Часть II. Ложь, в которую верят женщины
Глава вторая
О Боге
• Бог не очень-то благ, иначе он бы…
• Бог не любит меня
• Бог такой же, как мой отец
• Бога недостаточно для счастья
• Бог хочет ограничить мою свободу
• Бог должен решить мои проблемы
• Противопоставь лжи истину
• Практическое применение
Дорогой дневник,
Я совсем запуталась. Еще вчера утром я была уверена в завтрашнем дне, а сейчас не знаю, кому или чему верить. Бог никогда не давал мне повода сомневаться в Его любви. У меня была тысяча причин верить, что Он благ. Я никогда не задумывалась, говорит ли Он нам правду. Я доверяла Ему. Я верила Его словам.
Теперь Он как будто уже не тот Бог, Который гулял с нами по Саду, разговаривал и пел каждое утро. Если Он так благ, почему тогда не прервал наш разговор со Змеем или не помешал мне съесть плод? Почему Он сделал этот плод таким желанным? И вообще зачем Он посадил это дерево в Саду? И почему для Него было важно, чтобы мы не ели от него?
Бог кажется таким далеким. Я боюсь Его. Он сказал, что мы умрем, если вкусим плода от того дерева. Наказание кажется таким жестоким, несправедливым, ведь это был наш первый проступок. Сегодня Он велел нам уйти из Эдема. Почему Он не мог дать нам еще один шанс? Беспокоит ли Его наше будущее?
Все это так ужасно и запутанно. Разве Бог не может ничего сделать?
Сразу хочу предупредить вас, что мы сможем рассмотреть далеко не все виды лжи, в которую верят женщины. Сатана — мастер обмана, и цепь его лжи бесконечна. Моя цель — рассмотреть некоторые виды лжи, широко распространенные среди верующих женщин. Я уверена, что именно эта ложь лежит в корне множества проблем современных христианок. (Далее в книге я поместила свидетельства женщин о том, что они испытали, поверив в какую-либо ложь.)
Конечно, не все женщины верят всякой лжи. Вы, возможно, увидите, что сами склонны верить в определенную ложь (или сочетания разных ее видов). Сатана знает ваши уязвимые места, и именно туда направляет свое оружие.
Сначала вы можете сказать: «Нет, я не верю в эту ложь». Один из ходов сатаны — ослепить нас и помешать увидеть ложь, в которую мы поверили; заставить думать, что, поскольку мы знаем истину, то также и верим в нее. Множество раз я разговаривала с женщинами, которые считали, что верят в истину. Но их жизнь — решения, приоритеты, реакция на боль — доказывает, что на самом деле они не верят в истину. Наши убеждения подтверждаются не словами, а делами. Итак, когда мы будем рассматривать разные виды лжи, недостаточно спросить себя: «Верю ли я в это?». Каждая из нас должна также задаться вопросом: «Живу ли я так, как будто верю этой лжи?»
Некоторые виды лжи особенно опасны, потому что являются скорее полуправдой, нежели откровенной ложью. А потому они еще тоньше и опасней. Дело в том, что полуправда порабощает точно так же, как и стопроцентная ложь.
Мы не будем останавливаться на каждой лжи подробно. Об этом написаны отдельные книги. Моя цель состоит в том, чтобы представить не подробное описание каждого вида, а скорее общую характеристику мышления, которое разрушило жизни и семьи многих христианок.
В конце книги есть список литературы по основным темам книги. Я бы хотела, чтобы вы обратились к этому разделу, чтобы получить дальнейшую помощь по конкретным, волнующим вас темам, особенно если находитесь в сложной ситуации.
Некоторые темы вполне можно назвать больными. Они вызывают множество споров, даже в евангельском мире. В некоторых случаях вы не согласитесь со мной: «Я не думаю, что это ложь!»
Пусть конкретные вопросы, по которым вы не согласны со мной, не мешают вам читать дальше. Я просто пишу о том, чему, на мой взгляд, учит Писание. Я не истина в конечной инстанции, Иисус и Его Слово — вот истина. Моя цель состоит не в том, чтобы вы во всем согласились со мной, а в том, чтобы вы отправились на поиски истины, которая открывается через Слово Божье, проверили и оценили каждую область своей жизни в свете истины.
Для начала я выбрала несколько ложных утверждений о Боге, потому что наши представления о Нем крайне важны. Ханна Уайтолл Смит в своей духовной автобиографии «Самоотверженность Бога» писала:
Наша духовная жизнь зависит от того, какому Богу мы поклоняемся. Потому что характер поклоняющегося всегда будет изменяться под влиянием объекта поклонения. Если Бог жесток и мстителен, поклоняющийся Ему будет таким же; если же это любящий, нежный, прощающий, самоотверженный Бог, последователь постепенно будет преображаться в Его образ и подобие1.
Наши представления о характере Бога — основа системы наших убеждений. Если наше представление о Боге неверно, то у нас будет неверное представление обо всем. Понимание Бога определяет образ нашей жизни. Если же наше восприятие Бога ложно, то мы будем действовать на основании этой лжи и в итоге окажемся в рабстве.
Бог не очень-то благ, иначе Он бы…
В эту ложь мало кто верит осознанно. Большинство из нас никогда не скажет: «Бог не очень-то благ». Мы знаем правду. Теоретически, умом, мы знаем, что Бог благ. Но глубоко в наших сердцах живет подозрение, что Он, возможно, не так уж и благ — по крайней мере Он не был благ лично ко мне.
Я верю, что эта ложь лежит в основе множества неверных представлений о Боге. По сути, именно об этом и говорил сатана, пытаясь соблазнить Еву. Бог благословил мужчину и женщину и создал рай для их наслаждения. Он дал им свободу есть от любого дерева в саду — кроме одного.
Если у вас есть хоть какие-нибудь сомнения в благости Божьей, вернитесь и перечитайте первые две главы Книги Бытие. Там вы увидите щедрого, доброго Бога. Все, что Он создал, было благом, потому что абсолютно все отражало Его благость.
Когда сатана хотел спровоцировать женщину восстать против Бога, то посеял в ее разуме семя сомнения в благости Божьей: «…подлинно ли сказал Бог: „не ешьте ни от какого дерева в раю“?» (Быт. 3:1). Подтекст был такой: «Бог, наверное, не очень добр, иначе Он не отказал бы вам в исполнении ваших желаний».
Если в нашу жизнь врывается хаос, разочарование или боль, если мы теряем любимых, если все идет не так, как мы надеялись или планировали, сатана искушает нас, предлагая задуматься: «А благ ли Бог? Если Он добр, то как Он мог допустить, чтобы такое произошло?», или: «Почему Он не исполняет моего заветного желания?» В этом падшем мире, где царят катастрофы и голод, ведутся непрестанные войны, обманщик пытается изобразить Бога в мрачных красках: «Как мог по-настоящему добрый Бог допустить холокост? Или голод в Эфиопии? Или массовые убийства в Колумбии?»
Как только мы начинаем сомневаться в благости Бога, то легко находим оправдание тому, что отвергаем Его волю и начинаем сами решать, что плохо, а что хорошо.
Но Бог действительно благ. Он благ независимо от того, кажутся ли нам благими Его решения. Он благ, чувствуем мы это или нет. Подтверждают это жизненные обстоятельства или нет, Он все равно благ.
Я никогда не забуду тот день, когда я впервые обрела покой, осознав эту истину. Я проводила выходные дома с родителями и шестью братьями и сестрами, мне как раз исполнился 21 год. В субботу вечером родители отвезли меня в аэропорт — я улетала в Вирджинию, где работала в одной церкви.
Когда мой самолет приземлился, мне позвонила мама и сообщила, что у отца был сердечный приступ, и он мгновенно отошел к Господу. Никаких предупреждений. Никаких прощаний. Моя сорокалетняя мать осталась с семью детьми, которым было от восьми лет до двадцати одного года.
На протяжении следующих дней, недель и месяцев слезы текли рекой. У каждого из нас были теплые отношения с ним — он был удивительным мужем и отцом. Каждый, кто лично знал Арта Демосса, переживал огромную потерю.
Но в тот момент, когда я узнала о смерти отца, Господь дал мне особенную благодать — Он напомнил мне истину. Прежде чем появились первые мысли, прежде чем потекли слезы, Он привел мне на память стих, который я читала несколькими днями раньше. В одном из переводов он гласит: «Благ Господь, и хорошо все, что Он делает» (Пс. 118:68).
Всю мою жизнь отец учил меня этой истине. И теперь, в такой важный момент, эта истина превратилась в настоящую крепость в сердце. Я страшно скучала по отцу — и до сих пор скучаю, спустя двадцать лет. Мне не хватило общения с ним. Нам нужно было еще так о многом поговорить. Но я знала тогда, как знаю и теперь, что Бог благ, и все, что Он делает, — благо. Хорошо сказала об этом Ханна Уайтолл Смит:
Зачастую Божественное Провидение не похоже на благость. Но вера склоняется перед этими тайнами и говорит: «Господь благ, следовательно, все, что Он делает, должно быть благом, независимо от того, чем кажется сейчас. Я буду ждать Его объяснений»2.
Бог не любит меня
Эта ложь зачастую бывает напрямую связана с предыдущей. Опять же, мало кто признается, что верит в нее, потому что на уровне разума мы знаем, что должны верить в любовь Бога. Но у многих женщин пролегает огромная пропасть между тем, что они знают, и тем, что чувствуют. И в этом заключается одна из наших проблем: мы доверяем тому, что подтверждают чувства, а не тому, что знаем как истину. (Мы еще вернемся к этой мысли, потому что эта проблема так характерна для женщин.)
Мы смотрим на свои взаимоотношения — брак, в котором нет любви, развод по инициативе бывшего супруга, взрослых детей, которые не звонят и не приезжают в гости; мы понимаем, что нам уже под сорок, и последний шанс на замужество тает, — и тогда чувства кричат: «Никто не любит меня — даже Бог. Может, Он и любит весь мир или кого-нибудь другого, но меня Он не любит. Иначе я не чувствовала бы себя такой одинокой и нелюбимой». Мы никогда не скажем этого вслух, но верим в это, потому что чувствуем это. Так в почву нашего разума падает семя лжи. Мы размышляем о ней, пока не начнем верить. И рано или поздно мы начинаем жить этой ложью, и в конечном итоге оказываемся в рабстве.
Может быть, вы знакомы с тем, что пережила Виктория (Здесь и далее если не дается фамилия женщины, значит, ее имя и мелкие детали истории были изменены в целях анонимности.):
В моей семье все очень холодно относились друг к другу. Любовь всегда была условным понятием. Поэтому мне было очень трудно поверить, что Бог может любить меня безусловно. Это рождало ужасное самоосуждение и чувство вины, когда я совершала ошибку или грешила (я не говорю, что на грех вообще не надо обращать внимание). Я не верила, что Бог простит меня.
Ложь «Бог не любит меня» вовсе не безобидна. Она оставляет свой след в каждой сфере нашей жизни и взаимоотношений. Крошечные семена, которым мы позволили пустить корни в разуме, прорастают и дают богатый урожай.
Истина заключается в том, что Бог действительно любит нас. Независимо от того, чувствуем ли мы себя любимыми, что мы натворили или какое у нас прошлое, Бог любит нас безграничной, непостижимой любовью.
Бог любит меня не потому, что я люблю Его с четырехлетнего возраста, не потому, что я хочу угождать Ему, не потому, что я выступаю на конференциях и пишу книги. Он любит меня потому, что Он есть Любовь. Его любовь ко мне не основана на моих делах. Она не основана на моих стараниях. Я не заслуживаю Его любви и никогда не смогу ее заслужить.
Писание говорит, что когда я еще была Его врагом, Он любил меня. Вы скажете: «Как ты могла быть врагом Бога, если ты была такой маленькой?». Библия говорит, что с самого рождения я была грешной, была врагом Бога и заслуживала Его наказания (см.: Рим. 5:6–10). Несмотря на мое отчуждение Он возлюбил меня и послал Своего Сына на смерть ради меня. Он любил меня всю вечность в прошлом, Он будет любить меня всю вечность в будущем. Я ничего не могу сделать, чтобы Он любил меня меньше, и я ничего не могу сделать, чтобы Он любил меня больше.
Мелана Монро, моя подруга, пережила длительную, тяжелую борьбу с раком груди. В письме, которое я получила от нее недавно, она рассказывает, как стала лучше понимать потрясающую любовь Бога благодаря реакции ее мужа на то, что ей удалили обе груди:
Мы с мужем плакали и трепетали, когда после операции он впервые снимал с меня повязки. Я была такая безобразная, с шрамами вместо груди, и совершенно лысая. Я страшно переживала, что никогда не смогу снова стать для него полноценной женой. Стив крепко обнял меня и со слезами на глазах сказал: «Мелана, я люблю тебя несмотря ни на что, как Христос».
Я сразу же узнала в моем муже Христа. Все мы — Его Невеста, и нас также съедает рак, рак греха. Мы в шрамах, искалеченные и обезображенные, но Он любит нас, потому что такова Его сущность. Не наша миловидность привлекает к нам внимание Христа, но только Его сущность побуждает Его любить нас.
Ханна Уайтолл Смит предлагает нам задуматься о величии, высоте, глубине, широте Божьей любви:
Сложите вместе всю самую нежную любовь, о которой вы знаете, самую глубокую любовь, которую вы когда-либо испытывали, самую сильную любовь, которую кто-то изливал на вас, прибавьте к ней любовь всех любящих человеческих сердец мира, а потом умножьте все это на бесконечность — и, может быть, вы смутно начнете представлять себе любовь Бога3.
Бог такой же, как мой отец
У нас, женщин, представление о Боге формируется во многом под влиянием знакомых нам мужчин, особенно наших отцов. Они положительно или отрицательно воздействуют на наше восприятие Бога. Я очень благодарна за особое благословение — любящего, верного, заинтересованного во мне отца. Благодаря этому мне было легче довериться Небесному Отцу и принять Его любовь.
Однако у многих женщин совершенно другой опыт. Возможно, ваш отец был холодным, строгим, резким, жестоким или неспособным проявлять любовь. Если это так, то сама идея о том, что Бог — наш Отец, вам неприятна. Может быть, у вас была похожая ситуация:
У меня был отчим, который обращался со мной очень жестоко, и мне очень трудно принять тот факт, что Бог — не такой, как он.
Мой отец был христианином и вообще хорошим человеком, но я никогда не слышала от него ни слова ободрения. Например, когда я помогала ему красить забор, то спрашивала: «Нормально получается?». Конечно, я надеялась услышать: «Ух, ты, молодец, здорово!». Но вместо этого он говорил: «Постарайся быть аккуратнее». Может быть, поэтому мне всегда казалось, что Бог ищет во мне какой-нибудь недостаток, что Он не любит меня безусловно и не принимает меня.
Если вас когда-то ранил отец или другой мужчина, которому вы доверяли, вам может быть трудно довериться Богу. Возможно, вы даже боитесь Его или злитесь на Него. Вы должны поверить мне, что Бог не похож на мужчину, которого вы знали. Самый мудрый, самый добрый земной отец — всего лишь слабое отражение нашего Небесного Отца. Бог Библии бесконечно прекраснее, чище и любит нас больше, чем самый чудесный папа на земле. Вот почему так важно не позволять нашему представлению о Боге формироваться под влиянием других людей, ибо даже в самом лучшем своем проявлении они — лишь искаженное отражение Бога.
Если вы хотите узнать, каков Бог на самом деле, нужно обратиться к Слову Божьему, которое ярко рисует нам Его, нужно познакомиться с Иисусом, Который представляет Собой «сияние славы и образ ипостаси Его…» (Евр. 1:3).
Бог Библии — сострадательный, нежный, милосердный Отец. Это не значит, что Он даст все, что мы хотим, — ни один мудрый отец не даст своим детям всего, что они захотят. Это не значит, что мы всегда можем понять Его решения — Он слишком велик. Это не значит, что Он никогда не позволит нам испытывать боль — иногда Он Сам посылает нам боль и трудности. Почему? Потому что Он любит нас. Потому что Он не безразличен к нам. Потому что Он предан нам.
В Послании к Евреям сказано, что Бог наказывает «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).
Независимо от того, что мы чувствуем или думаем, факт остается фактом: Он благой Отец, Который очень любит Своих детей, Отец, Которому можно доверить жизнь. Ханна Уайтолл Смит много писала о том, что значит доверять отцовскому сердцу Бога:
Если вы познали Бога как Отца, невозможно чувствовать себя незащищенной и беспокоиться.
...То, чего никогда бы не сделал хороший земной отец, Небесный Отец также никогда не сделает; и то, что хороший отец должен делать, Бог Отец сделает обязательно.
Христос открыл нам имя Отца, чтобы мы могли понять, что Отец любит нас так же, как и Своего Сына. Верь мы в это, неужели у нас возникла бы хоть одна бунтарская или беспокойная мысль? Неужели мы не верили бы даже при самых невероятных обстоятельствах, что божественный Отец позаботится о нас самым лучшим образом и восполнит всякую нужду?4