И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо.
Это пример того, как Моисей взглянул в духовный мир. Он увидел образ (облик) Божий.
Через все Слово Божье нам встречаются люди, которые в видениях видели образ Божий. Они не видели Бога; они видели Его облик. Когда Он открывался, они видели духовный мир.
Например, Исайя сказал: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом...» (Ис. 6:1). Это было проявление различения духов.
Различение воскресшего Христа
Благодаря различению духов, или взгляду в духовный мир, можно даже увидеть воскресшего Христа! Фактически никто не видел Его физически со времени, когда Он вознесся на небо и воссел одесную Отца. Он сидит по правую руку Отца, где Он «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас (Евр. 7:25). Но благодаря этому сверхъестественному дару различения духов люди иногда были способны смотреть в духовный мир и видеть Иисуса.
Различение Святого Духа
Иоанн в своём видении на острове Патмос увидел Духа Святого в виде семи духов перед престолом Божьим. Это просто означало, что Иоанн смотрел в духовный мир и видел семь аспектов Духа Божьего.
Все такие видения являются проявлениями дара различения духов. Видение может сопровождаться словом мудрости и/или словом знания. Но само видение будет даром различения духов в действии, потому что в то время тот человек будет видеть духовный мир. «Различать» означает «видеть», так что человек различает или видит в духовном мире. А в духовном мире есть как духи от Бога, так и злые духи.
Различение духов также означает различение херувимов, серафимов, архангелов, ангельского воинства или различение сатаны и его легионов. Сюда также входит различение человеческого духа с его хорошими или дурными наклонностями.
Различение духов
Дар различения духов также раскрывает, какой дух стоит за сверхъестественным проявлением, - то ли добрый, то ли злой. Пример этого мы находим в служении Павла.
ДЕЯНИЯ 16:16-18
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал ДУХУ: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И [дух] вышел в тот же час.
Благодаря различению духов Павел знал, что молодая женщина, сопровождавшая его по улицам Филипп, была одержима духом прорицания. Когда начал действовать дар различения духов, Павел повернулся к ней и обратился непосредственно к духу, повелевая ему выйти из неё. Обратите внимание, что Павел разбирался с духом, а не с человеком (После своего освобождения служанка не смогла больше прорицать: дух прорицания вышел из неё!).
Сверхъестественные проявления в этом мире, где мы живём, берут своё начало из одного из двух источников: Бога или дьявола. Многое, что кажется нам чудом, не от Бога. Мы не должны забывать, что сатана -тоже сверхъестественное существо. Слишком часто люди готовы следовать чему угодно, по Писанию это или нет!
Мы можем точно определить истинное проявление Духа Божьего, если действует дар различения духов. Благодаря этому дару мы можем знать, какой дух задействован. С другой стороны, мы можем правильно обозначить источник проявления даже без действия различения духов в нашей жизни. Как это возможно? Если мы знаем Слово Божье и ходим в Духе, у нас есть внутреннее свидетельство, которое поведёт нас и поможет отличить истину от фальши.
В Римлянам 8:14 сказано: «Ибо все водимые Духом Божьим суть сыны Божьи». Этот стих подразумевает, что все дети Божьи могут быть водимы Духом. Но в Писании вовсе не говорится, что у всех Детей Божьих будет дар различения духов. В 1-м Коринфянам 12:8-10 сказано: «Одному даётся Духом слово мудрости....иному различение духов...» Здесь не говорится и даже не подразумевается то, что все получат эти дары, но что здесь подразумевается - это то, что все могут быть водимы Духом. Нам нужно различать эти два явления: некоторые вещи открываются нам через внутреннее свидетельство, а некоторые через различение духов.
«Различение» — это не чтение мыслей
Кто-то сказал, что наилучший способ узнать, что есть что, - определить, чем это не является. Поэтому давайте посмотрим на то, чем дар различения духов не является.
Прежде всего различение духов - это не «проницательность». Люди говорят: «У меня дар проницательности». Фактически в Библии такой дар и не упоминается. Библия называет дар различения духов. Часто то, что люди называют «даром проницательности», на самом деле является действием слова знания. Люди знают вещи Духом Божьим и ошибочно называют это даром проницательности.
Различение духов — это не духовное «чтение мыслей». Не является это также и психологической зоркостью, умственным проникновением или силой различать недостатки в других. Я убедился, что такая придирчивость присуща не только верующим, но и неверующим! Для того чтобы иметь этот «дар», не надо быть и верующим. Однако этот «дар» запрещен Писанием: «Не судите, да не судимы будете» (Матф.7:1).
Одной из целей крещения Святым Духом является уничтожение этого критиканского отношения и замещение его мягким отношением терпимости. Если бы те, кто, как они считают, имеют этот дар, обернули его на самих себя хотя бы на несколько мгновений, они бы больше никогда не применяли его. Дар различения духов — это не различение характеров или недостатков. Это не различение людей. Это различение духов.
Христиане должны ходить в любви, потому что любовь покрывает множество грехов. Павел сказал: «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).
Известный английский учитель Библии Говард Картер писал в «Вопросах и ответах о духовных дарах»: «Слово знания даёт откровение обо всём, что существует или существовало; поэтому факт духа, обитающего в теле, может быть открыт этим даром, но никто, проинформированный таким образом, не увидит духа, он не сможет «различить» его. Благодаря различению духов мы видим за пределами той сферы, для которой мы сотворены, так как мы природные существа. Только благодаря откровению Святого Духа мы можем видеть те существа, которые живут в духовном мире».
Текст наизусть:«Но каждому даётся проявление Духа на пользу» (1-е Кор. 12:7).
Урок 7
Дар веры (часть 1)
Тексты из Библии:Ефесянам 2:8; Римлянам 12:3; Галатам 5:22, 23; 1-е Коринфянам 12:9.
Центральная истина:Те, у кого есть дар веры, верят Богу таким образом, что Он почитает их слово как Своё собственное, и Он чудесным образом осуществляет его.
Рассмотрев в предыдущих уроках три дара откровения: слово мудрости, слово знания и различение духов, - мы теперь переходим к дарам силы.
Дары силы, те, которые что-то делают,- это дар веры, чудотворения и дары исцелений. В этом уроке мы рассмотрим первый из них — дар веры, или особой веры (прочитайте 1-е Коринфянам 12:4-12).
Позвольте мне подчеркнуть, что дар веры, подобно всем остальным дарам Духа, сверхъестествен; он не естествен. Есть люди, которые утверждают, что некоторые дары Духа — естественны, а некоторые - сверхъестественны. Однако, если один сверхъестествен, то тогда все сверхъестественны. Я верю, что все дары являются сверхъестественным проявлением Святого Духа! (см. 1-е Кор. 12:11)
Дар веры является величайшим из даров силы. Это дар Духа верующему, чтобы тот мог принимать чудеса. Чудотворение - это дар Духа верующему, чтобы он мог творить чудеса. Один дар принимает, а другой что-то делает. Один дар пассивен - он принимает. Другой дар активен - он действует. Обратите внимание на то, что говорит Писание: «иному чудоТВОРЕНИЯ...» (1-е Кор. 12:10). Когда вы совершаете чудо, это «творение» чуда. Но когда вы принимаете чудо, вы не «творите» его, и это действие дара веры.
Мы также должны помнить, что эти дары силы точно так же тесно взаимосвязаны, как и дары откровения, и так же, как и дары изречений (пророчество, разные языки и истолкование языков). Фактически в Библии ясно сказано в 1-м Коринфянам 14:5, что языки с истолкованием приравниваются к пророчеству. Мы различаем эти дары и перечисляем их отдельно только для того, чтобы дать им точное определение.
Далее мы видим, что у некоторых путаница в голове по поводу веры так же, как и по поводу молитвы. У нас есть тенденция свалить в одну кучу все виды веры, смешать и высыпать их все вместе. Но мы должны отличать их друг от друга.
Итак, мы видим, что есть четыре вида веры:
1. Спасающая вера, которая ведёт к спасению.
2. Общая вера, которая есть у всех верующих.
3. Плод веры — или верность - плод возрождённого человеческого духа, который появляется после спасения.
4. Дар веры — или особая вера — сверхъестественное проявление Святого Духа, которое даётся после крещения Святым Духом по желанию Духа.
Как кто-то однажды заметил, иногда лучше всего понять, что есть что, определив, чем оно не является.
Спасающая вера
ЕФЕСЯНАМ 2:8
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар...
Вера, через которую мы спасаемся, является даром Божьим. Она передаётся нам через Слово: «Итак, вера (спасающая вера) от слышания, а слышание от слова Божия» (Римл. 10:17). Однако тот вид веры, который мы будем рассматривать в этом уроке - дар веры, или особая вера, - отличается от спасающей веры.
Общая вера
РИМЛЯНАМ 12:3
3 … по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Есть такой тип веры - я называю его общей верой, — которая есть у всех верующих. Эта общая вера может возрастать по мере того, как христиане питаются Словом Божьим и применяют её в жизни. У всех нас может быть эта постоянно возрастающая общая вера. Однако дар веры - это один из девяти даров Святого Духа, который даётся по желанию Духа.
Далее общая вера - это та вера, благодаря которой мы обычно получаем ответы на молитвы. Например, мы принимаем крещение Святым Духом верой; и ответы на молитвы мы принимаем верой, потому что Иисус сказал: «Всё, чего ни будете просить в молитве, ВЕРЬТЕ, что ПОЛУЧИТЕ, - и БУДЕТ вам» (Марк 11:24).
Многие из нас получали ответы на молитвы верой - общей верой — даже до крещения Святым Духом. Эти ответы пришли, потому что мы верили Богу верой, но это не то же самое, что действие дара веры.
Фактически, если бы нужно было действие дара веры для получения ответов на молитвы, принятия исцеления тела или удовлетворения финансовой нужды, тогда мы никогда не смогли бы получать ответы на молитвы, пока не приняли бы крещения Святым Духом, потому что этот вид веры - дар особой веры - принимается именно тогда. Но и тогда - только по усмотрению Духа.
Однако мы знаем, что многие из нас получали ответы на молитвы верой - общей верой - до того, как мы приняли крещение Святым Духом. Многие из нас, например, исцелились на основании веры в Слово Божье до того, как мы приняли крещение Святым Духом. Мы применяли общую веру, чтобы получить эти ответы на молитвы.
И, рассуждая точно таким же образом, если бы для получения ответа на молитвы, нужен был бы дар веры -особой веры, - то тогда далеко не все, даже из исполненных Духом, могли бы быть уверены, что их молитвы будут отвечены. Почему? Потому что этот дар особой веры не для всех исполненных Духом верующих. Писание говорит: «ОДНОМУ даётся—слово знания...; ИНОМУ ВЕРА тем же Духом» (1-е Кор. 12:8, 9).
Говоря об этом даре веры, Павел подводит итог в конце главы: «Все ли чудотворцы?» (ст. 29). Нет. «Все ли имеют дары исцелений?» (ст. 30). Ответ «нет». Тогда мы можем добавить: «ВСЕ ли имеют этот ДАР ВЕРЫ?» И снова ответ «нет».
Итак, мы видим, что этот дар веры — это не то же самое, что и общая вера, которая есть у всех верующих; ибо если бы мы зависели от этого дара особой веры для получения ответа на молитвы, то тогда не все могли бы получать ответы на молитвы.
Плод веры
ГАЛАТАМ 5:22, 23
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Плод веры также отличается от дара веры.
Мы читаем о плодах Духа (одним из которых является вера) в Галатам 5:22, 23, процитированном выше. Однако в греческом оригинале этот плод веры называется вовсе не верой, а верностью.
В то время как плод духа предназначен для развития христианского характера, дары Духа предназначены для проявления силы в жизни верующего.
Плод — это что-то, что растет. Вера — или верность — это плод, который растет в жизни христианина для того, чтобы укрепить его в духовном характере. Но дар особенной веры - это дар, данный Духом Божьим по желанию Духа.
Относительно дара веры в Переводе Веймута сказано: «...а третьему, посредством того же Духа, особая вера» (1-е Кор. 12:9).
Я часто слышал, как люди говорили: «Ну, если Бог даст мне веру, она у меня будет, а если нет, то нет». Они читают Писание: «...иному (даётся) вера...» и думают, что вера достаётся таким способом. Однако здесь идёт речь о даре веры, или особой вере.
Дар веры
Е КОРИНФЯНАМ 12:9
9 иному вера, тем же Духом...
Так, мы видим, что дар веры даётся не всем, но только по воле Духа Божьего. Также, это сверхъестественное проявление Святого Духа для принятия чуда. Через дар веры мы не совершаем чудес, но пассивно их принимаем.
Дар веры отличается от других видов веры тем, что эта особая вера является проявлением сверхъестественного. Человек может сверхъестественно и вопреки всему поверить Богу за чудо.
Из всех трёх даров силы: дара веры, чудотворений и даров исцеления - дар веры самый важный.
Мы также убедились, что дар веры, или особая вера, отличается от спасающей веры, которая приводит к спасению, от общей веры, которая есть у всех верующих, и от плода веры, который развивает наш христианский характер.
В следующей главе мы увидим, что дар веры даёт человеку сверхъестественную способность принять чудо от Бога; то ли для сверхъестественной защиты, сверхъестественного обеспечения, изгнания нечистых духов, воскрешения мёртвых или передачи таких сверхъестественных проявлений, как возложение рук для принятия Святого Духа или провозглашения благословений.
Текст наизусть:«Одному даётся Духом слово мудрости... Иному вера, тем же Духом...» (1-е Кор. 12:8, 9).
Урок 8
Дар веры (часть 2)
Тексты из Библии:Даниил 6:16, 17, 19-23; 3-я Царств 17:2-6; Галатам 3:5
Центральная истина:Дар веры является сверхъестественной способностью Духа, благодаря которому то, что человек говорит или желает, или то, что сказано Богом, в конце концов осуществится.
Дар веры отличается от дара чудотворения, хотя оба дара вызывают чудеса. Дар чудотворения активен, в то время как дар веры пассивен. Он не творит; он принимает. Другими словами, чудотворения и дар веры отличаются тем, что один дар творит, а другой принимает.
Когда действует дар веры, то что бы ни сказал или ни пожелал человек, используемый в этом даре, осуществится. То ли это высказывание Бога или человека, будь то чудо, удостоверение, проклятие или благословение, сотворение или разрушение, удаление или изменение, в конечном итоге оно осуществится, когда это сказано посредством этого дара веры.
Чудотворения — это больше действие, а дар веры -это больше процесс. Дар чудотворений осуществляет чудо, тогда как дар веры принимает чудо. Это потому, что при чудотворений используют такую веру, которая активно вырабатывает чудо, но дар веры использует такую веру, которая пассивно ожидает чуда, длительного или постоянного. Также, когда действует дар веры, чудо, за которое верят, может проявиться не сразу. Оно может проявиться через некоторое время.