Отношение к экстернализации в сознании ученика
Считаю необходимым сделать одно пояснение. Ученики, посланные различными ашрамами, прибывают на землю отнюдь не в сознании своей высокой миссии и не зная толком сущности своей задачи, которая была им субъективно поручена. Некоторые ученики в ранге посвященного, которым предстоит особая, выдающаяся работа в мире, могут достичь сознания своей миссии (если можно так выразиться) в ранней юности и, соответственно, сориентировать себя с самого начала на исполнение задачи своей жизни. Со временем это сознание будет расти, углубляться и становиться всё более отчетливым. Следует, однако, помнить, что большинство учеников будут реагировать иначе. Они придут в воплощение с определенными талантами и дарованиями и с прочно укорененными идеями, непоколебимыми идеалами и с мозгом, отзывающимся на высокоразвитый ум. Благодаря врождённым склонностям и предрасположенности, они естественным образом найдут дорогу в ту сферу человеческой деятельности, где им предназначено работать и в которой им предстоит осуществить определенные фундаментальные преобразования в соответствии с намерениями Иерархии. Обычно это иерархическое намерение останется неведомым им (хотя вовсе не обязательно), однако предстоящая работа будет казаться им необходимой и обязательной к исполнению любой ценой. Они найдут путь в политику, в педагогические движения и в науку; они могут работать в гуманитарной, социальной или финансовой сфере, следуя своим естественным склонностям, а не в порядке “подчинения” указаниям Учителя. Им будет сопутствовать удача в работе, так как за ними будет стоять могущество Иерархии; внутренний Ашрам может добиться многого для своих внешних работающих учеников, раскрывая для них двери, устраивая контакты, доводя их усилия до воплощения и т.п.; все это осуществляется без малейших признаков внутреннего принуждения. Осознание внутреннего усилия зависит от статуса ученика в Ашраме. Далеко продвинувшийся ученик может сознавать свою высокую миссию, и притом не как фанатичное личностное намерение, а как некую задачу, взятую на себя в ответ на задание Ашрама. Подобные случаи будут скорее исключением, нежели правилом, особенно на ранних стадиях. Этот вид иерархической работы соберет вокруг них меньших учеников, работающих в тех же направлениях в силу общности интересов, а не по причине сходства задания, что совершенно другое дело. В одном случае понимание миссии развивается посредством ашрамного планирования и консультаций с Учителем или Его старшими работниками. В обычном же случае ученик отзывается на впечатление, будучи на этой стадии совершенно бессознательным к его источнику; он рассматривает его как активность своего собственного ума, направляющего любую планомерную деятельность, тему и задачу жизни, которые являются движущей силой его служения.
Как бы то ни было, всем работающим ученикам и стремящимся свойственна одна важная черта – широкий гуманизм и решимость помочь в деле человеческого благосостояния. Впоследствии проявится одно важное различие, которое будет определяющим для нового века в противоположность прошлым и настоящим методам. Ученики и посвященные не будут заниматься чисто гуманитарной или благотворительной работой. Это будет мотивом, а не ее целью. Они не будут отдавать всё свое время и силы исключительно облегчению человеческих проблем. Все области человеческой жизни – политика, финансы, наука, а также религия – будут признаны их непосредственной и увлекательной задачей, однако в будущем основной мотивацией будет не деловой успех или личные амбиции, а стремление подчинить их общей работе и помочь человечеству в целом в видении долгосрочной перспективы.
Именно этот гуманитарный дух будет лежать в основе любого движения за всемирную социализацию в разных нациях. Это движение – симптом перемен в ориентации человеческого мышления, и в этом его главная ценность. По существу, оно не указывает на новые методы управления, и данная конкретная его фаза эфемерна; в то же время оно закладывает основы нового мирового устройства, которое возникнет благодаря экспериментам, осуществляемым в настоящее время человеческой мыслью.
Именно эти факторы, а вовсе не признание существования Учителей, Их указаний и иерархических или ашрамных предпосылок, будут вложены Иерархией в сознание учеников, чтобы вызвать необходимые перемены и новую ориентацию.
Находясь в воплощении, такие ученики свободны преданно и целенаправленно служить в той сфере человеческого проявления, которая предназначена им судьбой и их жизненной тенденцией. Они могут оставаться совершенно бессознательными по отношению к духовным задачам (как их называют сегодня), не считая сознавания того, что они любят своих собратьев; эта любовь будет обусловливать все их поступки и мотивировать каждое их усилие.
С точки зрения Учителя, с ними можно установить контакт, передать им впечатления и направить, что, безусловно, и имеет место; с их собственной точки зрения, они просто деловые энергичные люди, умные, глубоко заинтересованные в избранной задаче жизни и способные эффективно работать в определенной сфере, влиять на других и направлять их в аналогичной сфере деятельности, вызывая несомненные изменения в своей избранной области человеческого проявления и тем самым поднимая глубинные принципы на более высокий уровень. Такова традиционная иерархическая работа, оказывающая широкое влияние на сознание человечества.
Эти ученики могут отдавать себе отчет в том, что их деятельность и образ мысли являются частью прогрессивной эволюционной работы; они сознают свою миссию в меру этой осведомленности, однако ценность этой позиции в том, что она связывает их в их сознании со многими другими, аналогичным образом мотивированными и сознающими сходную перспективу. Естественно, полезно помнить, что все эти ученики – ярко выраженные лучевые типы и интегрированные личности в высшем смысле этого слова. Они будут работать на Земле как личности высшего порядка под влиянием мощной мотивации, исходящей от Души в ответ на впечатления из Ашрама, однако в своем физическом мозгу они об этом ничего не знают и еще меньше озабочены этим. Их эффективное служение объясняется частично тем обстоятельством, что они не озабочены контактом с Душой и идеей академического служения. Их внимание сосредоточено на предстоящей работе, их сердце пребывает с их собратьями, а их ум занят методами, техниками и практиками, позволяющими поднять общий уровень работы в избранной ими области. Отсюда их неизменный успех.
Учеников, активно заинтересованных в личной отзывчивости к Душе, упорно работающих над проблемой контакта с ней, увлеченных мастерством сознательного служения (которые они сделали своей целью) и остро чувствующих факт существования Ашрама и Учителя, не пригласят участвовать в работе по подготовке экстернализации Иерархии. Только продвинутым ученикам, занявшим прочное положение в Ашраме и настолько привыкшим к Учителю, что Он более не занимает в их сознании неоправданно значительного места, можно доверить подготовительную работу в мире. Их невозможно отвлечь от направленного внимания к предстоящей задаче никаким зовом или внутренним порывом; следовательно, они свободны для исполнения задуманной работы.
Таким образом, ситуацию в отношении состояния сознания учеников в этот чрезвычайно трудный, но интересный период, который проходит человечество, можно подытожить в следующих утверждениях:
1. Ученик не мотивирован никаким стремлением проявить Иерархию или узреть Ашрам, с которым он связан, действующим физически на внешнем плане. Он может ничего не знать об этом намерении Иерархии. Если даже он и осведомлен об этой глубинной цели, она совершенно второстепенна в его сознании. Главные побудительные мотивы его жизни – благо человечества и его стабильное духовное будущее.
2. Ученик строго гуманистичен в своих убеждениях. Он работает ради Единого Человечества, и хотя он может знать о своей связи с Иерархией, его преданность, служение и жизненные планы всецело направлены на совершенствование человечества. Такая позиция напоминает позицию Учителя, цель жизни которого – не иерархические возможности, а преданность целям Шамбалы (в действии и в отношениях) и Плану для всех живых форм в трех мирах.
3. Интуиция ученика пробуждена и пребывает активной; новые идеи и свежие концепции занимают главное место в его уме. Он почти автоматически отвергает реакционное и консервативное мышление прошлого и живет, рассуждает и наставляет стремясь привить новые человеческие отношения без фанатизма и излишней аффектации.
4. Ученик, озабоченный иерархическими планами на будущее, обладает полностью открытым умом в отношении развития истинных психических способностей. Он осуждает и подавляет все негативные условия и формы мышления в своем окружении, поощряя развитие всех форм высшего чувственного восприятия, расширяющих человеческое сознание и обогащающих его содержание.
5. В соответствии со своим иерархическим статусом, он в возрастающей степени становится каналом Силы в мире. Библейское утверждение (или, скорее, предписание) “укореняться внизу и плодоносить вверху”[11] обладает для него глубоко оккультным смыслом.
Я не касаюсь здесь вопроса о развитии ученика именно как ученика, или его индивидуального продвижения по Пути; я исследую тип сознания, с которым он обращается к стоящей перед ним задаче. Если он внутренне не удовлетворяет требованиям, перечисленным в этом разделе нашего исследования, он не станет одним из работников в этот переходный период от Старого века к Новому.