Надежда: Объясните, пожалуйста, каким образом очищение сердца помогает увидеть Бога? Я не понимаю.
Виктор Знаменский: Это можно объяснить на следующем примере. Известно, что ценители искусства – люди более утончённые, чем те, кто к нему равнодушен. Один человек будет слушать «Лунную сонату» Бетховена со слезами на глазах, а другой скажет: «Что за ерунду ты включил? Вот шансон – это я понимаю!» Кто-то может часами любоваться шедевром живописи, а кто-то посмотрит на это совершенно равнодушно. Допустим, собака проберётся в филармонию, где идёт концерт Рахманинова. Можно ли сказать тогда, что она была на концерте Рахманинова? Очевидно, это звучит смешно. Пёс был в помещении, но не на концерте, так как уровень его сознания не позволяет ему оценить музыкальное произведение. Для него это не более чем какой-то шум. Но многие люди недалеко ушли по своему развитию от животных.
Таким образом, можно заметить: одну и ту же субстанцию живые существа воспринимают по-разному, в зависимости от уровня их сознания. «Материальными чувствами невозможно увидеть духовную реальность, но постепенно, очистив чувства с помощью духовной практики и контроля своих греховных побуждений, человек обретает способность видеть дух и, в конце концов, самую тонкую реальность – Бога» («Падма-пурана», 1.2.234); «Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина, находится за пределами чувственного восприятия, интеллектуальных или философских измышлений, возможностей ума и разума» (Катха-упанишад, 1.2.23). Человек не видит даже такое, достаточно грубое вещество, как воздух! О чём тут ещё можно говорить? «Недоступный материальным чувствам, Я пронизываю всю эту вселенную» («Бхагавад-гита», 9.4). «Весь мир покоится на мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить» («Бхагавад-гита», 7.7). Задача в том, чтобы узреть эту нить, не отвлекаясь на жемчужины – внешнюю мишуру материального бытия.
Бог – это природа. Всё исходит из неё и в неё же возвращается».
Чтобы опровергнуть данное заблуждение, введём два понятия: непосредственная причина и отдалённая причина. Непосредственная причина – это объект или субъект, который непосредственно совершает действие. Отдалённая – изначальная причина действия. Поясню это на примере. В детстве я любил играть со своим котом Мурзиком. Я царапал по дивану и делал резкие движения рукой, чем привлекал внимание Мурзика. Тщательно прицелившись, он нападал на мою руку, но я в последний момент её отдёргивал.
Вследствие инстинкта кот принимал пальцы за самостоятельно движущийся объект, не догадываясь, что в основе этих движений было моё желание подразнить его. Таким образом, в данном примере рука выступала в роли непосредственной причины, а моё желание – в роли отдалённой причины. Так что же более важно? Очевидно – отдалённая причина.
Так же и люди видят лишь внешние изменения природы, принимая их за изначальную причину. Это подобно тому как маленькие дети могут думать, что выключатель является причиной появления света. Они не знают, что к этому выключателю идут спрятанные в стене провода, которые подпитываются от электростанции. А на самой электростанции сидит какой-то человек, который включает или выключает тумблер.
Материя инертна сама по себе. Так как же она может совершать какие-то действия?
Виктор Евгеньевич, учёный: Всем управляют законы природы.
Виктор Знаменский:Хорошо. Пусть так. Но объясните мне, ЧТО ТАКОЕ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ?
Виктор Евгеньевич: Это изначальная категория, существующая с момента зарождения вселенной. Её нельзя объяснить. Она просто существует – и всё.
Виктор Знаменский: Если бы вы хорошо вдумались в свои слова, то поняли бы, насколько они нелогичны. Ладно, пусть они существуют – «и всё». Возьмём, к примеру, силу гравитации. Большой объект притягивает к себе маленький объект. Но с какой это стати он это делает? Почему бы планетам было просто не разлететься как попало в разные стороны после Большого взрыва? Но вместо этого они стали крутиться вокруг звёзд по чёткой орбите. Более того, на них появилась разумная жизнь! Но ведь взрыв, как известно, приводит только к разрушению. Сложные структуры превращаются в хаос. Как вы это объясните?