Некоторые факторы, определяющие продолжительность активной фазы.

120.

Массовое движение с конкретной ограниченной целью, вероятно, будет иметь и более короткую активную фазу, чем движение с туманной и неясной целью. Туманная цель необходима, видимо, для развития в движении хронического экстремизма. Оливер Кромвель говорил: «Человек никогда так далеко не заходит, как тогда, когда он не знает, куда идет»8. Когда массовое движение поднимается для освобождения народа от тирании — либо от собственной, либо чужой, или чтобы дать отпор (179:) агрессору, или для обновления отсталого общества, — концом движения тогда, естественно, будет окончание борьбы или завершение реорганизации общества. С другой стороны, когда конечной целью является идеальное общество, в котором все едины и самоотверженны, — будь то Град Божий, или коммунистический рай на земле, или гитлеровское государство воинов, — активная фаза становится бесконечной. Там, где единство и самопожертвование требуются для нормального функционирования общества, повседневная жизнь, вероятно, будет «религиофицирова-на» (обыкновенные дела будут превращены в «священное дело») или милитаризована. Во всяком случае формы, образовавшиеся во время активной фазы движения, будут закреплены. Яков Буркхард и Эрнест Ренан были, вероятно, одними из очень немногих, кто во второй, полной надежд, половине XIX века чувствовал зловещие признаки в приближавшемся земном рае. Буркхард предвидел милитаризованное общество: «У меня предчувствие, хотя и звучащее весьма глупо, но никак не покидающее меня: военное государство станет одной гигантской фабрикой... Логично, что тогда наступит определенный контролируемый период несчастий, все и вся будут разбиты на ранги и одеты в форменную одежду, день будет начинаться и кончаться под звуки барабана»9. Ренан смотрел гораздо глубже: он чувствовал, что на Запад надвигается новая религия — социализм, а так как социализм — это религия без Бога, то он приведет к «религиофикации» политики и экономики. Он боялся и возрождения католицизма как реакции против новой религии: «Бросает в дрожь. Может быть, в этот самый момент как раз создается религия будущего, а мы в этом не участвуем!.. Легкая вера имеет глубокие корни. Социализм с помощью католицизма может возродить новое средневековье — с варварами, церквами, с затмением свободы и индивидуальности, одним словом, — с затмением цивилизации»10. (180:)

121.

Все-таки можно, пожалуй, усмотреть некоторую надежду в факте, что большинство попыток осуществления идеального общества, когда затянувшееся активное массовое движение породило безобразия и насилие, было произведено в широких масштабах при разноплеменном населении. Так было в случае распространения христианства и ислама, в случае французской, русской и нацистской революций. Подающие надежды кибуцы в маленьком Израиле и успешная социализация в небольших скандинавских странах свидетельствуют, пожалуй, что если попытка осуществить идеальное общество будет предпринята малой нацией с более или менее однородным населением, то она может завершиться успехом — в атмосфере, свободной от лихорадочности и принуждения. Тот факт, что малая нация боится разбазаривать свой драгоценный человеческий материал, что она настоятельно нуждается во внутренней гармонии и единстве для самозащиты от внешнего врага и, наконец, то обстоятельство, что малый народ чувствует себя одной семьей, — все это может создать готовность для совершенного полного сотрудничества, не прибегая к какой-либо «религиофикации» или милитаризации. Для Запада, наверное, было бы очень хорошо, если бы разработка крайних социальных экспериментов была целиком предоставлена малым государствам с однородным культурным населением. Метод экспериментальных цехов, практикуемый в крупном массовом производстве, пожалуй, нашел бы тогда применение и в осуществлении социального прогресса. Приготовление малыми нациями чертежа счастливого будущего для Запада было бы только продолжением традиции. Малые государства Среднего Востока, Греции, Италии дали нам и нашу религию, и основные элементы нашей культуры и цивилизации. (181:)

Существует еще и другая связь между состоянием масс, характером активного массового движения и его продолжительностью. Японцы, русские и немцы, у которых активные массовые движения продолжаются до бесконечности, без оппозиции, были приучены к покорности или к железной дисциплине за несколько поколений до появления в их странах этих движений. Ленин осознавал все огромные преимущества, которые давала ему покорность русских масс: «Как можно сравнивать, — восклицал он, — западноевропейские массы с нашим народом — терпеливым и привыкшим к нужде?»11 Всякий, кто читал, что сказала о немцах мадам де Сталь более ста лет тому назад, не может не понять, какой идеальный материал представляют они для бесконечных массовых движений: «Немцы, — говорила она, — удивительно покорны. Они пользуются философскими рассуждениями, чтобы доказать самую нефилософскую вещь на свете: преклонение перед силой и страх, превращающий преклонение в восхищение»12.

Утверждать с уверенностью, что в стране традиционной свободы невозможно появление какого-нибудь Гитлера или Сталина, невозможно. Единственно, что можно с некоторой долей уверенности утверждать, это то, что в традиционно свободной стране Гитлеру или Сталину было бы не слишком трудно достичь власти, но крайне трудно эту власть долго удерживать. Всякое заметное улучшение экономических условий почти несомненно возродило бы традицию свободы, которая в свою очередь является традицией восстания. В России, как показано в разделе 45, личности, выступающей против Сталина, не с кем себя отождествлять и ее способность сопротивляться насилию равна нулю. В традиционно свободной стране личность, восстающая против насилия, не чувствует себя одинокой либо изолированным человеческим атомом, а одним из членов могучей расы — расы своих революционных предков. (182:)

122.

Личность вождя, вероятно, — решающий фактор для характера и сроков массового движения. Такие исключительные вожди, как Линкольн и Ганди, не только старались обуздать вредные стороны массового движения, но были готовы покончить с ним, когда цель движения была более или менее достигнута. Они из тех немногих, у кого «власть развила величие и щедрость души»13. Средневековый ум Сталина, его природная мстительность и жестокость стали главными факторами, удлинившими активный период коммунистического движения. Гадать, конечно, бесполезно, что сталось бы с русской революцией, проживи Ленин еще лет 10 — 20. Кажется, что в нем не было того варварства души, которое так очевидно у Гитлера и Сталина, — варварства, делающего, по словам Гераклита, наши глаза и уши «недобрыми свидетелями человеческих поступков». Сталин подготавливает своих возможных преемников, похожих на него, и те же щи уготованы русскому народу, видимо, на десятилетия.

Со смертью Кромвеля закончилась Пуританская революция, но со смертью Робеспьера кончилась только активная фаза Французской революции. Умри Гитлер в середине 1930-х годов, нацизм, вероятно, претерпел бы под руководством какого-нибудь Геринга коренную перемену и можно было бы предупредить вторую мировую войну. Но памятник на могиле основателя нацистской религии Гитлера был бы, пожалуй, большим злом, чем все ужасы, вся кровь, все разрушения гитлеровской войны.

123.

Формы начала массового движения тоже могут отразиться на сроке активной фазы движения и на том, чем эта фаза кончится. Реформация, Пуританская, Американская и Французская революции, а также многие национальные восстания завершились после сравнительно (183:) короткой активной фазы социальными порядками с сильно возросшей личной свободой и тем самым оправдали надежды и чаяния первых дней движений. Все они начались с открытого вызова устаревшей власти и завершились ее свержением. Чем ярче был этот начальный вызов и чем ярче осталась память о нем в народе, тем вероятнее, что движение приведет к личной свободе. Во время подъема христианства такого яркого вызова не было. Христианство не началось со свержения короля или иерархии, разрушения государства или церкви. Мученики в христианстве были, но не было людей, размахивающих кулаками перед носом надменных властей, бросая им вызов перед лицом всего мира14. Этим, пожалуй, и объясняется, что авторитарный порядок, установленный христианством, длится вот уже пятнадцать столетий без каких-либо попыток изменить его.

Эмансипация христианского духа в эпоху Ренессанса в Италии была вдохновлена не историей раннего христианства, а заразительным примером духа личной независимости и даже духа вызова личности в греко-римском прошлом. Драматизм личного вызова отсутствовал и при зарождении ислама, и японской коллективности, — даже теперь ни в одном из них нет и признаков настоящей свободы личности. Немецкий национализм в отличие от национализма большинства западных стран тоже начал не с яркого выступления против существовавшей власти. Немецкий национализм с самого начала был взят под крылышко прусской армии15. В Германии семена свободы личности таятся не в ее национализме, а в ее протестантизме. Реформация, Американская, Французская и русская революции, а также большинство национальных движений начались грандиозной увертюрой личного вызова, и память о нем ярка и поныне.

Основываясь на этом, можно надеяться, что когда-нибудь и в России утвердится свобода личности. (184:)

Полезные массовые движения.

124.

В глазах истинноверующего люди вне «священного дела» не имеют твердого характера и потому могут быть легкой добычей верующих. С другой стороны, истинно-верующие всяких оттенков, хотя и смертельно друг друга ненавидят и готовы вцепиться друг другу в горло, признают силу друг друга и ощущают взаимное искреннее уважение. Гитлер смотрел на большевиков как на равных себе и приказывал бывших коммунистов немедленно принимать в нацистскую партию. Сталин, в свою очередь, смотрел на нацистов и японцев как на единственно достойных уважения. Даже религиозные фанатики и воинствующие безбожники относятся друг к другу с уважением. Достоевский вкладывает в уста епископа Тихона следующие слова: «Крайний атеизм достоин уважения больше, чем светское безразличие... Совершеннейший атеист стоит на предпоследней ступеньке к совершеннейшей вере... Безразличный же человек никакой веры не имеет, кроме страха поганого»16.

Все истинноверующие нашего времени, будь то коммунисты, нацисты, фашисты, японские националисты или католики, многословно рассуждали (коммунисты продолжают делать это до сих пор) об упадке и декадентстве западных демократий. Смысл всех их разговоров по этому поводу заключается в том, что при демократии народ, мол, слишком мягок, слишком любит удовольствия и слишком любит себя, чтобы умирать за родину, Бога или за «священное дело». Вот это отсутствие готовности умирать, говорят нам, и есть признак внутреннего гниения — моральное и биологическое разложение. Демократии, дескать, состарились, развратились, пришли в упадок. И соревноваться с мужественным союзом верующих, которым предстоит унаследовать землю, демократии не в силах. (185:)

Хотя в этих декларациях имеется зерно здравого смысла, но бессмыслицы гораздо больше. Готовность к объединенному действию и к самопожертвованию, как показано в разделе 43, — характерная черта массового движения. Демократическая нация в нормальное время — это объединение в рамках принятых законов более или менее свободных личностей. Когда их существованию угрожает опасность и требуются всеобщее объединение и дух крайнего самопожертвования, демократическая нация сама превращается в нечто вроде воинствующей церкви или революционной партии. Этот процесс «религио-фикации», часто весьма трудный и медленный, грубых изменений в жизнь не вносит. Истинноверующие хотя и твердят о «декадентстве» западных держав, но знают, что «декадентство» это не органическое разложение. По утверждению тех же нацистов, Германия 20-х годов была «декадентской», а в 30-е годы — вполне мужественной: десятилетие, конечно, слишком краткое время для больших биологических или даже культурных изменений в многомиллионном населении.

Но верно то, что способность быстро организовать массовое движение в такое время, как при Гитлере, имеет большое значение для жизни нации. Владение искусством «религиофикации» является необходимым качеством для демократического вождя, даже если им никогда не придется пользоваться. Вот почему, пожалуй, правда, что крайняя интеллектуальная разборчивость или излишняя деловая практичность делают человека неподходящим для роли национального вождя. Ко всему прочему, в нормальной жизни демократической нации проявляются известные качества, которые могут помочь во время кризиса процессу «религиофикации» и потому являются элементом потенциального национального мужества. Степень этого потенциального мужества нации является как бы резервом ее возможностей. Слова (186:) Гераклита — «для человечества не было бы лучше, если бы все его желания сбывались» — применимы как к нациям, так и к отдельным людям. Когда нация перестает страстно стремиться к чему-либо или когда цель ее стремлений становится конкретной и ограниченной, потенциал ее мужества падает. Только цель, которую можно всегда улучшать, сохраняет потенциал национального мужества даже тогда, когда желания нации все время исполняются. При этом цель не обязательно должна быть слишком возвышенной. Низменный идеал все время растущего стандарта жизни сохранил американскую нацию довольно мужественной. Английский идеал собственника земли и французский — рантье — конкретны и ограничены. Эта определенность национальных идеалов, пожалуй, связана с уменьшением энергии обеих наций. В Америке, России и Германии идеалы неопределенные и неограниченные.

125.

Как было сказано в разделе 1, массовые движения часто бывают фактором пробуждения и обновления закостенелых обществ. Утверждать, конечно, нельзя, что только массовые движения являются мощным орудием для возрождения, но все же очень похоже, что в таких крупных и разнородных социальных телах, как Россия, Индия, Китай, арабский мир и даже Испания, процесс пробуждения зависит от присутствия в них некоего широкого энтузиазма, который может породить и поддерживать, пожалуй, только массовое движение. Если обновление должно быть проведено немедленно, то массовые движения могут быть необходимыми и в небольших однородных обществах; поэтому неспособность вызвать к жизни вполне определенное массовое движение может стать крупным недостатком общественного организма. Одна из крупнейших бед Китая за последнее (187:) столетие заключалась в том, что его массовые движения (Тайпинское восстание и революция Сун Ятсена) быстро выдыхались или были скоро подавлены. Китай не смог создать себе своего Сталина, Ганди или хотя бы Ататюрка, которые смогли бы поддерживать массовые движения достаточно долго, чтобы крутые реформы пустили корни.

Ортега-и-Гассет считает неспособность страны породить массовое движение неким этнологическим дефектом. Он говорит о своей родной Испании, что ее «этнологический рассудок всегда был атрофирован и никогда не имел нормального развития»17.

Пожалуй, для страны куда выгоднее, если ее власть начинает проявлять признаки хронической неспособности и ее свергает могучий массовый переворот (даже со значительными потерями в людях и богатствах), чем когда эта власть рассыпается сама по себе. Настоящее народное восстание часто бывает укрепляющим, обновляющим и объединяющим средством. Там, где власти разрешается умирать медленной смертью, часто наблюдаются застой и гниение, может быть, неизлечимое гниение. А так как в подъеме массового движения решающую роль обычно играют «люди слова»18, то, очевидно, наличие образованного меньшинства необходимо для поддержания энергии в общественном организме. Конечно, нельзя, чтобы «люди слова» были близкими союзниками власть имущих. Длительный социальный застой Востока — результат многих причин, но одна из самых серьезных, несомненно, та, что в течение столетий на Востоке было мало образованных людей, причем почти все они входили в правительства — были чиновниками или священниками.

О революционных последствиях работы западных колониальных держав по просвещению уже говорилось19. Спрашивается: если Индия смогла дать Ганди и Неру, (188:) то было ли это результатом редких элементов индийской культуры или следствием долгого пребывания в Индии англичан? Иностранное влияние, по-видимому, — преобладающий фактор в процессе общественного возрождения. Еврейское и христианское влияния сказались при пробуждении арабского мира в эпоху Магомета. В пробуждении Европы от застоя и спячки средних веков мы находим чужеземное греко-римское и арабское влияния. Западные влияния ощутимы в пробуждении России, Японии и некоторых азиатских стран. Надо отметить, что иностранные влияния проявляются не прямо, а косвенно. Общественный организм встряхивает от застоя не подражание иностранным модам, внешним манерам, манере говорить, образу мышления или поведения. Чужеземное влияние сказывается главным образом в создании образованного меньшинства или, если такое меньшинство уже имелось, в его отчуждении от существующего порядка. Именно это меньшинство и выполняет работу возрождения, создавая массовое движение. Иными словами, иностранное влияние — только первое звено в цепи ряда процессов, последним звеном которой обычно бывает массовое движение, встряхивающее общественный организм от застоя. В случае с Арабским миром иностранное влияние сказалось в том, что «человек слова» Магомет отошел от существовавшего в Мекке строя. Магомет дал ход массовому движению (исламу), которое на время встряхнуло и объединило арабов. В эпоху Ренессанса иностранное влияние — греко-римское и арабское — способствовало появлению новых «людей слова», не связанных с церковью, а многих бывших «людей слова» отгородило от преобладавшего католического влияния. Последовавшее массовое движение Реформации вывело Европу из ее оцепенения. В России европейское влияние (включая и марксизм) лишило Романовых преданности интеллигенции — (189:) большевистская революция до сих пор обновляет обширную Московскую империю. В Японии иностранное влияние сказалось не на «людях слова», а на редкой группе «людей действия», куда входил и император Мейджи. Эти практичные «люди действия» оказались дальновиднее другого «человека действия», Петра Великого: они преуспели в том, в чем он провалился. Они понимали, что только введение иностранных обычаев и заграничных порядков Японию не расшевелит, не поможет ей наверстать за десятилетия то, что было упущено за столетия; они поняли, что для такой огромной задачи необходимо искусство «религиофикации». Они зародили одно из наиболее преуспевших массовых движений нашего времени. Зло от этого движения достаточно описано в этой книге, но все-таки сомнительно, чтобы какое-нибудь другое средство могло осуществить феноменальное дело обновления, имевшее место в Японии. В Турции иностранное влияние сказалось на «человеке слова» Ататюрке, — и последним звеном в цепи было массовое движение.

Д. Б. С. Хэлдейн считает фанатизм одним из четырех самых важных изобретений за период между 3000 годом до Р. X. и 1400 годом после Р. X.20 Изобретение это иудейско-христианское. И кажется странным, что, получив душевную болезнь, мир приобрел и волшебный инструмент для воскрешения из мертвых целых обществ и наций. (190:)

[1] Carr E. H. Nationalism and After (New York Macmillan Company, 1945), p. 20.

[2] См. конец раздела 104.

[3] Thoreau Henry David. Walden, Modern Library edition (New York, Random House, 1937), p. 69.

[4] Tocqueville Alexis de. On the State of Society in France before the Revolution of 1789 (London John Murray, 1888), p. 198-199.

[5] . Бытие — 11:4, 6.

[6] См. раздел 8.

[7] Polanyi Karl. The Great Transformation (New York Farrar and Rinehart, Inc ,1944), p. 36.

[8] Ibid., p. 40.

1 Hitler Adolph Mein Kampf (Boston Houghton Mifflin Company, 1943) p. 105.

2 Rauschning Hermann The Conservative Revolution (New York G. P. Putnam's Sons, 1941) p. 189.

1 Weizmann Chaim. Trial and Error (New York Harper & Brothers, 1949) p. 13.

2 Rauschning Hermann. Hitler Speaks (New York G P. Putnam's Sons, 1940) p. 134.

3 Heiden Konrad. Der Fuehrer (Boston Houghton Mifflin Company, 1944) p. 30.

4 Voigt Fritz August. Unto Caesar (G. P. Putnam's Sons, 1938) p. 283.

5 Becker Carl L. The Heavenly City of the Eighteenth Century Philosophers (New Haven Yale University Press, 1932) p. 133 (191:)

6 Mathiez A. Les Origins des Cultes Revolutionnaires, p. 31. Цитата из книги Canton J H Hayes, Essays on Nationalism (New York, Macmillan Company, 1926) p. 103.

7 Frantz Funck-Brentano. Luther (London Jonathan Cape, Ltd , 1939) p. 278.

8 Wells H. G. The Outline of History (New York Macmillan Company, 1922) p. 482-484.

1 Пример того, как меняются формы под влиянием соединения наилучшего с наихудшим, наблюдается в случае с языком Большая часть населения страны придерживается словаря Нововведения исходят от наилучших государственных деятелей, поэтов, писателей, ученых, специалистов, — наихудшие же являются творцами «слэнга» — жаргона.

1 Charles A. and Beard Mary R. The Rise of American Civilization (New York, Macmillan Company, 1939) Vol. I, p. 24.

2 Balabanoff Angelica My Life as a Rebel (New York Harper & Brothers, 1938) p. 204.

3 Ross Edward A The Changing Chinese (New York Century Company, 1911) p. 92.

4 Tocqueville Alexis de On the State of Society in France Before the Revolution of 1789 p. 149.

5 Ibid., p. 152.

6 Lyford О Edwards. The Natural History of Revolution (Chicago University of Chicago Press, 1927) p. 70

7 Послание к Римлянам Св Апостола Павла 8:25.

8 См. раздел 116.

9 Wylie I. A. R. The Quest of Our Lives // Reader's Digest May, 1948 p. 2.

10 Brinton Crane. A Decade of Revolution (New York Harper & Brothers, 1934) p. 161.

11 Renan Ernest. The Hibbert Lectures, 1880 (London Williams and Norgate, 1898) Preface (192:)

12 Эпиктет. Беседы. Книга 1. Глава 2.

13 Hubbard Arthur J. The Fate of Empires (New York: Longmans, Green & Company, 1913). p. 170.

14 Евангелие от Матфея 10:35-37.

15 Там же. 12:47-49.

16 Там же. 8:22.

17 Там же. 10:21.

18 Latourette Kenneth Scott. The Chinese, their History and Culture (New York: Macmillan Company, 1946). Vol. I. p. 79.

19 Adams Brooks. The Law of Civilization and Decay (New York: Alfred A. Knopf. Inc., 1943). p. 142.

20 Цитата из книги: Zernov Nicolas. Three Russian Prophets (Toronto: Macmillan Company, 1944). p. 63.

21 Drucker Peter F. The Way to Industrial Peace// Harper's Magazine, Nov. 1946. p. 392.

22 Latourette Kenneth Scott. A History of the Expansion of Christianity (New York: Harper & Brothers, 1937). Vol. I. p. 164.

23 Ibid. p. 23.

24 Ibid. p. 163.

25 Hayes Canton J. H. A Generation of Materialism (New York: Harper & Brothers, 1941). p. 254.

26 Wells H. G. The Outline of History New York: Macmillan Company, 1922. p. 719.

27 Theodore Abel. Why Hitler Came into Power (New York: Prentice-Hall, 1938). p. 150.

28 Tocqueville Alexis de. Op. cit. p. 162.

29 Еще о ветеранах — в разделе 38; о соотношении между армиями и массовыми движениями — в разделе 64.

1 См. раздел 3.

1 Rauschning Hermann. Hitler Speaks. p. 268.

2 Ibid. p. 258.

3 Beard Miriam. A History of the Businessman (New York: Macmillan Company, 1938). p. 462. (193:)

1 «...Сказываю Вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки 15:7). См. также Талмуд (Цитата из книги: Klausner Joseph. Jesus of Nazareth. p. 380): «Там, где стоит кающийся, праведники стоять не достойны».

2 Письмо Р. С. Ольдрича в журнале Лайф от 23 декабря 1946 года.

3 См. раздел 45 о признаниях на Московских процессах.

4 Цитата из книги: Brooks Adams. The Law of Civilization and Decay (New York: Alfred A. Knopf, Inc., 1943). p. 144.

1 См. раздел 64 об армиях.

2 Те из североамериканских индейцев, которые были самыми воинственными, имели самые острые чувства единения. Sumner W. G. War and Other Essays (New Haven: Yale University Press, 1911), p. 16.

1 См. раздел 90 на ту же тему.

2 Burney Christopher. The Dungeon Democracy (New York, Duell, Sloan & Pearce, 1946). p. 147.См. также на ту же тему: Nansen. Odd. From Day to Day (New York: G. P. Putnam's Sons, 1949). p. 335; также Arthur Kastler. The Yogi and the Commissar (New York: Macmillan Company, 1945), p. 178.

3 См. раздел 20 на ту же тему с другой точки зрения.

4 Renan Ernest. History of the People of Israel (Boston: Little, Brown & Company, 1888-1896). Vol. 111. p. 416.

5 Buchan John. Pilgrim's Way (Boston: Houghton Mifflin Company, 1940). p. 183.

6 Книга Екклезиаста. 1:10.

7 Там же. 1:9.

8 Там же. 9:4, 5, 6.

9 Отголосок этой смущающей правды содержится в письме, полученном из Норвегии в период нацистского нашествия: «Наша (194:) беда в том, что нам во всем везло, что многие из нас потеряли подлинный дух самопожертвования. Жизнь многих людей была настолько приятной, что они не хотят рисковать ею серьезно». (Цитата из книги Д. Д. Барри в газете San Francisco News, от 22-го июня 1940 года.)

10 Первое Послание Коринфянам. 1. 28.

11 Книга Иова. 2:4.

12 Luther // Table Talk. Number 1687.» Цитата из книги: Frantz Funck-Brentano. Luther. p. 246.

13 Bergson Henri L. The Two Sources of Morality and Religion (New York: Henry Holt & Company, 1935).

14 Pascal. Pensees.

15 Kempis Thomas A. Of the Imitation of Christ (New York: Macmillan Company, 1937). Chap. III.

16 Pascal. Op. cit.

17 Heiden Konrad. Der Fuehrer (Boston: Houghton Mifflin Company, 1944). p. 758.

18 Pascal. Op. cit.

19 History of the Communist Party (Moscow, 1945). p. 355. Цитата из книги: John Fischer. Why They Behave Like Russians (New York: Harper & Brothers, 1947). p. 236.

20 Цитата из книги: Emile Cailliet. The Clue to Pascal (Toronto: Macmillan Company, 1944).

21 Цитата из книги: Michael Demiashkevich. The National Mind (New York, American Book Company, 1938). p. 353.

22 См. примеры в разделе 14.

23 Dostoyevsky Fedor . The Idiot. Part IV. Chap. 7.

24 Renan Ernest. Op. cit. Vol. V, p. 159.

25 Ettlinger Harold. The Axis on the Air (Indianapolis: Bobbs-Merill Company, 1943), p. 39.

26 Homer. Iliad.

27 Tocqueville Alexis de. Recollections (New York: Macmillan Company, 1896), p. 62.

1 Heine Heinrich. Religion and Philosophy in. Germany (London: Trubner & Company, 1882). p. 89.

2 Rauschning Hermann. Hitler Speaks (New York: G. P. Putnam's Sons, 1940). p. 234. (195:)

3 Voigt Fritz August. Unto Caesar (New York: G. P. Putnam's Sons, 1938). p. 301.

4 Hitler Adolph. Mein Kampf. p. 118.

5 Цитата из книги: Hermann Rauschning. p. 234.

6 Ibid. p. 235.

7 См. раздел 100.

8 Brinton Crane. The Anatomy of Revolution (New York: W. W. Norton & Company, Inc., 1938). p. 62.

9 Ibid. p. 10.

11 Ян Гус, увидев старую женщину, тащившую охапку хвороста, чтобы бросить ее в костер, на котором его сжигали, сказал: «О sancta simplicitas!» — О, святая простота! (Цитата из книги: Ernest Renan. The Apostles. Boston: Roberts Brothers, 1898. p. 43).

12 Pascal. Pensees.

13 Rauschning Herman. Hitler Speaks. p. 235.

14 Hitler Adolph. Op. cit. p. 351.

15 Pascal. Op. cit.

16 Luther // Table Talk. Number 2387 a-b. Цитата из книги: Frantz Funck-Brentano. Luther. p. 319.

17 См. раздел 60.

18 Евангелие от Матфея 5.

19 Dostoyevsky Fedor . The Possessed. Part II. Chap. 6.

20 Hitler Adolph. Op. cit., p. 171.

21 Renan Ernest. History of the People of Israel. Vol. I. p. 130.

22 См. разделы 96 и 98.

23 Итальянский министр просвещения в 1926 г. (Цитата из книги: Julien Benda, The Treason of the Intellectuals (New York: William Morrow Company, 1928). p. 39).

24 См. раздел 33 для иной трактовки этой темы.

25 Machiavelli Niccolo. The Prince. Chap. VI.

26 The Goebbels Diaries (Garden City: Doubleday & Company, Inc., 1948). p. 460.

27 Ibid. p. 298.

28 Guglieimo Ferrero. Principles of Power (New York, G. P. Putnam's Sons, 1942). p. 100.

29 Renan Ernest. The Poetry of the Celtic Races (London: W. Scott, Ltd., 1896), Essay on Islamism. p. 97.

30 Latourette Kenneth Scott. A History of the Expansion of Christianity (New York: Harper &. Brothers, 1937). Vol. 1. p. 164. (196:)

31 Latourette Kenneth Scott. The Unquenchable Light (New York Harper & Brothers, 1941) p. 33.

32 Hames Charles Reginald. Islam as a Missionary Religion (London Society for Promoting Christian Knowledge, 1889) p. 206.

33 Цитата из книги Frantz Funck-Brentano. Op. cit., p. 260.

34 Gugheimo Ferrero, The Gamble (Toronto, Oxford University Press, 1939) p. 297.

35 Brinton Crane. A Decade of Revolution (New York Harper & Brothers, 1934) p. 168.

36 «Dominic» // Encyclopedia Britannica

37 Hitler Adolph. Op. cit., p. 171.

38 Ibid., p. 171.

39 См. раздел 45.

40 Burckhardt Jacob. Force and Freedom, p. 129.

41 Bacon Francis. Of Vicissitude of Things // Bacon's Essays, Everyman's Library edition (New York E p. Button & Company, 1932) p. 171.

42 Morley John. Notes on Politics and History (New York Macmillan Company, 1914) p. 69-70.

43 Balabanoff Angelica. My Life as a Rebel (New York Harper & Brothers, 1938) p. 156.

44 Price Frank Wilson. Sun Yat-sen // Encyclopedia of the Social Sciences.

45 Папа Лев XIII Энциклика Sapientiae Christianae Согласно Лютеру, «непослушание является большим грехом, чем убийство, прелюбодеяние, воровство и нечестность « (Цитата из книги Jerome Frank, Fate and Freedom New York, Simon & Schuster, Inc., 1945, p. 28).

46 См. разделы 78 и 80.

47 Книга Бытия, 11:4.

48 Rauschning Hermann. The Revolution of Nihilism (Chicago Alliance Book Corporation, 1939) p. 48.

49 Ibid., p. 40.

50 Renan Ernest. Antichrist (Boston Roberts Brothers, 1897) p. 381.

51 Montaigne. Essays // Modern Library edition (New York Random House, 1946) p. 374.

52 Молодой нацист обращается к И. А. Р. Уайли незадолго до второй мировой войны (E. A. R. Wylie. The Quest of Our Lives // Reader's Digest, May, 1948, p. 2). (197:)

1 См. примеры в разделе 106.

2 Catlin G. E. G. The Story of the Political Philosophers (New York McGraw-Hill Book Company, 1939), p. 633.

3 Цитата из книги Alexis de Tocqueville. Recollections (New York Macmillan Company, 1896), p. 331.

4 Multatuh. Max Havelaar (New York Alfred Knopf, Inc , 1927), Introduction by D. H. Lawrence.

5 Russell Bertrand Proposed Roads to Freedom (New York Blue Ribbon Books, 1931), Introduction, p. VIII.

6 Thoreau Henry. Walden // Modern Library edition (New York Random House, 1937), p. 70.

7 Письмо Лютера архиепископу Майнцкому, сопровождающее его тезисы (Цитата из книги Frantz Funck-Brentano. Luther, p. 65).

8 Цитата из книги Frank Jerome. Fate and Freedom. New York Simon and Schuster, Inc., 1946, p. 281.

9 Ibid., p. 133.

10 Reformation// Encyclopedia Britannica.

11 Miller Rene Fiilop. Leaders, Dreamers and Rebels (New York The Viking Press, 1935) p. 85.

12 Renan Ernest Antichrist p. 245.

13 Toynbee Arnold J. A Study of History. Abridgement by D. C. Somervell (Toronto Oxford University Press, 1947) p. 423.

14 Hayes Canton J H The Historical Evolution of Modern Nationalism (New York R. R. Smith, 1931) p. 294.

15 Pascal. Pensees.

16 Демаре Бэсс приводит слова голландского банкира, жившего в 1941 году в Голландии «Как и большинство наших современников, мы не стремимся стать мучениками» («The Bitter Fate of Holland», Saturday Evening Post, February 1, 1941).

17 Yeats William Butler. The Second Coming // Collected Poems (New York Macmillan Company, 1933).

18 См. раздел 27.

19 Dostoyevsky Fedor. The Brothers Karamazov Book V Chap. 6.

1 См. раздел 37. (198:)

2 Viereck Peter. Metapolitics (New York: Alfred A. Knopf, 1941). p. 156 and 170.

3 Gisevius Hans Bernd. To the Bitter End (Boston: Houghton Mifflin Company, 1947). p. 121-122.

4 Trevor-Roper H. R. The Last Days of Hitler (New York: Macmillan Company, 1947). p. 4.

1 Оба, Лютер и Кальвин, «стремились установить новую церковную власть, которая была бы более могущественной, более абсолютной и требовательной и гораздо более усердной в преследовании еретиков, чем католическая церковь» (Jerome Frank, Fate and Freedom. New York: Simon and Schuster, Inc., 1945. p. 283).

2 Maynard John. Russia in Flux (London: Victor Gollancz, Ltd., 1941). p. 19.

3 Symonds John Addington. The Fine Arts «Renaissance in Italy» series (London: Smith, Elder & Company, 1906). p. 19-20.

4 Hitler Adolph. Mein Kampf. p. 105.

5 См. раздел 25.

1 См. раздел 85.

2 Укажем, например, на карьеры Мильтона и Буньяна, Кестлера и Силоне.

3 Trotsky Leon. The History of the Russian Revolution (New York: Simon and Schuster, Inc., 1932). Preface.

4 «Это Наполеон однажды написал начальнику полиции, спрашивая его, почему в империи не процветает литература, и просил его принять меры к ее процветанию» (Jacques Barzun. Of Human Freedom. Boston: Little, Brown & Company, 1939. p. 91).

5 John Milton // Encyclopedia Britannica.

6 Aboth Pirke. The Sayings of the Jewish Fathers (New York: E. P. Dutton & Company, Inc., 1929). p. 36.

7 Lips Eva. Savage Sympathy (New York: Random House,1938). p. 18.

8 Цитата из книги: J. A. Cramb, The Origins and Destiny of Imperial Britain (London, John Murray, 1915). p. 216. (199:)

9 Из письма к своему другу Прину. (Цитата из предисловия Джемса Хастингса Никольса к его к английскому переводу книги: Jakob С. Burckhardt. Force and Freedom. New York: Pantheon Books, 1943. p. 40.)

10 Renan Ernest. History of the People of Israel. Vol. V. p. 360.

11 Balabanoff Angelica. My Life as a Rebel (New York: Harper & Brothers, 1938). p. 281.

12 Цитата: Inge W. R. Patriotism // Nineteen Modern Essays / ed. W. A. Archbold (New York: Longmans, Green & Company, 1926), p.213.

13 Maynard John. Russia in Flux (London: Victor Gollancz, Ltd., 1941). p. 29.

14 «Христианское сопротивление власти было воистину более чем героическим, но не было героическим» (Sir. J. R. Seeley. Lectures and Essays. (London; Macmillan, 1895). p. 81.

15 После иенского поражения Гарденберг сказал королю Прусскому: «Ваше Величество, мы должны произвести сверху то, что Франция произвела снизу».

16 . Dostoyevsky Fedor. The Possessed. Modern Library edition (New York: Random House, 1936), p. 698.

17 Ortega у Gasset Jose. The Modern Theme (New York: W. W. Norton & Company, 1931), p. 128.

18 См. раздел 104 и последующий.

19 См. раздел 104.

20 Haldane J. В. S. The Inequality of Man (New York: Famous Books, Inc., 1938), p. 49.

Наши рекомендации