О третьей заповеди закона Божия.
«Не приемли имени Господа Бога всуе». Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
Третьей заповедью запрещается произносить имя Бога напрасно, без должного благоволения. Упоминается имя Божие напрасно, когда произносится в пустых разговорах, шутках и играх. Законом запрещается вообще всякое легкомысленное отношение к имени Божию. Третья заповедь обличает грехи, которые происходят от легкомысленного или не благоговейного отношения к Богу. Имя Божие должно произноситься со страхом и благоговением только в молитве, в учении о Боге и присяге. Грехи против третьей заповеди.
1. Божба во время игр, при торговле.
2. Божилась словами; «ей, Богу», «свидетель на то Бог», « порукой в том за меня будет
Матерь Божия», « ручаюсь Чудотворцем Николаем», «лопни мои глаза», «чтоб мне сгинуть» и
т.п.
3. Брал чётки грязными руками.(35).
4. Бумажки от просфор не сжигал, а кидал в мусор.(35).
5. Будучи регентом на клиросе, не приходил в храм заранее, чтобы приготовиться к службе.
6. Бутылку со Святой водой затыкал газетой.
7. В бытовых разговорах говорил; « Бог с ним», «Ах ты Господи!», «Все у нас не слава
Богу».(266,с,18).
8. В воскресенье и праздники не посещал храм из-за плохой погоды.
9. В особо важные моменты Богослужения передавала свечи, чем отвлекала
людей.(2,№4,92г,с27-31).
10. В церкви ссорился, дрался.(2,№3,92г,с,23).
11. В церковь приносила конфеты, орехи, яблоки, ела там и давала детям до Причастия, «
заманивала» ребёнка на Причастие, обещала сладости.
12. Включая электрический выключатель, кощунственно говорила; «да будет свет».
13. Вместо туалетной бумаги, пользовался духовными газетами и письмами.(9).
14. Вместо шутки, по своему невежеству, играючи делал крестное знамение.
15. Во время Причастия случайно дотронулся до Св. Чаши руками.(66,с,37).
16. Встав сразу с постели, говорил сразу о мирском, а не молилась.
17. Вынуждал ближнего клясться; «побожись», «поклянись».
18. Говорил богохульную фразу; «олух Царя Небесного».(143).
19. Говорил в разговоре; «Мать честная», «Господи - Матерь Божия». (146,с,506).
20. Говорила не подумав, слово опережало мысль.
21. Говорил; «Господи, помилуй», как присказку.
22. Говорил о Боге тем, кто не хотел слушать, кто насмехался.
23. Грозил гневом Господним своим недругам.(266,с. 19).
24. Давал ближнему прозвище, называл его прикрепившимся к5 нему прозвищем.
25. Давал клятву враждовать с кем-то до самой смерти.(141,№733).
26. Давала обеты, физически или нравственно не выполнимые, либо зависящие от согласия
(несогласия) ближних.
27. Дала Богу обет девства, а вышла замуж.(74,с,172).
28. Двоедушная или лукавая присяга.
29. Дочитывала правило ко Причастию в церкви, и это вошло в привычку.(66,19).
30. Духовные книги держала вместе с духовными.
31. Из праздного любопытства, ездила по известным духовникам, или блаженным.(274,с, 113).
32. Изображение на себе крестного знамения не благоговейно, с одновременным поклоном
(при котором изображение креста делается неверным), перевернутого креста, просто махание
рукой - вместо четкого крестного знамения.
33. Икону родительского благословения хранила небрежно, не имела благоговения перед
этой святыней.(131)
34. Исповедовалась с не покрытой головой.
35. Использование церковных обрядов или духовных выражений, применительно к чему-
либо житейскому, греховному.
36. К СВ. Чаше подходила с сумкой.(164).с,3).
37. Клялся именем Божиим.
38. Клялся на Евангелии и, как ещё.(255,с,182)
39. Клятва безрассудная или прямо злодейская.
40. Клятва небом, землёй, здоровьем, честью(своим или ближних) и т.п.
41. Клятвопреступление ( не исполнял справедливой и законной клятвы).
42. Когда пьянствовал, говорил; « Господи благослови».
43. Кощунство в мыслях.
44. Кощунство действиями.
45. Кощунство словом.
46. Кощунствовал, священные предметы обращал в поругание или шутку.
47. Крестился в шутку.
48. Крестился и кланялся одновременно.(50).
49. Крестное знамение делала в перчатках.
50. Лжеприсяга.
51. На богослужении в храме слушала разговоры, пересуды, а молитвы
оставляла. .(27,с, 179,пр.9).
52. На кануне протыкала хлеб свечами.
53. Называла ближнего «Фомой неверующим», не разумея, что этим самым кощунственно
попирала память апостола.(Ин.20,19-31).
54. Наливал св.воду в бутылку с мирской наклейкой.
55. Нарушение обетов данных Богу.
56. Нарушение слова или обещание не повторять грех, данного на исповеди.
57. Не внимательное и рассеянное чтение и пение на клиросе.
58. Не раскаявшись в сквернословии, ходила в церковь, прикладывалась к святыням,
причащалась Христовых Тайн.
59. Не соблюдал обетов, данных во время Св. Крещения.
60. Не считал необходимым быть на чтении часов.
61. Небрежно изображала на себе крестное знамение.
62. Небрежно молился, перед, или после вкушения пищи.(268,с,47).
63. Неисполнения какого-либо обета, данного Богу или святым.
64. Неосторожно делала земные поклоны в переполненном народом храме, задевала,
толкала людей.
65. Неправильно крестился.
66.
Как правильно креститься.
Крест должно изображать, соединив - вместе концами равно, (крепко сжимая) три первых перста правой руки (большой, указательный и средний) в
знак того, что Бог есть Троица Равночестная, Единосущная и Нераздельная, а остальные два перста (безымянный и мизинец), сложив и пригнув (плотно) к ладони, в ознаменование того, что Сын Божий, по сошествии Своем на земля, будучи Богом, стал человеком, то тесть означают Его две природы, Божественную и человеческую.
Сложенные таким образом пальцы следует полагать сначала на чело (лоб), по учению святых отцов, - Чуть выше линии бровей, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево (живот), на один два пальца выше пупка, для освещения наших внутренних чувств и, дабы Господь, укротил воюющую на дух плоть, потом на правое, а после на левое рамена (плечи), на косточку, для освещения нашей деятельности, наших сил телесных.
Поклон следует полагать, только окончив крестное знамение и опустив после этого руку (не «ломая» крест), неспешно, с благоговением, (не делая резких, порывистых дугообразных движений, стараясь, как можно ровнее и ближе к телу), иначе будет не изображение креста, а просто махание рукой, «чему только бесы радуются». Небрежным совершением крестного знамения мы показывает свою непочтительность к Богу - кощунствуем.(195,с, 11 ,с,36,196,с,336). Ложась спать, надо окрестить все свои члены: уши, нос, рот, глаза, перси, стопы с Иисусовой молитвой, а в сердце - с молитвой; «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». Когда ложишься, то кругом делайте крестное знамение и правильным крестом, касающейся всей стены, подойдя к постели, перекрестите её и ложитесь правым плечом вверх, творя молитву: «Сохрани меня мой Ангел - Хранитель, может быть уже последняя ночь моя».
67. Носила серьги.
68. Облокачивался в храме на кого-либо или на стену.
69. Обращался в шутку к ближнему: « эй ты звезда востока», оскорбление
Христа.(286,с,175).
70. Освящённую вербу, Троицкую траву и другую святыню выбрасывал в помойное
ведро.(155,с,35).
71. Пел греховные песни на улице и за столом.(146,с,519).
72. Писал иконы на стекле, или на другом хрупком материале.(136).
73. Писал иконы после блуда или не поменяв одежду после осквернения.(136).
74. Писала скверные слова на стенах храма.(146,с,504).
75. По привычке, без чувств произносил имя Божие и Пресвятой Богородицы, говорил
молитвы; « Господи, помилуй», и «Да спасет тебя Божия Матерь».
76. По Причащению не целовал СВ. Чашу.(2,№3,82г,с,75).
77. По пути в храм к Литургии заходил в магазин и на рынок.
78. Подделывалась «под дурочку», смешила людей, наряжалась.(67).
79. Поздно придя в храм, пробиралась в перед, создавая шум, толкала
людей.( 142,№274,1884г).
80. Поминал о упокоении святых угодников.(30).
81. Попирал ногами остатки пищи (топтал крошки), топтал хлебные посевы
82. После вечерних молитв говорила о мирском.
83. После исповеди и Причастия не остерегалась празднословия, не хранила благодать.(43).
84. После Причастия целовала руку священнику, которой он держал Чашу, делала поклоны,
разговаривала, крестилась до запивки.(142,1889г,№458).
85. Потеря духовного мира в себе или раздражение других перед выходом в храм.
86. При чтении Святого Писания искажала слова.
87. Привычка божиться.
88. Принуждения другого к божбе или даче частной присяге.
89. Принятие присяги без страха Божия.
90. Проходили мысль: « Вот бы после Причастия умереть», а не думал, достойно ли
причастился.(2,№4,92г,с,22).
91. Прославление обыкновенных икон, как чудотворных.
92. Проснувшись, не осеняла себя крестным знамением, не знала об этом или забывала.(70).
93. Проходила возле храма, не перекрестившись.
94. Работал артистом театра, балета и т.п.
95. Раздражалась в храме на исповеди или, подходы к Святой Чаше, на то, что жмут и
толкаются в очереди.
96. Ржаной хлеб называла «черным».
97. Смех до слез.
98. Свистом звал товарищей.
99. Слишком часто соборовалась, по разу или два в месяц.(44,с,18).
100. Смеялся над иконами, написанными не правильно.
101: Смеялся над иноверцами и их верой.
102. Смущалась на людей, клавшим перед Причастием земные поклоны.(35).
103. Согрешил смехом после причастия.(282,с,151).
104. Сплетничала, лукавила, льстила, острила, была не прямодушна, болтлива.
105. Ссора о людьми из-за места в храме, у икон возле канона.
106. Ставил в мыслях храмы, на ровне с мирскими домами, призирал их. (262,с,78),
107. Старался ходить на службы, где сокращались кафизмы, шестопсалмие и др.
108. Стоя в очередь на исповедь, думал не о своих грехах, а о том, как бы пропустить свою
очередь.
109. Стучал пол столу пальцем и кулаком.
110. Увлекался теософией.(266,с,17-18).
111. Участие в толкотне и давке а храме, из-за пораньше поцеловать икону, крест или
получить святую воду.
112. Хлеб завертывала в мирскую газету.
113. Хлестал ближнего освещенной вербой ради шутки.
114. Ходил в театр на спектакль, где показывали сцены из Священного Писания.(№9,Листок
обители Пантелеимона).
115. Чертыхания при разговоре.
116. Шумела, создавала суматоху в храме у свечного ящика.
117. Шутил за трапезой.
О четвертой заповеди Божией
« Помни день субботний, еже святи его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый - субботу Господу Богу твоему».
Помни день субботний, чтобы святить его (т.е. проводи его свято), шесть дней работай и делай в продолжении все дела твои, а день -= седьмой - день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.
Четвертой заповедью Господь Бог повелевает шесть дней работать и заниматься своими делами, к каким, кто призван, а седьмой день посвящай на служение Богу, на святые и угодные дела. Святыми и угодными Богу дела являются, забота о спасении своей души, молитвами в храме Божием и дома, изучение закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями, чтение Святого Писания и других душеполезных книг, благочестивые разговоры, помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.
В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели - суббота (что по древнееврейски значит «покой») - В воспоминание творения Господом Богом мира (« в седьмой день Бог почил то дел творения»). В Новом же Завете, со времени Св. апостолов, стал праздноваться первый день недели, воскресный - в воспоминание Воскресения Христова.
Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только воскресный день, но и другие праздники и посты, установленные Церковью, как и в Ветхом Завете под именем субботы разумелись и другие праздники (праздник Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др.). Самым главным христианским праздником является: «праздников Праздник и Торжество из торжеств» Светлое Воскресение Христово, называемое Святою Пасхою, которая празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период то 22 марта (4апреля н/с), до 25 апреля (8мая н/с). Затем следуют Великие, так называемые двунадесятые праздники, установленные в честь и славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери Девы Марии:
1. Рождество Пресвятой Богородицы - 8 сентября (21 сентября н/с).
2. Введение во храм Пресвятой Богородицы -21 ноября (4 декабря н/с).
3. Деве Марии о воплощении от Нея Сына Божия - 25 марта(7 апреля н/с).
4. Рождество Христово - 25 декабря (7 января н/с).
5. Сретение Господне - 2 февраля (15 февраля н/с).
6. Крещение Господне (Богоявление) - 6 января (19 января н/с)
7. Преображение Господне - 6 августа (19 августа н/с).
8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) - в последнее воскресенье перед
Пасхой.
9. Вознесение Господне - в сороковой день после Пасхи.
10. Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница), или день Святой Троицы - в
пятидесятый день после Пасхи.
11. Воздвижение Креста Господня - 14 сентября (27 сентября н/с).
12. Успение Божией Матери - 15 августа (28 августа н/с).
Из других праздников наиболее чтимые:
Обрезание Господне (Новый год ст.ст.) - 1 января (14 января н/с).
Покров Божией Матери - 1 октября (14 ноября н/с).
Иконы Казанской Божией Матери - 22 октября (4 ноября н/с).
Рождество Иоанна Крестителя - 24 июня !» июля н/с).
Усекновение главы Иоанна Крестителя - 29 августа (11 сентября н/с).
Св.Перв. Апостолов Петра и Павла- 29 июня (12 июля н/с).
Св. Апостола Иоанна Богослова - 8 мая (21 Мая н/с) и 26 сентября (9 октября н/с).
Св.Николая Чудотворца - 9 мая (22 мая н/с).и 6 декабря (19 декабря н/с).
Посты, установленные Церковью:
1). Великий пост или Св. Четыредесятница перед Пасхой.
Продолжается семь недель: 6 недель сам пост, а седьмая неделя Страстная - в воспоминание страданий Христа Спасителя.
2). Рождественский пост.
Перед праздником Рождества Христова. Начинается с 14 ноября (27 ноября н/с), со дня св. апостола Филиппа, почему называемый иначе - «Филипповским постом». (Пост сорокодневный).
3). Успенский пост.
Перед праздником Успение Божией Матери.
Продолжается две недели, с 1 августа (14 августа н/с), по 14 августа «? Августа н/с), включительно.
4). Апостольский и Петровский пост. Начинается праздником св. Апостолов Петра и Павла.
Начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до 29 июня (12 июля н/с). Продолжительность его зависит от того, раньше или позже бывает Пасха. Самая большая продолжительность его - шесть недель, самая меньшая - неделя с одним днем.
Однодневные посты:
1). В Сочельник - день перед Рождеством Христовым.
24 декабря (6 января н/с). Особо строгий пост, среди дней Рождественского поста (обычай - не есть до появлен7ия первой звезды). 2). Сочельник - день перед Крещением Господним.
5 января (18 января н/с). 3). В день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.
29 августа (11 сентября н/с). 4). В день Воздвижения Креста Господня.
В воспоминание крестных страданий Иисуса Христа. 14 сентября (27 сентября н/с). 5). Среда и пятница каждой недели.
Среда - в воспоминание предания Спасителя Иудой. Пятница - в воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя за нас. Пост в среду и пятницу, не бывает только в следующих недели; в Пасхальную неделя, в Святки (от Рождества Христова до Крещения), в неделю Троицкую (от праздника св. Троицы до начала Петровского поста), в неделю мытаря и фарисея (перед Великим постом), в неделю Сырную или масляную, перед Великим постом,, когда разрешается; только молоко и яйца.
Во время поста надо особенно решительно оставить все дурные привычки, страсти: Гнев, ненависть, вражду, надо удалиться от рассеянной, весёлой жизни, от игр, зрелищ, танцев, не надо читать книг, которые возбуждают в душе нечистые мысли и желания, не надо вкушать мясо, молоко, яиц, а следует ограничиться постоянной пищей (растительной пищей, и когда дозволено, рыбой). Употребляя и эту пищу умеренно. При многодневном посте надлежит исповедаться и причастится, Св. Тайн. Нарушают четвертую заповедь как те, что ленятся и в будничные шесть дней не работают, так и те, что работают в праздник. Не меньше нарушают её и те, которые, хотя и прекращают в эти дни мирские занятия и работы, но проводят их в одних забавах, играх и предаются пьянству и разгулу, не думая о том, чтобы послужить Богу. Особенно грешно предаваться развлечениям под праздник, когда мы должны быть у всенощной, а утром -за литургией. У нас православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная, и отдавать это время танцам или другим развлечениям, значит - издеваться над праздником.
Грехи против четвёртой заповеди.
1. В большие праздники долго спал, ходил в магазин, на базар, в гости.
2. В Великий пост объедался сладостями.(147,с,119).
3. В воскресенье не работала, но сидела у подъезда и пересуживала соседей.
4. В воскресенье, праздничные дни, не посещала храм, а на увеселение и развлечение время
находила.
5. В день Ангела работал, не причащался.(47,с,26).
6. В день Святого Духа ходила в лес вязать веники, развлекалась, плясала, вместо
посещения храма, работала на огороде.
7. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста ел пищу варёную без
благословения.( 193).
8. В пост пресыщался постной пищей.
9. В пост приглашал к себе гостей, и когда подавал им скоромную пищу, и они
отказывались, то роптал на них.
10. В пост пьянствовал с плясками, пением, музыкой..(178,с, 150).
11. В постные дни поминал покойников скоромным.
12. В постные дни приносила на канун скоромное, сладости.(27).
13. В постный день подавала нищим и нуждающимся скоромную пищу.(121).
14. В посты не постился, разрешал семье не поститься.(283).
15. В праздник Илии Пророка, работала по хозяйству или веселилась на гулянке.
16. В праздники совсем не ходила на всенощные бдение.
17. В праздничные дни около церкви торговала мирскими вещами.
18. В сочельник ела варёную пищу без благословения.
19. В среду и пятницу на сырной седьмице, не воздерживался от пищи до вечера (280,с.27).
20. В церковные праздники упивалась вином.
21. Вкушала свежие плоды до освящения на день Преображения Господня: яблоки, груши,
виноград, мед.
22. Вместо посещения церкви по воскресением, ходила за грибами, ягодами, на рыбалку, на
различные увеселения.
23. Во время поста по болезни, принимала скоромную пищу без благословения.
24. Во время сырной неделе (масленицы), ел мясные блюда, ходил на увеселительные
зрелища.
25. Воздвижение Креста и сочельник Рождественский и Крещенский, ел мясные блюда.
26. Делал ремонт дома (квартиры), Великим постом в первую и седьмую неделю (Надо было
делать в другие недели и после службы в храме). (127).
27. Делала земные поклоны без благословения в воскресные дни, от Великого Четверга до
Святой Троицы, от Рождества Христова, до Крещения, после принятия Святых Христовых Таин
в течение суток.
28. Домашняя работа или посещение бани в воскресные дни, от Великого Четверга до
Святой Троицы, от Рождества до Крещения, после принятия Святых Христовых Таин в течении
суток.
29. Ел виноград и яблоки, и другие плоды нового урожая, до Преображения, наказание за это
не брал, и в этом не каялся.(280,с32).
30. Ел рыбу без благословения в Великий пост, в среду и пятницу, кроме разрешенных дней.
31. Ел рыбу постами, когда это запрещалось.(280,с,39).
32. Живя рядом с храмом, работала в день престольного его праздника.
33. Заставлял других работать в праздники, нанимал рабочих в праздники.(271 ,с,67).
34. Из-за приготовления обеда не ходила на праздничное богослужение.(142,1885г,№294).
35. Излишество в удовольствиях, и пьянство под предлогом церковного праздника.
36. Катался в масленицу на лошадях, ради забавы.
37. Леность писать поздравительные открытки с Рождеством, с Пасхой, с Днем Ангела, и т.д.
38. Летом в праздник Иоанна Предтечи, устраивала бесчинства, пляски, водила хороводы,
ходила в лес по траву и кореньям.
39. Многосмотрение телевизора и чтение пустой, развратной литературы, в дни святых
праздников.
40. Мылась в бани в воскресные, праздничные дни и под них.(144, №6, ноябрь1993г, с,10).
41. Мылась, стирала от Крещения до отдания праздника, а так же на святках, Пасхальной
седмице, в двунадесятые праздники, великие, праздники великих святых и чтимых икон Божией
Матери, в первые дни Великого Поста.
42. На Пасхальной неделе не читала Пасхальные часы.
43. На Пасху обедала с водкой и угощала других.
44. На Светлой седмице, в храм не ходила, занимался домашними делами, предавался
гульбищам и увеселениям.(65).
45. Накануне понедельника портилось настроение, потому, что завтра на работу.
(2,№4,92г,с,27-31).
46. Нарушала все посты, кроме Великого, думала, что можно так поступать.
47. Нарушение всех постов (например, первой и последней неделе).
48. Не воздерживалась от пищи в Великую Пятницу и Великую Субботу.
49. Не имела (не исполняла), молитвенного правила утреннего, дневного, вечернего.(97).
50. Не любила слушать проповеди, отвлекалась, уходила, в оправдание говорила, что не
когда их слушать.
51. Не посещение церковных богослужений в эти дни.
52. Не постилась в постные дни, среду, пятницу, Крещенский сочельник, праздники
Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня и в посты (Великий,
Петров, Успенский, Рождественский).
53. Не постилась под предлогом, что негде взять постные продукты.
54. Не по-христиански отмечал именины.
55. Не почитала христианские праздники.
56. Не почитание воскресных и праздничных церковных дней.
57. Не почитание дня своего Ангела.
58. Не пошла в храм на Пасху, спала всю ночь.
59. Не старался в посты читать больше духовную литературу.
60. Не христианское празднование Пасхи.
Наставление.
От Пасхи до Вознесения молитва; « Достойно есть» не читается.
61. Не христианское препровождение Святок.
62. Небрежение об усилении духовной жизни, во время Великого поста, неисполнение дома
великопостных поклонов и небрежение об усиленной молитве.
63. Невоздержание от супружеских отношений в посты, постные и праздничные дни.
64. Несоблюдение без пищи Великого Пятка.
65. Не сохранение в строгом посте дней; «Усекновение главы Иоанна Предтечи».
66. Опущение чтение духовных книг, во время поста.
67. Несоблюждение постов в среду и пятки.
68. Отвлечение других от постов убеждением, примером хлебосольстве.
69/ Пение песен и танцы под, и в сам воскресный день и церковные праздники.
70. Первую неделю Великого поста, крестопоклонную и страстную, вкушала пищу с
растительным маслом.(27,с, 179,пр.9).
71. Пила, ела без молитвы и креста.
72. Питие и еда, прежде окончания праздничной службы в церкви.
73. По большим праздникам ходила в храм в повседневной одежде, не старался одеться в
хорошую.(31).
74. По воскресениям и праздникам работал на огороде, ходил по магазинам и рынкам,
исполнял домашние дела, которые можно отложить, посещал театр, кинотеатр, увеселительные
заведения.
75. По причине бедности трудился на огороде, ездил на базар, а в храм не ходил.
76. Под предлогом болезни, в пост принимал скоромную пищу, не как лекарство, а как
лакомство.(36).
77. Посещала увеселительные заведения, развратные общества, даже на кануне церковных
праздников воскресных дней.
78. Посещение кладбища вместо церкви в праздничные дни (на Троицу, родительскую
субботу), и пьянство там.
79. Постами ела скоромные конфеты.
80. Постился специально на Пасху или в воскресенье.(269,с,40).
81. Пощение с ропотом.
82. Празднование именин и дня рождение не по-христиански.
83. При наступлении праздников радовался, что не надо работать.(70).
84. При посте телесном, не старался сохранить пост душевный.
85. Прием скоромной пищи после полуночи на постный день.
86. Приходила в церковь, не примирившись с ближними.
87. Пропускал воскресные службы, без уважительной причины более трёх раз подряд.
88. Радостное ожидание светлого праздника, не с мыслью о Господе, а из желания
праздности, невоздержания и чувственных увеселений.
89. Рождество Христова отмечала, пьянкой, криком, объедением, переряжеванием, гаданием,
и.т.п.
90. Ропот против постов, утверждениие, будто они излишни, поиск предлогов к нарушению
их.
91. Рыбный стол и вино в те дни, когда нет на это разрешения.
92. С приближением постов при ходила в уныние, грусть, высчитывала дни, когда пост
закончится.
93. Саможаление в отношении поста.
94. Своё домашнее животное отдавала в праздники работать соседям.(136).
95. Совершала паломничество по святым местам, не храня своё сердце от нечистых
помыслов и осуждения.
96. Сонливость, привычка поздно вставать по утрам.
97. Среди верующих постился, без них же не постился.
98. Торговля и базары по воскресеньям и в праздники.
99. Устраивала свадьбу свою, с пьянкой, блудными песнями, плясками, криками,
бесстыдным веселием, дракой, радовался этому, и долго об этом рассказывал и
хвалился.(253,с,206).
100. Участие в светских удовольствиях во время поста, особенно Великого.
101. Ходил в театр постом.(№9,Листок обители Пантелеимона).
102. Хождение в дни праздников в театр, кино, на спортивные зрелища.
Наставление.
От Пасхи до Радоницы обедни и панихиды за усопших не заказывают.(52,с,23). На Пасхальной неделе не следует по усопшим читать Псалтырь.