О второй заповеди закона Божия.
«Несотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишся им, ни послужиши им».
Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землёй, не покланяйся им и не служи им.
Второй заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, т.е. запрещает делать себе для подчинения кумиров и идолов, или почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе (солнце, луну, звезда), и что находится на земле (растения, животные, люди), или находится в водах (рыб). Господь запрещает покланяться и служить этим кумирам, вместо истинного Бога, как это делают язычники.
С запрещением поклоняться идолам и кумирам, никак нельзя смешивать православного поклонения святым иконам и мощам, в чем часто нас упрекают протестанты и сектанты. Почитая святые иконы, мы не считаем их богами и кумирами, они для нас только изображение, образ Бога, или ангелов, или святых. Слово икона; греческое; означает образ. Поклоняясь иконам, и молясь перед иконой, мы молимся не «материальной иконе» (т.е. краске, дереву, или металлу), а Тому, Кто на ней изображён. Всякий знает, насколько легко обращаться мыслью к Спасителю, когда видишь Пречистый Его Лик, или крест Его, нежели - когда перед тобой, пустая стена или печка.
Святые иконы, даны нам для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения мыслей наших к Богу и Его святым. Через это воспламеняется наше сердце, любовью к нашему Творцу и Спасителю. Святые иконы, являются для нас теми же священными книгами, только написанными, вместо букв, лицами и вещами.
Ещё в Ветхом Завете Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии (т.е. подвижном еврейском храме) золотые священные изображения херувимов на крышке Ковчег Завета. Господь сказал Моисею: «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобой над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что не буду заповедовать через тебя сыновьям Израилевым». (Исх.25,18,22).
Господь повелел Моисею также выкать изображение херувимов на завесе, отделявшей святилище от Святая Святых, и на внутренней стороне виссонных ( из дорогой шерстяной материи) покрывал, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии.Исх.26,1-37).В храме Соломона также скульптурные и вышитые изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе.(ЗЦар.6,27-29; 2Парал 3,7-14). И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета(2Парал.З,10). Когда храм был готов №слава Господня (в виде облака) наполнила храм».(ЗЦар.8,11). Изображении с херувимов были благоугодны Господу, и народ, взирая на них, молился и преклонялся.
Изображений Господа Бога в скинии и в храме Соломона не было, потому что в течении большей половины ветхозаветной жизни люди не удостоены были видеть Господа. Не было изображение ветхозаветных праведников, потому что тогда люди не были искуплены оправданны.(Рим.3,9,25,Мф. 11,11).
Сам Господь Иисус Христос послал чудесное изображение Своего Лика Эдесскому князю Авгарю: так называемый нерукотворный образ. Помолившись перед нерукотворным образом Христовым, Авгарь исцелился от неизлечимой болезни.
Св. евангелист Лука, врач и живописец, писал иконы Божией Матери, и- по преданию -некоторые из них находятся в нашем Отечестве - России.
Многие из святых икон Господь прославил чудотворениями.
Изображаемые на иконах живые, даже изображение дьявола, не оскверняют святых икон, если это надо для наглядного изображения исторических событий.
Ведь не оскверняют их имена Святое Писание.
Не противоречат и второй заповеди и почитание святых мощей. В святых мощах мы почитаем благодатную силу Божию, которая действует через мощи святых.
Для нас, христиан, идолопоклонничество, в том виде, которому преданны все язычники, невозможно. Но зато. Взамен грубого идолопоклонства, среди нас бывают более тонкое идолопоклонство. К такому идолопоклонству относится служение греховным страстям, каковы; любостяжание, чревоугодие, гордость, тщеславие и т.п.
ГРЕХИ ПРОТИВ ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ.
1. Гордость (и ее проявление - гордыня) - этот превозношение над ближним, высокомерие,
«демоническая гордыня», является основой всякой греховности; это «первогрех»,положившей
отпадению твари от Творца. В падшем мире гордыня проявляется в переоценке себя и своих
качеств. Гордец, забывает, что все доброе в нем - дар Божий, а не его личная заслуга; «Что
имеешь, чего бы ты не получил?»(1Кор.4,7),- спрашивает себя апостол Павел. Гордый
приписывает себе качества, которых не имеет и считает себя лучше всех. Все ереси и расколы
коренятся в этом грехе.
2. Без благословения носила черную длинную одежду, чётки и этим превозносилась.(10).
3. Без уважительной причины отказывалась быть восприемником кого-либо от купели.
4. Без застенчивости называла себя добрым христианином.
5. Ближний по своему неведению и неразумению причинял мне обиду, а я не терпел и
раздражался.(87,с, 101).
6. Боялась оставаться, где лежал покойник, ночью ходить через кладбище.
7. Боялась причащаться, ибо могу снова грешить.
8. Боялась насмешек, если меня увидят падающего нищий и беседующего с ним.
9. Брезговал людьми, которые долго не мылись, от которых плохо пахло.(97,с,470).
10. Брезговал пить Святую воду в церкви из одной кружки.
11. Был непокорным и непослушным, а хотел, чтобы все слушали и покорялись Была горда
не терпелива, властолюбива, и не борясь с этими страстями.
12. мне.(150,с,11)
13. Был спортсменом-профессионалом.
14. В магазине помногу часов стояла в очереди за модной одеждой.(68).
15. В пьяном виде разбивал иконы, топтал их ногами, резал, колол их.(109).
16. В церкви и на трапезе хочу быть на первом месте.(266).
17. Гордилась, имея на себе дорогие украшения.
18. Гордился и превозносился своей телесной красотой.
19. Гордился своим крепким здоровьем, сильным телом, своими способностями,
образованностью, а о том, что тело и все способности дал мне Господь и всё это не мое, а Его
достояние, не думал.(21).
20. Гордился тем, что везде, среди всех занимаю первое место.(8).
21. Гордился тем, что много знаю.(7,с,355).
22. Гордился тем, что молюсь много и усердно.(8).
23. Гордость до самообожания.
24. Грешила гордостью, тщеславием, честолюбием, сластолюбием, тайноядением,
пьянством, любопытством, раболепством духу времени и мирским обычаям.
25. Делал выговор сидящим в церкви, не зная о состоянии их здоровья, и после этого, не
примирившись причащался.(2,№3,92г.,с,23).
26. Делала «руки в боки», скрещивала руки на груди.(2,№6,84г.,с,32).
27. Домогаюсь того, чтобы казаться, приятным для женщин, величавым для чужих,
смышленым и благоразумным для своих, совершейнейшим для благоразумных, с
благочестивыми обхожусь как мудрейший, неразумных призираю как бессловесных.(266).
28. Допускал мысль, что я уже смиренный.(277,с,22).
29. Думал о себе, что достойно приступаю к Святым Тайнам.(36).
30. Ежедневно записывал свои грехи, чем гордился и превозносился над другими.
31. Желал, чтобы всё было по моему, чтобы все покорялись мне, прав я был или не прав.
32. Заносчивость, с превозношением обличала ближнего, не помышляла о его исправлении и
говорила; «со мною такого не было бы, я так ни когда не поступила».
33. Имел в миру образование, положение в обществе, деньги, от этого превозносился над
братией, которые ни чего не имели этого в миру.(284,с,96).
34. Искал известности, пусть даже скандальной.(43).
35. Искусство, наука, спорт занимали для меня первое место в жизни.
36. Когда меня ударяли, давал сдачи, или желал отомстить.(Мф.5,39,Лк,6,29).
37. Когда мои возражения опровергали, настаивал на своем.
38. Когда не помогали готовить обед, роптал.
39. Кощунствовал; «Налей мне третью рюмку ради Пресвятой Троицы, Бог любит Троицу».
40. Любил фотографироваться.
41. Надеялся на свою память и не записывал свои грехи.(37,с,793).
42. Надсмехалась над простотой православной веры, над тем, что не нравилось в ней.
43. Не знаю ни чего , а думаю о себе много.(266).
44. Не им ел доверия к праведникам.(67,с,145).
45. Не отвечал на приветствие ближнего.
46. Не смирялась, когда меня учили.
47. Не старалась делать добрые дела тайно.
48. Не хотел смиряться перед строптивым братом.(284,с,99).
49. Не хочу смирять себя, а если, кто не услужит, гневаюсь на него.(266).
50. Ненавижу больных, а когда сам болен, желаю, чтобы меня все любили(266).
51. Не хочу почтить достойного, а сам, будучи недостойным, требую к себе почестей(266).
52. Нравилось казаться добрым.
53. Обижался, когда меня не поздравляли с принятием Святых Христовых Тайн.
54. Огорчался на смешками.(71 ,с,251).
55. Ожидал, чтобы обидчики первыми попросили у меня прощения.
56. Осуждаю, падающих, а сам непрестанно падаю.(266).
57. От самообольщения появлялась искренняя уверенность в своем превосходстве над
другими.(277,с,13).
58. Первым не приветствовал друга или врага.(44,с,18).
59. Перед Причащением не просила прощения у знакомых и
близких.(2,№3,82г.,с,75,162.С.261).
60. Плакала от сильной злобы и униженного достоинства, и гордости.
61. По гордости здоровалась не со всеми, атолько с тем, кого считала достойными. (71, с,251).
62. Подав просящему нищему милостыню, ожидала от него поклон.(30,с,425).
63. Подсмеивалась над послушниками, исполнявшими малейшее требования и желание
старца.(175).
64. Показывала надменность в словах и поступках.
65. Пренебрежение простым, тяжелым, грязным трудом, желание избежать его или свалить
на кого-нибудь другого.
66. Преувеличивал в собственных глазах, свои знания,
опыт, способности, добродетели, и считал, что уже достоин славы.(277,с.11).
67. При встрече с ближним не был приветлив.(91).
68. Привычка говорить постоянно о своих нуждах.(155,с.73).
69. Произносил ектении на манер диаконского чтения, искажая свой голос.
70. Работая врачом, говорил больному; «я тебя исцелил, сделал тебя здоровым»,не
приписывал исцеление Богу.
71. Раздражаюсь, возмущаюсь, когда делают все не по-моему.
72. С гордостью говорил, что; « столько-то я монах».(284,с, 156).
73. С поспешностью старалась попасть первой на исповедь.(128).
74. Самолюбивое и гордое поведение в церкви.
75. Своё дело, считая важным, а чужое пустячным.(43).
76. Смотрел в зеркало ради самолюбования.(121).
77. Согрешил неуступчивостью.
78. Согрешил трудность, просить прощения.(277,с. 11).
79. Спорил со всеми.(97,с, 109).
80. Стеснялась исповедоваться в плотских грехах.(48,с.45).
81. Стремилась к высшему образованию и служебной деятельности наравне с
мужчинами. (53,с. 7).
82. Стыдилась слёз на исповеди.(162,с,263).
83. Стыдился иди на исповедь, из-за высокого положения в обществе.
84. Стыдился того, что окружающие узнают, что я соблюдаю пост.(269,с.103).
85. Считал себя к принятии. Благодати.(292,с.85).
86. Считал себя лучше, разумнее многих священников и монахов.
87. Считал себя смиренным.(140,с.160).
88. Считал себя униженным, если не воздавал злом за зло.
89. Считал, что в храме у меня есть своё собственное место и прогонял с него
других.(2,№3,92г.,с 23).
90. Считал, что лучше продавать последние свои вещи, чем поступать на низкую должность,
«чёрную работу».
91. Считала, что выделяюсь среди всех своей христианской жизнью.
92. Тайная гордость: говорила про себя или вслух, что это я знаю, в этом я не нуждаюсь,
этого я не делал, это лишнее, в этом я не грешил и т.д.
93. Требовала отпеть покойника отдельно, а не одновременно с другими.
94. Требовала у Господа возвратить умершего или забрать меня.
95. Тяготился обличениями.
96. Ум свой занимал ложными понятиями, многоречивой и суетной философией.(21,с,319).
97. Упорствовал, настаивал на своём мнении.(140,с.202).
98. Упрямство считал за твердость характера.(155,с,84).
99. Хвалилась, что разговаривала со знатными и богатыми людьми.(102,с.670).
100. Ходил важной походкой.
101. Ходила без нательного крестика, или носила крест не освещенный, не православный.
102. Тщеславие, честолюбие - мы впадаем в этот грех, когда тщеславимся, выставляя на показ
свою одаренность, душевную и телесную, ум, образованность, и когда демонстрируем свою
поверхностную духовность, показную церемонность, мнимое благочестие. Одним словом, когда
пытаемся создать о себе хорошее мнение и вызывать похвалу.
103. Без нужды, по тщеславию говорил на иностранном языке, употреблял в реи иное.
104. Делал татуировки на теле себе и другим и советовал делать.(Лев, 19,28,69).
105. Долго помнила похвалы в свой адрес.
106. Если воздержусь от еды, утопаю в кичливости и высокоумии.(266).
107. Если удержу себя от неразумного пожелания, тщеславлюсь.(266).
108. Желал наград, изыскивал способ их получения.(142,№227,1884г.).
109. Занималась благотворением как делом моды, а не во имя Христово.(53,с.31).
110. Идя в храм одевалась с пышностью, как актриса, не снимала
украшений.(39,с.293,311,5,с,141).
111. Из тщеславия хотел показать себя перед людьми умнее и лучше.(72,с. 104).
112. Имел возможность воровать, этого не делал, от этого превозносился своей
честностью.(253,с.318).
113. Исповедуясь, старалась употребить красивые и впечатляющие слова.(162,с.315).
114. Когда меня хвалили, не останавливала говорящего, не переводила разговор на другую тему.
115. Любил, когда меня хвалили, восхищались мной и рукоплескали мне.(21,с.343).
116. Любовался своими мнимыми добрыми делами.(142,с,№228,1884г.)
117. Молился на виду у людей по тщеславию.
118. Наставлял людей от своего ума, от своего ума из тщеславия.
119. Носила чётки, как украшение.(137,с.88).
120. Обольщался, когда мне льстили.
121. По тщеславию без особой надобности употреблял иностранные слова (о, кей и т.п.), жаргон.
122. Под видом смирения услаждался своим мнимым духовным превосходством над другими
людьми.
123. Подавал милостыню без смирения, тщеславился.
124. Принимал похвалу от лукавых людей.(21,с.453)
125. Принимала сердцем похвалу, не видела опасности этого греха.
126. Прочитывала над покойником псалтырь (канон) ради людской похвалы.
127. Сам просился исполнить какое - нибудь низкое послушание, от этого
тщеславился.(292,с.23).
128. Согрешил; смиреннословием, желая показаться людям смиренным, и с этой целью принять
смиренный вид, говорил тихо, потуплял взор, говорил о себе обличительные фразы, все это на
показ, ради мнения человеческого.(266,с.386).
129. Трудился в монастыре с разгорячением, с тщеславием, с хвастовством, с унижением других
братии, которые не могут понести такого труда по немощи или неспособности.(292Я,с,18).
130. Тщеславилась от общения с монахами, старцами, от посещения монастырей.
131. Тщеславилась перед людьми, перебирая чётки.
132. Тщеславился своим красноречием.(21,с.323).
133. Тщеславился тем, что плакал о грехах.(89).
134. Тщеславился, желал, чтобы меня считали самым умным, способным, добрым, интересным.
135. Тщеславился, что не лечился у врачей.
136. Хвалилась, что сплю на жесткой постели.
137. Хвалилась, что являюсь, духовной дочерью известного священника.(1467.С.157).
138.Хвалился перед духовником своими добродетелями.(126).
139. Хвалился своими грехами, пороками.
140. Читал Св. Писание ради похвалы.
141. Щеголял в одежде.(140,с.130).
142. Любоначалие - желание быть первым, повелевать. Любим ли мы, чтобы нам служили? Как
мы относимся к защите от нас людям на работе и дома? Любим ли властвовать, настаивать на
выполнении свой воли? Нет ли у нас склонности, вмешиваться в чужие дела, в чужую жизнь с
советами и указаниями? Не стремимся ли оставлять последнее слово за собой, лишь бы не
согласиться с мнением другого, даже если он прав? Если все перечисленное так, то мы сильно
заражены грехом любоначалия.
143. Лишившись, чести или власти, роптал, негодовал, хулил.
144. Люблю всеми повелевать, а сам не люблю подчиняться другим.
145. По гордости чувствовал в себе способность наставлять других, вести их ко
«спасению».(277,с.21).
146. Пока не и мел власти, казался кротким и добрым, получая же власть, становился
бесцеремонным и жестоким.(97).
147. Среди старших но сану и возрасту любил командовать и «управлять» разговором.
148. Чревоугодие-«Их Бог-чрево»(Флп.З,19), - сказал святой апостол Павел о не которых
людях: Грех чревоугодия подразделяется на чревобесие и гортанобесие. Что такое чревобесие ?
Это значит «бесноваться о чреве», или для удовольствия чрева, - употреблять пищу и питье сверх
меры, собственно не для потребности тела, а по страсти. Гортанобесие - это «беснование об
услаждение гортани», - быть слишком изобретательным или разборчивым в пищи и питии,
любить до пристрастия всякие лакомства, которые настолько вкусны и приятны, что не хочется
сразу их проглотить. Чревоугодник делает свою душу плотской. Он говорит своей душе:
«покойся ешь, пей, веселись».(Лк.12,19). То, что почитается только средством для поддержки
жизни - составляет для него «истинные» блага и «истинное» счастье. Нужно помнить, что плоть
отпадет, а дух останется. И кто, посему, сеял более в плоть свою, «то плоти и пожнет нетление»,
а кто сеял более в дух, от «духа пожнет живот вечный».(Гол.6,8).
149. В воскресные дни и двунадесятые праздники ел и пил до обеда.(178,с.411).
150. Вкушал мясо бобра, медведя, викши.(178.с.154).
151. Вкушал мясо сдохшего животного.(66,с.53).
152. До обедни в церкви пила воду, принимала лекарство, потребляла антидор с просфорой.(99).
153. Ел вскоре убитую рыбу или зверя ещё теплого.(251,с.38).
154. Ела от скуки, уныния, безделия.
155. Жадно, страстно пила лимонад.(181).
156. Жевал жевательную резинку.
157. Изучал науку приготавливать изысканную пищу (грех сластолюбия).(66,с.28).
158. Многоедение и многопитие без сытости.
159. Насытив чрево, засиживался за столом.
160. Объедался до рвоты.(136).
161. Объедался до того, что портил воздух дома и в храме.
162. Объедался и приступал к молитве.(16).
163. Пиршество и участие увеселения после двенадцати ночи.
164. После вечерних молитв пила и ела, не делая 12 поклонов, или не читая молитв
заново.(66,с.27).
165. После обеда слишком много отдыхала.
166. После обильной трапезы, впадала в леность, сонливость, праздность, пустословие,
смехотворство.
167. Предавалась чревоугодию, плотские удовольствия ставила выше угождения Богу.
168. Пресыщение постной пищей.
169. Раноядение (до 12 часов дня без благословения), поздноядение (после полуночи).
170. Расслаблял себя вкушением изысканной разнообразной пищей.
171. С нетерпением ждал начала прапезы.
172. Собирал в лесу ягоды, ел их, не осенив крестом.
173. Согрешил ненасытностью.(287,с.387).
174. Тайноядение и тайнопитие.
175. Пьянство - «не обманывайтесь.... Пьяницы - Царства Божия не наследуют».(1Кор.6,9-10), -
говорит апостол Павел. Пьянство это не только плотский грех, но ещё грех и духовный. Ибо
пьяница, подвластен бесу пьянства, является его слугой и послушным орудием. Пьяница, в
отношении к Богу - это самый неверный и изменчивый раб. Пьянство в такой степени отвлекает
от служения от Богу, что для пьяницы вино является кумиром, которому он покланяется и
приносит себя и родных своих в жертву.
176. Был скуп на доброе, но расточителен на водку.
177. В нетрезвом виде пел церковные и духовные песнопения ради смеха.
178. В пьяном виде был нахален, нагл, дерзок.
179. Вёл разговоры больше о выпивке, как бы «сообразить», побольше выпить.
180. Всегда был готов выпить для веселья и развязности.(71,с.294).
181. Горе, жизненные неудачи заливал вином.
182. Грехи от любления роскоши; « изменчивость женоподобие, дерзость, тщеславие,
невоздержание, надменность, бесстыдство, жестокость, подлость, корыстолюбие, низость, и
вообще неспособность ни к чему полезному, и нсобходимому»(288,с.361).
183. Грешила любострастием и сладострастием, корыстолюбием, скупостью, лицемерием,
самолюбием, плотоугодием, нетерпеливостью.
184. Давал деньги под проценты, зная, что человек сильно нуждается.
185. День Победы праздновала пьянством и гульбой, вместо участия в Богослужении с молебном
и панихидой.
186. На свадьбе после венчания и причащения кричали, пели песни, танцевали, напивались до
рвоты.
187. Под предлогом приёма странника угождал своему чреву, пил вино.
188. После причащения предавался пьянству.(21).
189. После причащения пьянствовал до рвоты.(178,с. 154).
190. Прикладывалась к кресту, св. иконам в нетрезвом виде.(9).
191. Продала последнее, чтобы купить на свадьбу водки.
192. Состязался кто больше выпьет.(89).
193. Страдал запоем.
194. Наркомания - это употребление разных одурманивающих веществ с целью ухода от реалий
окружающей действительности, и погружение в ирреальный мир иллюзорных переживаний.
Известно, что колдуны и шаманы, перед контактом с нечистыми духами, принимали
наркотические вещества, при помощи которых становились более способными к демоническому
общению. Наркоман, так же, уходя в мир иллюзий, подпадает под власть падших духов.
Наркомания ещё худший грех, чем пьянство. Ибо наркотическая зависимость человека - гораздо
сильнее алкогольной, разрушение личности происходит, гораздо быстрее, совесть и моральные
принципы у наркомана исчезают буквально в течении года: устранение наркотической
зависимости - процесс крайне тяжкий.
195. Занимался наркоманией.
196. Курение табака - является то же грехом, дурной привычкой, направленной против своего
здоровья и здоровья окружающих людей. В нашей жизни мы должны подражать Иисусу Христу
и святым, можете ли вы кого-либо из святых представить курящими? Богу воскуривают фимиам
в кадильнице, а табак недаром в народе называют « чёктовым зельем».Курящий, одурманивая
себя табаком и выпуская дым изо подобен курильнице, посвященной демону.
рта и носа.
197. Говорил, что лучше хлеба не поем, но покурю.(63).
198. Держал в доме пепельницу.
199. Когда узнал, что человек не куприт, смеялся над ним или удивлялся этому.
200.Курил трубку, жевал табак.(8,с. 143).
201.Носил в церковь табак, курил в действующих и разрушенных храмах.
202.Утверждал, что в табаке нет греха, что курить можно.(63).
Наставление.
Кто курит табак, тот приносит жертву идолу, которого питает во чреве своем. Ладан из кадила - это жертва Богу, а враг сделал свою хитрость, чтобы ему приносили жертву, вредную для нашего здоровья.
203.Хвалил одни сигареты, а другие ругал.
204.Сребролюбие (любостяжание) - « Ибо корень всех зол сребролюбие, которому предавшись,
некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».(1,Тим.6,10), - пишет
апостол Павел. Грех сребролюбия - смертный грех, ибо здесь человек вместо Бога покланяется
мамоне (богатству), уповает на него и живет ради него. В этой страсти мы видим одновременно
отражение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Оно порождает злобу,
окаменение сердца, многозаботливость, зависть. СО слов Самого Спасителя мы знаем, что
богатому трудно войти в Царствие Божие. Христос учит: «Не собирайте себе сокровищ на земле,
где моль и ржа истребляет их и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровище на
небе...Ибо где сокровище ваше, там и будет сердце ваше». (Мф.28,12-13).
205.Будучи вдовой, не помогала нуждающимся.
206.Во всём искал себе выгоды, ненасытно желал денег.
207.Живя зажиточно, для общего обогащения ездил на Север или заграницу.
208.За деньги говорил ложь и шёл на всякий грех и беззакония, даже на убийство.(Мф.28, 12-13).
209.Зарабатывал деньги, не с целью иметь возможность творить дела милосердия, а ради
корысти.
210.Звенела в храме деньгами, отвлекала молящихся.
211.Имел колодец, а воды никому не давал.
212.Имел страсть к золоту, и дорогим вещам.(81,с. 143).
213.Имел страсть корыстолюбия, любостяжания.
Наставление.
Любостяжание - мать пороков... во грехи, какие непосредственно рождаются от любостяжания: грабительство, убийство, коварство, обман, мятеж, насилие и жестокость, немилосердие, окаменение сердца, зависть, вероломство, притеснение бедных, мелкая расчётливость, кража и иное сему подобное.(192,с.9).
214.Имела дорогие, ценные иконы, гордился молясь перед ними.
215.Когда меня обокрали, не благодарил Бога, а печалился.
216.Коллекционировал старинные вещи, иконы и др. антиквариат, марки, значки, монеты,
календарики и прочее.
217.Копил просфоры, как сувениры не употреблял их.(2,№4,92г.27-31).
218.Любил книги в богатых переплетах.(93).
219.Любил мирскую музыку, коллекционировал записи, покупал инструменты.
220.Любил носить изысканную, дорогую одежду, хвалился ею перед другими и думал, что из-за
этого возвысят в душе мнение о мне, и везде будут оказывать почесть и уважение.(268,с,38).
221.Любил отдыхать в бани, дорогие обеды в ресторане, шумную светскую жизнь.(287,с,400).
222.Любил принимать подарки, ждал их.(188,с.177).
223.На рынке торговал по высоким ценам, не уступала в цене бедным.(28).
224.От сребролюбия была всегда в печали, попечении, мятеже, страхе и т.п.
225.Отдал деньги в рост, жил на проценты (ради наживы).
226.Отказывал, когда просили взаймы на богоугодные цели.(66).
227.Ради корысти общался, заводил связи с людьми зажиточными, высокопоставленными.
228.Роскошь и расточительность.
229.Своё многостяжание и сребролюбие оправдывал тем, что накопленное имущество пойдет
после смерти и на помин моей души.(Лк.12,20,»Кор.9,6).
230.Собирал маловажные вещи (мшелоимство).(160,с.63).
231.Создавала себе красивую, модную обстановку в доме.(266,с.38).
232. Старалась дома иметь дорогие занавески, ковры, мебель, ставила это целью своей жизни.
233. Требовала плату за церковное пение.
234.Отчаяние - полная потеря упование на милость, любовь и Промысел Божий, сильный страх
и боязнь при виде наступающих или наступивших тяжелых жизненных обстоятельств, а так же
своих грехов. Возникает от маловерия, а так же от воздействия дьявольского. Склонному к
состоянию отчаяния, всегда следует помнить слова прп. Силуана: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». То есть, помни, что за грехи свои ты достоин ада, но по милости и любви Божией, ты можешь быть спасен. Господь помиловал кающегося разбойника на кресте, помилует и тебя, если принесешь достойные плоды покаяния. Помни, что Господь всесилен; нет обстоятельств Ему непокорных. Может и тебя спасти, если в нужде припадешь к Нему с горячей молитвой. 235. Не достигнув исполнения своего желания, падал духом, что потеряна цель в жизни.(42). 236.Отчаяние - когда люди, забывая о бесконечном милосердии Божием, не надеются на Него.
237.Желание себе смерти при тяжелых жизненных обстоятельствах - некоторые люди при
тяжелой болезни, при трудных жизненных обстоятельствах, или при сильных душевных
страданиях начинают желать себе смерти. Такое состояние - результат малодушия, маловерия и
не упование на благость Божию. Человек забывает, что любое земное страдание - явление
временное, проходящее. И Господь, попустивший скорбь, даст и ослабу. Смерть же приводит к
состоянию неизменяемому. «В чем застану, в том и сужу» - говорит Господь. И если человек
совершает тяжкий грех самоубийства, желая избавиться от страданий, то состояние боли и муки
от которого несчастный пытался уйти, после смерти не только не исчезнет, но наоборот
фиксируется и ещё более усиливается на вечные времена. Поэтому каждый человек должен
терпеливо нести свой крест, благодаря Господа за всякий новый день данный ему для покаяния.
238.В болезни или при большой скорби просила смерти.
239.Не очистившись от страстей и грехов, желал себе смерти.(35).
240.Самопроклятие.
241.Уныние -полная расслабленность, безутешная скорбь, печаль, упадок веры, возникающая по
какому-либо поводу, являются смертельным грехом, возникают от маловерия и отсутствия
упования на Бога. Вот, что пишет прп. Ефрем Сирин по поводу находящего уныния: « ....ты не
упадай, но молись Господу, и даст тебе долготерпение; и по молитве сядь и собери свои
помыслы, и утешай душу твою подобно говорившему; Векую прискорбна еси, душе моя? И
вскую смущаеши мя? Уповай на Бога.(Пс.41,6). И скажи, почему нерадишь душе моя? Не всегда
нам жить в этом мире. Представь прежде в мыслях себя и вспомни, что как они перешли от сего
века, так и нам, когда удобно будет сие Богу, должно переселиться... Уныние, есть тот злой
недуг, об избавлении от которого помолимся в Великом в посту, И ежедневно в вечерней
молитве, взывая; «Уныние бесовское далее от меня отгони, Господи».
242.Борясь с богохульными помыслами, впадала в уныние, не советовалась со
священником.(59,с.60).
243.В важных делах проявлял равнодушие, леность, медлительность, от которых появлялась
вялость и сонливость.
244.Отчаивалась в своем спасении, унывала.
245.Роптала и унывала, если не уважали мой труд.
246.Падала духом от наветов злых людей.
247.Порочная печаль - иногда человек ощущает неизъяснимую скуку, недовольство всем, что
его окружает: « Блажен человек, который... не уязвлён был печалью греха».(Сирах.14,1).-
говорит Священное Писание. Если мы доищемся истинных причин порочной печали, то ими
скорее всего окажется: или неудовлетворение какой-либо суетной привязанности, неудача в
каком-либо неудачном деле. Конечно же, такая печаль крайне вредна для нашего спасения.
Противоположная же ей спасительная печаль - это печаль о своих грехах, плач о страстях,
гнездившейся в человеческой душе.
248.Вела себя не по христиански, рвала на себе волосы, царапала лицо, раздирала одежду.(160).
249.Печалилась, что не красива, (этим роптала на Бога).
250.Слишком тяжело переносила разлуку с близким человеком, неутешно скорбела.(86).
251.Святотатственная надежда на милосердие Божие - есть люди, которые перед каждым своим
грехом или после множества тяжких грехов только и говорят: «Бог милостив..., все простит
Бог». Так говорят, им сами не просят прощения и не думают менять своего греховного
устроения, будто прощение должно прийти к ним само по себе. Такие люди забывают, что Бог не
только милосерден, но и правосуден. И, что Он долго терпит к тяжким грешникам, то только
ожидая их покаяния и исправления. Если же грешник не исправляется, то его неминуемо ждет
правосудие Божие. Грешить, надеясь на милосердие Божие - есть «хула на Духа Святого», - то есть грех не прощаемый.
252. Рассчитывал получить Царство Небесное только физическим трудом, частыми хождениями
в церковь, путешествием по святым местам, не заботясь о покаянии.(42). 253. Творила добрые дела, будучи некрещеной, думала, что этим спасусь, не спешила принять
Святое Крещение.
254. Имея предками священников, монахов подвижников, не радела о спасении, надеялась, что
они вымолят меня.(21,с.442).
255. Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на
милосердие Божие.
256. Самодовольство, самооправдание - удовлетворенность своим духовным устроением или
состоянием, нежелание видеть свои грехи и приносить в них истинное постоянное покаяние.
Признак духовного совершенства, по святым отцам - это видение своих прегрешений; «бесчисленное, как песок морской». Недаром святые считали себя великими грешниками, ибо приближаясь к Богу, все яснее и яснее ощущали свою греховность. Состояние греховного
самодовольства, самооправдание своих грехов - является показателем сердечного окаменения, гибельного устроения человеческой души.
257.Был пустосвятом; был уверен в своей праведной жизни, не мог собой налюбоваться.
258.В оправдании своих грехов говорил; « бес попутал».
259.В оправдание своих грехов говорил; « нас этому не учили, за восемьдесят лет отбили
веру».(146,с.479).
260.Говорил себе, что я не Апостол, не святой, не праведный, не имею их благодати, и этим, как
бы прощал себя за недостойное усердие в подвигах благочестия.
261. Грешила притворством и самооправданием.(150,с.12).
262.Для развлечения и удовольствия каталась на машине, велосипеде, лодке, катере т.п.
263.Доверялся своей наружной честности и праведности.
264.Если преуспеваю в бдении, впадаю в сети непокорности, прекословия.
265.На исповеди оправдывалась своими немощами, недостатками воспитания,
несовершенствами в государстве, в семье, в школе, молодости, незнания Закона Божия.(158).
266.Не видел в себе грехи и недостатки, утверждал, что чист перед Богом.
267.Не просила ближних указать мои грехи и недостатки.
268.Не соблюдал пост по своему неверию, и ради успокоения своей совести, брал благословения
у епископа, тот есть ссылаясь на трудное время.
269.Нестремление к самопознанию.
270.Оправдывал себя перед другими, при осознание своей вины.
271.Оправдывал себя; «Я хоть и вспыльчив, но, зато быстро отхожу (от гнева), выскажусь и
быстро остываю».
272.Считал, что не имею ни одного греха.
273.Умалял, свои грехи, говорила себе;
«Этот грех мал, Господь с меня за него не взыщет».(43).
274.Отсутствие духовного трезвения - невнимательность к своей внутренней жизни, отсутствие
контроля за своими мыслями, словами, поступками, рассеянность, греховное забвение,
неразумение духовной жизни. Святые отцы заповедовали всем желающим спасения не
пристанное духовное трезвение за своими мыслями, чувствами, поступками. Принятие того, что
соответствует евангельскому духу и отриновение всего чуждого, бесовского.
275.В речи прибавлять «для связки» скверные слова.(63).
276.В простоте своей доверяла всем подряд.
277.Грешил пустословием, многоглаголанием, никак не мог удержаться, чтоб не высказать о
себе, своих мыслях, чувствах, планах, поступках и т.п.
278.Молился перед иконой, утратившей свой лик (даже если она дорога, как родительское
благословение). (9)
279.Не избегал того, что нарушает мир духовный, как бы не казалось от благовидно.(74,с.70).
280.Не избегал тех священников, которые рассказывают другим священникам исповеданные
грехи.(48,С.49).
281.Не кропила купленные продукты и вещи.(104).
282.Не разбирался в своей внутренней духовной жизни: в мыслях, чувствах, желаниях и
побуждениях.(8).
283.Не содержание в тайне своих молитв и добрых дел, разглашение событий внутри-церковной
жизни.
284.Не старалась исповедоваться перед опасными, дальним путешествием.(48,с.42).
285.Не старалась предусмотреть и обдумать возможные случаи, чтобы сохранить себя от греха
на весь день.(«Воззвание христианину»).с,39-41.
286.Открывал свои помыслы всем под ряд, не разумея в том вреда.(79,сч .465).
287.Приезжая в обитель помолится Богу, слышала не угодные Богу речи монашествующих,
живущих нерадиво и соблазнялся.
288.Разглашал то, как пощусь.
289.Рассказывал другим о своих подвигах.(34).
290.Слушал самозваных проповедников, увлекался их проповедями.(17,ч.1;с,25,ч.2).
291.Духовная гордость - приписывание исключительно собственному достоинству, на самом
деле полученных от Бога духовных даров, талантов. Желание дара чудотворений, провидение и
т.п. Представление о себе, как о достойном духовных видений и созерцаний. Противоположная
этому греху спасительная добродетель - смирение, почитание себя недостойным никаким
духовных дарований.
292.Будучи мирским, вмешивался в разговор духовных лиц.(80,с,88).
293.Будучи мирской и малодуховной, без благословения учила других.
294.Будучи мирянином, надевал монашескую одежду на себя и на других, ради смеха и
баловства.
295.Будучи мирянином, носил чётки на показ.(66,с. 17).
296.В духовной жизни имел неумеренную, неразумную горячность (ревность), (97,с.796).
297.В церковь ходил не ради Бога, не ради спасения души, а что бы люди хвалили, что я
боголюбив.(178,с,533).
298.Во время крестного хода теснился между духовенством.
299.Грешил самохвальством, разглашал свои добрые дела.
300.Имел смирение на показ, в мелочах.(84,с, 123).
301.Когда обличаемый мною принимал обличение, тщеславился, гордился.
302.Когда тайно делал добро, гордился, считал себя добрым, совершенным.
303.Мнил о себе, что я человек высокодуховный, прозорливец, постник, что призв<