Об отношении обновленного естества ко злу
Здесь сам собой является вопрос: какое отношение имеет обновленный человек ко злу? Он не может не иметь точного познания о зле. Но мы видели, что невинное естество человеческое, в состоянии его по сотворении, едва получило такое познание, как и погибло от него. Тем нужнее знать отношение естества о6новленного к познанию зла. Отвечаем: чистота сердца - духовное состояние обновленного естества, названное в Евангелии блаженством, доставляющим человеку Боговидение,[1171] является в душе после блаженства милости, проистекает из этого блаженства. Известно, что евангельские блаженства суть духовные состояния, открывающиеся в христианине от исполнения евангельских заповедей, что блаженства открываются одно вслед за другим, рождаясь одно от другого.[1172] По отвержении своей правды, как оскверненной злом, из среды плача о своем состоянии падения, из среды кротости - этого примирения ко всем скорбям, видимым и невидимым - начинает ощущаться в душе алкание и жажда Правды Божией. Правда Божия обретается в милости, где Евангелие и повелевает искать ее. Любите враги ваша, говорит оно, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы: яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех: яко солнце свое сияет на злыя и благия и дождит на праведные и на неправедные. Аще бо любите любящих вас, кую мзду имате? Не и мытари ли тожде творят? И аще целуете други ваша токмо, что лишше творите? Не и язычницы ли такожде творят? Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть.[1173] Совершенство христианской, а потому и человеческой, добродетели в обновленном естестве есть благодатное Богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в Крещении и возделанной заповедями. От такого милосердия является духовная чистота: она питается им, она живет им. Преподобный Исаак Сирин на вопрос: что есть чистота? отвечал: "Чистота - сердце, исполненное милости о всяком создании". На вопрос: что есть милостивое сердце? этот великий учитель иночествующих сказал: "Это - горение сердца о всякой твари, о человеках, о птицах, о животных, о бесах - словом, о всяком создании. От воспоминания о них и видения их очи милостивого источают слезы по причине обильной и сильной милости, овладевшей сердцем. От постоянного терпения сердце его сделалось сердцем младенца, и он не может быть равнодушным, когда услышит или увидит какой-либо вред, или даже малую скорбь, которым подверглась тварь. И потому он ежечасно приносит молитву, сопровождаемую слезами и о бессловесных, и о врагах истины, и о наветующих ему, чтобы они были сохранены и очистились; даже он делает это о естестве пресмыкающихся, от великой милости, движущейся чрезмерно в его сердце по подобию Божию".[1174] От великой милости, которую ощущал в себе великий Исаак, он восклицает: "В тот день, в который ты состраждешь кому-либо каким бы то ни было образом страждущему, телесно или мысленно, благому или злому - почитай себя мучеником и взирай на себя, как на пострадавшего за Христа, как на сподобившегося исповедничества. Вспомни, что Христос умер за грешников, а не за праведников. Смотри, как велико скорбеть о злых и благодетельствовать грешникам! Оно более нежели делать то и другое относительно праведников. Апостол воспоминает об этом, как о достойном удивления".[1175] Святой Исаак, сравнивая правду падшего человеческого естества с Божественной правдой, состоящей в благодатном, духовном милосердии, вторую называет служением Богу, а первую служением идолам.[1176] О стяжании этого милосердия говорит Апостол, когда завещает уверовавшим во Христа: Облецытеся якоже избрании Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение: приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам, тако и вы.[1177] Святой Макарий Великий говорит: "Благодать так действует и умиряет все силы и сердце, что душа, от великой радости (милости), уподобляется незлобивому младенцу, и человек не осуждает уже ни эллина, ни иудея, ни грешника, ни мирянина, но на всех чистым оком взирает внутренний человек и радуется о целом мире, и всемерно желает чтить и любить и эллинов и иудеев".[1178] "Чистота сердца, - сказал вышеприведенный святой Исаак, - зрит Бога; она сияет и цветет в душе не вследствие учения человеческого, но от невидения злобы человеческой".[1179] Тогда человек не видит злобы в ближних своих, когда все отношения его к ближним будут поглощены милостью к ним. Неужели такое невидение недостатков в ближних есть ослепление ума, есть признание зла добром? Напротив того: ослепление ума, невидение греха и зла, признание зла добром принадлежат нераскаянным грешникам, оправдывающим грех свой. Святые Божии, просвещенные Духом Божиим, понимают зло во всей его подробности, знают его козни и его ядовитость; они, при помощи этого познания, доставляемого Духом, с особенной тщательностью охраняют себя от опытного знания грехов, доставляемого исполнением греха на самом деле. Рожденный от Бога, говорит святой Иоанн Богослов, не согрешает: но рожденный от Бога блюдет себе, и лукавый не прикасается ему.[1180] При посредстве благодатного милосердия, которым истинные христиане дышат к ближним, они пребывают чуждыми греховности ближних, сообщающейся через осуждение осуждающему, нарушающей его собственное, спокойное, радостное, святое устроение. Мир Христов превосходяй всяк ум, обитающий в святых Божиих, немедленно обличает всякий приближающийся помысел сопротивного, какой бы личиной праведности ни был прикрыт этот помысел.[1181] Святой Иоанн Лествичник в слове[1182] о духовном рассуждении и о помыслах, страстях и добродетелях говорит, что оно является от непорочной совести и чистоты сердечной; что оно в новоначальных по преуспеянию есть познание падения и греховности своей; что оно в средних (по преуспеянию) отделяет истинное добро от естественного и от зла, как открытого, так и прикрытого личиной добра; наконец, что оно в совершенных есть духовный разум, воссиявший от Святого Духа, и видящий образ действия зла в других человеках. Так святой Апостол Петр сказал Симону Волхву: в желчи бо горести и союзе неправды зрю тя суща.[1183] В предисловии к Слову о священном Безмолвии, святой Иоанн говорит, что Святые Божии имеют точное и подробное знание греха по откровенно Святого Духа.[1184] Начало просвещения душа и признак ее здравия заключается в том, когда ум начнет зреть свои согрешения, подобные множеством своим морскому песку, сказал святой Петр Дамаскин.[1185] Этот Отец называет зрение своего падения и зрение грехов своих духовным видением, открывающимся от действия благодати в делателе Христовых заповедей.[1186] Святая Церковь законоположила чадам своим испрашивать теплейшей молитвой у Бога великий дар - зрение грехов своих.[1187] Падшее естество поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, не видит своего странничества на земле и распоряжается собой на ней как бы бессмертное, как бы существующее единственно для земли. Оно не только с жестокостью судит и осуждает грехи ближнего, но и из собственного своего бедственного устроения сочиняет для ближнего грехи, каких в нем нет; оно соблазняется самыми возвышенными христианскими добродетелями, искажая значение их сообразно лжеименному разуму своему по своей сердечной злобе. Напротив того, обновленное естество имеет благодатное знание и зрение зла, даруемые Богом, знание и зрение зла, не только не нарушающие целости добра в человеке, но и служащие к строжайшему охранению человека от опытного познания зла, гибельного для человека. Обновленное естество видит и ведает зло в себе, в человеках и в демонах, но пребывает неоскверненным от зла, потому что эти видение и ведение естества обновленного принадлежат не собственно человеку, приобретены не собственным усилием человека, но дарованы ему Богом. Можно уподобить знание зла, приобретенное человеками чрез падение, знанию больными болезней, которыми они страждут, а знание зла человеками обновленными - знание болезней врачами. Больные опытно знают болезнь, но не знают ни причин ее, ни средств к врачеванию ее; врачи, не зная опытно болезни, знают ее несравненно определеннее, нежели больные, знают причины ее и средства пользования (лечения - ред.) от нее.
Заключение
Изложив, по мере скудных сил, состояние в отношении к добру и злу человеческого естества по сотворении, по падении и по искуплении его, к кому обращусь с заключением этого убогого Слова? Слово служит обличением моих собственных недостатков, и потому обращаюсь с увещанием, которым обыкновенно оканчивается всякое Слово, к самому себе. Увещание заимствую от Отца Церкви. Если кто из ближних моих признает его приличествующим и для себя, то да приимет его с любовью. "Ты вспомнил, - говорит воспомянутый мной Отец, - то благородство, которое ты принял в Крещении от благодати, отверг же произвольно страстями в мире, ты возжелал восстановить (это благородство) благим произволением; такое желание ты доказал делом, придя в священное училище, облекшись в честные одежды покаяния и дав обет благодушно пребывать в монастыре до самой смерти. Ты завещал с Богом второй завет. Первый был сделан при вступлении в настоящую жизнь; второй сделан, когда ты начал склоняться к концу настоящей жизни. Тогда ты был принят Христом ради благочестия, ныне ты присоединился Христу покаянием. Тогда ты получил благодать, ныне исповедал долг. Тогда, будучи младенцем, ты не ощутил данного тебе достоинства, хотя впоследствии, придя в возраст, познал величие дара, и заграждены уста твои (к самооправданию): ныне при достаточном развитии познания, ты постигаешь значение обета. Смотри, чтобы не пренебречь и этим обещанием (покаяния); смотри, чтобы не быть отвергнутым и повергнутым, подобно какому-нибудь сосуду, совершенно сокрушенному, во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов.[1188] Кроме пути покаяния нет другой стези, возвращающей ко спасению".[1189] Глаголет Дух Святый: днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, якоже в прогневании, во дни искушения в пустыни: идеже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя и видеша дела Мои четыредесят лет. Сего ради негодовах рода того и рех: присно заблуждают сердцем, тии же не познаша путей Моих: яко клялся во гневе Моем, аще внидут а покой Мой. Блюдите, братие, да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, исполнено неверия, во еже отступити от Бога жива. Но утешайте себе на всяк день, дондеже днесь нарицается, да не ожесточится некто от вас лестию греховною: причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава,[1190] яже до конца известен удержим.[1191] Имуще убо Архиерея Великаго, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания. Не имамы бо Архиерея, не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха. Да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость и благодать обрящем во благовременну помощь.[1192] Аминь.
[1] Пс. 1.
[2] Пс. 1, 1.
[3] Пс. 1, 2.
[4] Пс. 33, 9.
[5] Пс. 118, 104, 10, 32, 47, 72, 127, 11, 162, 36.
[6] Пс. 18, 3.
[7] Пс. 1, 3.
[8] Пс. 118, 63. Так объяснен этот стих прп. Пименом Великим, см. Патерик Скитский.
[9] Лк. 21, 19.
[10] Сир. 4, 12-17.
[11] Сир. 4, 18-21.
[12] Деян. 1, 7.
[13] Ин. 7, 38-39.
[14] Пс. 1, 3.
[15] Пс. 1, 3.
[16] Пс. 1, 4.
[17] Пс. 1, 5.
[18] Апок. 20.
[19] Св. Исаак Сирин. Слово 38.
[20] Рим. 8, 4.
[21] Мф. 5, 8.
[22] Пс. 1, 6.
[23] Пс. 1, 6.
[24] Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе, в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава, на утрени во вторник Страстной недели.
[25] Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся - и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5, 18). Делание благодарения объяснено с особенной удовлетворительностью в ответах прп. Варсонофия Великого.
[26] Быт. 32.
[27] Быт. 33.
[28] Быт. 34-35.
[29] Быт. 34-35.
[30] Быт. 37.
[31] См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие, ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви.
[32] Пс. 1, 19.
[33] Быт. 37, 25.
[34] Мф. 26, 15.
[35] Быт. 39.
[36] Быт. 40.
[37] Быт. 41.
[38] Porro ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis.
[39] Ин. 6.
[40] Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета.
[41] Быт. 42.
[42] Быт. 43.
[43] Пс. 22, 5.
[44] Быт. 44.
[45] Быт. 45.
[46] Быт. 46.
[47] Быт. 47.
[48] Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета.
[49] Евр. 11, 21.
[50] Быт. 48.
[51] Преподобный Исаак Сирин. Слово 1.
[52] Быт. 50.
[53] Преподобный Кассиан Римлянин. О гневе, Добротолюбие, ч. 4.
[54] Ин. 6, 51.
[55] Флп. 3, 1.
[56] Слово 2.
[57] Лк. 21, 19.
[58] Лк. 8, 15.
[59] Мф. 24, 13.
[60] Евр. 10, 38.
[61] Евр. 6, 2.
[62] Ин. 1, 5.
[63] Кор. 13,13.
[64] 1 Ин. 4, 8.
[65] Рим. 5, 5.
[66] 1 Кор. 3, 16.
[67] Лев. 10, 1-2.
[68] Слово 28, гл. 45, по переводу Паисия Нямецкого.
[69] Ис. 50, 11, по объяснению прп. Варсонофия Великого, Ответ 158.
[70] Мф. 22, 13.
[71] 1 Кор. 12, 31.
[72] 1 Кор. 13, 1-3, 8-10.
[73] Кол. 3, 14.
[74] 1 Ин. 4, 7.
[75] 1 Ин. 4, 16.
[76] 1 Ин. 4, 13.
[77] Рим. 5, 5.
[78] Слово 48.
[79] Ин. 15, 10, 4, 6.
[80] Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 5. Доброт. ч. 2.
[81] Рим. 8, 12, 8, 7, 6.
[82] Каллиста и Игнатия, гл. 6.
[83] Апок. 3, 20, 21.
[84] 1 Ин. 3, 6.
[85] Слово 72.
[86] Слово 5-е.
[87] Кол. 3, 5.
[88] Слово 2-е
[89] Пс. 2, 11.
[90] Пс. 33, 12.
[91] Иер. 32, 40.
[92] Пс. 110 , 10. Притч. 1, 7.
[93] Сир. 1, 18, 11, 13.
[94] Притч. 14, 27; 8, 13; 23, 17
[95] Пс. 111, 1, 2.
[96] Пс. 127, 1.
[97] Пс. 33, 8, 10.
[98] Слово 49.
[99] Пс. 118, 38, 102.
[100] Ис. 11, 2.
[101] Мф. 5, 22, 25, 26, 29.
[102] Мф. 6. 15.
[103] Лк. 12, 16-20.
[104] Мф. 10, 28.
[105] Лк. 12, 5.
[106] Лк. 12, 35, 36, 37.
[107] Мк. 13, 37.
[108] Иов. 4, 14.
[109] 2 Пет. 3, 10. Апок. 6, 14.
[110] 1 Сол. 4, 16. Ин. 5, 28.
[111] Прп. Нил Сорский. Слово 7.
[112] 1 Кор. 4, 4.
[113] Алфавитный Патерик и Достопамятные Сказания.
[114] Слово 1.
[115] Пс. 110, 10.
[116] Быт. 22, 12.
[117] Пс. 113, 63.
[118] Алфавитный Патерик.
[119] Cassianus lib. IV. De instititutis, renuntiantiam, cap. XXXIX.
[120] Мф. 10, 38.
[121] Сар. 35.
[122] Гал. 5, 24.
[123] Пс. 18, 10.
[124] 1 Ин. 4, 18.
[125] 1 Ин. 4, 18.
[126] Прп. Авва Дорофей. Поучение 4 о страхе Божием.
[127] Пс. 88.
[128] Ин. 15, 9, 10.
[129] Флп. 2, 8.
[130] Ин. 12, 49, 50.
[131] Ин. 16, 21, 23, 24.
[132] Прп. Макарий Великий, Беседа 37, гл. 2, 3.
[133] Мф. 13, 44.
[134] Рим. 3, 23, 24.
[135] 1 Кор. 2, 9.
[136] Ин. 6, 51, 33.
[137] Ин. 6, 51.
[138] Ин. 4, 8.
[139] Лк. 22, 30.
[140] Пс. 103, 15.
[141] Мф. 11, 28.
[142] Письма затворника Георгия, ч. 2, письмо 37, издание 1860.
[143] Слово 89
[144] Ин. 21, 20.
[145] Ис., 1, 10.
[146] Втор. 32, 9.
[147] Лк. 15, 18, 19.
[148] Лк. 15, 20.
[149] Мф. 8, 8.
[150] Лк. 18, 13.
[151] Св. Исаак Сирин. Слово 55-е
[152] Пс. 104, 7.
[153] Пс. 18, 10.
[154] Пс. 147, 1, 2.
[155] Пс. 147, 8. Быт. 32, 28. Как Иаковом, так и Израилем назван здесь народ Израильский по имени своего родоначальника, который при рождении наречен Иаковом, и переименован Израилем после того, как сподобился Боговидения. В духовном смысле Израилем называются христиане, достигшие значительного духовного преуспеяния.
[156] Пс. 147, 9.
[157] Св. Исаак Сирин, Слово 56.
[158] Пс. 35, 7.
[159] Пс. 17, 22, 23.
[160] Пс. 118, 108.
[161] Пс. 118, 7.
[162] Пс. 9, 25, 26.
[163] Пс. 118, 120.
[164] Мф. 10, 29, 30.
[165] Пс. 16, 2.
[166] Пс. 118, 137.
[167] Рим. 11, 33.
[168] Рим. 11, 32.
[169] Ожесточение, нечувствие, ослепление ума и сердца.
[170] Рим. 11, 8.
[171] Пс. 17, 12.
[172] Прп. Авва Дорофей, поучение 11.
[173] Ин. 13, 2-27.
[174] Деян. 3, 14,15,18.
[175] Деян. 4, 25-28.
[176] "Ангелы, - говорит святой Иоанн Дамаскин, - называются бестелесными и невещественными в сравнении с нами. В сравнении же с Богом, единым несравнимым, все оказывается грубым и вещественным". Изложение православной Веры, книга 2-ая, гл. 3, Об Ангелах. Наука, в современном развитии ее, определяет со всей отчетливостью, что все ограниченное - по необходимости - и вещественно.
[177] Мф. 18, 7.
[178] Рим. 9.
[179] Св. Иоанн Дамаскин, Изложение Православной Веры, Книга 2, гл. 3, Об Ангелах.
[180] Быт. 1, 5.
[181] Физика.
[182] Пс. 138, 16.
[183] Ин. 1, 1-2.
[184] Патерик Скитский.
[185] Св. Иоанн Дамаскин, Изложение Православной Веры, книга 2, гл. 3, об Ангелах.
[186] Св. Иоанн Дамаскин, Изложение Православной Веры, книга 4, гл. 13.
[187] Исх. 3, 1.
[188] Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие.
[189] Гипотезы.
[190] Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душой, но еще не разложившееся окончательно.
[191] Декарт и его последователи признают душу субстанцией, совершенно противоположной телу, не имеющей с ним ничего общего, не имеющей никакого отношения к пространству и времени: мы признаем такой субстанцией единого Бога.
[192] Точное изложение Православной Веры св. Иоанна Дамаскина, книга IV, гл. 13.
[193] Мф. 6, 27.
[194] Мф. 5, 36.
[195] Ин. 1, 2.
[196] Ин. 7, 31-36; 14, 6.
[197] Быт. 2, 5, 6.
[198] Быт. 3, 16.
[199] Быт. 16-19.
[200] Пс. 50, 7.
[201] Ионы. 2, 7.
[202] Апок. 22, 11, 15.
[203] Быт. 2, 7, 22; 3, 11, 12. Пс. 118, 125; 89, 13, 16; 37 и пр.
[204] Рим. 5, 10.
[205] 2 Петр. 3, 8.
[206] Ин. 6, 38.
[207] Ин. 8, 11.
[208] Филип. 2, 6-8.
[209] По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского 17-го стиха 14-й главы Евангелия от Луки.
[210] Ин. 5, 30.
[211] Мф. 26, 37.
[212] Мф. 26, 38.
[213] Мф. 26, 39.
[214] Лк. 22, 44.
[215] Мф. 26, 39.
[216] Лк. 22, 42
[217] Мф. 26, 52-54. Многочисленнейшая армия Римлян, владык вселенной, простиралась до 12-ти легионов. Очевидно, что здесь намерение Слова Божия состояло в том, чтобы выразить понятие о таком воинстве, которое многочисленнее и сильнее всякого человеческого войска
[218] Ин. 19, 10,11.
[219] Ин. 19, 11.
[220] Мф. 16, 22, 23.
[221] Деян. 1, 7.
[222] Флп. 2, 5-8.
[223] Удобно запинающий нас.
[224] Не обратив внимания на нанесенное Ему бесчестие.
[225] Поругание.
[226] Евр. 12, 1-3.
[227] Евр. 13, 12,13.
[228] Евр. 12, 5,6.
[229] 1 Пет. 2, 21.
[230] 1 Пет. 2, 20,21.
[231] 1 Пет. 4, 12.
[232] 1 Пет. 6, 13.
[233] 1 Пет. 4. 17.
[234] 1 Пет. 4, 18.
[235] 1 Пет. 4, 17.
[236] 1 Пет. 4, 18.
[237] 1 Пет. 5, 5.
[238] 1 Пет. 5, 6,7.
[239] 1 Пет. 4, 19.
[240] Евр. 12, 8.
[241] 2 Кор. 12, 7.
[242] С особенною ясностью видно это из книги Иова. Праведник сперва исчислял свои добродетели, и представил их в прекрасной, живописной картине; когда же он очистился и усовершился скорбями, тогда изменилось в нем понятие о себе: он увидел себя как бы исчезнувшим пред величием Божества, признал себя землей и пеплом.
[243] Пс. 118, 75.
[244] Пс. 118, 180.
[245] Пс. 118, 71.
[246] Пс. 118, 30.
[247] Пс. 118, 102, 52, 43, 175, 165.
[248] Пс. 118, 102.
[249] Пс. 118, 52.
[250] Пс. 118, 43.
[251] Пс. 118, 175, 105.
[252] Кор. 11, 32.
[253] 1 Пет. 3, 10.
[254] Каллиста Катафигиота, Доброт., ч. 4, гл. 3.
[255] Брат просил преподобного Сисоя Великого сказать ему слово на пользу. Старец отвечал ему, что монах должен быть ниже идолов. На вопрос же брата, что бы значило быть ниже идолов, старец сказал: Писание говорит об идолах, что они уста имут и не глаголют, очи имут и не видят, уши имут и не слышат: таковым должен быть и монах. И как идолы суть мерзость, так и монах да помышляет о себе, что он - мерзость. Патерик Скитский, буква С.
[256] Ин. 6, 60.
[257] Мф. 10, 39.
[258] Ин. 12, 25.
[259] Кол. 3, 14.
[260] Кол. 2, 8
[261] Ин. 15, 5
[262] Евр. 10, 22.
[263] Пс. 37, 5. 39. 13.
[264] Пс. 39, 13.
[265] Пс. 37, 6, 8, 11.
[266] Пс. 14, 22.
[267] Быт. 3, 23-24.
[268] Св. Исаак Сирин, Слово 55.
[269] 1 Цар. гл. 3.
[270] Подражание, Московского издания, 1834 г., кн. 3, гл. 2. В указываемом нами месте западного писателя разгорячение, самомнение и самообольщение выставляются так ярко и живописно, что признается нелишним представить вниманию читателя самый текст: "Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Я - раб Твой! Вразуми меня, да познаю свидетельства Твои. Приклони сердце мое к словам уст Твоих, и да снидет, как роса, глагол Твой. Сыны Израилевы говорили некогда Моисею: говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, дабы нам не умереть. Не так, Господи, не так молю я! Но паче с пророком Самуилом смиренно и ревностно умоляю: говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Да не говорит мне Моисей или другой кто из пророков: но паче говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение и просвещение всем пророкам. Ты один, без них, можешь совершенно научить меня; они же без Тебя не могут иметь никакого успеха. Могут звучать слова их, но Духа не сообщают! Они изящно говорят, но, когда Ты молчишь, не воспламеняют сердца! Они передают буквы, но Ты отверзаешь смысл! Они изрекают таинства, но Ты отверзаешь разум иносказаний! Они объявляют Твои веления, но Ты подаешь силу к исполнению! Они показывают путь, но Ты даешь крепость проходить его! Они действуют только извне, но Ты наставляешь и просвещаешь сердца! Они орошают внешне, но Ты даруешь плодоносие! Они взывают словами, но Ты даешь слуху разумение! И потому да не говорит мне Моисей! Говори Ты, Господи, Боже мой, вечная Истина. Да не умру и останусь бесплодным, если буду наставляем только наружно, внутренне же не буду воспламенен, и да не будет мне в суд слово слышанное и неисполненное, - познанное, и любовью не объятое, - уверованное и не соблюденное. И так, говори, Господи, ибо раб Твой слышит: Ты имеешь глаголы жизни вечной". Дерзость этого напыщенного велеречия и пустословия наводит ужас и глубокую печаль на душу, воспитанную учением Православной Церкви. Устранено тут покаяние! Устранено сокрушение духа! Тут решительное стремление к ближайшему и теснейшему соединению с Богом! Таково вообще настроение аскетических западных писателей. Один из них, выражая свое неправильное понимание достоинства Божией Матери, заключает исступленное велеричие следующим образом: "Итак! Кинемся в объятия Богоматери!' Противоположно это настроение настроению, которое преподает святая Восточная Церковь своим чадам. "Аще не быхом святые Твоя имели молитвенники, - говорит она в одном из песнопений своих, - и благостыню Твою милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя, Его же славословят непрестанно Ангели”. (Тропарь на Великом Повечерии). В другом песнопении она говорит: "К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смирении, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице помози, на ны милосердовавши! потщися: погибаем от множества прегрешений! не отврати твоя рабы тщы: тя бо и едину надежду имамы" (Канон молебный ко пресвятой Богородице). Непонятно состояние самообольщения и бесовской прелести для тех, которые не воспитаны духовным подвигом по преданию Православной Церкви: признают они это бедственное состояние за состояние самое правильное, благодатное. Потрудившийся перевести "Подражание" с латинского языка на русский поместил в конце книги свои наставления для читателя. Указывая на 2-ю главу 3-й книги, на эту живопись самообольщения и самомнения, он советует перед всяким благочестивым чтением приводить себя в настроение, изображенное в этой главе. Очевидно, что таким настроением предоставляется свобода объяснять Священное Писание по произволу, снимается обязательство последовать объяснению, сделанному святыми Отцами и принятому Церковью. Это - догмат протестантизма.
[271] Прп. Григорий Синаит. О прелести и пр. Доброт., ч. 1. Св. Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 73. Доброт., ч. 2.
[272] Ин. 16. 13.
[273] Лк. 17, 20.
[274] Прп. Исаак Сирин, Слово 55.
[275] Пс. 50. 5.
[276] Пс. 37. 19.
[277] Пс. 50.
[278] Св. Исаак Сирин, Слово 21.
[279] Быт. 1, 26.
[280] Быт. 1, 25.
[281] Быт. 1, 31.
[282] Св. Димитрий Ростовский. Летопись.
[283] Тропари по Непорочных в субботу, гл. 5. Псалтирь с возследованием.
[284] Ин. 14, 9-10.
[285] Лк. 24, 49.
[286] Ин. 14, 17.
[287] Еккл. 1, 15.
[288] 1 Кор. 2, 16.
[289] Ин. 14, 8.
[290] Рим. 8, 15-16.
[291] 1 Кор. 11, 1.
[292] Рим. 13. 14.
[293] Ин. 15. 4-5.
[294] Ин. 6, 56.
[295] Гал. 2, 20.
[296] I, 5
[297] I, 5.
[298] I, 6, 7.
[299] I, 19.
[300] II, 5.
[301] 1Иоанн. II, 23; Иоанн. III, 36.
[302] 1Тим. II, 8.
[303] II, 11, 12.
[304] Тим. III, 6, 7.
[305] III, 16.
[306] Прп. Макарий Великий. Беседа 4, гл. 9.
[307] Тим. IV, 1.
[308] IV, 8.
[309] IV, 9.
[310] IV, 10.
[311] Прп. Макарий Великий. Беседа 8, гл. 6.
[312] Матф. X, 38, 39.
[313] Прп. Макарий Великий. Беседа 37, гл. 2, 4.
[314] Опытное доказательство сказанного видим в святом мученике Арриане. Он, будучи идолопоклонником, в сане игемона, обагрил себя кровью многих святых мучеников, потом уверовал во Христа и веру запечатлел торжественным исповедованием ее и своей кровью. Четьи-Минеи. Страдание св. мученика Филимона в 14 день декабря, также св. мучеников Тимофея и Мавры 3 мая.
[315] IV, 12.
[316] IV, 14, 15, 16.
[317] VI, 5.
[318] IV, 6.
[319] V, 9.
[320] V, 10
[321] V, 11.
[322] Марк. IX, 21.
[323] V. 12, 13.
[324] Слово 26.
[325] V, 21.
[326] VI, 4, 5.
[327] VI, 4.
[328] Матф. XXV,12, VII, 23.
[329] VI, 6.
[330] VI, 7, 8.
[331] VI, 9, 10.
[332] VI, 20.
[333] Иоанн. III, 17.
[334] Иоанн. I, 5.
[335] Иоанн. III, 20, 19. Тимоф. VI, 11, 16.
[336] Слово 4.
[337] Иоанн. VI, 27.
[338] Лук. XVII, 21.
[339] Матф. VI,33.
[340] Рим. XII, 2.
[341] Ефес. VI, 18.
[342] Флп. 4, 6.
[343] 1 Пет. 4, 7; 5, 7.
[344] Мф. 6, 31, 33.
[345] Лк. 16, 10.
[346] Еф. 4, 13.
[347] Пс. 118. 128.
[348] Лк. 18.
[349] Деян. 6, 2-5.
[350] Слово 4.
[351] Пс. 4, 8.
[352] Лк. 7, 21 - Слово 3, гл. 1.
[353] Лествица. Заглавие 28 Слова.
[354] Мф. 15, 19, 20.
[355] Мф. 23, 26.
[356] Еккл. 10, 4.
[357] Притч. 10, 4.
[358] Лк. 12, 20.
[359] Мф. 5, 3.
[360] О трех образах молитвы. Доброт., ч. 1.
[361] Так назван он Святыми Ксанфопулами. Доброт., ч. 2, гл. 18.
[362] Никифор монах. Слово его, Доброт., ч. 2.
[363] 1 Кор. 2, 9.
[364] Еф. 6, 12.
[365] Иак. 4, 4.
[366] Доброт. ч. 2.
[367] Слово 2.
[368] 1 Кор. 2, 2.
[369] Наставление 11.
[370] Наставление 4. По изданию 1844 г.
[371] Лк. 18. 7.
[372] Лк. 6, 30.
[373] Мф. 5, 42.
[374] Мф. 19, 21.
[375] Мк. 10, 21.
[376] 1 Тим. 2, 8.
[377] Мф. 6, 6.
[378] 1 Сол. 5, 17.
[379] Кор. 10, 15.
[380] Лествица. Слово 28, гл. 46.
[381] Слово 2.
[382] Слово 28, гл. 55.
[383] Никифора Монашествующего Слово. Доброт., ч. 2.
[384] Доброт., ч. 4. Об авве Филимоне.
[385] О третьем образе внимания и молитвы Святого Симеона Нового Богослова. Доброт., ч. 1
[386] Лествица. Слово 4, гл. 2.
[387] Лествица. Слово 28, гл. 31.
[388] Сир. 6, 18-20.
[389] Иак. 1, 6-8.
[390] Мф. 9, 13.
[391] Мф. 4, 17.
[392] Пс. 50, 19.
[393] Мф. 5, 3.
[394] Мф. 5, 4.
[395] Лк. 18, 1-8.
[396] Пс. 37, 7.
[397] Пс. 37, 7, 8.
[398] Пс. 2, 11.
[399] Ис. 66, 2.
[400] Пс. 101, 18.
[401] Ис. 57, 15.
[402] Прп. Исаак Сирин. Слово 55.
[403] Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году.
[404] Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г.
[405] Св. Исаак Сирин. Слово 89.
[406] Он же. Слово 11.
[407] Прп. Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Доброт., ч. 1. “Егда видит кого диавол, - говорит святой Григорий, - плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящаго смирения бояся".
[408] Мф. 18, 3; Лествица, Слово 28, гл. 9.
[409] Прп. Мелетий, в Галисийской горе подвизавшийся. Стихотворение о молитве; Лествица, Слово 28, гл. 21.
[410] Лествица, Слово 28, 17.
[411] Совет старца, иеромонаха Серафима Саровского. О том, что полезно молиться при закрытых глазах, сказано и в 11 наставлении его, о молитве. Издание 1841 года. Москва.
[412] Прп. Марк Подвижник. О мнящихся от дел оправдатися, гл. 34. Доброт., ч. 1.
[413] Прп. Григорий Синаит. "О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитву". Доброт., ч. 1.
[414] Рим. 12, 12; Кол. 4, 2.
[415] Прп. Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве. Слово 73. Доброт., ч. 2 и Лествица. Слово 28, гл. 42.
[416] Лествица. Слово 28, гл. 45.
[417] Прп. Максим Капсокаливи. Собеседование с прп. Григорием Синаитом. Доброт., ч. 1.
[418] Пс. 72, 27.
[419] Пс. 58, 7.
[420] Прп. Симеон Новый Богослов. О первом образе молитвы у прп. Синаита, гл. 131. Доброт., ч.1.
[421] Лествица. Слово 28, гл. 59.
[422] Там же, гл. 1.
[423] Вышеупомянутое стихотворение прп. Мелетия. Слово о сокровенном делании Феолипта, митрополита Филадельфийского. Доброт., ч. 2.
[424] 1 Цар. 11, 9.
[425] Св. Димитрий Ростовский, ч. 1. Внутренний человек, гл. 4.
[426] Прп. Макарий Великий. Слово 3, гл. 1. Лествица. Слово 28, заглавие. Согласно сему поучают и другие Отцы.
[427] Мф. 6, 33. Св. Исаак Сирин. Слово 5.
[428] Лк. 22, 42.
[429] Иов. 1, 5.
[430] Рим. 8, 26. Св. Исаак Сирин. Слово 21. "Кто достиг (непрестанной молитвы), тот достиг края добродетелей, и соделался жилищем Святого Духа", - сказал св. Исаак.
[431] Мнение прп.Пимена Великого. Алфавитный Патерик.
[432] 1 Сол. 5. 17.
[433] Мф. 7, 7.
[434] Пс. 120, 4.
[435] Мф. 6. 6.
[436] Ин. 4, 23.
[437] Лк. 1, 48.
[438] Слово св. Феолипта. Доброт. ч. 2.
[439] Мк. 2, 27.
[440] Прп. Матой. Алфавитный Патерик Скитский, буква М.
[441] Прп. Исаак Сирин. Слово 17.
[442] Ин. 5, 19.
[443] Ин. 12, 49.
[444] Ин. 5, 30.
[445] Новая скрижаль, гл. 1.
[446] Последование Утрени, тропарь по Славословии.
[447] Пс. 26, 4.
[448] Ин. 7, 14.
[449] Деян. 3, 1.
[450] Сочинения Святителя. Ч. 1. Внутренний человек.
[451] Прп. Макарий Великий. Слово 1, гл. 3; Слово 3, гл. 2 и 3.
[452] Слово 40.
[453] О семи службах см. Новую Скрижаль, ч. 1, гл. 13.
[454] Лк. 18, 10.
[455] Пс. 50, 19.
[456] Пс. 17, 7.
[457] Пс. 5, 8.
[458] См. житие св. Игнатия Богоносца. Декабрь 20 д., св. Исаака Сирина, слово 71.
[459] Рим. 8, 27.
[460] Мф. 26, 30.
[461] Ин. 11, 41, 42.
[462] Деян. 16. 26.
[463] Цар. 1, 13.
[464] Евр. 13, 15.
[465] Еф. 5, 19.
[466] 1 Кор. 14, 8, 9.
[467] Предисловие от Писаний святых Отцов о мысленном делании, сердечном и умном хранении и проч.
[468] Внутренний человек, гл. 3.
[469] Слово 40.
[470] Св. Петр Дамаскин, О третьем видении // Доброт., ч. 3.
[471] Житие его. Четьи-Минеи, 24 мая.
[472] Слово 31.
[473] См. житие преподобного.
[474] Рукописное житие прп. Илариона Суздальского.
[475] 1-я из молитв утренних: “ От сна возстав...”
[476] 6-я из утренних молитв: “Тя благословим, Вышний Боже...”
[477] Пс. 46, 8.
[478] Слово о трех образах молитвы св. Симеона Нового Богослова. // Доброт,, ч. 1.
[479] Прп. Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8 // Доброт., ч. 1.
[480] Иер. 58, 20.
[481] 1 Кор. 2, 2.
[482] Кол. 2, 3.
[483] Лк. 21, 36.
[484] Мф. 25, 32.
[485] 1 Пет. 4, 8; 5, 8, 9.
[486] 1 Сол. 5, 17.
[487] Флп. 4, 6.
[488] Кол. 4, 2.
[489] 1 Тим. 2, 8.
[490] 1 Кор. 6, 17.
[491] Лк. 18, 7, 8.
[492] Слово 12.
[493] Требник или особая книга, содержащая чин пострижения в малую схиму. Настоятель, вручая новопостриженному четки, завещает ему непрестанную молитву Иисусову. Принятием четок новопостриженный дает обет исполнять завещание настоятеля.
[494] Деян. 1, 14.
[495] Ис. 56, 7.
[496] Св. Исаак Сирин, Слово 21.
[497] Деян. 6, 2, 4.
[498] Лк. 24, 49.
[499] Antonii Magni Opera. Patrologiae Graecae.
[500] Слово 4, гл. 17.
[501] Collatio X, cap. X.
[502] Житие преподобного Досифея в книге преподобного аввы Дорофея, также в Четьих-Минеях Февраля 19.
[503] Канонник, Молитвы на сон грядущим. Также житие Преподобного.
[504] Четьи-Минеи. 9 января.
[505] Письменный патерик из библиотеки епископа Игнатия.
[506] Слово 52.
[507] 15 глав о безмолвии, глава 2. // Доброт., ч. 1.
[508] Ин. 11, 39, 43, 44.
[509] Св. Исаак Сирин. Слово 72.
[510] Слово 21, гл. 7.
[511] Пс. 38, 34.
[512] Евр. 12, 29.
[513] Алфавитный Патерик Скитский, буква Н.
[514] Слово 8.
[515] Слово 69.
[516] Cassiani callatio X, cap. X.
[517] Доброт., ч. 2. Ксанфопулов гл. 21.
[518] О авве Филимоне. // Доброт., ч. 4.
[519] Смотри выше о поучении преподобного Исаии Отшельника, уподобляющего душу, огражденную поучением, дому, отовсюду затворенному и заключенному.
[520] Иов. 38, 11. Слово 28, гл. 17. О стоянии и приснодвижимости ума смотри главы святого Каллиста Катафигиота. // Доброт., ч, 4.
[521] 1 Кор. 2, 9.
[522] Мк. 10, 30.
[523] Слово 28, гл. 31.
[524] 2 Кор. 2, 16.
[525] Пс. 72, 25, 28. Лествица. Слово 28, гл. 25.
[526] Преподобный Исаак Сирин. Слово 55.
[527] Св. Исаак Сирин. Слово 5: “Не должно нам преждевременно искать великих мер, чтобы Божие дарование не потребилось по причине скорости приятия его. Все, легко приобретенное, легко и утрачивается; все же, приобретенное с сердечной болезнью, хранится тщательно”.
[528] Прп. Симеон Новый Богослов. О первом образе внимания и молитвы. // Доброт., ч. 1. Также: Аскетические Опыты, ч. 1. О Иисусовой молитве. Разговор старца с учеником его.
[529] Лк. 17, 20.
[530] Слово 55.
[531] 1 Кор. 2, 9.
[532] Быт. 3, 5.
[533] 3 Цар. гл. 18.
[534] Мф. 21, 13.
[535] Житие преподобного Досифея. // Книга поучений прп. аввы Дорофея.
[536] Слово 21.
[537] Слово 41.
[538] Слово 41.
[539] Опыт показывает, что встреча с женским полом, с развратным обществом и с другими соблазнами действуют несравненно сильнее на инока, нежели на мирянина, всегда вращающегося среди соблазнов. Действие это на инока тем сильнее, чем внимательнее и строже его жительство. Страсти в нем измучены голодом и кидаются с неистовством и исступлением на свои предметы, когда не будет принята осторожность. Если возбужденная страсть и не совершит убийства, то может нанести страшную язву, для врачевания которой потребуются многие годы, кровавые труды, а более всего особеннейшая милость Божия.
[540] Иез. 16, 49. Подлинный стих Писания читается так: Сие беззаконие Содомы сестры твоея, гордость, в сытости хлеба, и во изобилии вина, и властолюбствоваша та и дщери ея.
[541] Мф. 5, 22.
[542] Прп. Марк Подвижник. Слово к Николаю иноку.
[543] Мк. 11, 25, 26.
[544] Мф. 5, 44.
[545] Ин. 4, 24.
[546] Прп. Марк Подвижник. Слово 7, О пощении и смирении.
[547] Прп. Исаия Отшельник. Слово 8, гл. 1. Этот глубоко вникавший в себя инок говорил: "Иногда вижу себя подобным коню, блуждающему без всадника: кто найдет его, садится на него, когда же сей отпустить, то схватывает другой, и равным образом садится на него".
[548] Флп. 4, 5, 6.
[549] 1 Пет. 4, 7 и 5, 7.
[550] 1 Тим. 2, 8.
[551] Пс. 118, 128.
[552] Пс. 39, 9.
[553] Пс. 94, 10.
[554] 1 Кор. 15, 50.
[555] Пс.50, 19.
[556] Св. Иоанн Карпафийский, гл. 87. Доброт., ч. 4.
[557] По объяснению прп. Макария Великого (Беседа 37, гл. 5) и прп. Марк Подвижник, Слово 6.
[558] Слово 56.
[559] Ин. 5, 44.
[560] Прп. Нил Сорский Слово,11.
[561] Кол. 2, 18.
[562] Лк. 6, 48.
[563] "Прежде всех (духовных даров) непарение даруется уму Господом". Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл.24. // Доброт., ч. 2.
[564] Беседа прп. Максима Капсокаливи с преподобным Григорием Синаитом. // Доброт., ч. 1.
[565] Пс. 103, 22, 23.
[566] Различие показано выше.
[567] Алфавитный Патерик.
[568] Мк. 12, 30. Втор. 6, 5.
[569] Варсонофий Великий. Ответ 184-й. Св. Григорий Палама. Послание к монахине Ксении.
[570] Гал. 5, 22, 23.
[571] Св. Исаак Сирин. Слово 15.
[572] 1 Кор. 6, 17.
[573] Ин. 14, 27.
[574] Ин. 16, 33.
[575] Флп. 4, 7.
[576] Ин. 6, 33.
[577] Ис. 9, 6, 7.