Вера Иннокентьевна: А как служить Богу?
Виктор Знаменский:Это важный вопрос. Ведь люди почти ничего о Нём не знают. Господь – источник всего сущего. Что же мы можем Ему дать?
Ребёнок берёт у мамы деньги и ей же покупает на них подарок. Либо он делает какую-нибудь зверушку из бумаги и преподносит ей. Хотя подарок куплен на её же деньги, а неуклюжая зверушка не представляет из себя никакой ценности, мать всё же рада, так как этим жестом сын выражает свою любовь к ней.
Только по Своей милости Господь даёт нам, ничтожно малым искоркам духа, возможность служить Себе, бесконечно великому и всемогущему, и указывает в Священных писаниях, а также через Своих уполномоченных представителей, как доставить Ему удовольствие. (Ранее мы уже говорили, что единственное, для чего Бог создал живых существ, – это обмен с ними любовными взаимоотношениями.)
Служение Богу имеет множество разных аспектов и последовательных стадий. Общий принцип служения можно выразить следующим образом: это деятельность тела, ума и речи, направленная на доставление удовольствия объекту служения (в нашем случае – Богу) и свободная от эгоистических побуждений. Это вполне разумно и логично. Чтобы доставить кому-то удовольствие, нужно для начала узнать – что ему нравится, и вообще – получше узнать личность, с которой хотим развить отношения. Как это сделать в случае Бога? Через Священные писания и Его посланников. Это единственный надёжный метод. «Тот, кто действует по собственному усмотрению, пренебрегая указаниями Священных писаний, лишь является источником беспокойства для общества» «Брахма-ямала»).
Таким образом, мы упомянули первый этап служения Богу – изучение Священных писаний, трудов святых и общение со святыми. Это как бы предварительная стадия, без которой вообще невозможно по-настоящему начать служение. Бог всемогущ, и Ему не нужны просто какие-то наши внешние действия. Для Него важно наше отношение к Нему. Он жаждет обмениваться с нами любовью. Любовь – это сама Его жизнь («Бог есть любовь»).
Наша проблема в том, что за миллионы жизней, проведённых в материальном мире в суматошной погоне за иллюзорным счастьем, мы напрочь забыли о самом главном – Боге. И теперь мы должны как бы заново узнавать Его. Такова парадоксальная реальность материального существования.
Однако не следует думать, что изучение Священных писаний – это что-то скучное и неинтересное. Бог абсолютен, и всё, что с Ним связано – также абсолютно. Блаженство – это один из неотделимых аспектов Его существования, а, стало быть, познание Его также приносит блаженство («Это знание – царь всего знания, тайна тайн. Оно вечно и постижение его радостно» – «Бхагавад-гита», 9.2).
Хотя я сказал, что изучение Священных писаний и общение со святыми – это предварительная стадия, на самом деле познание Бога продолжается и дальше. Более того – оно бесконечно! Ведь Сам Бог бесконечен, а стало быть и познание Его также бесконечно.
Верховный Абсолют – это не статичный, ограниченный объект исследования. Он динамичен. Динамика означает жизнь – подлинная жизнь! «Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых» (Библия, Евангелие от Марка, 12:27). И совершенство для всех живых существ заключается в том, чтобы войти в эту жизнь (в Царство Божие), в блаженный, непрерывающийся поток бытия игр Абсолюта. Это и есть подлинное служение – то, что на языке Вед называется бхакти-йога. Только войдя в этот поток, мы можем по-настоящему начать понимать Бога, природу Его бытия. «Постичь Меня таким как Я есть можно лишь в процессе бхакти-йоги, преданного служения. Только так можно проникнуть в тайну Моего бытия» («Бхагавад-гита», 11.54).
Михаил: А как же самадхи? Многие восточные учения стремятся к нему.
Виктор Знаменский:То, о чём я сказал, и есть подлинное самадхи. Санскритское слово самадхи состоит из двух корней: сама («такое же») и дхи («сознание»). Таким образом, достичь самадхи означает обрести сознание, такое же как у Бога.
Михаил: Когда человек достигает состояния самадхи, он сливается с Богом? Получается, он утрачивает свою индивидуальность?
Виктор Знаменский:Нет, это ошибочное представление. Даже в обычной жизни мы можем слышать множество подобных выражений: «Мы с ним одна душа», «Два сапога – пара» и так далее. Но это не означает, что личности сливаются и перестают существовать индивидуально. Это просто особое родство, близость. Настоящая, сильная любовь характеризуется тем, что желания и устремления любимого становятся твоими собственными желаниями и устремлениями. Полная поглощённость (в мыслях) объектом любви – вот что такое самадхи.
Лидия Ивановна: А сколько нужно изучать Священные писания? А если я и так люблю Бога?
Виктор Знаменский:Подобные вопросы исходят из материального ума. Именно ему нужны ограничения: «сколько», «когда», «где» и так далее. Бог существует вне этих рамок. Как только возникают мысли: «Я уже люблю Бога», или: «Я познал Бога» – можете быть уверены, что как раз в этот самый момент вы выходите из динамичного потока Его бытия, застывая на его периферии. Подобным словам нет места в божественной реальности, исполненной непрекращающейся динамики и вечной новизны.
Если кто-то знает английский язык, то можно привести такую параллель. Как известно, в английском есть четыре временные формы глаголов: Simple (простое), Perfect (завершённое), Progressive (длительное) и Perfect Progressive (завершённое длительное). Соответственно эти формы могут быть настоящего (Present), прошедшего (Past) или будущего (Future) времени. Так вот, из всех этих форм глаголов к описанию бытия Бога применим только Present Progressive –длительное настоящее (или: вечное настоящее). Всё остальное относится к миру материи. Поэтому – если быть грамотным – нельзя говорить: «Я полюбил Бога два года назад» (Present Perfect), «я служу Богу уже пять лет» (Present Present Progressive), «я служу Богу каждое утро» (Present Simple), «я начну служить Богу, когда решу свои материальные проблемы» (Future Perfect) и тому подобное.
Бхакти-йога – это вечное настоящее. Слово «вечное» может напугать нас, так как мы привыкли, что в этом мире всё рано или поздно надоедает и вскоре становится скучным. Но это лишь болезнь материального сознания, ошибочно стремящегося к плодам действий, к «потом», к стремлению извлечь эгоистичную выгоду («Желание эксплуатировать окружающий мир ради собственного наслаждения – греховный всепожирающий враг этого мира» – «Бхагавад-гита», 3.37).
Бхакти-йога – это и цель, и средство одновременно. (Я использую санскритский термин, так как он лучше всего отражает суть явления и все его аспекты: служение, любовь, бескорыстие.) А значит, что её составляющие – такие как изучение Священных писаний – также – и средство, и цель. Средство – в том смысле, что познание Бога усиливает любовь к Нему. А цель – так как само по себе познание есть выражение любви («Тот, кто изучает этот священный диалог, поклоняется Мне своим разумом» – «Бхагавад-гита», 18.70) и её проявление (чем больше человек любит Бога, тем больше хочет слушать о Нём).
Бога нельзя познать, Его можно только познавать. «Тот, кто ищет Высшую Абсолютную Истину, должен во что бы то ни стало продолжать свой поиск вплоть до достижения своей цели – всегда и везде, при любых обстоятельствах, как прямыми, так и косвенными методами» («Шримад-Бхагаватам», 2.9.36).
Михаил: Достаточно ли одних Вед, чтобы познать Бога?
Виктор Знаменский:Познавать.
Михаил: Да – познавать.
Виктор Знаменский:Познавать Бога можно не только через Веды или другие Священные писания, но и через события жизни, через наблюдения за объектами окружающего мира – вся наша жизнь должна стать непрерывным познанием Бога.
Существуют более и менее концентрированные способы получения знания об Абсолюте. Хотя вода присутствует и в воздухе, чтобы утолить жажду, мы прибегаем к её более концентрированным источникам – например, крану. Также и знание о Боге в более полном и концентрированном виде содержится в Ведах.
Ещё более могущественный способ познания Бога – это общение со святыми, которые непосредственно видят Его. Но в связи с тем, что такое общение очень редко и не всегда доступно, чтение Священных писаний имеет особую актуальность.