Должна ли женщина отвечать на призвание?
«Допускаете ли вы полноценное рукоположение женщин в духовный сан для служения Евангелию? — хотели бы спросить некоторые. — Могут ли они занимать положение апостола, пророка, евангелиста, пастыря и учителя? (Еф.4:11)» Мы читали об Анне, которую Библия называет пророчицей. Там не просто говорится, что она пророчествовала — ее называют пророчицей. В этом есть разница. Я лично — и это мое мнение сейчас — не вижу никакого вреда в том, чтобы женщина занимала любое из положений в церкви. Но я верю, однако, что для женщины быть пастором немного труднее. Все же я осознаю, что Бог будет использовать их и в этом.
Наша давняя подруга, много лет бывшая в служении как рукоположенная служительница и евангелистка Ассамблеи Божьей, рассказала нам с женой свою историю. «Мы приобрели довольно большой участок свободной земли позади нашего дома, и летом я ставила там несколько стульев и проводила собрание на открытом воздухе. Многие люди в нашей части города приходили и принимали спасение. И так как я более или менее принимала участие в приведении их к Богу, мы просто продолжали и построили здание церкви. Как только дела пошли действительно хорошо (в Воскресной школе было почти 200 человек), мы передали собрание Ассамблее Божьей. Я сама не верю в пасторство женщин, но так как я проводила Евангелизацию, и люди были спасены на моих служениях, то мне просто было легче поднять церковь. Немного позже, во время второй мировой войны, окружной управляющий Ассамблеи пришел ко мне с просьбой. Вы помните, как это было во время войны, когда люди уезжали из маленьких городов в более крупные, чтобы работать на оборонных заводах. Он сказал мне: «У нас здесь есть новое здание церкви, но почти вся конгрегация уехала. Осталась всего горстка людей, но они не могут содержать пастора и осуществлять платежи. Похоже, что нашему округу придется самому платить либо потерять собственность. Вы возьмете эту церковь?»
Эта супружеская пара занималась страховым бизнесом и имела собственный доход. Она не зависела от церкви в отношении содержания, так что она сказала ему: «Я возьму эту церковь на время, так как это крайний выход. Я не верю в пасторство женщин, но я подчинюсь вам, братьям округа, своему мужу и я пойду туда». Это было недалеко от ее дома. Все, что ей первоначально приходилось делать — это проповедовать оставшейся небольшой группе. Но Бог начал благословлять, и эта группа стала расти. Когда она пришла туда, там была только дюжина людей, но вскоре здание было полным. И округу не пришлось осуществлять никаких платежей. Она говорила: «Многие люди были спасены там, но я не крестила их. Соседствующий пастор приходил и крестил их. Я также не проповедовала ни на одних похоронах». Вы видите, эта женщина проповедовала и учила под помазанием Духа Божьего, и Бог использовал ее. Но она не захватывала власть и не поступала по-диктаторски».
Другая женщина-служительница, сейчас уже оставившая служение, была могущественно используемой Богом, как евангелисткой. Ее муж не был служителем, он был подрядчиком. Она проповедовала до того, как он на ней женился. Он строил дома и стал довольно богатым. Она начинала церкви. Она ехала в маленькие города, где не было церквей Полного Евангелия, ставила палатку или проводила собрания на открытом воздухе. Она могла приобретать погибших. Божья рука была на ней. Сотни людей были спасены через ее служение, и я думаю примерно о семи церквах, начавшихся через ее служение, которые все еще действуют сегодня.
«И это все неправильно», — может протестовать кто-то. Даже если бы это было неправильно, то я уверен, что Бог бы простил ее за спасение сотен людей и поднятие семи церквей! Но нет, это же не было неправильно. Она имела призвание Божье на себе и возможность проповедовать там, где другие не могли. Она приезжала, люди спасались, и затем утверждалась церковь. Ее муж предвидел это и строил церковные здания. Она оставалась там иногда на год, иногда на два, пока церковь не становилась на ноги. (Апостол Павел иногда оставался с группой учеников на три года.) Затем она передавала церковь мужчине, который становился пастором, и отправлялась в другое место. Она говорила: «Все, что я действительно делала — это проповедовала. У нас был совет, состоящий из мужчин, и мой муж встречался с ними. Он даже вел все подготовительные мероприятия на собраниях». Она ни у кого не отнимала власть.
П. К. Нельсон, чьи замечания по этому вопросу неоценимы для меня, сказал: «Я верю, что обычно лучше всего иметь благочестивых одаренных мужчин во главе наших церквей и учреждений. Но если такие не могут быть найдены в достаточном числе, давайте призовем сестер к действию.
Подумайте, как много замечательных дел было совершено ценой жертвенных усилий благочестивых женщин без особой поддержки и ободрения со стороны мужчин. Прострется ли тяжелая рука на таких женщин, которых Бог, очевидно, призвал и одарил естественными дарами и дарами Духа? Если Бог призвал их, то кто мы такие, чтобы отозвать их?
Пусть Бог посылает их — ибо Он есть Тот, Кто призвал их. И когда Он готовится привлечь их — пусть Он их привлекает. Я думаю, что некоторые мужчины полагают, что они — боги. Но это не так. И им нужно это узнать».
Затем преподобный Нельсон дал следующий драгоценный, на мой взгляд, совет: «Нашим сестрам, которые проповедуют, учат
и даже служат как пастыри, евангелисты и миссионеры, мы осмелились бы дать такой совет. Когда
возможно, давайте брату осуществлять крещение
и довольствуйтесь всяким местом, какое бы Господь ни открыл для вас. Служите Ему там покорно, радостно и верно, пока Он не отзовет вас с
нивы».
Должны ли женщины покрывать голову в церкви?
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1Кор.11:3-16).
Необдуманное чтение этого великого текста может привести к убеждению, что Павел обязал всех женщин, на всяком месте и во все времена повелением носить покрывало или покрывать голову в церковных служениях.
Многие совестливые женщины сегодня боятся снимать шляпы в церкви, чтобы не нарушить то, о чем говорит этот отрывок. Суть дела зависит от следующего вопроса: относится ли это ко всякому месту и ко всякому времени? Давайте изучим это место Писания внимательно, потому что если это относится к нам сейчас, то мы должны повиноваться. На чем основывает Павел свой довод, что женщины должны покрывать голову в собрании верующих? Прежде всего, он не говорил, что если они не сделают этого, то это непочтительно. Он также не говорит, что это неугодно Богу. Если бы он так сказал, не было бы возможности не исполнить этого повеления.
Покрытие головы
Во второй главе этой книги мы исследовали, что Павел говорил о мужьях, являющихся главой для своих жен. Это и есть основа аргумента Павла. Давайте снова прочитаем это из перевода Веймута для ясности: «Хочу, чтобы вы знали, однако, что каждому мужчине глава Христос, что глава женщине — ее муж, и что Христу глава Бог. Мужчина, который носит покрывало, когда молится или пророчествует, обесчещивает свою голову; но женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, обесчещивает свою голову, ибо это в точности, как если бы женщина была острижена. Если женщина не будет носить покрывало, то пусть она так же острижет свои волосы. Но так как это бесчестие для женщины — быть остриженной или обритой, то пусть она носит покрывало. Ибо мужчина не должен иметь покров на своей голове, потому что он есть образ и слава Божья; тогда как женщина есть слава мужчины» (1Кор.11:3-7) (пер. Веймута).
В нашей стране мы инстинктивно чувствуем неуместность того, чтобы мужчины покрывали головы в церкви. Я был на служениях, где мужчина мог бы войти и сесть прямо в шляпе и одному из служителей приходилось подходить к нему, и просить снять ее. Среди евреев, однако, преобладает противоположный обычай. В еврейских синагогах даже сейчас требуется, чтобы мужчины покрывали голову. Когда мы посетили мусульманскую святыню в Иерусалиме, мы сняли свои туфли и оставили их за дверью. В мусульманских странах поклоняющиеся снимают не головные уборы, а обувь. Господь сказал Моисею: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Ничего не было сказано о его головном уборе. Почему же тогда Павел протестует против того, чтобы мужчины молились или пророчествовали с покрытой головой? Это прояснится позже, но достаточно сказать здесь, что покрывало или покров, являлось признанием того, что кто-то, реально присутствующий, является «главой». Павел сказал, что женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, постыжает свою «главу». Он не сказал, что она постыжает Бога, но свою главу, своего мужа, присутствующего там. Покрывало было символом подчинения своему мужу. Это считалось настолько основополагающим признаком, устанавливающим конфиденциальное и подчиненное положение жен, что принятие покрывала было важным обрядом при заключении брака.
Маркус Додд сказал: «Следовательно, снятие покрывала было по отношению к Христианским женщинам, выражением того, что принятие их как членов Тела Христова подняло их из положения подчинения и повиновения...» Вот и значение свадебной фаты, которую до сих пор надевают на свадьбах. И обычай «принятия покрывала», все еще присутствующий в церемонии посвящения в монахини.
Греческое слово «exousia», переведенное как «власть» в 10 стихе (англ. «сила», прим. пер.), переводится также по-другому: «полномочие», «свобода», а во множественном числе как «власти» и «начальства». Давайте перефразируем этот стих, который звучит так странно для нашего слуха, следующим образом: «По этой причине (из-за фактов, утвержденных в стихах 8 и 9) жена должна иметь знак власти своего мужа, покрывало на своей голове из-за Ангелов». И здесь опять-таки не женский вопрос, а вопрос мужа и жены.
Из уважения (почитания) ко Христу мужчина не должен покрывать свою голову. Из уважения к своему мужу жена должна покрывать свою голову, а также из уважения к Ангелам, которые признавались присутствующими на публичном Богослужении и которые были бы огорчены любым беспорядком.
А. С. Воррелл говорит: «Ангелы — это служебные духи и как занимающие позицию служения... они были бы возмущены, если бы женщина оставила свое место и попыталась перенять господство над мужчиной». В Библейские времена уделялось больше внимания присутствию и служению Ангелов, чем сегодня. Это могло бы иметь благотворное действие на наши собрания и молитвенные группы, если бы мы осознавали присутствие этих небесных посланников. И они присутствуют, Слово Божье говорит так. В Церковном Соглашении, знакомом баптистам, находим следующее выражение, признающее присутствие Ангелов: «Мы, в присутствии Бога, Ангелов и этого собрания наиболее торжественно и радостно вступаем сейчас в это соглашение».