Призыв павла к естественности
Павел обращается еще с одним призывом — к нашему чувству естественности: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, 15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1Кор.11:14,15). И снова комментарии Маркуса Додда проливают свет: «По своей природе женщина наделена символом скромности и уединения. Покрывало, которое обозначает ее преданность домашним делам, является лишь искусственным продолжением ее природного дара — волос. Длинные волосы греческих щеголей... принимались людьми как показатель изнеженной и роскошной жизни, приемлемой для женщин... и неприемлемой для мужчин».
Обратите внимание еще раз, Павел не говорит, что Бог это сказал. Павел пишет: «Не сама ли природа учит...» Он обращается к природе, чтобы подтвердить это. Происходили небольшие «войны» и церкви сталкивались по поводу вопроса: учит ли Библия, что у женщин должны быть длинные волосы? Насколько длинными должны быть волосы, чтобы считаться длинными? И насколько короткими, чтобы считаться короткими?
Я был пастором 12 лет. И каким-то образом был принимаем в определенных местах, несмотря на то, что у моей жены не было длинных волос, как у других женщин. Они свои длинные волосы туго закручивали в узел на голове. Но голова моей жены была покрыта больше, чем у них. Неважно, какой длины у них были волосы, — они не покрывали их головы. А голова моей жены была покрыта. Павел призывал к естественности. Когда волосы у женщины длиннее, чем обычно носят мужчины, тогда можно сказать, что это женщина. Мы видим из картин определенных исторических периодов, что мужчины временами носили волосы длиннее, чем мы обычно носим сегодня. Но в то же время, женщины носили еще более длинные волосы, чем мужчины. Волосы мужчин были все же короткими по стандартам того времени. Я бы сказал вот что: я не думаю, что это хорошо для любого Христианского мужчины или мальчика быть хоть в чем-то женоподобным. Слово Божье выступает против этого. Мудрый человек в книге Екклесиаста сказал: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл.12:13).
Итак, давайте подведем итог утверждениям Павла:
1. Он не говорит, что непочтительно для женщин появляться с непокрытой головой. Он даже не намекает на это.
2. Он не говорит, что это неугодно Богу.
3. Он говорит, что это обычай. И что разумно придерживаться обычаев.
4. Он призывает к естественности.
Павел имел дело с принципами всеобщего применения. Но так как времена и обычаи изменились по отношению к тому, что прилично для женщин, я не вижу в этом отрывке ничего, что препятствовало бы появлению женщин в обществе с непокрытой головой здесь, в нашей стране. Но если бы вы были в другом месте, где это было бы традицией, то я бы посоветовал вам придерживаться ее.
Приличная одежда и украшения
Для христианских женщин
«…чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.2:9,10); «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1Пет.3:1-5).
Наш Господь Иисус Христос имеет власть над нами. И так как Он — наш Господь, Он имеет полномочия определять наши украшения, как и все, что относится к нам. В этих местах Писания речь идет об искушении, которое, пока мужчины не безразличны к нему, сильно увлекает и женщин. По этой причине Павел и Петр именно для женщин дают эти конкретные советы.
В наши дни мы видим, что мода имеет больше власти над многими женщинами, чем чувство скромности. Даже мирские мужчины бывают шокированы облегающей одеждой, которую носят многие женщины, прикидывающиеся Христианками. Стоит только сожалеть о том, что многие женщины принимают фасоны, созданные для людей и людьми сомнительного характера, а не теми, кто стремиться жить для Божьей славы. Я не вижу, чтобы Павел либо Петр устанавливали строгие и неукоснительные правила, здесь определяется принцип. «Но Петр говорил, чтобы женщины не заплетали свои волосы и не носили золото», — будет спорить кто-то. (Согласно моему исследованию, женщины того времени обычно тратили много времени, заплетая волосы и вплетая в них золото и безделушки.) «Он говорил им не приводить в порядок свои волосы», — заключают они.
Я согласен с преподобным О. Б. Броуном, уже ушедшим к Господу, который в течение более чем 40 лет был пастором церкви Ассамблеи Божьей Розен Хейтс в Форт-Ворте. Он говорил: «Я учу женщин нарядно одеваться и выглядеть приятно для себя и своих мужей. Вам нужно было красиво выглядеть, чтобы получить его, и вам тем более нужно красиво выглядеть, чтобы удержать его, — говорю я женщинам».
Петр не говорил: НЕ ДЕЛАЙ. Потому что если бы он сказал: «НЕ ЗАПЛЕТАЙТЕ волосы» и «НЕ НОСИТЕ золото», тогда он мог также и сказать: «НЕ НАДЕВАЙТЕ одежду». Потому что его слова гласят: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде...» (ст.3). И, конечно, мы понимаем, что он не имел в виду не носить вообще украшения или, тем более, одежду. Из-за искушения женщин в этой области он говорит: «Не проводите все свое время, ухаживая за своими волосами. Не занимайтесь постоянно приведением себя в порядок. Не тратьте все свое время на платья и наряды». Если бы некоторые Христианские женщины в молитве, посте и поиске Бога проводили половину того времени, которое они тратят на свои волосы и одежду, они были бы духовными гигантами! Петр пытается установить здесь баланс. Нам нужен баланс. Церковь имеет тенденцию попадать в обочину то на одной стороне дороги, то на другой. Нам не нужно впадать ни в одну крайность — мы должны идти по середине дороги. Основная мысль Петра: не тратьте все свое время на внешнего человека. Но ищите, прежде всего, чтобы внутренний человек был наделен кротким и молчаливым духом. Если вы будете стремиться в первую очередь к внутреннему человеку, вам не придется так сильно беспокоиться о том, который снаружи.
Когда я принял крещение в Святом Духе в 1937 году и пришел в среду пятидесятников, Церкви Полного Евангелия были более строгими, чем они являются сейчас. Почти у всех женщин были длинные волосы, потому что их так учили. Одна женщина-евангелистка вызвала сильный шум, когда коротко постригла свои волосы. Тогда это у них называлось «под бобрика». Некоторые могут не понять этой терминологии, но жители Техаса и Оклахомы получат представление об этом, когда я скажу, что ее буквально засмеяли. Женщина-служитель говорила: «Бог сказал мне это сделать». «Но в Библии говорится вот здесь, — противостояли они ей, — что женщины должны иметь длинные волосы». «Но посмотрите, — отвечала она, — есть другие места в Писании. (Места Писания должны трактоваться в свете других мест Писания). Я поняла, что Петр сказал: «Не тратьте все свое время на внешнего человека — на ваши волосы — но присмотритесь в первую очередь к тому, чтоб внутренний человек был украшен кротким и молчаливым духом». И меня осенило, что я проводила слишком много времени со своими длинными волосами, стараясь, чтобы они красиво выглядели. С тех пор, как я постригла волосы, я просто пробегаю расческой по ним, и я готова. Я могу проводить время с Библией или в молитве. Действительно, я более духовна и ближе к Богу, чем раньше. Я тратила слишком много времени на внешнего человека».
Здесь должен быть установлен баланс. Я бы сказал, что те женщины, которые проповедуют Евангелие, должны быть особенно внимательны, чтобы избегать даже проявлений греха и нескромности. (Было бы разумно для тех, кто является хоть в какой-то степени лидером, склониться немного на более консервативную сторону в одежде и манерах). Павел советует женщинам творить добрые дела вместо того, чтобы стремиться к излишеству в этих понятиях.
Вы без труда можете увидеть, что если бы женщина проводила слишком много времени за этими занятиями, то у нее не было бы времени для добрых дел. Петр советует украшать внутреннего человека. Чтобы украшать внешнего человека, требуется время. И это приводит к битве внутри всех нас между плотью и духом. Я не думаю, что нам следует установить железные правила и список всех «можно» и «нельзя». Как не имеем мы и права навязывать свое мнение и идеи другим.
Я всегда был очень консервативным. Моей жене потребовалось первых 10 лет нашего супружества, чтобы уговорить меня носить обручальное кольцо. Я просто не обращал внимания на кольца. Однако у меня не было никакого осуждения к тем, кто их носит — это меня не касалось. Не я должен руководить вашей совестью, а вы. Это между вами и Богом. Пусть каждый человек сам совершает свое спасение. Орета, моя жена, наконец, уговорила меня надеть простое золотое кольцо, и на Рождество она
мне его подарила. Я начал его носить и мне оно
все больше нравилось. И совсем немного времени
прошло, прежде чем я сказал: «Мне хотелось бы
иметь еще одно». И она купила мне другое.
Иногда
мы бываем немного предубеждены против чего-то,
а потом мы понимаем, что это далеко не так плохо,
как мы думали. Я никогда не имел никакого определенного
предубеждения относительно сережек, которые носят женщины, я выражал свое желание в этом воп-
росе самым нежным способом, каким только мог, и
моя жена не носила сережки первые 25 лет нашей
супружеской жизни. Но я, наконец, сказал ей, что-
бы она делала то, что хочет, и чтобы носила сережки, если ей хочется. Видите ли, это просто сводилось
к тому, что нравится или не нравится мне. Я не видел, чтобы Бог, в частности этим интересовался. В
конце концов, я видел, что Бог спасал людей в Африке и крестил их Святым Духом, хотя они носили
кольца в носах!
Сестра Мария Вудворт-Эттер была выдающейся служительницей во времена начала Пятидесятни-
ческого служения в этом столетии. Рожденная в 1844
году, она начала служение исцеления в 1885. Когда
ей было 70 лет, у нее была палатка, которая могла
вместить 22 тысячи человек, а она проповедовала
слушателям без усилительной системы. Я видел номер газеты «Даллас Таймс Геральд»
1911 года, где прямо на первой странице было сказано о ее собрании: «Переступите через свои комплексы, парни, и приходите на палаточное собрание в Феарпарке. Бог исцеляет больных, как Он это делал во дни Иисуса и Апостолов». И далее говорилось, как люди один за другим исцелялись, и как городские врачи осматривали их до и после. На ее собрании случались самые удивительные чудеса, о которых вы когда-либо слышали. Эта женщина была, как Божья электростанция. Но она не вошла в служение, пока не стала пожилой. Бог призвал ее проповедовать, когда она была молодой женщиной, но ее церковь говорила, что женщины должны молчать, и таким образом послушав церковь, она не послушалась Бога, а значит, вышла из Его воли. Она перенесла много страданий. Пятеро из шестерых ее детей умерли. Убил ли их Бог? Нет. Но так как она была в непослушании, диавол смог это сделать. Ее первый муж умер. И, наконец, когда ей было уже почти пятьдесят, и она сама была при смерти, она сказала: «Хорошо, Господи. Я буду это делать. Мне все равно, что говорят мужчины, что, говорит церковь, что, говорит любой человек. Я пойду проповедовать и молиться за больных». Тогда все в ее жизни пошло хорошо.
Так как она была одной из ведущих пятидесятнических служителей тех дней, хотя и не входила ни в какую конкретную группу, ее приглашали выступать на проходящем дважды в год собрании Общего Совета Ассамблеи Божьей в Стоун-Черч, в Чикаго. Я читал текст ее проповеди и думал: 1916 год, но как хорошо это подходит для наших дней! Она говорила ведущим проповедникам Полного Евангелия о катании на «коне-качалке». «Так много проповедников, — говорила она, — взобрались на одну тему и катаются на ней, как на коне-качалке. Некоторые осели на одежде женщин. Это все, о чем они когда-либо проповедовали, — но манера одеваться тем или иным образом не возьмет тебя на небо и не пошлет тебя в ад. Вы должны проповедовать Иисуса, приводить людей ко спасению и исполнению Духом Святым, и пусть Господь скажет им, что дальше делать.
Не воюйте с другими вероисповеданиями. Не враждуйте с другими Христианами, — советовала она, — просто проповедуйте Иисуса, Крест, Кровь и Воскресение. Я поняла, что людей, которых я никогда не достигну, достигнет Бог. Он найдет их, потому что у них жаждущее сердце. Я не проповедую против чего-либо. Я проповедую за что-то».
Боб Бьюсс был миссионером Южного Баптистского объединения для испаноязычного населения Юго-Западной части Соединенных Штатов, когда он принял Святого Духа. В 1974 году он издал книгу под названием «Маятник качается». Цель его книги, как он утверждает, помочь людям приостановиться и посмотреть на другую сторону различных вопросов, чтобы позволить маятнику качнуться обратно в совершенную волю Бога, а не зависнуть в догмах и законничестве. Я цитирую из главы 5, озаглавленной «Маятник качается обратно в вопросе отношения к женской одежде», комментарии Боба к 1-му посланию Петра, 3:3-4: «Вы должны понять, что женщины получают наставление уделять особое внимание сокровенному человеку сердца более чем крайностям в одежде. ПРАВДА ЛИ ЭТО, ЧТО ЖЕНЩИНА НЕ МОЖЕТ НОСИТЬ БРЮЧНЫЕ КОСТЮМЫ? Нет, точное истолкование Слова не подтверждает истинность этого. Молитесь об этом. Пусть Господь ведет вас в этом. Вот действительно то, что Писание говорит по этому поводу: «На женщине не должно быть мужской одежды и мужчина не должен одеваться в женское платье; ибо мерзок пред Господом (Иеговой-Любящим), Богом твоим, всякий делающий сие» (Втор.22:5).
Писание говорит, чтобы женщины держались подальше от мужской одежды, и, точно также, мужчины должны воздерживаться от ношения женской одежды. Некоторым гомосексуалистам нравится надевать женскую одежду. Они любят изображать женщин. На мой взгляд, это больше проблема мироощущения такого человека, чем просто акт ношения одежды противоположного пола. Одно можно сказать определенно, что женщина должна быть женщиной, брюки ли на ней или платье.
Традиция говорит, что женщины не должны носить брюк. Библия не говорит ничего на этот счет. Если вы сотрудничаете с группой людей, которые имеют другую точку зрения в отношении женщины и брюк, тогда вам нужно прийти в согласие с ними, чтобы не стать для них камнем преткновения. Если вы чувствуете, что не можете приспособиться, тогда вы должны помолиться о том, чтобы перейти в другую группу, где разделяют ваши убеждения. Кстати, женские брючные костюмы не являются мужской одеждой. К тому же, в Библейские времена в некоторых странах мужчины носили юбки, а женщины брюки. Может, это у женщин должны быть брюки, а мужчинам тогда достанутся юбки, хотя мне бы этого очень не хотелось. Очень важно, чтобы вы следовали за миром в своем сердце. Некоторые, в прошлом, были сильно настроены против того, чтобы женщины носили брюки.
Носите то, что позволяет вам носить ваше общество, но не пытайтесь в диктаторском духе навязать свои взгляды кому-нибудь другому. Вы можете делиться своими убеждениями, но не требовать придерживаться ваших взглядов: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа...» (1Пет.3:3,4). Здесь Петр увещевает женщин придавать особое значение сокровенному человеку сердца. Они должны быть нежными и женственными. Они должны иметь мягкий, тихий дух. Пусть акцент будет на смиренном духе, а не на одежде. Что касается одежды, то некоторые из так называемых «святых» женщин, являются на деле самыми злыми женщинами в мире. Внешне они стали более святыми, чем их дух».
Одна чета миссионеров жила на земле, которая сейчас называется Израилем, с 1900 по 1935 год. После возвращения они писали о традициях Библейской земли. Многого достигла эта страна с тех пор, как Израиль стал государством, но когда этот мужчина и его жена были там, больше преобладали древние обычаи. Он отмечал: «Мы пытались интерпретировать Библию в свете западного ума, но это восточная книга. Мы поняли, что некоторые места Писания, которые для нас означают одно, среди этого народа толкуются совершенно противоположным образом. Когда мы приехали домой в Америку в отпуск, одна ситуация привела меня в ужас: мы увидели картины, изображающие Христа, и на них Он был одет в женскую одежду. У художников Он в ризе — это так, но вся разница была в цвете. На востоке есть определенные цвета, которые мужчина никогда не носит — они принадлежат женщинам. Некоторые люди, громче всех протестующие против того, чтобы женщины носили определенные одеяния, сами имеют в своих домах картины, изображающие Иисуса, одетого в женскую одежду».
Комментируя 1-е послание к Тимофею, 2:9,
что является одним из наших текстов, Боб Бьюсс
говорит: «На самом деле, Писание имеет дело с крайностями. Оно предостерегает от излишеств. Украшения осуждаются сильнее, чем тип одежды. Некоторые женщины, питающие слабость к украшениям,
осуждают женщин, которые ходят в брючных костю-
мах. Иными словами, такие женщины должны быть
последовательны в отношении Писания».
Так легко стать непоследовательными. Я бывал в таких местах, где не разрешали носить на платьях украшения, в частности жемчуг. Но они делали прическу из своих длинных волос, утыкивая всю ее декоративными шпильками. Это все равно, что сказать: «Можно носить украшения на голове, но нельзя на шее и ниже». Я знал проповедников, которые хотели лишь учить всех женщин одеваться, это было их главной темой. Их бедным женам с трудом удавалось нормально выглядеть. Они должны были носить длинные волосы и не могли использовать ни капли косметики. Но сами эти проповедники одевались нарядно и выглядели элегантно. Когда они выходили вместе, их жены смотрелись как их матери!
Послесловие
Миссионеры рассказывают нам, что в восточных странах — особенно до Второй Мировой войны — бедные, неграмотные женщины не могли полностью постичь значения послания Евангелия. Они часто прерывали служение глупыми, непочтительными вопросами. Они могли заговорить громко и спросить о таких вещах, как цена костюма миссионера или назначение какого-нибудь предмета его одежды. Может быть, Павел адресовал некоторые из своих ограничений против подобного состояния дел в Коринфе, где, как говорит история, женщины, как класс, пребывали в невежестве. Когда я впервые попал в пятидесятнические круги, я с большим интересом прочел труды Чарльза Робинсона. Он писал: «Я думаю, вы могли бы сказать и доказать, что в Писании нет абсолютно никаких различий в отношении проведения поклонения и других дел, различий, которые бы базировались на половом признаке. С Богом нет ни мужского, ни женского пола, только люди. Различие, которое делает Бог, основано не на половой принадлежности, а на брачном положении».
Когда речь идет о Церкви, когда речь идет о духовных вещах, когда речь идет о Теле Христовом — нет различий между мужчинами и женщинами. Что касается Бога — их нет. Именно здесь многие упускают это. Они считают это делом мужчины и женщины, тогда как это не так. Это дело мужа и жены. Мужчина не является главой женщины в церкви. Муж — глава жены в доме: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (все мы Христос)» (Гал.3:26-28).