А. Последним пророком
Б. Завершающим пророком
В. Печатью пророков
85.Что означает принцип шариата «рай»?
А. Царство небесное
Б. Личное мнение богослова-правоведа
В. Идеальная жизнь на земле
86.Каким термином обозначается национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа против царизма во время Кавказской войны 1817-1864 гг.?
А. Накшбендизм
Б. Ваисизм
В. Мюридизм
87.Назовите имя автора первого перевода Корана на русский язык под названием «Алкоран о Магомете или Закон турецкий».
______________________________________________________________
88.С каких годов XX в. началось возрождение религиозной исламской жизни на Северном Кавказе?
А. С середины 80-х гг.
Б. На рубеже 90-х гг.
В. С середины 90-х гг.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА
№ П/П | Виды учебных работ | Минимум баллов | Максим.баллов | Минимум в % вы - ражении | Максимум в % вы - ражении | |
I. Посещение занятий – максимум – 18 баллов: | ||||||
Лекции и семинары | 1х10=10 | 1х18=18 | 20 -60% | 36-100% | ||
II.Текущий контроль – максимум – 42 балла: | ||||||
Самостоятельная работа студентов: | 5х5=25 | 5х8,4=42 | 25-60% | 42-100% | ||
Всего по секциям ОН и ПиП: | 25 баллов | 42 балла | 25-60% | 42-100% | ||
III. Рубежный рейтинг – максимум 40 баллов: | ||||||
Контрольная работа | 10 баллов | 20 балл. | 10-60% | 20-100% | ||
Тестирование | 10 баллов | 20 балл. | 10-60% | 20-100% | ||
Итого: | 57 баллов | 100 бал. | 57-60% | 100-100% | ||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
КЛЮЧ К ТЕСТАМ:
1. «Фетишизм» – от португальского слова «Feitigo» – магическая вещь; «Тотемизм» – от слова североамериканских индейцев Оджибве «Ototeman» – род его; «Магия» – от греческого слова «Mageia» – колдовство, чародейство; «Анимизм» – от латинского слова «Anima» – душа.
2. Вера в бога или богов, эмоциональное отношение к Богу, вероучение, религиозный культ, организация верующих.
3. Сокола.
4. Пта.
5. С представлением о фараоне, олицетворяющем двух богов – Осириса и Гора.
6.Имя – рен, душа – ба, двойник или образ – ка.
7. Страусиное перо.
8. Угодно Атону.
9. Иштар.
10. Религиозный дуализм – противостояние добра и зла.
11. Ахура-Мазда (Ормузд).
12. Учение о свободе воли человека, который сам выбирает линию своего поведения на стороне добра или зла.
13. Поэта Гесиода «Теогония».
14. Младший из титанов Кронос – Время.
15. Эгида (щит), скипетр, орёл.
16. Аполлон.
17. В честь бога Зевса.
18. В честь бога Аполлона.
19. В. С мифом о дочери Деметры Персефоне, похищаемой осенью богом царства мёртвых Аидом и возвращающейся к людям весной, а также с культом умирающего и оживающего бога виноградной лозы Диониса.
20. Тартар.
21. Братья-близнецы, вскормлённые волчицей, Ромул и Рем.
22. Правителю людей, богов и всего мира Зевсу.
23. С кочевыми племенами арьев иранского происхождения, вторгшихся в Индию в середине II тысячелетия до н.э.
24. Индра – бог-громовержец, воин и молодой царь богов.
25. Брахман – это космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего; член высшей жреческой касты.
26. Круговращение бытия и перерождение человека.
27. Карма – закон перерождения.
28. Победитель.
29. Сикхизм.
30. Конечной целью жизни является слияние человека с Богом после цепи его перерождений, при котором божественная и собственная сущность человека становится единым целым.
31. Небесные бессмертные; земные бессмертные, которые живут в «священных горах» и «пещерных небесах»; просто бессмертные – святые воскресающие после смерти.
32. Жёсткое распределение социальных ролей и функций: «Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником».
33. С чувством долга и гуманист – скромный, справедливый, сдержанный, бескорыстный, любит людей.
34. Общество Конфуция, Фонд Конфуция.
35. Иудаизм.
36. Тора, Танах, Талмуд.
37. Учение.
38. Танах, Мишна и Гемара.
39. Стоящий у престола.
40. Буддизм.
41. Просветлённый.
42. Трипитаки.
43. Будда родился, прозрел и умер в этот день.
44. Праджня.
45. Мрамор.
46. Ваджраяна.
47. Шамбала.
48. Океан учения.
49. Гелугпа.
50. Духовых и ударных инструментов.
51. Цам – праздник, мистерия в ламаизме, когда ламы надевают маски, изображающие Будд, божества, совершают пляски и символически сжигают «злого духа». Цам проходит ежегодно. Цамы имеют несколько видов: разговорный, построенный на диалогах и импровизациях актёров-лам со зрителями; пантомима; с числом участников в 4 – 5 человек; с числом участников в 108 человек; цамы, посвящённые разным персонажам и событиям буддийской истории и мифологии.
52. Тибетский буддизм в России распространился в XVII – XVIII веках в низовьях реки Волги и Забайкалья в результате переселения сюда монгольский ойратских племён дербетов и торгоутов, названных в России калмыками, а также бурят. В 1914 году в состав Енисейской губернии вошла на правах протектората Тува, народы которой также частично исповедовали буддизм.
53. Тувинцы.
54. С рождением Иисуса Христа.
55. Григория Партева.
56. 988 год.
57. 1448 год.
58. Американская православная церковь.
59. Виттенбергского университета.
60. Много книг.
61. Никео-Цареградский символ веры.
62. Иисуса Христа.
63. Крещение.
64. Преподобный Сергий Радонежский.
65. Тамплиеров.
66. Пасха.
67. Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Рождество Богородицы, Воздвижение креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.
68. «Чья страна, того и вера».
69. 1765 год.
70. Об избранности к спасению и о предопределении.
71. У адвентистов седьмого дня.
72. Аскольд и Дир.
73. Елена.
74. Добрыня Никитич.
75. 1261 год.
76. Митрополит Пётр.
77. Митрополит Алексий I.
78. 1589 год.
79. При царе Алексее Михайловиче.
80. 1722 год.
81. После Февральской революции.
82. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
83. «О свободе вероисповедания».
84. Печатью пророков.
85. Личное мнение богослова – правоведа.
86. Мюридизм.
87. Доктор философии П. Постников.
88. На рубеже 90-х годов.
ГЛОССАРИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕРМИНОЛОГИЯМ:
БУДДИЗМ
Абхиджня(санскр.), абхиння(пали) – сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при котором появляются шесть способностей: 1. видеть всё, что пожелаешь; 2. различать и понимать любой язык; 3. проникать в чужие мысли; 4. знание всех своих предыдущих жизней; 5. знание предшествующих жизней других существ; 6. свобода от любых желаний.
Абхидхама(пали), абхидхарма(санскрит.)– питаки –третий и последний после Виная – питаки и Сутта – питаки раздел буддийского канона. Буквальный перевод – «корзина, содержащая буддийскую доктрину». Это собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание этой корзины составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии (теории познания).
Авалокитешвара(санскрит) – ботхисатва в мифологии махаяны и ваджраяны, выстцупающий как олицетворение сострадания. Этот мифологический образ сложился в последние века до н.э. Он считается эманацией (исхождением, происхождением) будды Амитабхи. Известны 32 его формы ( в т.ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишна,Шива), в облике которых он появляется во всех буддийских мифах, спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне, где он имеет 6 рук, 11 лиц, образовавшихся от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа далай-лама. Авалокитешвара весьма почитаем в китайском и японском буддизме.
Авеста – возникла, вероятно, в первой пол. 1-го тыс. до н.э. Текст ее кодифицирован при Сасанидах (III-VII вв.). Он содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопений, гимны зороастрийским божествам. Последнее название происходит от имени пророка по-ирански Заратуштра, которое по-гречески звучит, как Зороастр. Религия зороастризм в древности и раннее средневековье была распространена в Ср. Азии, Иране, Авганистане, Азербайджане и других странах Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время она распространена у парсов в Индии, у гебров в Иране.
Авидья(санскрит.) – невежество или заблуждение. Это первоначало зла и страдания в жизни, поскольку именно невежествоне позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности и пр.
Агванхайдав (1779-1838 гг.) – идеолог и основатель обновленческого движения в монгольском ламаизме.
Агинский дацан(тибетское название – Даши Лхундублинг) – ламаистский монастырь в Бурятии, действующий и в настоящее время. Он строился с 1811 по 1816 гг. Его божество охранитель (сахюсан) – Джамсаран. Кроме главного храма (цокчина) в мостыре имелось 7 малых сумэ в честь славных богов пантеона – Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. Этот дацан известен тем, что с самого основания здесь совершался ежедневно, 4 раза в день хурал.
Агон-сю – одна из наиболее популярных т.н. новых религий Японии, делающих упор на религиозный фундаментализм, мистицизм, различные виды магии. Агон-сю основана в 1978 г. Кирияма Ясуо, последователем эзотерического буддизма школы Сингон-сю. В этой религии сочетается проповедь ранних буддийских текстов с магией и мистическими ритуалами, заимствованными из практики средневековых монахов отшельников. Согласно Агон-сю только на таком сочетании религия способна помочь «неприкаянным духам предков, кишащим в окружающем человека мире, а также оббрести «сущность Будды» и тем самым освободить человека от «злой кармы духов». В культе этой религии имеются заимствования и из различных религиозных течений Запада, спиритуализма, парапсихологии, тибетского мистицизма. Она пользуется большой популярностью среди молодёжи (40%) и составляет 200-300 тысяч человек.
Аджанта –комплекс пещерных храмов в горах Аджанта на плоскогорье Декана (Центральная Индия), созданные во 2-м в. до н.э. – 7-м в. н.э. Здесь было 27 жилых пещер. В некоторых из них сохранились буддийские фрески и статуи, относящиеся к 6-му в. н.э.
Адепт (от лат. adeptus – достигший) – посвящённый в тайны какого-либо учения, секты; ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.
Акусала (пали) – неблагоприятная карма, создаваемая невежеством, тщеславием и ненавистью. Символами этих пороков являлются чёрная свинья, красный петух, зелёная змея.
Амидаизм(иногдаАмидизм) – одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, который возник и оформился в Китае в 5-6 вв. Это направление получило название по имени главного будды этого течения – Амиды. Каноническими текстами амидаизма являются «Три сутры об Амиде», в которых отражены основные догматические положения данного направления. Целью адепта амидаизма является возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, буддийском рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь.
Амитабха(санскрит) – будда в мифологии махаяны и ваджраяны, который олицетворяет неизмеримый свет. Его культ возник в Индии в первые века н.э. Амитабха является создателем и владыкой рая Сукхавати, в котором могут возраждаться все страдающие и уверовавшие в могущество Амитабха живые существа.
Амогасиддхи(санскрит) – один из будд в буддийской мифологии, который является олицетворением непогрешимой истины.
Ананда – двоюродный брат принца Гаутамы и его любимый ученик, который сопровождал Будду как слуга в течение 45-ти лет. После смерти Будды со слов Ананды был составлен свод поучений – Сутта-питака.
Анитья(санскрит), аничча (пали) – непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Из-за этого непостоянства бытию присуще страдание (буккха) и отсуствие самости (анатман, анатта). Понимание непостоянства жизни само подвержено изменениям, разрушениям и исчезанию, что является первой стадией достижения нирваны.
Апокрифы(от греч. apokrifos – тайный, сокровенный) – ранние произведения религиозной литературы, не включённые церквами в канон.
Архат (санскрит), арахат(пали) – дословно (достойный) – человек, прошедший четырёхступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня. К чилсу архатов относятся ближайшие ученики и последователи Будды. В традиции хинаяны их насчитывается 16, в традиции махаяны – 18. В хинаяне архаты более популярны, чем в других направлениях буддизма. В махаяне путь архата – это лишь часть пути бодхисаттвы.
Асана (санскрит) – поза. Это ряд фиксированных поз, т.е. положений ног и тела. Например, «ваджрапаньянка-Асана» является позой со скрещенными ногами для медитации. В индуистической йоге существует поза, называемая лотосом. «Тандава-Асана» - танцующая поза, применяемая для изображения канона ваджраяны. Всего в северном буддизме используется около 20-ти Асана.
Аскетизм – практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала. Он появился в Индии в поздневедийский период (ок. 1500-1200 лл. до н.э.). Эта практика была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге, и джайнизме). Будда попытался с помощью аскетизма достичь просветления, но не достиг его, осудил чрезмерный аскетизм в первой же своей проповеди и советовал следовать «срединному пути». Единственный аскетизм, который буддизм поощрял, это самоконтроль за физическим состоянием тела как средства к достижению самоконтроля над сознанием, т.е. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства.
Асуры ( а-суры – не боги) – персонажи индийской мифологии, которые вначале обитали на небесах и были равны богам. Потом из-за постоянных конфликтов с богами они были низвергнуты на более низкие уровни вселенной, за что и получили своё название.
Атман (санскрит) – буквально «Абсолютный дух», «Высшее Я», «Мировая душа», «Высшая реальность», «Абсолютная реальность». «Я» - одна из основных категорий брахманизма. С точки зрения брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности. Поэтому личное «Я» и мировое «Я» тождественны друг другу. Концепция атман всегда опровергалась буддистами.
Байляньшэ (общество или школа Белого Лотоса) – учение, которое первоначально представляло собой одно из направлений китайского буддизма, созданного известным китайским монахом Хуэйюанем (334-416 гг.). В центре учения – вера в возможность возрождения после смерти в раю будды Амитабхи. Школа «чистой земли», возникшая в 7-8 вв. поглотила байляньшьэ и Хуэйюаня рассматривала как своего первого патриарха. С 12 в. байляньшьэ стало одним из направлений школы Цзинту благодаря деятельности монаха Маоцзиюаня. Центральным культом байляньшьэ является почитание Амитабхи. Позднее этот культ дополняется верой в скорое пришествие будды Майтреи и пронизывается эсхатологическими мотивами.
Баймасы (Монастырь Белой лошади) – один из древнейших буддийских монастырей в Китае, в 12-ти км. к востоку от города Лояна (провинция Хэнань). По традиционным представлениям он был основан в 64 г., когда в Китай прибыли первые проповедники буддизма Кашьяпаматанга (Шэмотэн) и Дхармаратна (Чжу Фалань). В современной науке это предание считается апокрифическим, т.е. не включёнными в канон буддизма.
Баюнь-цзун (с китайского – Школа Белого облака) – одна из школ в китайском буддизме Хуаянь-цзунь, основанная монахом Кун Цинцзюэ (1043-1121 гг.). Название школы получено от названия обители, где она создалась «Баюнь-ань», и имени основателя. Цинцзюэ разделил различные течения в буддизме на 10 категорий, наивысшей из которых провозгласил «колесницу Будды», объявленная им «внезапным учением». Девять других учений считались «постепенными учениями. Цинцзюэ отстаивал также принцип «единства трёх учений», а именно буддизма, даосизма и конфуцианства. Его последователи не принимали монашеский постриг, но практически вели полу монашеский образ жизни. В 1202 г. эта школа была запрещена императорским указом. В последствии против неё неоднократно издавались государственные декреты.
Банди(монг.) – низшая монашеская степень в ламаизме. Это послушник, принявший 5 обетов.
Бардо (тибет.; санскрит – антарабхава) – «промежуточное состояние» - между смертью и последующим рождением, между сном и бодрствованием…Согласно учению о бардо между смертью и последующим рождением умерший существует в виде самостоятельного существа «гандхарва». Это существо имеет облик того тела, в котором ему предстоит воплотиться. Но тело это призрачно. Его могут увидеть такие же гандхарвы, или люди с паранормальными способностями. Гандхарва пребывает в бардо до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7-ми дней. Если такие условия не сложились, то гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7-ми раз. Общее время пребывания в бардо не может превышать 49-ти дней. В бардо особенно сильны эффекты йогической практики, существуют особые виды йоги, с помощью которых прямо в состоянии бардо достигается освобождение, а также приёмы, с помощью которых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение.
Бодхи (санскр., пали, дословно – «пробуждение», «просветление») – одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение бодхи не есть прекращение духовного развития личности. Существуют разные уровни достижения этого состояния: низший – состояние архата, высший – бодхисаттва и будда. Бодхи является целью каждого буддиста. Для этого необходимо пробиться через барьеры обыденного мышления к не двойственности, которая лежит за противопоставлением «Я» и «не-Я».
Бодхисаттва (санскрит., буквально «существо, стремящееся к просветлению») – в буддийской мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды.
Бон (по-тибетски, буквально – заклинать, призывать) – система религиозных представлений тибетцев, включающая в себя народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Бона является полу мифическая, полу реальная личность Шенрабмибо. Бон и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же литературный язык. У них общая конечная цель – «состояние пробуждения».
Бонза (от японского – бодзу) – главный монах в буддийском храме. В европейской литературе бонзаем называли любого буддийского монаха безотносительно его ранга.
Брахманизм – Вторая стадия (1-е тыс. до н.э.) формирования индуизма, развивавшая в результате приспособления к ведической религии.
Будда и обыкновенный человек – одна сущность – доктринальное положение буддизма (махаяны), утверждающее существенное тождество Будды и всех других живых существ. В основе доктрины лежит признание Будды в «теле дхармы», что это единственная истинная реальность универсальной субстанции (абсолют), пронизывающей все без исключения живые существа и являющейся их природой, которую не видят её обладатели из-за непросветлённости.
Бурхан – тюрко-монгольская модификация термина «будда». В мифологии этих народов Будда воспринимается как бог-учитель «Бурхан-багша».
Бхута (пали) – невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, холме, ручье, роднике и т.д.
Ваджра (санскрит.; тиб. Дордже, яп. Конгосё, кит. Дзиньганси, монг. Очир) – символ буддизма. Тексты определяют его словесный образ – алмаз, громовой топор, пучёк скрещённых молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. До буддизма ваджра была известна как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Её эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4-мя или 100 углами, 1000 зубцами.
Ваджрапани (санскр. – букв. «рука, держащая ваджру») – один из ботхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Ваджрапани обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его главной функцией является уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о нём говорят, что он сопровождал
Ваджрасаттва (санскр. – дословно «алмазное существо», или «имеющий сущность ваджры») – один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения.
Ваджраяна (санскр. – «алмазная колесница») – одно из главных направлений махаяны и буддизма, в рамках которого создано многообразие систем йогической практики, памятников литературы и искусства. К концу I тыс. н.э. ваджраяна стала доминирующей формой индуистского буддизма. В различные исторические периоды она имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае. Ваджраяна сохранилась в Японии со времён основоположника школы Сингон-сю Кукая. Но полное господство ваджраяна получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды.
Вайрочана (санскр.) – один из будд в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сияния, сияющего света.
Васан – жанр японской религиозной поэзии; стихотворения-гимны, прославляющие будд, ботхисаттв, основателей буддийских школ, известных буддийских монахов. Эти стихотворения-гимны, писались на японском языке (в средневековой Японии в качестве литературного языка широко употреблялся китайский язык). Особой известностью пользовались васаны монаха Синранома, которые он сочинил в честь будды Амида.
Ведическая религия - основана на неканонической буддийской литературе в виде Ведов (знаний). Она возникла в конце 2-го – начале 1-го тысячелетия до н.э. Она состоит из гимнов 3399 богам племен индии, расселенных по берегам Ганги. В нее включены также жертвенные формулы (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Главными богами являются: Инд