Неверие неотъемлемо от идолопоклонства
Если бы вы могли получить что-то одно от чтения этой книги, что бы вы избрали? В чем же вы так нуждаетесь? Как мне кажется, в вашем ответе прозвучало бы что-то из следующего: любовь и желание заменить чувство одиночества на радость осознания что ты любим и принят, чувство безопасности и уверенности. Все наши глубокие сердечные потребности являются духовными, которые один только Бог способен восполнить. Если же вы являетесь неверующим верующим, то вы не устремляете ваш взор на Бога с просьбой восполнить ваши нужды.
Куда же направляли вы свой взгляд, ища кого-то или что-то, которые могли бы восполнить ваши потребности? Как вы справляетесь с происходящим вокруг вас? Что делаете вы в эпицентре жесточайшего поражения? К кому или чему вы обращаетесь за помощью в момент тяжелого испытания? Где вы находите утешение? Каким образом вы существуете в таком мире, где Бог, якобы, близок и уместен только в будущем (когда он сохранит вас от попадания в ад)? Как вы выживаете в человечестве, каждый член которого, кажется, настроен против любого вашего движения?
Давайте попробует проследить за тем, как развиваются механизмы, с помощью которых люди пытаются справиться с миром, в котором они живут.
Развитие идолов
Механизм, которым пользуются люди для того, чтобы справиться с окружающим их миром, попросту является идолом. Идол - это что угодно, кроме Христа, к чему обращается человек во время давления извне. Когда мы переносим боль или трудности, мы стремимся найти какой-нибудь выход из ситуации или, другими словами, как-то справиться с происходящим. То, к чему мы бежим в минуту опасности или искушения, и является нашим идолом.
Однажды, я занялся наставничеством одного очень посвященного Богу христианина, который много трудился в церкви и был активным евангелистом. Одним вечером, когда он был на работе в церкви, его жена решила преподнести ему небольшой сюрприз. Она приготовила несколько гостинцев, завернула их и отправилась к нему в офис. Когда она неожиданно появилась в его рабочей комнате, он сидел со всех сторон обложенный порнографией и с телефонной трубкой в руке, откуда доносились непристойные звуки.
Итак, этот человек был приведен ко мне из-за того, что носил на себе жестокое бремя. Прежде всего я решил разобраться в прошлом этого человека, особенно его жизни до обращения. Я узнал от него, что когда ему было двенадцать лет, его отец стал алкоголиком, а субботние выходные дни стали для него худшими днями недели. В эти дни его отец был дома и начинал пить с самого утра. К полудню он становился совершенно пьяным и ссорился с женой. Однажды, мальчик был свидетелем ужасной картины, когда отец схватил его мать за волосы и бил ее лицом о стену.
Можете ли вы представить себя в такой ситуации, наблюдающими за дерущимися отцом и матерью и не имеющими Господа Иисуса, к которому можно прибежать за помощью? Что бы вы сделали, стараясь по-вашему справиться с такой ситуацией, окажись вы на месте того мальчика? Конечно же, он побежал и спрятался под отцовской кроватью и обнаружил там, как вы думаете, что? Порнографические журналы своего отца! И теперь, вместо того, чтобы проводить субботние полдни и вечера вокруг конфликтующих родителей, он без раздумий решал проводить свое время с обнаженными женщинами, смотрящих на него со страниц журналов, причем эти женщины никогда не отвергали его. Он обнаружил, что пока он рассматривает эти картинки, он не замечает шум ругани и потасовок. Очень скоро порнография стала идолом этого мальчика. Ведь она стала единственной вещью, к которой он мог свободно обратиться во время давления извне, чтобы отвлечь свое внимание от проблем его семьи; более того, его увлечение предлагало ему удовольствие, принятие и служило болеутоляющим средством для переносимой им боли.
В возрасте шестнадцати лет мальчик стал христианином, перестал увлекаться порнографией и много лет не обращался к ней вообще. Он учился в колледже, затем в семинарии. Но вот, несколько лет спустя он оказался под давлением серьезных испытаний; дети вдруг проявили жестокое своеволие, ничто не клеилось на работе, да и в отношениях с женой он испытывал серьезные потрясения. Если бы вы были врагом (сатаной), ваша работа заключалась бы в том, чтобы украсть, убить и погубить, и вы заметили, что человек находится в условиях такой бури, чтобы вы предприняли для искушения его? Конечно, порнография! Врагу небезызвестны истории наших жизней, и он использует это свое знание для разработки искушений, которые подходят лично каждому из нас, приманивая нас тем, что, как ему известно, привлекательно для нас. Этот человек был соблазнен порнографией, потому что в прошлом именно она принесла ему облегчение, когда ему было больно. Неудивительно, что он оказался восприимчивым к ней.
Необходимо заметить одну, самую главную, проблему относительно возобновления "любовных взаимоотношений" с идолами нашего прошлого, а именно ту, что Бог не позволит ни одному идолу восполнить потребности христианина! А мы, тем не менее, порой, не соглашаемся отказаться от идола по той простой причине, что он так хорошо помогал нам в прошлом. Это позволяет врагу стоять за нашей спиной и, нашептывая, убеждать нас, что причина, почему идол пока не восполняет наши нужды заключается в том, что мы недостаточно усердно пользуемся им, например, он подсказывает нам, говоря от нашего имени нам самим: "Порнография потому не удовлетворяет мои нужды, что я не всматриваюсь достаточно внимательно." Так и происходит, что человек покупает более и более непристойные издания, но Бог так и не позволяет им восполнить потребности. В таком состоянии, в условиях возрастающего давления извне, будучи неспособным подобрать себе необходимое успокаивающее средство, человек становится разбитым и отчаявшимся. Христиан, которые пользуются идолами, пытаясь справиться с происходящим вокруг и в них самих, нетрудно узнать, потому что они проявляют такие симптомы как опасение, неуверенность, уныние, страдание и депрессия. Ни один из этих симптомов не проявится в человеке веры.
В 29-й главе книги Бытия начинается история приключений Иакова, когда он обратился к неэтичному Лавану с просьбой отдать его дочь себе в жены. Иаков работал на Лавана семь лет, чтобы заработать право жениться на Рахили, но в конце концов был обманут и получил вместо нее ее сестру Лию. Он все же не хотел оставлять свою возлюбленную и согласился работать еще семь лет, чтобы приобрести Рахиль. В конце и этого периода Иакова снова убедили работать на своего тестя еще шесть лет; в течение этого времени Бог дал Иакову преуспевание и богатство, которым до этого владел Лаван. По окончании двадцатилетней службы у Лавана Иаков решил оставить свое привычное место жительства, взяв с собой своих жен, детей и стада. К тому времени Рахиль и Лия были с Иаковом уже двадцать лет, наблюдали за тем, как Бог благословил их, дав их Иакову, и то, что Бог обращал все злое, что было сделано их мужу, в благо. Они испытали благословения Иеговы на их семьи и, так как это было обычаем тех времен, служили Богу их мужа. Почему же, когда они были призваны полностью покинуть отцовский дом и зависимость от него, они прихватили с собой идолов своего отца (Быт. 31:19). Почему они упрятали этих идолов, взяв их с собой в путь, в который призвал их Господь? Из-за неверия, и только! "А вдруг Бог не поможет нам в путешествии! На всякий случай, у нас есть идолы нашего прошлого, которые помогут нам в нужный момент,"- возможно рассуждали они.
То же самое происходит с многими христианами сегодня. Бог призвал нас к путешествию в Землю Обетованную, но мы припрятали некоторых идолов из прошлого, так, чтобы если Бог вдруг не поможет нам (так, как нам этого хотелось бы и тогда, когда нам покажется это необходимым), у нас было бы что, к чему можно обратиться. Большинство христиан начинают свой путь к жизни мира, покоя и победы с большим чемоданом, наполненным идолами из прошлого, т.е. теми вещами, которым мы доверяли до обращения ко Христу. "Чтущие ложных богов пренебрегают благодатью, которую могли бы иметь..." (Иона 2:9, согласно английской версии текста, используемой автором, - прим. пер.)
Кто-то сказал, что существуют только четыре типа людей. Люди первой группы говорят: "Я, не Христос!", и к ней относятся буддисты, индуисты, агностики и атеисты. Люди второй группы говорят: "Я и Христос!"; они позволяют Христу быть их, так сказать, страховкой на случай пожара, которая сохранит их от ада, а обо всем остальном они позаботятся сами. Представители третьей группы говорят: "Христос и я!", и поэтому являются жалкими христианами, желая, чтобы Христос был Господином их жизни, но, все же, если Он действует не так как они хотят, они отправляются к идолам. Люди же, относящиеся к четвертому типу говорят: "Христос, не я!" Именно они познали секрет полной зависимости и доверия только Христу и входят в Божий покой, возлагая все заботы наши на него.
Разнообразие идолов
Давайте взглянем на некоторых, наиболее распространенных идолов, помня, что идолом может быть все что угодно, к чему мы обращаемся за помощью в минуту испытаний. Когда мы росли, неизбежным было то, что нам приходилось испытывать определенные неприятности, и, как я уже говорил выше, для каждой из них мы пытаемся найти идола, который помог бы нам справиться с испытываемой болью.
Попробуйте представить себе юную девушку, живущую в развалившейся семье, где имел место развод родителей. Она была вынуждена переходить из школы в школу, а ее мать начала жить с мужчиной, который думает, что этот несносный подросток - лишь не особенно необходимый придаток. Обычно, любое подобное болезненное переживание включает в себя два элемента: боль и отвержение. Мы без сомнения можем сказать, что эта девушка рано или поздно начнет поиски чего-то, что облегчило бы и то, и другое. Возможно, усердное служение в церкви освободит ее от отвержения, ведь многие будут хвалить ее за бескорыстный труд. Однако, это не исцелит боли, которую она постоянно чувствует. Если, учась в школе, она получает хорошие оценки и ее имя поместили на доску почета, то это принесет некоторое позитивные изменения относительно чувства отверженности, но боль не исчезнет. Пьяное забытье или употребление наркотиков временно ослабит боль, но усилит чувство отверженности, и вскоре боль станет еще интенсивней.
Надо заметить, что существует одна вещь, вполне доступная и готовая снять боль и удалить ощущение, что ты отвержен; она вполне популярна, потому что не стоит ничего в денежном отношении, и мы убеждены, что она обязательно исцелит нас от нашего разбитого состояния. Речь идет о сексе. Испытывая удовольствие от половых отношений, мы забываем о боли, а пребывая в чьих-то объятиях, пусть даже в течение нескольких моментов, мы освобождаемся от пугающего и давлеющего отвержения. Но(!) на следующий день мы, скорей всего, почувствуем боль и отверженность еще больше, и как раз из-за того, во что были вовлечены вчера вечером. В тоже время, к сожалению, реклама, телевидение, кинофильмы и друзья убеждают нас, что именно секс, не сейчас, так позже, удовлетворит нашу нужду.
Некоторых идолов легко узнать с первого взгляда, т.к. они омерзительные и отталкивающие, будучи произведениями злой стороны дерева познания добра и зла. Но другие идолы не так уж легко распознаваемы, потому что они не выглядят столь ужасно во время первого знакомства с ними. Они намного более коварны, т.к. им легко найти извинение или быть принятыми без особой проверки, и они же являются безвредными и вполне полезными, когда не применяются в качестве заменителя Бога. Сюда можно отнести пищу, посещение магазинов, телевидение, радио, одежду, желание контролировать других или манипулировать ими, ложь, отдаление от других, ссоры, раздражение, чтение, клевета, фантазии, жадность... Определенные вещи из перечисленного выше могут быть идолами для одних людей, в то время как для других они таковыми не являются. Все зависит от того, использует ли человек эти вещи для удовлетворения своих внутренних нужд.
Существуют также идолы, условно называемые мной, "класса А", прибегать к которым считается вполне уважаемым поведением среди христиан, в церквях. Эти идолы наиболее опасны. Например, служение может превратиться в идола. В этом случае, жена высказывает мужу, что он не является хорошим мужем и отцом, поэтому он удаляется от семьи, проводя все время в церкви, где люди непрестанно говорят ему, какое прекрасное служение он совершает. Существует и идол теологии, который старается оправдать неверие, являющееся его корнем, путем непрестанных попыток лишить Бога всех Его чудес, личной работы в жизни верующего, непосредственного присутствия и всего другого, что, хоть сколько-нибудь, имеет оттенок сверхъестественного. Многие призывают на помощь идолов руководящего поста, профессии или поездок и командировок. Некоторые неудовлетворенны тем, что они просто христиане, и поэтому хотят иметь что-то, что отделит их от основной массы людей. Религия тоже может стать идолом, и тогда мы непременно хотим дать окружающим знать, что мы обладаем "горячей линией" с Богом и мы не такие обычные люди как они.
Как вы уже убедились, мы постоянно сталкиваемся с разнообразными идолами, некоторые из которых омерзительные, другие считаются приемлимыми, а третьи вообще кажутся очень хорошими. Мы упомянули лишь несколько идолов из великого их множества, в существовании которого можно убедиться, понаблюдав за тем, к чему устремляется за помощью неверующий верующий во время давления на него извне.
Идолы обречены на неудачу
Бог не позволит Своим детям поклоняться идолам посредством того, что отнимает мир у тех, кто обращается к ним.
Израиль вышел из египетского рабства лишь только потому, что устремил свой взор на Единого Истинного Бога. Почему же столько времени потребовалось народу, чтобы завершить свое путешествие? Иезекииль дает нам ответ: "Но они возмутились против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов египетских." (Иез. 20:8). Они не согласились расстаться с идолами, которым доверяли в течение пребывания в плену. Мы тоже доверяли определенным идолам во время нашего пребывания в плену, но когда Бог, через благодать Господа Иисуса, привел нас из тьмы в Свой свет, Он хотел, чтобы мы оставили идолов в прошлом.
Иезекиилю было сказано в видении, чтобы он прокопал стену храма и описал, что он там видит. "И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом." (8:10). В самом храме Божьем спрятал Израиль своих идолов!
Нередко мне приходится заниматься наставничеством с верующими, борющимися с гомосексуальной склонностью. Однажды, пришедший ко мне человек заявил мне: "Вы - моя последняя надежда!" В течение моего служения я понял то, что когда кто-либо говорит что-то подобное, он вряд ли действительно имеет намерения улучшить свое состояние, потому что возлагает всю тяжесть изменения на то, что могу сделать я, а не на себя. Когда наша беседа началась, я указал ему на то, что гомосексуализм не является чем-то большим, чем, просто, идолом, влекущей силой которого едва ли является секс; а вот желание чувствовать себя принятым и желанным, как раз, и приводит к такому состоянию. Ведь даже и в гетеросексуальных взаимоотношениях, в противоположность сегодняшнему популярному пониманию будет сказано, секс необходим мужчине намного больше в эмоциональном его смысле, нежели в физическом. Когда человека отвергли, это удар по его тождественности, а не возбуждение полового влечения. Он чувствует себя непринятым и ничего не стоящим, а затем становится озлобленным, впадает в депрессию и отдаляется от других.
В 1 Кор.7:5 Павел повелел: "Не уклоняйтесь друг от друга...". Итак, этот мужчина в свое время был оставлен своим отцом, которого он, впрочем, никогда и не видел. Он жаждал мужского общения, которого в шестнадцатилетнем возрасте он искал и, в конце концов, нашел, и которое без больших усилий превратилось в секс. Затем, понятия принятия и секса смешались, граница между ними была стерта, и он не заметил, как оказался в оковах гомосексуализма.
Я задал ему вопрос: "Если бы вы могли принять таблетку, которая не только освободила бы вас от этого, но и стерла бы с лица земли гомосексуализм, лишая, таким образом, вас возможности участвовать в нем, выпили ли бы вы таблетку?" Он заявил, что принял бы такую таблетку без сомнений. Я задал ему следующий вопрос: "Что вы делаете, когда на работе что-то не ладится?" Он сказал, что в таком случае он идет в непристойный бар. "А чем вы занимаетесь, когда вам скучно?" Тогда он, оказывается, ходит в такой же непристойный парк. "Что вы делаете, поссорившись с женой?" Ответ был: "Я ложусь на диван и погружаюсь в фантазии."
Затем, я полюбопытствовал: "А если вы примете ту таблетку, которая уничтожает гомосексуализм, то что вы будете делать, когда ничто не клеится на работе, вам скучно или вы поссорились с женой?" Ответил он мне следующее: "В действительности, я не хотел бы пить такую таблетку!"
Видите ли, многие из нас живут жалкой жизнью из-за наших идолов, но этого, как видно, недостаточно, ведь мы так, порой, и не хотим разделаться с ними раз и навсегда. В них мы находим некий комфорт и поэтому не особенно намереваемся расстаться с ними. Мы, в сущности, вопием: "Пожалуйста, отними их от меня, если, конечно, сможешь вырвать их из моих холодных, мертвых рук!"
Как же так получается, что мы отворачиваемся от живого Бога, отдавшего Своего Сына для нашего искупления, и обращаемся к вещам из прошлого, которые немилосердно заковывают нас в цепи? "Какую неправду нашли во мне отцы ваши, что удалились от меня и пошли за суетою, и осуетились." (Иер.2:5). Почему мы держимся тех вещей, что никогда не смогут дать нам жизнь? "Два зла сделал народ мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды." (Иер.2:13). Многие люди находят себе что-то, что, как им кажется, поможет им и не решаются отказаться от этого, даже если это всего лишь разбитая емкость, неспособная удержать в себе истинную жизнь и которая, рано или поздно, подведет и не оправдает надежд. Мы, возможно, так привязались к идолам, которых сами же сотворили, и так долго доверяли им, что, оставь нас один на один с самими собой, мы никогда не решимся оставить их. Мы продолжаем полагаться на них в кризисные моменты, не обращая наш взор на драгоценного Небесного Отца, но продолжая жалкую игру в блудницу. Поэтому, Бог должен сделать с нами то, что Ему пришлось сделать в отношении Израиля, а именно, позволить нам блуждать в пустыне и, в течение некоторого времени, зависеть от наших самодельных идолов, которые подводят нас раз за разом, до тех пор, пока мы, наконец, не решимся выбросить их из нашей жизни и вновь поставить Бога в центр нашего внимания и всей жизни.
Блуждания в пустыне никоим образом не являются приятными приключениями для любого дитя Божьего. Цикличность таких поражений хорошо описана в книге Судей. Когда народ Израильский чувствовал себя комфортабельно, он забывал своего Творца. Затем люди начинали поклоняться идолам, в изобилии окружавших их, что загоняло их в рабство и просто жалкое состояние. После всего этого, они вспоминали о своем истинном Боге и вопияли к Нему об избавлении, правда лишь для того, чтобы цикл начался снова... Таким же образом, как и в далеком прошлом, Бог сегодня должен проводить Свой народ через, одну за другой, ломающие нас ситуации до тех пор, пока мы не убедимся полностью, что только Бог достоин нашего доверия.
Однажды меня спросили: "Если я совершу грех прелюбодеяния, будет ли Бог и тогда любить меня?" Я ответил: "Конечно, будет! Более того, Он будет любить вас так сильно, что Ему придется жестко дисциплинировать вас за это!"
Человек, задавший вопрос, взглянул на меня с таким странным выражением лица, что я решил задать ему свой вопрос: "Вы никогда не видели, что делает мать со своим ребенком, когда она выхватила его, выбежавшего на дорогу, из-под колес автомобиля?" Из-за страха за ребенка и в надежде, что он никогда больше не ступит на проезжую часть не оглядевшись, она строго, мягко говоря, наставит его.
Когда Бог замечает, что один из Его детей использует идолов из его прошлого, Он, будучи Небесным Отцом, наказывает его в надежде, что тот будет избавлен и отвернется от проклятого. Бог не придумывает каких-либо бедствий для нас, но Он вполне способен использовать для Своих целей то, что придумали мы, показывая несостоятельность наших идолов, направляя наше внимание на Самого Себя и, таким образом, укрепляя нашу веру.
Представьте себе человека, который научился справляться с недостатком собственных природных способностей посредством манипулирования другими людьми так, что они дают ему то, что он хочет. Бог может поместить такого человека в ситуацию, где, например, для него, занимающего определенный пост, станет и желаемым и возможным продвижение по службе; в то же время, Бог не позволит идолу манипулирования действовать так, как желает этот человек. Таким образом, ему останется одно - обратиться к Богу за удовлетворением его нужды.
Или вообразите женщину, с детства привыкшую к тому, что, чем более привлекательно она выглядит, тем более успешно она может осуществлять контроль над другими людьми. Бог может поместить ее в ситуацию, где ее очаровательный внешний вид не будет являться существенным фактором для достижения успеха.
Или, предположим, какой-то мужчина, неизменно доверяя своему интеллекту и острому уму, постоянно критически оценивает чужие действия и то, к чему они приводят. Бог может организовать для него такие обстоятельства, где природные умственные способности не будут иметь никакого значения.
Нетрудно заметить тех, которые находятся в таком процессе, потому что их жизнь характеризуется постоянным расстройством, которое приходит от того, что их старые верные идолы теперь всегда подводят их. Они не могут понять, почему-то, что помогало им столько лет, вдруг превратилось в бесполезное и разочаровывающее.
Хотите верьте, хотите нет, но в прошлом, когда я хотел, чтобы что-то было только, по-моему, я запугивал людей так, что они соглашались делать все так, как я задумал. Однажды, я собирался сделать что-то, как хотелось мне, но никто не соглашался со мной. Я тут же достал своего идола по имени "запугивание", но в этот раз всем, похоже, было все равно. Все придерживались другого мнения, но никак не моего! Что же делать? Может попробовать применить "запугивание" еще раз, ведь раньше всегда так хорошо получалось! Если он подведет меня еще раз, я выброшу его и достану другого идола, может быть по имени "угрюмость", и пущу его в ход. Когда старые верные идолы не оправдывают больше твоего доверия, приходит расстройство, а затем, обычно, паника. Этот процесс может стать еще более разочаровывающим, если какой-нибудь советчик попытается заменить подводящих меня идолов на других, которые, как ему кажется, будут более надежными. Что касается меня, то меняя идолов, одних на другие, я лишь удлиняю свои жалкие блуждания.
А к каким идолам бежите вы во время стресса или давления извне? Что является теми дорогими, тайными видами помощи, на которые вы надеетесь и которые храните в тайниках своей души, чтобы прибегнуть к их помощи в трудный момент? Многие таили своих идолов внутри себя в течение многих лет, даже, проповедуя против них и осуждая тех, кто пользуется теми же самыми идолами. Что же это за "звери и ползучие и отвратительные твари"? Они есть у всех нас, верующих, и мы находимся в процессе отвержения их.
Муж одной женщины заявил ей однажды, что собирается покинуть ее. Что только она не пыталась делать, чтобы удержать его: прощала, тяжело работала, делала себя более привлекательной, читала книги, посещала консультации, вступала в конфронтации, сердилась, проявляла враждебность, месть, угрозы, неоправданные извинения детей... Было, однако, нечто, или точнее Некто, к кому она не обращалась - Иисус! И только тогда, когда она отреклась от идолов, которым доверяла не один год в своих попытках удержать мужа, Господь Сам вернул его ей. Позже, она поделилась со мной, что была благодарна за сложившуюся ситуацию, потому что таким образом ей были открыто все то, чему она доверяла вместо Бога. Устали ли вы от доверия ложным богам? Согласны ли вы оставить все, на что надеялись, и избрать Господа Иисуса Христа? Если да, то вы готовы войти в Землю Обетованную, место настоящего покоя, Царство, где Бог - Все во Всем! Там вы найдете конец расстройствам, беспокойствам, недоверию, унынию и депрессиям, которые являются частыми спутниками неверия! Если вы готовы отбросить в сторону идолов вашего прошлого, то знайте, что сделать это невероятно просто.