О терпком или соленом качестве
24. Соленое качество хорошо умеряет в качествах горьком, сладком и кислом и делает все приятным; оно возбраняет восстанию горького качества, равно как и сладкого и кислого, чтобы они не воспламенились, оно есть острое качество, наслаждение для вкуса, источник жизни и радости. И в свой черед содержит оно в себе также яростность и погибель' воспламенившись в огне, оно порождает род жесткий и раздирающий, обращающий в камень, яростный источник, повреждение жизни; отсюда нарастает камень в плоти, и плоть испытывает великие мучения; воспламенившись же в воде, оно порождает в плоти худые струпья, нарывы, французскую болезнь, чесотку и проказу, дом печали и смерти, бедствие и забвение всякого добра.
Глава II
Наставление, как надо рассматривать божественное и природное существо
1. Все это, как указано выше, потому зовется качеством, что в глубине — над землею, на земле и в земле — оно качествует одно в другом как нечто единое и, однако, имеет различную силу и действие, но лишь единую мать, из которой все происходит и изливается; и все твари созданы и произошли из этих качеств и живут в них как в своей матери: оттуда же и земля, и камни имеют свое происхождение, и все, что произрастает из земли, живет и изливается из силы этих качеств, чего никакой разумный человек не может отрицать.
2. Этот двоякий источник, злой и добрый во всех вещах, весь проистекает из звезд: ибо как твари на земле состоят в своем качестве, так равно и звезды. Ибо благодаря своему двоякому источнику все имеет великую подвижность, свой ход, бег, течение, побуждение и рост.
3. Ибо кротость в природе есть тихий покой; но яростность во всех силах делает все подвижным, бегущим, мчащимся, а также рождающим. Ибо стремящие качества вносят во все твари влечение к злу и добру, так что все между собою друг друга желает, друг с другом смешивается, возрастает, умаляется, становится прекрасным, повреждается, любит, враждует.
4. Во всех тварях в сем мире есть добрая и злая воля, добрый и злой источник: в людях, зверях, птицах, рыбах, гадах, равно и во всем существующем; в золоте, серебре, олове, меди, железе, стали, дереве, в растениях, листве и траве, также и в земле, камнях, воде и во всем, что можно исследовать.
5. Нет ничего в природе, что не заключало бы внутри себя доброго и злого; все движется и живет в этом двояком побуждении, что бы то ни было, исключая святых ангелов и яростных диаволов, ибо они разлучены и живут, качествуют и господствуют каждый в своем собственном качестве. Святые ангелы живут и качествуют в свете, в добром качестве, где господствует Дух Святой; диаволы же живут и господствуют в яростном качестве, в качестве ярости и гнева или погибели.
6. Но и те и другие, ангелы злые и добрые, созданы из качеств природы, откуда произошли все вещи; но только качествование в них неодинаково.
7. Святые ангелы живут в силе кротости света и царства радости; а диаволы живут в силе восходящего, или восстающего, источника яростности, ужаса и тьмы и не могут объять света; ибо туда сами низвергли себя своим восстанием, как я о том напишу дальше, говоря о творении.
8. Но если ты хочешь верить, что в сем мире все проистекает от звезд, то я тебе докажу; и если ты не чурбан и есть в тебе немного разума, то заметь себе следующее.
9. Прежде всего, посмотри на солнце, которое есть сердце, или царь, всех звезд, и дает свет всем звездам от восхода и до захода, и освещает все, и согревает все; в силе его все живет и растет, а также в силе его радость всех тварей.
10. Будь оно отнято, стало бы совсем темно и холодно и тогда не мог бы произрастать никакой плод; и ни люди, ни звери не могли бы тогда размножаться, ибо зной угас бы и семя во всех охладело бы и застыло.
О КАЧЕСТВЕ СОЛНЦА
11. Если ты хочешь стать философом и природоведом и исследовать существо Божие в природе и то, как устроены все вещи, то моли Бога о Духе Его Святом, дабы Он благоволил просвятить тебя оным.
12. Ибо в плоти и крови твоей тебе не постигнуть этого: хотя бы ты и читал о том, оно все же будет пред очами твоими только мглою или мраком; единственно Духом Святым, который в Боге, а также и во всей природе, откуда произошли все вещи, сможешь ты проникнуть до всего тела Божия, каковое есть природа, равно и до Святой Троицы. Ибо Святой Дух исходит от Святой Троицы и господствует во всем теле Божием, то есть во всей природе.
13. Подобно тому как дух человека господствует в целом теле, во всех жилах и наполняет всего человека, так и Дух Святой наполняет всю природу, и есть сердце природы, и господствует в добром качестве во всех вещах. И вот, если ты имеешь Его в себе, так что Он просвещает и наполняет твой дух, ты поймешь то, что написано дальше; если же не имеешь, то будет с тобою как с мудрыми язычниками, которые загляделись на творение, и хотели его исследовать собственным разумом, и в вымыслах своих достигли даже до лица Божия, однако не могли видеть Его и были совершенно слепы в познании Божием. Как и сыны Израилевы в пустыне не могли видеть лица Моисея, и он должен был опускать покрывало на лицо, выходя к народу. Причиною же было то, что они не понимали и не знали истинного Бога, ни воли Его, хоть Он и ходил между ними: потому покрывало было знаком и прообразом их слепоты и неразумия. Как мало может дело постичь своего делателя, так и человек — постичь и познать Бога, Творца своего, разве только если он просвещен Святым Духом, а это бывает лишь с теми, кто не уповает на самих себя, но полагает всю свою надежду и волю на одного только Бога и ходит в Духе Святом; они суть единый дух с Богом.
14. Далее, если кто-то захочет внимательно рассмотреть солнце и звезды с их телами, действиями и качествами, то поистине найдет в них Божественное существо, а именно в том, что силы звезд и есть суть природа.
15. Если рассмотреть все течение или всю окружность звезд, то скоро можно увидеть, что она и есть мать всех вещей, или природа, откуда все вещи возникли, и где они состоят и живут, и чем все движется; и все вещи созданы из ее сил и пребывают в ней вечно; и хотя в конце всего времени они изменятся, когда добро и зло будут разлучены, однако и ангелы, и люди вечно пребудут в Боге, в силе природы, откуда они получили свое первое начало.
16. Но здесь ты должен в духе возвысить свое разумение и рассмотреть, каким образом вся природа со всеми силами, которые в природе, а также ширь, глубь и высь, небо и земля, все, что в них и что над небом, каким образом все это есть тело Божие, а силы звезд суть проводящие жилы в природном теле Божием в сем мире.
17. Ты не должен думать, что в теле звезд содержится вся торжествующая Святая Троица, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, в которых нет никакого зла, но лишь светло-святой вечный источник радости, нераздельный и неизменный; его никакая тварь не может достаточно постигнуть или выразить, и он обитает и есть над телом звезд в себе самом; глубину его никакая тварь не может измерить.
18. Однако не надо понимать и так, будто его совсем нет в теле звезд и в сем мире; ибо когда говорят: все, или: от вечности и до вечности, или: все во всем, то разумей здесь всецелого Бога. Возьми себе подобие в человеке, который создан по образу Божию, как написано у Моисея (Быт. 1, 27).
19. Внутренность, или полость, в теле человека есть глубина между звездами и землей и знаменует ее; все тело в целом знаменует небо и землю; плоть знаменует землю, да и есть от земли; кровь знаменует воду, да и есть от воды, дыхание знаменует воздух, да и есть воздух; пузырь, в котором качествует воздух, знаменует глубину между звездами и землей, где огонь, воздух и вода качествуют стихийно и тепло, воздух и вода качествуют в пузыре, как в глубине над землею. Жилы знаменуют пути звездных сил, да и есть пути звездных сил: ибо звезды силою своею господствуют в жилах и влекут человека в свой образ. Утроба, или кишки, знаменует действие звезд или поедание: все, что произошло из их силы, что они сами создали, они сами же снова поедают, и оно пребывает в их силе; да кишки и есть поедание всего, что человек вводит в них и что возросло из силы звезд.
20. Сердце человека знаменует зной или стихию огня, да и есть зной: ибо зной всего тела берет свое начало в сердце. Пузырь знаменует стихию воздуха, да воздух и господствует внутри его. Печень знаменует стихию воды, да и есть вода, ибо из печени кровь расходится по всему телу, во все члены; печень есть матерь крови.
21. Легкое знаменует землю, да и есть такого же качества.
22. Ноги знаменуют близость и отдаление, ибо близкое и далекое в Боге суть едино, и человек ногами может уйти близко или далеко; но, где бы он ни был, в природе он не будет ни близко, ни далеко, ибо в Боге это едино.
23. Руки знаменуют всемогущество Божие: ибо подобно тому, как Бог может все изменить в природе и сделать из этого что захочет, так и человек может руками своими изменить все, что выросло и образовалось в природе, и сделать из этого руками своими что захочет; он правит при помощи рук делом и существом всей природы, и он поистине знаменует всемогущество Божие.
24. Заметь далее: все тело до шеи знаменует окружность обращения звезд, да и есть таковая, а равно и глубину между звездами, где правят планеты и стихии. Плоть знаменует землю, застывшую и неподвижную: так и плоть не имеет в себе разума, понимания или подвижности, но бывает движима только силою звезд, правящих в плоти и жилах.
25. Так и земля не приносила бы плода, а равно не росли бы в ней ни металлы: золото, серебро, медь, железо, ни камни, если бы не действовали в ней звезды; и травинка не выросла бы из нее без действия звезд. Голова знаменует небо; она приросла к телу жилами и путями сил, и все силы исходят из головы и мозга в тело, в проводящие жилы плоти.
26. Небо же есть приятное селение радости, где пребывают все силы, как в целой природе, в звездах и стихиях, но не столь жестокие, гонящие и кипящие. Ибо у каждой силы на небе только один вид или образ силы, светлый и весьма кротко кипящий, не злой и добрый вместе, как в звездах и стихиях, но простой и чистый. Оно создано из среды воды, но качествую-щей иначе, нежели вода в стихиях, ибо яростности нет в ней.
27. Но небо оттого не менее принадлежит к природе, ибо из неба имеют свое начало и силу звезды и стихии: ибо небо есть сердце воды. Подобно тому как вода есть сердце во всех тварях и во всем, что ни есть только в сем мире, и ничто не состоит вне воды, будь то в плоти или вне плоти, в произрастаниях земли или в рудах и камнях: во всех вещах вода есть ядро, или сердце.
28. Так и небо есть сердце природы, в котором пребывают все силы, как в стихиях и звездах, и оно есть нежное и кроткое вещество всех сил, подобно мозгу в голове человека.
29. Далее, небо силою своею зажигает звезды и стихии, так что они текут и движут; так и голова человека, подобно небу. Как в небе все силы кротки, и приятны, и радостны, и действуют сообразно этим качествам, так и в голове, или в мозгу, человека все силы бывают кротки и радостны. И как небо имеет затвор, или крепость, над звездами, и, однако, все силы исходят из неба в звезды, так и мозг имеет затвор, или крепость, пред телом, и, однако, все силы исходят из мозга в тело и во всего человека.
30. Голова содержит в себе пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, в которых качествуют звезды и стихии и где возникает небесный, звездный или природный дух в людях и зверях: в нем кипит добро и зло, ибо это есть дом звезд. Такую силу черпают звезды от неба, что могут во плоти создать живого и движущего духа в людях и зверях. Движение неба делает звезды подвижными, так и голова делает подвижным тело.
31. Здесь раскрой ныне очи духа твоего и увидь Бога, Творца твоего. Здесь возникает ныне вопрос: откуда же небо имеет или черпает такую силу, что создает в природе такую подвижность?
32. Здесь должно тебе ныне устремить взор выше и вне природы, в светло-святую, торжествующую Божественную силу, в неизменную Святую Троицу, которая есть торжествующее, кипящее, подвижное существо и содержит в себе все силы, подобно природе. Ибо это есть вечная матерь природа, от которой небо, земля, звезды, стихии, ангелы, диаволы, люди, звери и все возникло и в которой все пребывает.
33. Когда именуют небо и землю, звезды и стихии, и все, что в них, и все, что над всеми небесами, то тем самым именуют всецелого Бога, который в вышесказанном существе силою своею, от Него исходящей, так сделал себя тварным.
34. В Троице же своей Бог неизменен; но все, что ни есть только на небе, и на земле, и над землею, имеет свой источник и начало в силе, исходящей от Бога.
35. Ты не должен думать, что поэтому в Боге кипит и злое, и доброе; но сам Бог есть добро и от добра имеет также и имя — торжествующей, вечной радости: но только все силы исходят от Него, какие ты можешь открыть в природе и какие есть во всех вещах.
36. Теперь ты, может быть, скажешь: есть же в природе и злое, и доброе, а так как всякая вещь исходит от Бога, то, значит, и злое должно исходить от Бога.
37. Вот смотри: в человеке есть желчь, которая есть яд, и он не может жить без желчи: ибо желчь делает звездных духов подвижными, радостными, исполненными ликования или смеха, ибо она — источник радости. Но, воспламенившись в какой-нибудь стихии, она повреждает всего человека: ибо гнев в звездных духах происходит от желчи.
38. Это значит, что когда желчь поднимется и побежит к сердцу, то она зажигает стихию огня и огонь зажигает звездных духов, правящих в крови жил, в стихии воды: тогда все тело дрожит от гнева и яда желчи. Такой же точно источник имеет и радость и из той же сущности, что и гнев. Это значит, что когда желчь воспламеняется в любящем и сладком качестве, в том, что человеку любо, то все тело дрожит от радости; иногда и звездные духи в нем также заражаются, когда желчь поднимется чрезмерно и воспламенится в сладком качестве.
39. Но в Боге нет такого вещества, ибо Он не имеет плоти и крови; но Он есть дух (Иоан. 4, 24), в котором содержатся все силы, как мы молимся в "Отче наш": "Твоя есть сила" (Матф. 6, 13). И как пишет о Нем Исайя: "Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис. 9, 6).
40. Горькое качество есть также и в Боге, однако не по тому роду и образу, как в людях желчь; оно есть пребывающая вечно сила, восходящий, ликующий источник радости.
41. И хотя написано у Моисея: "Я господь, Бог твой, Бог ревнитель" (Исх. 20, 5; Второзак. 4, 24), это не имеет, однако, того смысла, будто Бог сам в себе разгорается гневом или что огонь гнева восходит в Святой Троице. Нет, это невозможно; ибо написано там: "На ненавидящих Меня"; в таковой твари и восходит огонь гнева.
42. Если бы Бог разгневался в себе самом, то вся природа загорелась бы, что и случится некогда в Последний день в природе, но не в Боге; в Боге же будет гореть ликующая радость: как то от вечности было не иначе и иначе не будет.
43. Эта восходящая, кипящая, ликующая радость в Боге делает небо ликующим и подвижным; а небо делает подвижными звезды и стихии; а звезды и стихии делают подвижными тварей.
44. Из сил Божиих возникло небо; из неба возникли звезды; из звезд возникли стихии; из стихий возникли земля и твари. Так все имеет свое начало, вплоть до ангелов и диаволов, которые прежде сотворения неба, и звезд, и земли возникли из той же силы, откуда возникли небо, и звезды, и земля.
45. Итак, вот краткое вступление и наставление, как надо рассматривать Божественное и природное существо; далее намерен я описать истинное основание и глубину, что есть Бог и как все устроено в существе Божием.
46. Хотя это оставалось отчасти скрытым от начала мира и человек не мог охватить этого своим разумом, но так как Бог пожелал в эти последние времена открыться в простоте, то я предоставляю действовать Его побуждению и воле, я только искорка. Аминь.
Глава III