Миларепа – тибетский йог (или святой)
Миларепа изображен в центре, в традиционной позе – с поднятой к уху правой рукой в знак того, что он поет гимн. Как и на описанной выше картине, Миларепа сидит на шкуре антилопы, в позе йога, с лентой на груди. Он также одет в платье из хлопковой ткани, которое здесь украшено богатым орнаментом. Его окружают человеческие и небесные существа, поклоняющиеся ему и приносящие дары. Картина заполнена миниатюрами, каждая из которых отражает какой-то эпизод из биографии Миларепы (Джецюн-Кахбума). Например, на переднем плане в центре, прямо под изображением Миларепы и ниже до самого края картины видны здания различной формы, которые Миларепа строил, проходя суровые испытания под руководством своего Гуру Марпы, а у левого края картины находятся четыре колонны с символическими животными, окружающие высокую гору. Они являются изображением вещего сна Миларепы об иерархии Каргьютпа. Эта иллюстрация – репродукция с иконы, которую можно встретить во многих домах Тибета. Она столь же чтима среди тибетских буддистов, как и изображения христианских святых среди христиан, что свидетельствует об особом почитании Миларепы тибетцами всех сословий и теперь – спустя 800 с лишним лет со времени его жизни на Земле.
_______
Дхьяни-Будда Акшобья
О Дхьяни-Будде Акшобье (Невозмутимом, Непоколебимом). Акшобья – второй из пяти Дхьяни-Будд Северного буддизма. Вайрочана – первый, Ратна-Самбхава – третий, Амитабха – четвертый и Амогха-Сиддхи – пятый. (см. «Тибетская книга мертвых»). Акшобья изображен сидящим со скрещенными ногами и с обращенными вверх ступнями. Это поза йоги, в которой изображаются все Будды, – медитации. Его правая рука, опущенная вниз, касается земли концами вытянутых пальцев. Это – бхумиспарша, или мудра свидетельства, которая в изображениях Гаутамы Будды гандхарской школы означает тот момент из его жизни, когда он обратился к Земле, прося ее свидетельствовать о том, что он противостоял искушениям злого духа Марпы. Третий глаз (санскр. урна) на стыке бровей символизирует духовную мудрость и всеведение, а выпуклость (санскр. ушниша) на голове – достижение им состояния Будды.
_______
Верховный Гуру – Ади-Будда Ваджра-Дхара
Ваджра-Дхара, как и Дхьяни-Будда, изображен в позе медитации. Скрещенные на груди руки означают, что он является Высшим и Вечным Буддой (ваджра-хум-кара-мудра). В правой руке он держит ваджру, символизирующую Мистическую Истину (которая как молния богов, т.е. ваджра, не может быть уничтожена), или Божественную Мудрость, которая освобождает от страстей и ведет за пределы сансары (мирского бытия). В левой руке у него колокольчик с рукояткой в форме ваджры, называемой на санскрите гханта. Как и у Ашкобьи на нем знаки достигнутого им Просветления – урна и ушниша.
_______