Самое плохое время - это самое лучшее время
Много столетий Израильтяне находились в борьбе с Филистимлянами за Израильскую землю. Филистимляне были традиционными врагами народа Божьего, как физически, так и духовно. Из этой истории можно извлечь много уроков по отношению к работе и к борьбе, которую должны выстоять мы как христиане. Постоянно происходили маленькие и большие сражения между Израильтянами и Филистимлянами, пока наконец Давид победил и поработил их.
Когда Саул был царем, он собрал войско в три тысячи солдат, треть которых была в подчинении его сына Ионафана. В то время Филистимляне как раз преобладали в Израиле. Они настроили по всей стране укрепленные пункты. Один из них находился на важной стратегической скале между Вефилем и Иерихоном, недалеко от города Михмас.
Ионафан уже раньше делал нападение на Филистимлян, из-за чего они поставили значительный отряд в Михмасе. Царь Саул со своей стороны собрал 600 человек по другую сторону горы, в Гиве. Таким образом была сделана подготовка к борьбе.
Но Саул медлил, он сперва выжидал. Его палец был на взводе, но он не спускал курок. Между тем враг мог безнаказанно сидеть в Израиле, подавлять и грабить обетованную землю. Это была лишь мнимая война. Никто ничего не делал. Филистимлянам ничего не нужно было делать, а Израиль непременно должен был что-то предпринять.
Ионафан был мужем как Давид. У них были родственные души, и оба имели тот же целеустремленный темперамент. Их прежде всего касалось главное. Ионафан не имел желания продолжать бездельничать, подперев руку и гладя своими пальцами по траве. Он думал о своем отце, который сидел под «гранатовым деревом», в прохладной тени, ничего не делая.
Наконец, не сказав ничего Саулу, Ионафан решился на собственный риск отправиться со своим оруженосцем. Оба хотели самостоятельно что-то предпринять. Тут был враг - должен ли он оставаться безнаказанным? Он навсегда укоренится в стране, если вскоре что-либо не предпринять.
Два мужественных человека
Чтобы добраться до гарнизона Филистимлян, этим двум мужам нужно было перейти один определенный пункт между двумя острыми скалами. Им не только нужно было взбираться вверх, что так и так давало противнику преимущество, но они еще должны были преодолеть этот опасный перевал. Один единственный филистимский солдат мог на этом месте задержать целую армию. Ввиду этого факта Ионафан сказал своему оруженосцу:
«Может быть, Господь поможет нам; ибо для Господа не трудно спасти чрез многих или немногих» (1 Цар. 14,6).
Это был истинный риск веры. Они прекрасно знали, что Господь мог помочь и спасти Свой народ даже тогда, когда все остальные оставались сидеть под гранатовыми деревьями, прохлаждаясь в тени. Такая бездеятельность позволила бы врагу на постоянно пригнездиться в стране как оккупационная власть. Срочно требовалось какое-то действие со стороны Израиля. При этом для Бога не играло никакой роли, случится ли это официально, или на основании личной инициативы.
Эти двое решили сделать попытку. Они хотели выйти из укрытия и встать так, чтобы их могли увидеть Филистимляне. В случае, если бы они сказали им: «Взойдите к нам, и мы вам скажем нечто» (1 Цар. 14,12), то они согласились бы на это. Филистимлянам, естественно, и во сне бы не приснилось, что Ионафан и его оруженосец могут предпринять такую рискованную вылазку. Двое против двадцати, целая вражеская армия в непосредственной близи и указанные 20 солдат, расположенные в стратегическом пункте высоко над ними.
Интересно заметить, как Ионафан действовал при своей попытке. Это был акт веры. Он намеревался сделать что-то исключительно мужественное. Условие, которое он поставил при этом пред Богом (смотри Суд. 6,36-40), состояло в том, что Филистимляне должны были сделать ему вызов к битве, когда увидят его - что они и сделали. Некоторые люди ставят абсурдные условия. Они позволяют управлять собою обстоятельствам, которые слишком легкие или слишком тяжелые, и в конце концов часто попадают на удочку дьявола.
Филистимляне очень быстро заметили Ионафана и прокричали ему именно то, чего следовало ожидать: «Взойди к нам!» Они в действительности совсем не расчитывали на то, что эти два молодых Израильтянина попытаются прогнать их из укрепления. Поэтому они больше не беспокоились о них.
Но Ионафан и его оруженосец в вере решились сделать это. Они просто рискнули. Цепляясь руками и ногами, они стали подниматься вверх. Потом они неожиданно напали на захваченную врасплох охрану, которая не рассчитывала на такое нападение. Это была вера, которая дала Ионафану эту необычную храбрость, посредством которой оба оказались победителями.
А что же между тем делал Саул? Он разговаривал со священником Господним, вероятно в ожидании получить от него помощь и совет. При этом было явно, каковы его обязанность и долг. Он надеялся, что Бог что-то сделает (смотри 1 Цар. 14,3). И Бог готов был что-то сделать - как только нашелся бы кто-то, который поверил бы Ему и начал действовать в вере!
Так потом и случилось. Когда начал действовать Ионафан, Бог также стал активным. Храбрая атака удалась. Она началась с того, что Бог уделил этим двум солдатам храбрость. Потом Он Сам поднялся и сделал то, что мог сделать только Он: Он потряс землю, что, возможно, в той местности не было ничем необычным.
Распространилась паника и охватила всю линию врага. Воины Филистимлян были в замешательстве. Начали распространятся слухи. Борцы Филистимлян все вместе обратились в бегство. Тут царь Саул, отец Ионафана, заметил суматоху. Наконец он набрался мужества, повел свою армию в бой и погнался за врагами. Пленники Филистимлян также обратились против своих притеснителей. Израильтяне, которые до сих пор боязливо скрывались в скалах Ефраимских гор, теперь стали смелыми и отрезали Филистимлянам отступление. В этот день Филистимляне потерпели решительное поражение.
Совсем обычный день
Обрати внимание, когда это произошло. «В один день.» Естественно, это должно было произойти в «один день» - в тот или иной день! Но формулировка указывает на то, что это не было особым днем. Это был серый день, как и все другие, без особого божественного водительства и откровения. Победа произошла потому, что Ионафан решил бороться. Божий день совпал именно с тем днем, в который Ионафану стало ясно, что они довольно долго сидели бездеятельно. Так оно есть, и так всегда будет! Собственно говоря, это даже не был многообещающий день. Перспективы, более того, были особенно неблагоприятны. Обстоятельства не давали предполагать ничего доброго, а только худое. Ситуация ничем не отличалась от той, в которую страна уже раньше попадала через нападение Филистимлян.
Царь Саул ожидал, чтобы что-то произошло, что приведет его в действие, например, божественное водительство. Он ожидал, что Бог сделает первый шаг. Поэтому он беседовал со священником. Ионафан, напротив, не хотел сидеть бездеятельно и ожидать знамения или еще чего-то. Он также не спрашивал священника. Его условие, с помощью которого он пытался узнать волю Божью, было таким, что уже с самого начала было явно, что он будет сражаться. Не удивительно, что Ионафан с такими мнениями был мужем по сердцу Давида. А Давид, нужно приметить, был мужем по сердцу Божьему.
Бог имеет тысячелетний календарь, на котором обозначен только один день, и он гласит СЕГОДНЯ. Иисус сделал вызов всем тем, которые еще четыре недели хотели ожидать жатвы, указав им на то, что жатва уже теперь созрела. А пророк Аггей в свои дни обратил резкую критику к жителям Иерусалима: «Не пришло еще время, не время - строить дом Господень», говорите вы и строите ваши собственные дома (сравни Аггея 1,2).
Полный риск
Слишком часто слышно, как люди говорят, что время неподходящее. Как будто погода или обстоятельства меняют что-то в силе Божьей или могут разрушить Его планы! Пробуждение нужно не тогда, когда так и так уже время пробуждения, но именно тогда, когда нельзя увидеть никаких признаков этого. Пробуждение всегда начинается тогда, когда кажется совсем ничего не происходит, если не замечаешь абсолютно никакого действия Божьего, и на горизонте не видно никакого проблеска надежды. Именно потому, что вещи вокруг них выглядели так ужасно, мужественные мужья Божьи поднимались, чтобы изменять их. Если мы будем ждать, пока ситуация улучшится, то мы, вероятно, никогда не пойдем. Ведь тогда уже не будет необходимости в этом. Ионафан насмелился сделать нападение, он сражался, когда победа была невозможной, и это удалось ему. Бог с радостью стал на его сторону, чтобы доказать Свою силу.
Мы все молимся о могучем пробуждении в Германии, в Швейцарии, Австрии, во всей Европе и в остальном мире. Молись дальше! Но не жди с проповедью Евангелия до тех пор, пока настанет пробуждение. Делай то, что ты теперь уже можешь делать. Ты можешь приобрести тысячи людей для Христа в то время, когда ты ожидаешь пробуждение. И не только это. Твой вклад может даже стать началом пробуждения. Пробуждение является суверенным действием Божьим как говорят некоторые. Но также правильно и то, что пробуждения могут быть вызваны людьми. Первые христиане знали это. Мы читаем в Марка 16,20: «И
они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.»
Эти благословенные люди не ожидали бездеятельно Божьего вмешательства, как это происходит зачастую сегодня. «И они пошли ...» Ведь это означает, что они взяли инициативу в свои руки. А Бог охотно сделал Свою часть. Я убежден, что Бог определил, что через вклад Его детей могут быть вызваны дальнейшие местные излияния Духа Святого. По Его благодати я сам многократно переживал это. Но нам нужно еще больше инициатив в Духе Святом. Для того, чтобы произошло пробуждение, нужны помазанные Богом люди, живущие в дерзновении веры.
Вспомним Ионафана и его оруженосца. Цепляясь руками и ногами, они взяли инициативу в свои руки и начали личное нападение на врага. Результатом была победа, которая превышала все их ожидания. Не ждет ли Бог именно тебя? Может быть ты Его Ионафан?
Нет проблемы верить Богу, если Он уже действует; это может каждый. Истинная вера действует, когда Бог, кажется, ничего не делает. Бог любит людей, которые с полным риском спекулируют на то, что Он придет к ним на помощь. Это лучший рецепт для победы, благословения и пробуждения, который известен мне.
Знаешь ли ты каких-либо людей, которые так поступали? Каждого, который насмелился сделать что-то для Бога, ты можешь записать в этот список. Все это были люди, которые чем-то рисковали в то время, когда никто другой не считал, что пришло время для этого. Пробуждение каждый раз начиналось таким образом.
Рассказывают об одном служителе Божьем, который желал увидеть действие Божие. Он жаждал, чтобы Бог касался и исцелял искушаемых, и чтобы совершались чудеса. Когда он разговаривал об этом с пожилым коллегой, то получил такой ответ: «Бог все это сделает, когда придет пробуждение. Поэтому жди.» Подобное было у Иисуса, когда Он пришел в Назарет. Неприветливое собрание отклонило то, что обещал Бог. Но Иисус невозмутимо провозгласил: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лук. 4,21). Это Он сказал в Назарете, в городе с особенно плохой репутацией.
Сколько же ветер пробуждения веял в синагоге, в которой находился человек с высохшей рукой, а все противники Иисуса только того и ждали, чтобы Он исцелил в субботу и дал им предлог, чтобы обвинить Его? Обстоятельства были какими угодно, только не в Его пользу. Но Иисус, несмотря на это, исцелил этого человека, потому что для Него подходящее время - при крайней нужде.
Я уверен, что это время сегодня! Кого же ждет Бог? Возможно тебя? А чего же ждешь ты?
Глава 16