Представление о божестве. Амон Ра.
Столицей Верхнего Египта являлся Уахтес (Уасет), который больше известен как Фивы, как его называли греки по аналогии со своим городам. Только греческий назывался «Семивратные Фивы», а египетский – «Стовратные Фивы». Город Фивы это главный центр почитания Бога-Творца в Его имени Амон (imn). Это имя появляется поздно, впервые оно встречается в Текстах Пирамид в пирамиде Пепи I в 579 речении: «Торопятся привратники твои (умершего фараона), поспешают гонцы твои, ускоряют шаг глашатаи твои, возвещают они Ра, что грядёшь ты, о Пепи. Ты, сын Геба, воссевший на престоле Сокрытого (Амона)». Таким образом слово «Амон» обозначает незримый, сокрытый. Это эпитет, в данном тексте Амон и Ра это одно и тоже. Уже в Среднем царстве и далее не было более любимого египтянами имени Бога чем Амон-Ра, то есть Незримое Солнце. Имя не встречается в Древнем царстве, а появляется только с Первого переходного периода. И мы можем предположить, что это искусственное имя, которое было внедрено именно в Фивах когда оно понадобилось. Почему же оно понадобилось именно тогда, и почему это имя потом оставалось предпочтительным?
Видимо именно в момент деградации в конце Шестой династии, в Первый переходный период, происходит одичание народа. Человек перестаёт переживать и воспринимать духовные сущности, он начинает воспринимать религиозное, духовное, божественное как элемент земного, то есть человек воспринимает религию как магию, как что-то внешнее. Это происходит потому что забывается трансцендентная природа Бога, забывается что не Бог нам Помощник в этой жизни, а мы помощники Богу в организации этой жизни. То есть человек сводит Бога к этому миру. Любая духовная сущность, если её использовать, а не ей служить, ускользает, она подменяется демонической сущностью, потому что использовать можно только демонов, но в итоге демоны будут использовать тебя, а Богу можно только служить. И в эпоху смуты так всегда и происходит. Поэтому перед священниками Египта стояла задача вернуть людей к Богу, и они пытаясь показать, что речь идёт не о солнце, не ему надо поклоняться, не рассвету и не закату, речь идёт о Боге, который находится по ту сторону всего этого. Именно в этот момент появляется эпитет незримый (Амон) или «Тот, Чьё имя сокрыто» (Амон Ренеф), то есть идёт напряжённое учение тому, что в греческой богословской традиции называется апофатикой.
Почему надо скрывать своё имя? В молитве Соломона при освящении храма в Иерусалиме говорится, что Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле. Почему Господь не являет Себя людям? Всё это потому что Бог – Иное, Он не познаваем, Он не есть часть того мира, который мы можем видеть. Между человеком и Творцом всегда есть грань, поэтому и имя Его сокрыто. Египетские священнослужители понимали, что хотя Бог и незрим в своей сущности, но Он открыт людям, Он к людям близок. Это вовсе не Бог отдыхающий, каковым Он присутствует у неписьменных народов, где Он ушёл из мира. Но Бог близок человеку не своим естеством, а близок своими энергиями, то в нас, что божественно, соединяется с Ним. В Берлинском папирусе говорится: «Он далёк для взора, но близок слухом», то есть Бог не видим, но ему можно молиться. «Дух Твой на Небе, но образ Твой на земле». Образ Божий египтяне понимали очень широко, поэтому в первую очередь этим образом был сам человек, которого называли живым образом Божьим, в отличии от статуй, изображений, которые тоже в Египте в изобилии имелись, и даже иногда те или иные животные считались священными образами Бога в том или ином месте. В одной провинции почитали крокодилов, в другой ибисов, всё потому что они в данной традиции считались живой иконой божественного. В этом принципе было очень много логики, любое творение это Божье творение, поэтому любое животное такое же замечательное существо как и человек. Поэтому египтяне могли уподобить любое животное Божеству, если им казалось это подходящим.
Амона называют воздухом, дыханием жизни в ноздрях всех существ. Но это не потому что Он воздух или бог воздуха, он воздух и дыхание потому что Он даёт жизнь. Тому что даёт жизнь человек не придумал ничего лучшего чем слово «дыхание». В этом же Берлинском папирусе говорится, «когда отходишь Ты, наступает смерть», то есть когда Бога нет рядом, человек умирает, так же как когда нет дыхания человек умирает. Карнакская надпись эпохи Рамзеса III: «Твоя сущность - солнце (Ра), плоть Твоя – дыхание для каждого носа, Тобою дышат дабы жить». В Берлинском папирусе: «Ты небе, Ты земля, Ты инобытие, Ты вода, Ты воздух между ними. Впереди Тебя вечность и позади Тебя вечность, Ты еси бесконечность, Ты объемлешь оба конца вечности, нет конца бытию Твоему».
В Греции судьба, рок, фатум стояли над богами, но ничего подобного нет в Египте. «Судьба подвластна Ему, годы в руке Его, богини судьбы повинуются Его велению», то есть Он определитель судьбы. Но Он не только великий и всемогущий Господь, «Он кроткий, милостивый, любвеобильный и добросердечный Бог, внимающий молитвам, приходящий на зов». «Для верующих в Него нет гибели под Его защитой, сердца переполнены Им, они не насытятся любовью к Нему. Любовь к Нему не иссякнет вовеки. Не в страхе и нужде, но в радости люди славят Бога, своего Творца». Даже наши молитвы к Нему, это Его дар – «Творец наших славословий, Ты вложил их в сердца наши, создавая нас». Эти слова датируются 20-тым веком до Р. Х., но возможно они были уже и раньше.
Чтобы понять, что такое понимание Бога как незримого, находящегося по ту сторону можно обратить внимание на один из гимнов, гимн Амону-Ра сохранившийся в Лейденском папирусе примерно 1300-1200 гг. до Р. Х.: «Первый, вошедший в бытие, в начальные времена, сокрытый, незнаемо таинственное естество Его. Не пришёл ни один бог в бытие прежде Него. Не было иного бога с Ним дабы мог Он поведать об образе его. Нет матери у Него от которой могло бы быть познано имя Его. Нет отца у Него который бы родил Его и который бы мог сказать все «Аз есмь». Создавший Сам яйцо своё. Дух непостижимый рождением Своим. Сам сотворивший рождение Своё. Бог прекрасный, Сам введший Себя в бытие. Все боги вошли в бытие, когда Он положил начало Себе». «Таинственными образами, блистающими проявлениями, Бог причудный, многовидный, все боги восхваляют Его дабы величаться красотою Его, непреходящей божественностью Его. Сам Ра единый с телом Его, Он ветхий днями, пребывающий в Голиополе, зовут Его созидателем земли и незримым, вышедшим из бездны небытия, водителем человека. Говорят, что восьмёрка проявление Его, что Он создал первоначальных, что Он произвёл солнце, что Он Атум, что Он одно тело с Ним, что Он вседержитель начало сущего. Говорят, что дух Его на небесах, что Он пребывает в инобытии и предваряет всех на востоке, что дух Его на небесах – тело на западе, а образ в Варманте (одно из мест почитания), возвещающий о явлении Его. Но незрим Амон, скрывает Он Себя, непостижим для богов, даже свет Его неизвестен. Безмерно превознесён Он над небесами, бесконечно далёк Он от инобытия, и ни один бог не ведает истинного облика Его, письмена не могут выразить образ Его, никто не в силах свидетельствовать о Нём. Столь таинственен Он, что полнота славы Его не может быть явлена, столь велик, что нельзя вопрошать о Нём, столь могуществен, что непознаваем. Смерти подвергается каждый, кто вольно или невольно произносит тайное имя Его. И не ведают боги как по имени звать Его, ибо тот Он, Чьё имя сокрыто, дух таинственен». Слова о том, что Бога не видел никто никогда, это то что вынес Моисей из Египта, вот что является египетским чувствованием Бога. Здесь вспоминаются слова из Дао Де Дзин: «Имя которое может быть названо не есть постоянное имя, безымянное есть начало неба и земли». Ни одно имя не выражает Его, Он по ту сторону имени, поэтому имя Незримый (имен), это наиболее подходящее, но это всего лишь эпитет. Человек знает, что он не знает Бога, но он знает, что это прекрасно и знает, что он познает Его тогда, когда станет одно с Ним. Кусок следующего гимна был обнаружен на пьедестале статуи 13-той династии: «Сладость Твоя в северном небе (Почему «северном»? Во-первых, там Полярная звезда, в Египте всегда говорится о Полярной звезде как звезде недвижимой, вокруг которой движутся все звёзды, это один из образов Творца. Во-вторых, север для египтянина это отрадная страна, так как северный ветер приносит прохладу.), добротой (красотой) Твоей исторгаются души (т.е. исторгаются из этого мира и направляются к Богу), любовью Твоей слабеют (опускаются) руки (т.е. от сильной любви человек находится в изнеможении), от красоты облика Твоего немеют персты и в видении Тебя забывают о себе сердца. Ты единственный сотворивший всё что есть, сокрытый, единый, создавший всё сущее из очей Твоих произошли люди, а устами Твоими вошли в бытие боги. (Почему из очей? Люди и слёзы по-египетски практически одинаково произносятся, поэтому египтяне с древних времён говорили, что люди это слёзы Бога. Кроме того это образ того, что Бог и человек единой природы, одного естества. Но вся проблема в том, что это естество сокрыто о нас самих, поэтому мы отделены от Бога. Задача любого религиозного человека это в себе найти единство с Богом и открыть его другим. Почему боги созданы устами? Всё потому что боги – это служебные духи, просто их называют словом нечер. Они повинуются воле Бога.) Создал Ты траву на пользу скоту и плод древесный для человека, соделал Ты так, что имеет рыба жизнь в реке, а птицы парят в поднебесье. Ты даёшь дыхание тому кто в яйце, жизнь сыну улитки. Комар живёт благодаря Тебе и червь, и муха по образу, который Ты дал им. Снабжаешь Ты всем потребным мышей в норах, даёшь жизнь летучим существам на каждом древе. Слава Тебе, сотворившему всё это, сокрытому, единому со множеством рук (египтяне так и изображали Творца, как солнце у которого лучи кончаются ладонями), бодрствующему ночью, взыскующему доброго для творений твоих. Сокрытый, пребывающий во всём, полнота и высота небосклона. Ничтожны все молитвы, когда глаголют «Слава Тебе, истощившему Себя нас ради. Привет Тебе сотворившему нас». Хвала Тебе за всё творение Твоё. Хвала Тебе за все чужеземные страны, от высоты небесной до преисподней земли, до бездн зелёного моря».
Так что же всё таки было в Египте? Многие учёные говорят, что Египет это страна классического многобожия, а как же все приведенные отрывки? В западной науке есть две чётки традиции, к первой относятся учёные верующие, которые ясно говорили о монотеизме в Египте, и традиция людей неверующих, которые утверждали обратное, скорее всего потому что не имели своего религиозного опыта и не могли всего этого понять. Она каждое имя, которое на самом деле было эпитетом, объявляли новым богом. Где-то посередине стоит Бадж, он видел этот монотеизм, но так как жил в начале века он придерживался модели Тейлора (анимизм-политеизм-монотеизм), поэтому он говорит, что по всей видимости политеизм был раньше, но мы о нём ничего не знаем.
Почему всё-таки утверждается, что в Египте многобожие? В. Н. Лосский: «Политеизм есть лишь низший аспект монотеизма». Но низший не в смысле развития, а низший в смысле понимания. То есть для людей не достаточно развитых монотеизм становится политеизмом. Как только монотеизм становится политеизмом Творец исчезает, Он становится одним из многих. Как только человек начинает забывать о своём Творце как о едином и единственном подателе всего, он тут же опускается в магизм и теряет свою способность к спасению. Мирча Элиаде сказал, что политеизм - это божественные откровения в разных частях космоса не сведённые слабым умом воедино. То есть когда человек видит разные проявления божественные, но не возводит их к Творцу, а каждое почитает само по себе ,тогда он становится политеистом. Дионисий Ареопагит: «Что касается имён, которые мы прилагаем к Богу, то они открывают нам Его энергии, которые на нас снисходят, но нас к Его неприступной сущности не приближают».
Египтяне различные образы Бога изображали различно, то есть каждому имени соответствовал свой иконографический канон. Для египетской культуры, которая только начинала быть письменной и ещё сохранила все аспекты дописьменной традиции, изображение было равно написанному имени. Поэтому по изображению узнавали какой аспект божественного, хочет утвердить в данный момент художник, поэтому был чётко сложившийся канон соединения того или иного имени с тем или иным иконографическим образом. Поэтому может показаться, что эти разные изображения являются разными богами.
Кроме того, было топографическое разделение имён Бога, разные центры почитания. Птаха почитали в Мемфисе, Ра – в Гелиополе, Амона – в Фивах. Но все имена всё равно соединялись. Но мы понимаем, что не имена почитались, а один и тот же Бог в разных своих проявлениях.
Есть ещё учение о генотеизме, которое ввёл Макс Мюллер, которое он разработал на ведийском варианте, который очень похож на египетские тексты. Он столкнулся с тем, что молятся всегда одному Богу, но богов много, имён много. Как быть? Генотеизм говорит, что в момент когда ты молишься тому или иному богу, ты его считаешь единственным, но когда потом читаешь молитву другому, то ты его считаешь единственным. В Лейденском папирусе даётся чёткая формула: «Всех богов три Амон, Ра и Птах и нет среди них второго. Сокрытый зовут Его в имени Его Амон, Он Ра ликом Своим, а телом Своим Он Птах». Понятно, что здесь говорится об одном, но в трёх проявлениях.
Египтяне часто соединяли божественные имена, так например есть обращение к Богу, под именем Амон-Ра-Атум-Гор-Ахти. «Возношу я моление к Тебе Амон-Ра-Атум-Гор-Ахти, Ты рек устами своими, и пришли в бытие все люди, все боги, все скоты большие и малые в полноте их, и всё что летает, и всё что движется. Ты как пастырь во главе всего, заботящийся о тварях Своих во веки вечные. Тела полны красотою Твоей, очи смотрят Тобою, дарован страх Твой утробе каждого (т.е. Бог вложил в человеческое естество страх смерти), и все сердца обращённые к Тебе навек блаженны. Каждый живёт лишь взирая на Тебя».
Лекция VII
Египетская космогония. Нун.
К аргументам в пользу монотеизма можно добавить то, что нету конфликта богов. Особенность греческой мифологии в том, что боги находятся в конфликте друг с другом, они борются за власть. В Египте же кроме очень важных ситуаций конфликта богов нет. Вместо конфликта наоборот, соединение божественных имён, что подчёркивало, что под разными именами подразумевается одна и та же божественная сущность, которая создала всё. Это убеждение в том, что Бог един было столь неприемлемо для многих учёных в своей простоте, что они выдумывали разные термины «космический монотеизм», «солярный монотеизм»… Но на самом деле монотеизм есть монотеизм.
О том, что Бога надо почитать говорится в поучении Мери Кара: «Проходят поколения за поколениями, но сокрыт Бог знающий священные письмена. Никто не в силах отвести десницу Владыки. Достигает Он всего видимого глазом, должно почитать Бога на путях Его (т.е. в том, в чём Он действует), высекать образы Его из камней дорогих ,отливать из бронзы. Трудись ради Бога, и Он поработает для тебя, приноси на алтари жертвы обильные, высекая имя своё. Поминает Бог тог, кто трудится для Него». Последние слова есть практически во всех религиозных текстах. В Евангелии мы находим отрицательную форму «Если кто постыдится Меня, того и Я постыжусь». В исламе говорится, что если человек произносит имя Бога среди людей, то Бог произносит его имя в сообществе гораздо лучшем. Поэтому именование Бога означает не то только, что ты просишь Бога о помощи но означает так же, что ты восходишь на ум Богу, и Он знает тебя и поминает тебя как Своего служителя, как того, кто исполняет волю Его.
В Древнем царстве есть масса личных имён в которых может стоять имя Бога, может стоять то или иное личное имя Ра, Атум, Птах и т.д. А личное имя это особенная форма соединения человека с Богом. Вот русские переводы некоторых из них: «Бог благорасположен», «Богом спасённый», «Богом созданный», «Собственность Бога», «Собственность Единственного», «Велик могучий Бог», «Любимый Богом», «Живущий Богом», «Бог Владыка жизни», «Прекрасен Бог дарующий жизнь»», «Бог милостив», «Мой Господь», «Он живёт», «Он дал», «Бог приблизился»…
В третьем тысячелетии, которое доносит до нас ещё дописьменную традицию ,в поучениях употребляется третье лицо нечер, а в молитвах и заупокойных текстах призывается непосредственно имя, то есть второе лицо.
В Египте Бог это не только Бог-Творец, но и многочисленный боги-духи (нечеру), это духи созданные Творцом. К этим духам относятся и люди исполняющие волю Божью. Вообще между духом и человеком в Египте нет принципиальной разницы. И люди, и духи могут следовать воле Бога, а могут противится ей. Это как бы два типа одних и тех же существ, это энергии Божьи, которые должны действовать в мире, просто люди имеют телесную оболочку. Они автономны, они могут существовать длительно, в отличие от духов, которые выбрали раз и навсегда тот или иной путь добра или зла. Человек, благодаря тому что имеет материальную оболочку, отделён от мира и от Творца может быть с Богом, а потом вне Бога или наоборот. Человеческое тело это в некотором роде образ тверди небесной, отделяющей абсолютное, божественное от тварного. Человеческое тело отделяет человеческое, свободное, духовное от внешнего мира. И между внешним, сотворённым миром и человеческим я стоит его тело.
В Берлинском папирусе говорится о сотворении духов: «Ты Бог произведший богов, ты их всех сотворил, руки их воздеваются прославляя Тебя». В тексте конца Древнего царства в Тексте Ковчегов один таких духов сам говорит о себе «Воистину я один из обитателей солнечного света, я дух приведённый в бытие и сотворённый из тела Бога, я один из тех богов или духов обитающих в солнечном сиянии, которых создал Атум из плоти Своей, и тех, которые вышли в бытие из корня глаза Его, которых Атум сотворил и кого сделал Он духами. Лица их создал Он, когда был Он единственным в инобытие, дабы могли они пребывать с Ним. Мы провозглашаем о Нём, когда входит Он из-за горизонта (т.е. начинает создавать материальный мир). Мы внушаем трепет перед ним богам и духам, силам и образам. Я один из тех змеев, которых сотворил единый Господь до того как Исида вошла в бытие, чтобы дать рождение вознесённому. Я был создан могучим, я был создан прекрасным и полным сил, отличен я от иных существ обитающих в лучах солнца, от духов вошедших в бытие вместе со мною. Соделал я образ свой подобным образу божественного сокола, и одарил меня Вознесённый (Гор) образом лика своего, дабы мог я исполнять воления Его в инобытии».
Максим Исповедник практически в тех же словах описывает Бога как создателя духов и людей. Дионисий Ареопагит «О божественных именах»: «Бог превосходит всякую сущность. Ничем из сущего не являясь, но будучи превыше сущего и Тем из Кого сущее происходит. Ибо сокрытая для всех божественность единого Бога есть богоначальная сила, начальствующая над так называемыми богами (ангелами) и святыми людьми. В соответствии с чем Творцом тех, кто становится по причастию богами является божественность в собственном смысле слова, поистине из Себя беспричинно сущее». Разница между духами и людьми и Богом в Себе в том, что люди и духи созданы, произошли из божественного в самом себе. Божественное же в самом себе предвечно, никем не создано, оно по ту сторону инобытия. Это представление и христианское и египетское.
Грань здесь очень тонкая. Как только человек перестаёт осознавать, что он божественен в силу того, что есть божественное и его создавшее. Как только он начинает рассматривать божественность данную ему в его создании, по благодати, как божественность в нём самом пребывающую и от него зависящую, в тот же момент происходит отпадение от Бога. Человек может противопоставить себя Творцу, но это противопоставление себя как бога Богу отсекает человека от абсолютного источника блага, делает его конечным, смертным и бессильным потому что он живёт той энергией, которая течёт через него и делает его божественным, а не сам по себе. Именно в этом и есть суть грехопадение.
Космогония. Откуда и почему вообще идея творения мира? Для человека естественно считать, что мир всегда был. Но начиная с глубочайшей древности человек говорит, что мир создан и когда-нибудь перестанет существовать. Вся культура запада говорит о мире сотворённом, временном, который вернётся к источнику из которого он вышел.
Когда религиозное учение говорит о конечности тварного мира, оно подчёркивает абсолютность человеческого существа. Человек до мира был и после мира будет, человек не есть только принадлежность этого тварного мира. Понимание божественности человека заставляет говорить о творении мира, как о том, что по эту сторону творения. Египтяне очень глубоко переживали эту идею, так как творение это очень малое, по сравнению с тем, что находится вне творения. Бога в Себе, в инобытие они именовали словом Нун – бездна. В Новом царстве в Книге Небесной Коровы (18-20 династии) говорится о восстании человека на Бога. То что этот текст написан в гробницах говорит о том, что это не рассказ, а это текст имеющий сотериологическое значение, то есть он призван был спасать умершего. По всей видимости описание падения человека предполагало путь его возрождения. «Ра, создавший Сам Себя, стал правителем и людей, и богов. Когда Его Величество стал стар, когда кости Его стали серебряными, плоть золотой, а волосы уподобились истинной …, люди замыслили на Него мятеж. (Когда говорится, что Бог стал стар, имеется в виду, что стал стар мир. Что Бог в мире, поэтому здесь употреблено имя Ра.) Когда Его Величество узнал о мятежных замыслах людских против Него, Его Величество рек присным Своим «Ко мне око Моё, Шу, Тефнут, Геб, Нут, отцы и матери творения, которые были со Мною, когда пребывал Я в Нуне. И отец Нун и за ним были посланы гонцы, но пусть приведены будут боги тайно, дабы не ведали о том люди, дабы не бежали сердца их. Приди с ними во дворец, дабы мы держали с ними совет наш. Когда же будет совершено всё, вернусь Я в Нун, туда откуда изшёл Я вначале. Приведены были боги, встали боги рядами по обе стороны от Него, склонились они до земли в поклоне перед Его Величеством, дабы мог Он держать речь к старейшему отцу, создателю человеков, владыке людей. (Ра – творец мира, но Нун – создатель человека. Человек существует до творения мира.) Рекли они Его Величеству: «Говори к нам, дабы могли мы слышать это». Тогда обратился Ра к Нуну: «О Бог древнейший, которым я пришёл в бытие, и вы боги прародители, смотрите все люди вышедшие из ока моего злоумышляют против меня. Скажите мне, как бы вы поступили? Я ищу совета вашего. Не казню я их до тех пор, пока не услышу слов ваших об этом деле». И тогда рекло величие Нуна: «Сын мой Ра, Бог больший чем создатель Его, прославленейший творца его, пребывай на престоле Твоём, велик ужас перед Тобой, когда око Твоё на тех, кто замышляет против Тебя». Почему Нун говорит, что Ра больший чем Он? Мир сотворённый и Творец для этого мира творец больший чем Тот, Кто за пределами этого мира. Ра и Атум соотносятся как Бог явленный и Бог в Себе пребывающий. Бог явлен в Своих творениях, Бог пребывающий в Себе это Нун, Которому устремлены помышления людей.
^ Нун – это не бездна в пространственном смысле. Нун происходит от глагола нуни, что означает «быть инертным», «быть расслабленным». Этот глагол изображался как человек с согнутыми коленями и болтающимися руками, то есть как человек не способный ни к какой деятельности. Как сказать, что Бог по ту сторону? И вот египтяне предлагают такую форму как расслабленный. Об этом говорится в Книге Мёртвых которая построена в виде диалога умершего с той или иной божественной сущностью. Диалог этот имеет не познавательный характер, если человек не знает божественных реалий, он не входит в божественный мир. Поэтому этот диалог и фиксировался, умерший знает божественные имена, он знает куда он идёт, он знает зачем, он знает что его там ждёт, поэтому он имеет право на соединение. «Глаголет Господь Вседержитель: «Был Я Атумом (полнотой), когда один пребывал в Нуне. Был Я Ра в Его славных явлениях, когда начал Он править тем, что сотворил. Я великий Бог, сотворивший Сам Себя. (Нун, Атум, Ра – это три этапа направленных в этот мир, вне этого мира пребывает только Нун, но в этот мир Нун направлен как Атум являющий Себя в творении. Египтяне всегда рассматривали весь сотворённый мир не более чем сотворённый пузырёк воздуха, плавающий в толще Нуна, но в этом ничтожном пузырьке идёт громадная жизнь свободной твари, которая себя может соотнести через Ра и Атум с Нуном, а может и не соотнести.) Кто это?» - «Великий Бог, сотворивший Сам Себя, это воды, это Нун, отец богов, иначе говоря это Ра». Это рождение в Нуне человека куда он должен и вернуться. Человек создан в своём телесном облике Творцом Ра, но Ра и Нун одно. И Нун в вечном инобытии, и Ра здесь это одно, но Его разный проявления. Поэтому человек из этого мира может войти в тот мир, потому человек в нём был создан. В отличие от всех тварных вещей человек был создан непосредственно в Нуне и в Текстах Пирамид об этом прямо говорится: «Пепи рождён был в Нуне до того как простёрлось небо, до того как создалась земля, до того как всё утвердилось». Эта мысль постоянно встречается в Текстах Пирамид: «Меренра был создан … Нуна, когда был он ещё дитя не имевшее разума, Он спас Меренра от враждебных богов, и Он не выдаст Меренра враждебным богам». В Нефер Кара говорится, обращаясь к Нуну: «Ты зачал его, Ты замесил его, Ты выплюнул его». В пирамиде Унаса говорится: «Отвратителен Унасу голод и я никогда не буду вкушать его. Отвратительна Унасу жажда и я никогда не буду пить её. Воистину Унас тот, кто даёт хлеб всему сущему, ибо Иак (молоко) кормилица моя. Она питает меня, воистину она родила меня, я был зачат в ночи, я был рождён в ночи (речь идёт о ночи Нуна), я один из спутников Ра предшествующих утренней звезде (т.е. перед созданием мира). Я зачат был в Нуне, я рождён был в Нуне, пришёл я и принёс вам хлеб там обретённый мною». Унас приносит хлеб Нуна в этот мир. То что мы едим с тем мы и соединяемся. Если мы едим тварное мы соединяемся с тварным, если мы едим божественное и предвечное мы соединяемся с божественным и предвечным. Унас обладатель хлеба и молока божественного мира, это то что даёт ему жизнь вечную и инобытийную, которую он приносит в этот мир. Он принёс божественное, он как бы проводник божественного в этот мир. Кто это божественное будет брать (вкушать) себе, тот сам будет таким же. Каждый из людей должен быть тем, кто приносит эту божественную пищу, силу в этот мир и тогда он спасёт многих. Если же он этого не будет делать, если он не будет божественное давать миру, если у него его нет, то ни он, ни другие не смогут в этот мир вернуться, то есть не смогут спастись. В Евангелии от Иоанна: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие. Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от духа есть дух».
Нун это не просто бездна, это ещё и воды. При этом имеется в двух формах. Во-первых, когда разливается Нил вся земля становится водой, это именовалось Нуном. Вода Нила приходит неизвестно откуда, но она приносит жизнь. Когда Нил заливает Египет страна становится бесформенной, но в этой бесформенности есть основа жизни. Это первая причина почему с водой связана категория Нуна. В видении Нуна как просто бездны никакой креативности нет, поэтому это водная бездна, которая даёт жизнь. Нун сменяется Ра, вода уходит и начинается жизнь. Второй образ Нуна связан с морской водой и с полнотой зелёного моря. Для египтян глубины океана это бездна, где нет дна, но в неё тоже жизнь, поэтому это животворная бездна. Поэтому, когда мы читаем что тот, кто «не родился от воды и духа», то есть не имеет божественной предвечности, Бога в Себе, тот не может войти в Царство Божие, которое и есть предвечность.
Пепи рождён был в Нуне, поэтому он может вернуться в Нун. Унасу отвратительны голод и жажда не этого мира, а отвратительны голод и жажда от отсутствия божественной пищи, от отсутствия Нуна. Но он не такой, он вкушает божественную пищу и питие, поэтому он божественный, поэтому он может и сам иметь с избытком, и другим дать, в этом и есть функция царя. «Пища Унаса в Нуне», то есть там тот хлеб и то питие, она позволяет ему взойти на небо. «Присоединился я к тем, кто в Нуне, кто в Нуне даёт мне жизнь», говорится в другом Тексте Пирамид. «Пепи приклонил колени свои в Нуне. Пепи узрел Нун. Пепи встал на путь свой. Милость подаётся ему. Велик Пепи властью своей». «Навершие главы Пепи Нун» - человек должен достигать беспредельности, тогда он возвращается туда где он был рождён.
Есть ещё категория Врат Нуна – это те врата которые находятся между сотворённым и не сотворённым, это вход в бездны Нуна. Чтобы туда войти надо быть сопричастным Нуну, потому что ничто чуждое Нуну не входит в эти врата. В божественное бытие может войти только тот, кто соприроден божественному бытию. Умершему желают «Да воссияешь ты как Ра, позади злодеяния, пусть восстанет Маат (закон) позади Ра. Сияй каждодневно для того кто на краю небосклона, отверзи врата те что в Нуне». Ключом, который отверзает Врата Нуна является человеческая нравственность, порядочность, оно даёт знание. Знание открывается тому, кто нравственно совершенен, поэтому когда человек не знает божественного, он не знает потому что он нравственно несовершенен. «О высота незаостренная, Врата Нуна, Унас пришёл к вам, отверзайтесь ему. «Кто есть сей Унас?» - «Унас во главе спутников Ра. Унас не во главе богов сеющих смуту».». Почему «высота незаострённая»? Образ горя – низ шире, высота уже. Казалось бы, стремление к Унасу это стремление к вершине пирамиды, но образ прямо противоположный. Человек находится здесь, в точке, а от этой точки открыта высота наоборот развёрнутая, не заостренная, раскрытая бездна, которая имеет бесконечное пространство божественного бытия. «Небеса отверзты, земля отверзта, окна небесные отверзты, движения Нуна явлены, сияние солнца льётся свободно. Тем единственным, кто трудится каждодневно, Тем кто находясь предо мною глаголют ко мне когда восхожу я в небо».
Нун это тот, кто находится по ту сторону тверди небесной. Твердь – это то, что простёрто, это то что отделяет творение от Творца, а человек это то, что соединяет творение и Творца. В человеке есть Нун и он может через эти Врата Нуна вернуться опять в Творца. Чтобы это совершить он должен знать как Творец вышел из своего состояния инобытия и вошёл в мир.
Лекция VIII