О царе, или великом князе, миха-эле
86. Миха-Эль означает крепость или силу Божию и несет это имя на деле: ибо он сплочен воедино из семи неточных духов как некое ядро их и предстоит ныне как бы на месте Бога Отца.
87. Не в том смысле, что он есть Бог Отец, состоящий в семи духах всей глубины и не тварный, но что и в природе среди тварей есть одна, пребывающая по тому же образу, что и Отец в семи неточных духах, и господствующая в тварях.
88. Ибо когда Бог сделал себя тварным, то он сделал себя тварным по образу своей троичности; и как в Боге самое великое и знатное есть Его троичность, хотя, однако, не могут быть измерены ни Его дивный размер, ни облик и изменение, в которых Он так различно и многообразно проявляет себя в своем деист-Вии, — так по образцу верховного первенства своей троичности сотворил Он и трех главных ангелов, или ангелов-князей.
89. После того сотворил Он ангелов-князей по семи неточным духам, по качеству их; каковы Габри-Эль, ангел, или князь звука, или скорой вести, а также Рафа-Эль и многие другие в царстве Миха-Эля.
90. Ты не должен понимать это так, что эти царственные ангелы имели правление в Божестве, то есть в семи неточных духах Божиих, которые вне тварей; нет, но они правят каждый над своими тварями.
91. Подобно тому как Троица Божия господствует над бесконечным существом и над образами и различными формами в Божестве и изменяет и образует их, так и три ангельских царя господствуют над своими ангелами до самого сердца и глубочайшего основания их: хотя они и не могут изменять их телесно, как сам Бог, сотворивший их, однако они правят ими телесно, и обязаны им, и связаны с ними, как связаны между собою тело и душа.
92. Ибо царь есть глава их и они суть члены царя, а неточные ангелы-князья — советники или исполнители царя, подобно тому как пять чувств в человеке, или как руки и ноги, или рот, нос, глаза и уши, чтобы царь мог вершить дела свои.
93. Далее, подобно тому как все ангелы связаны с царем, так и царь связан с Богом Творцом как тело и душа. Тело знаменует Бога, а душа — ангельского царя, который в теле Божием, и в теле же Божием стал тварью, и пребывает вечно в теле Божием, как душа в гнезде своем: потому Бог так высоко и прославил его как достояние свое или как душа бывает прославлена в теле.
94. Таким образом, царь, или великий князь, Ми-ха-Эль в своем прославлении или ясности походит на Бога Отца, и есть царь, или князь Божий, на горе Божией, и может вершить дело свое в глубине, в которой сотворен.
95. Та окружность или то пространство, в котором сотворены он и его ангелы, есть его царство, и он есть любимый сын Бога Отца в природе, тварный сын, в котором имеет радость свою Отец.
96. Ты не должен сравнивать его с сердцем, или светом Божиим, пребывающим в целом Отце и не имеющим ни начала, ни конца, как сам Бог Отец.
97. Ибо этот князь есть тварь и имеет начало: но он в Боге Отце и связан с ним в любви своей как любимый сын Его, сотворенный Им из самого себя.
98. Потому воздел Он на него венец чести, власти и могущества, так что нет в небе ничего выше и прекраснее, а также ничего могущественнее его (кроме самого Бога в Его троице). И вот один царь, описанный правильно на.истинном основании в познании духа.
О ВТОРОМ ЦАРЕ, ИМЕНУЕМОМ НЫНЕ ИЗ-ЗА ЕГО ПАДЕНИЯ ЛЮЦИФЕРОМ
99. В этом месте, царь Люцифер, прикрой глаза твои и заткни уши твои, чтобы тебе ничего не слышать и не видеть, а то будет тебе очень стыдно, что другой сидит на престоле твоем и что еще прежде конца мира должен стать совсем явным позор твой, который ты доселе держал от мира в тайне и заглушал, где только мог; теперь я опишу твое царственное первенство, в угоду не тебе, а людям.
100. Этот высокомогущественный, славный и прекрасный царь утратил в падении своем свое настоящее имя; ибо он зовется ныне Люцифер, то есть извергнутый из света Божия. Имя его было первоначально не таково: ибо он был тварным князем, или царем, сердца Божия в сияющем свете, прекраснейшим из трех ангельских царей.
О СОТВОРЕНИИ ЕГО
101. Как Миха-Эль сотворен по качеству, роду и свойству Бога Отца, так и Люцифер был сотворен по качеству, роду и красоте Бога Сына и был с ним связан в любви как любимый сын, или сердце, и сердце его также пребывало в средоточии света, как если бы он был сам Бог, и красота его превосходила все. Ибо окружение его или знатнейшая мать его был Сын Божий, там пребывал он как царь, или князь Божий.
102. Область его со всем его воинством, место и пространство, где он стал тварью и которое было его царством, есть сотворенное небо и сей мир, где мы живем с царем нашим Иисусом Христом.
103. Ибо царь наш восседает в Божественном всемогуществе, как восседал некогда царь Люцифер, на царском престоле извергнутого Люцифера, и царство Люцифера стало ныне его. Князь Люцифер, как тебе это нравится?
104. Как Бог Отец связан с Сыном своим великою любовью, так и царь Люцифер был связан с царем Миха-Элем великою любовью как единое сердце, или единый Бог: ибо родник Сына Божия достигал в самое сердце Люцифера.
105. Но, однако, свет, который он имел в своем теле, имел он в собственность; и этот свет, пока он сиял, каче-ствовал совместно и совмещался с бывшим вне его светом Сына Божия как нечто единое, хотя их и было два; и еще были они связаны друг с другом как тело и душа.
106. И подобно тому как свет Божий правит во всех силах Отца, так правил и он во всех своих ангелах как могущественный царь Божий и носил на главе своей прекраснейший на небе венец.
107. На этом я хочу теперь и закончить, так как в следующей главе буду иметь с ним еще очень много дела. Пусть он здесь еще немного повеличается в своем венце, скоро он будет с него снят.