Но так как Бог назначил нам растительную пищу, то Он создал нам не клыки, а тупые зубы, и мы должны употреблять соответственную зубам пищу.
Это похоже на то, как человек устраивает машины с разными топками: есть топки керосиновые, есть бензиновые, есть для угля, есть для дров. И если топка устроена для бензина, то бензином и надо её топить, если - для угля, то - углём, если - для дров, то - дровами. И притом, если в печку положено топливо и оно горит, то машина должна работать: иначе её разорвёт. А мы принимаем пищу, но не работаем; от этого нас и разрывает. Богатый не работает и потому делается слабым, больным и сердитым и бьёт своих слуг палками. Он кладёт в печку много дров, а машина не прорабатывает положенного топлива, и от этого он сам страдает и других мучает. Но рабочие прорабатывают своё тепло, и от того у них мускулы здоровые. Сосуд страдает меньше тогда, когда работает, чем тогда, когда не работает. Возьмите, например, медный сосуд. Когда он не употребляется в дело, то покрывается налётом. И все люди, которые много кушают, но не работают, болеют и страдают. Говорю Я это для того, чтобы вы исцелились от многоядения и от лени и были здоровы.
- Спасибо, Дорогой!
- От многоядения и лени человек утучняется и заболевает. Потом, желая исцелиться, он обращается к докторам и лекарствам, но это ему не помогает. А когда он ест то, что Бог назначил ему есть, и есть не много и прорабатывает съеденное, то принятая им пища будет ему во исцеление. Когда евреи были в пустыне и питались манной, то у них не было холеры, но когда они стали есть мясо, то и холера появилась. И мы прививаем себе болезни тех животных, которых едим, но когда воздерживаемся от мяса и многоядения, то бываем здоровы. Поэтому-то Христос и отменил мясо. Он пришёл не погубить, а воскресить человечество.
- Спасибо!
- Но мы поверили человеческому слову, а не Христову, и вышло не воскресенье, а разложение. Слово же Христово есть соль земли. Если мы не опустим рыбу и овощи в соль, то в них появятся черви. Так и если мы не осаливаем человечество словами пророков, то оно разлагается на наших глазах. Слушая и исполняя Слова пророков и Слова Христовы, мы бальзамируем свои кости, а слушая и исполняя слова человеческие, мы гниём.
Ученики предложили Христу рыбу и мёд, а мы не имеем, что Ему предложить, потому что мы и сами не животрепещущая рыбка, а разлагающиеся звери.
- Прости, Дорогой Братец!
- А разлагаемся мы потому, что бегаем от Слов пророков, Христа и Апостолов. Но как бы мы от них ни бегали, в конце концов Христос приводит нас к Себе израненных, больных, несчастных, в опорках. И как тогда Он спрашивал учеников, какая у них пища, так и теперь Он нас спрашивает, какая наша пища, у кого мы учимся?
- У Братца, - говорят слушатели.
- Нет, у Христа, а не у Братца, - поправляет Братец своих слушателей.
- У Христа чрез Братца, - говорят они, и Братец продолжает:
- Если мы учимся не у Христа, то учимся у дьявола. Но Христос пришёл научить и воскресить.
- Спасибо!
- У учеников была пища, а у нас нет!
- Нет, - говорят слушатели.
-Потому что мы сделались разлагающимися продуктами. Христос подкреплял Своих учеников словами Моисея, пророков и псалмов, а мы не подкрепляемся ими и потому разлагаемся. А если кто начнёт подкрепляться ими, то ему говорят: «Ты - сектант, ты - хлыст». Вот почему даже в то время, когда умирает человек, то он поигрывает и вспоминает не Слова пророков, Христа и Апостолов, а слова разврата и говорит: «Увижу, кого люблю, и умру» и умирает, как змея, вкусив преступления.
- Прости!
- И Апостолы, пока только видели Иисуса глазами, не верили Ему, полагая, что Он их обманывает; но когда Он изъяснил им пророчества, то отверз их ум, и они поверили и стали проповедовать всем народам Евангелие и прощение грехов. Если и мы проповедуем учение Христа не только словами, но и делами, то мы уподобляемся Ему и тем самым перестаём совершать преступления и заглаживаем свои грехи, и тогда люди, видя, что мы более не делаем преступлений, прощают нам содеянное нами прежде. Но если мы проповедуем Христа одними словами, но сами не уподобляемся Ему делами, то нам никто не прощает: ни Бог, ни люди.
Ученики же Христа были свидетелями Ему не только словами, но и делами.
И вывел их вон, поднял руки, благословил и стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостию.
Слава Тебе, Господи, Воскресению Твоему! Слава Тебе, Господи, Вознесению Твоему! Христос Сам Воскрес и учеников Своих воскресил. Он Сам Вознёсся и учеников Своих вознёс на высоту.
Когда человек только говорит: «Слава Тебе, Господи, Воскресению Твоему! Слава Тебе, Господи, Вознесению Твоему!», - а сам не воскресает и не возносится, то это не приносит ему пользы.
- Верно!
- Есть такие ученики, которые многому учатся и много читают, даже с ума сходят. Если учитель наденет очки, то такой ученик говорит: «И я надену». Если Спаситель носил длинные волосы, то такой ученик говорит: «И я буду носить длинные волосы». И носит он очки и длинные волосы, а в нём нет ни разума его учителя, ни силы духа Христова, потому что он смотрит только на внешность, на обряд, а не вдумывается в Слова пророков, Христа и Апостолов и не рассуждает о них. Мы же должны вдумываться в каждое их Слово, и тогда будет нам и другим польза. Когда евнух только читал Писание, а не рассуждал, то он Его не понимал, но когда Апостол Филипп объяснил ему прочитанное, то он всё понял и омылся в воде, как в символе Духовного очищения, и не стал больше пачкаться.
Ещё напомню вам Деяния Апостолов. Апостол пишет: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил».
- К нам, - говорят слушатели.
- Да, то, что Апостол написал Феофилу, служит и нам в назидание. Здесь написано, что Христос повелел ученикам оставаться в Иерусалиме и ждать того, что Он обещал послать им от Отца. Он сказал им: «Иоанн крестил вас водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». Они спросили Его: «Не теперь ли Ты хочешь устроить Царство?». Он им ответил: «Вы получите Силу Духовную для проповеди, а Царство всегда будет в вас».
- Спасибо, - говорят слушатели.
- И когда Он вознёсся, а они стояли и смотрели на небо, то явились два мужа и сказали им: «Что вы стоите и смотрите на небо?».
И до сего времени говорят: «Что вы смотрите на небо? Комету ищите - что ли?».
Он придёт таким же образом, как приходил и раньше в людях, как приходил потом в Иоанне Златоусте, Василии Великом, Григории Богослове. Таким же образом Он приходил во всех святых, но Его не узнавали в них. Никогда Он не отлучался от нас. Он приходил чрез пророков, чрез Апостолов, чрез отцов церкви, чрез Серафимушку, чрез Иоанна Кронштадтского.
- И чрез Братца Дорогого, - говорят слушатели, а Братец продолжает:
- И чрез Своих ревнителей. А ревнители Его узнаются по делам, по плодам. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Всякое доброе дело приносит и плоды добрые, а худое приносит и плоды худые. Итак по плодам их узнаете их. Что делал Христос, то делали и Апостолы, то делал и Иоанн Златоуст и все Христовы ревнители. Христос всегда приходил и всегда будет приходить чрез Своих ревнителей.
Ещё напомню вам память преподобного Никиты. Когда благоверный князь черниговский Михаил был в расслаблении, то он, услышав о Никите, велел своим боярам свезти себя к преподобному для исцеления. Когда он был уже в пути, то встретил его демон в образе монаха и сказал: «Я живу в том же монастыре, в котором живёт и Никита». Князь спросил о преподобном, а демон сказал ему: «Он - обманщик». Это сильно опечалило князя. Чрез несколько времени тот же демон в другом уже образе снова встретил князя на пути и сказал ему: «Куда ты едешь. Напрасно ты утруждаешь себя. Сам заболел, сам и поправишься». Когда же князь подошёл к тому монастырю, где пребывал Никита, то повелел поставить себе шатёр, чтобы отдохнуть от пути, и послал в монастырь одного из своих бояр известить преподобного о своём пребытии. Тогда тот же демон в образе монаха слепого на один глаз с лопатою в руках встретил посланного боярина и сказал ему: «Никита давно умер, и я ходил поправлять его могилку». Но боярин, поняв обман демона, пришёл к Никите и сообщил ему о прибытии князя и о его болезни. Никита послал князю свой жезл. Князь взял этот жезл и стал здоров.
- Спасибо! - говорят слушатели.
- Демон всегда клевещет, вредит и вселяет страх, но святые всегда делали свои добрые дела, потому что они, будучи укреплены Писанием, были уверены в истинности своих дел. Всегда поносили и всегда будут поносить делающих добро. Если хозяина дома назвали Веельзевулом, не тем ли более домашних его? (Матф. 10, 25). Преподобного Никиту назвали обманщиком, волхвом. И всегда делающие зло будут поносить и злословить делающих добро.
Но Христос всегда являлся чрез ревнителей Евангелия, всегда Он возносился и всегда будет возноситься в них.
Ив.Трегубов.