Был ли павел женоненавистником?
Женский вопрос
Кеннет Е. Хейгин
ПОСВЯЩЕНИЕ
Доктор П. К. Нельсон был баптистским
служителем и теологом, а также одним из наиболее
образованных людей своего времени, когда он принял Святого Духа. В 1927 году он образовал Юго--
Западную Библейскую школу в городе Энид, штат
Оклахома, которая позднее стала Юго-Западным
колледжем Ассамблеи Божьей в Ваксахачи, Техас. Он
отошел к Господу в 1942 году. Для меня было привилегией находиться под
влиянием его учения в первые годы моего служения. Ко мне попала часть его рукописей, которые
очень сильно помогли мне в подготовке этой книги. Доктор Нельсон мог читать и писать на 32 языках, а также был экспертом в еврейском и греческом языках. Я слышал, как он сказал, что считает
перевод Нового Завета А. С. Воррела самым близ-
ким к греческому оригиналу из всех доступных на
то время переводов. Я использовал находящиеся в
его заметках некоторые цитаты из перевода Ворре-
ла, а также выдержки из комментариев Маркуса
Додда.
Кеннет. Е. Хейгин
Введение
«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вышло Слово Божие? Или до вас одних достигло?» (1Кор.14:34-36). «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:11,12).
Эти слова из посланий Павла долгое время
являлись источником затруднений для тех, кто любит Слово Божье, в частности, для того великого и возрастающего сообщества женщин, имеющих в душах горящий огонь, который они не могут подавить, и осознающих, что рука Божья возложена на них к служению.
На основании этих мест Писания во всех Христианских деноминациях женщинам запрещалось учить, проповедовать и даже свидетельствовать или произносить громкую молитву в церкви. Многие консервативные деноминации позволяют женщинам выполнять лишь небольшую часть работы. Некоторые люди просто выбрасывают эти слова из посланий Павла, говоря, что Павел просто выражал собственное ошибочное мнение. Но из-за того, что Павел, выражая свое собственное мнение, особо указывал на это, я верю, что он пишет здесь под вдохновением Духа Божьего. Фактически, в 1-м Послании к Коринфянам в 14 главе он продолжил следующим: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни. А кто не разумеет, пусть не разумеет» (ст.37,38) .
Отрывок, повелевающий женщинам молчать в церквах, находится в 14 главе 1-о Послания к Коринфянам — в великой главе Пятидесятницы. А кто, хоть когда-либо видел Пятидесятническую церковь, где бы женщины молчали и им бы не позволяли говорить? Я не видел. Ни в каких других церквах, которые я знаю, женщины не имеют больше свободы говорить, учить, проповедовать, молиться, восклицать и занимать ответственное положение, чем в Пятидесятнических церквах или церквах Полного Евангелия. В то же время, нигде более громко не выдвигается требование следовать полностью и исключительно Слову
Божьему, чем в этих церквах. Фактически, это и есть
то, что подразумевается под Полным Евангелием, —
следование полной истине Слова Божьего. В Пятидесят-
нических и Полноевангельских Библейских школах
и семинариях, женщины и девушки, изучают Слово
Божье для Христианского служения именно в качестве миссионеров, евангелистов и проповедников. Однако, если вы просто проскользнете по
поверхности этих мест Писания, не вдаваясь в деталь-
ное их изучение, то может показаться, что то, к чему
мы привыкли в Полном Евангелизме, отличается от
учений Павла. Следовательно, нам надлежит либо
признать, что мы игнорируем и нарушаем Слово Божье-
в этом отдельном моменте, либо мы должны
разъяснить Слово в гармонии с теми событиями, которым мы позволяем происходить в своей среде.
Должны ли жены всегда повиноваться
Своим мужьям?
«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон, говорит» (1Кор.14:34). Чтобы пролить свет на этот стих, Павел отправляет нас к закону «...как и закон, говорит». Слово «закон», используемое в Новом Завете, может относиться и к:
а) десяти заповедям;
б) пяти книгам Моисея, еще называемым Пятикнижием;
в) и всему Ветхому Завету.
Так как в десяти заповедях нет ничего о правах женщин, то Павел, должно быть, подразумевает Пятикнижие или весь Ветхий Завет. Итак, почему бы нам не посмотреть, что говорит закон. Мы иногда полагаем, что мы знаем, что говорит закон, истолковывая его в свете нашего собственного мышления, а не в свете того, что он в действительности говорит.
В самом начале, в книге Бытия, мы видим, что Бог сотворил мужчину и женщину. Как мужчина, так и женщина должны были обладать всем и владычествовать над всем на земле (Быт.1:28). И дикие звери испытывают такой же инстинктивный страх перед женщиной, как и перед мужчиной. Женщина была взята не из ступни Адама, а из его ребра. Она должна быть не под ногами — это по-язычески, а стоять рядом с мужем — это по-Христиански (Быт.2:21,22). «И сказал Господь (Иегова-Любящий) Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Бог знал, что мужчине не хорошо быть без помощи и вдохновения женщины. Поэтому Бог создал женщину как супругу и помощницу, которая соответствует мужчине. Павел признает эту взаимную зависимость в следующем отрывке, который я хочу привести из перевода Веймута, так как в нем этот текст наиболее ясен для нашего понимания: «Не мужчина произошел от женщины, но женщина от мужчины. Ибо не мужчина создан ради женщины, а женщина ради мужчины... Впрочем, в Господе ни женщина независима от мужчины, ни мужчина от женщины. Ибо точно так же, как женщина произошла от мужчины, так и мужчина рождается через женщину; но все идет, в конечном счете, от Бога» (1Кор.11:8,9,11,12) (пер. Веймута).
В описании сотворения мира в книге Бытия нет ни малейшего признака неравенства между мужчиной и женщиной. Женщины не подчинены мужчинам. Это дело мужа и жены. Жены действительно занимают подчиненное место в семье. В Господе же они не имеют подчиненного места. Библия говорит: «...нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28). Женщин называют «сынами Божьими» так же, как и мужчин. Иоанн писал, обращаясь ко всей Церкви, а не только к мужчинам: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии (мы дети Любви)» (В английском переводе «сыны Божьи» — прим. пер.) (1Иоан.3:2). И далее в этом же стихе: «...но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему (будем подобны Любви), потому что увидим Его (Любовь), как Он есть».
Женщины будут подобны Ему настолько же, насколько и мужчины.
Примеры ветхого завета
Давайте рассмотрим, что написано в законе о некоторых мужьях и женах. Петр упоминал о Сарре как об образцовой жене, достойному примеру которой могли бы последовать Христианские жены: «Так Сарра повиновалась Аврагаму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (Смущение, страх, испуг, робость, боязливость, беспокойство, озабоченность. Если не преодолеть боязливости верой в Бога, то она может привести даже к проклятию (Откр.21:8; Матф.8:26; Марк.4:40).» (1Пет.3:6). Можно просто взять один этот стих и сказать: «Вот видите, жена должна повиноваться своему мужу так же, как Сарра повиновалась Аврагаму». Но разве это значит, что жена не имеет никакого права высказывать свое собственное мнение? У некоторых складывается такое впечатление, что жена вообще не имеет права выражать свои мысли, что она в повиновении, под господством и является не более чем рабыней. Но это не то, что говорит Петр. Давайте посмотрим, что говорит закон: «И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь (Иегова-Любящий) пусть будет судьею между мною и между тобою. Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее» (Быт.16:5,6).
Здесь мы видим, что Аврам позволяет Саре поступать, как она хочет. Он не господствует над ней, как какой-нибудь завоеватель. Это расхождение мнений описывается с 16 главы книги Бытия по 21. В его кульминационной точке мы видим, что Аврам уступает точке зрения своей жены и позволяет ей делать то, что она сама хочет. И мы видим, что Бог оправдал не его, а ее: «…и сказала Аврагаму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврагаму весьма неприятным ради сына его Измаила. Но Бог сказал Аврагаму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя» (Быт.21:10-12).
Бог, по крайней мере, один раз, сказал Аврагаму послушаться своей жены. Из этого следует, что Сарра управляла своим мужем в этом случае. И Бог одобрил это. Как и всегда одобряет, когда жена права. Бог всегда одобряет правоту.
Стыдно признаться, но некоторые служители Полного Евангелия, исполненные Духом, говорили мне, что женщина должна делать все, что повелевает ей муж, что бы это ни было. Они мне лично говорили, что если муж прикажет своей жене спать с другим мужчиной, то она должна это сделать, потому что Библия говорит ей повиноваться ему. Для моего здравого рассудка это просто оскорбление. Бог никогда не примет сторону того, кто неправ. Также это было бы нарушением одной из Его десяти заповедей. Один человек говорил мне: «Если муж просит свою жену выпить с ним, она должна выпить с ним. Если он хочет, чтобы она пошла в бар, ей надо пойти». Другой мужчина сказал: «Если неспасенный муж скажет своей жене не идти в церковь, она не должна туда идти. Если он скажет ей не читать Библию, она не должна ее читать. Она должна повиноваться ему буквально». И все это было сказано мне лично — я не говорю о том, что кто-то пришел ко мне и передал слова другого, так что поймите, что мнение этих людей не передается в искаженном виде. Я сказал в ответ: «Чушь и ерунда!»
Петр привел Сарру в качестве примера. Если вы до сих пор сомневаетесь, тогда давайте еще раз посмотрим на эту ситуацию. Когда Сарра была права, Бог встал на ее сторону. Бог не собирается становиться на сторону мужа, когда муж не прав, точно так же, как Он не примет и сторону жены, когда жена неправа. Благодарение Богу за хороших жен! Они не нуждаются в том, чтобы их подавляли. О, я знаю, что бывают также начальственные жены, но если мужья не знают, как с ними справиться — пусть они и будут под каблуком у жен! Видите ли, это уже испытание этого мужа. Нет пользы в том, чтобы подавлять всех жен из-за нескольких исключений. И ответственность за прохождение этого испытания лежит на мужьях, а не на проповедниках. Если мужчина хочет быть под каблуком жены — это его дело и ничье больше. Я не имею никакого права пытаться управлять чьей-то женой, точно так же, как не могу распоряжаться деньгами другого человека. Можно, конечно, изложить основные принципы, но я думаю, что есть некоторые мужчины, которым больше нравится быть под каблуком, если это так — пусть они получают это удовольствие. Мне лично это не нравится. Впрочем, я уважаю свою жену и уважаю ее мнение.
Однажды ей пришлось занять твердую позицию и высказать ее мне. Бог работал со мной в 1947 и 1948 годах относительно того, чтобы оставить пасторство и идти во внешнее служение. Он говорил со мной об исцелении и дал мне некоторые наставления о том, как служить больным. Это было бременем для моего сердца. Но я совершил одну ошибку. Я пошел на неправильное собрание. (Вы иногда можете делать ошибку, посещая неправильную церковь, неправильную конференцию или неправильное собрание.) Это была зимняя молитвенная Библейская конференция. Почти каждый человек, кто проповедовал, говорил против собраний исцеления. И напоследок мужчина, стоявший во главе, заявил, что один человек не должен молиться за больных, один человек не должен возлагать на них руки — все должны молиться и возлагать руки на них, и тогда, когда Бог исцелит их, Ему будет принадлежать вся слава. Я был подавлен всем услышанным.
И сейчас я могу понять, как, должно быть, порой чувствуют себя женщины: они пошли в церковь, их унизили и они думают, что лучше было бы им вообще не ходить туда.
Спустя два или три дня я вернулся домой. Моя отставка уже была на рассмотрении и жена уже собирала вещи, пока я отсутствовал. — Распаковывай, — сказал я. — Мы не едем. — Ты не едешь? — Нет, не еду. Церковь хочет, чтобы я остался, и я останусь. И еще одно: с этого момента я больше никогда не буду молиться за больных. Я никогда не возложу рук на другого человека, пока я живу. Если кто-нибудь будет настаивать на том, чтобы быть помазанным елеем, то я скажу дьяконам прийти и помазать его. Моя жена понимала, что я был не в духе. — Нет! — сказала она. — Мы не останемся в этой церкви! Я оторопел. Она никогда в своей жизни не вела себя так. И после этого она никогда со мной резко не разговаривала. Но ей надо было так поступить в этом случае, и Бог встал на ее сторону. — Нет, я не собираюсь распаковывать вещи, — сказала она. — И мы оставим эту церковь! И ты будешь повиноваться Богу! Вот что ты будешь делать! Я стоял, потеряв дар речи. Она обычно не говорила так. Но, сказать по правде, если бы она позволила мне управлять ситуацией, все пошло бы кувырком для нас обоих. Она была права. И ее поступок придал мне немного силы. Я решил идти дальше и повиноваться Богу.
Сарра управляла своим мужем в той ситуации, о которой мы прочитали — и Бог одобрил это. Жена управляла мной в этом случае, и Бог одобрил это. Бог всегда занимает сторону того, кто прав. Он никогда не поддержит неправого. Если бы Он это сделал, тогда Он отошел бы от истины. Заметили ли вы также, что Сарра не страдала в молчании и в рабской покорности, но высказала свою точку зрения, что она имела право сделать «как закон говорит». Это записано в Пятикнижии. В первой главе 1-ой Книги Царств написано, что когда Анна, мать Самуила, имела небольшое разногласие со своим мужем, она высказала свое мнение и действовала по-своему. Потом оказалось, что это и был Божий путь. Авигея была мудрой женщиной, а муж ее был глуп. (Бывают такие случаи). Библия называет его сыном «рода Халева». Ослушавшись своего мужа, она предотвратила критическую ситуацию и приобрела расположение Давида. Если бы она послушалась своего мужа, там произошло бы большое кровопролитие. «И сказал Давид Авигее: благословен Господь (Иегова-Любящий) Бог Израилев, Который послал тебя ныне навстречу мне, и благословен разум твой, и благословенна ты за то, что ты теперь не допустила меня идти на пролитие крови и отмстить за себя» (1Цар.25:32,33). Прочтите всю эту историю в своей Библии, и заметьте, что Бог стоит на стороне Авигеи, хотя она даже и ослушалась мужа
Повиноваться во всем!
Это неразумный довод, что каждая жена должна всегда слушаться своего мужа во всем. Во второй главе своей книги я упомянул о случае, когда один мужчина, учитель Библии, подошел поговорить со мной после того, как я сказал, что муж не является господином над своей женой, и что Иисус — ее Духовный Глава. Он сказал: «Открой Послание к Ефесянам, 5 главу 24 стих». А затем он прочел мне: «Но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям ВО ВСЕМ». Он сделал ударение, читая «во всем». «Жена, — продолжал он, — должна повиноваться своему мужу во всем». Именно тогда он сказал, что даже если муж ей повелит спать с другим мужчиной, она должна это сделать. Он сделал сильное ударение на том, что здесь фактически не определено точно, что муж должен быть Христианским мужем, просто говорится, что жена должна повиноваться. «Даже если муж неспасен, что бы он ни сказал ей сделать, она должна сделать». Он прицепился к этому одному стиху, чтобы подтвердить свою точку зрения.
Но Слово Божье ясно говорит нам, что при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово (Втор.17:6; Втор.19:15; Матф.18:16; 2Кор.13:1). Мы должны принимать во внимание учение всей Библии. Мы не должны брать отдельный текст и строить на нем какую-то доктрину.
Я хочу повторить аргумент о том, что каждая жена должна всегда слушаться своего мужа во всем, — неразумен. Некоторые мужчины такие негодяи, что могут даже потребовать от своих жен недопустимых вещей. Если взбешенный муж прикажет своей жене убить своих детей, ни один разумный человек не скажет, что она должна повиноваться. Ну, а если уж она не должна повиноваться этому, то есть еще много других вещей, в которых она не должна повиноваться, потому что они неправильны! МУЖ НЕ МОЖЕТ ОТМЕНИТЬ НИ ОДНУ ИЗ ГОСПОДНИХ ЗАПОВЕДЕЙ.
Смит Вигглсворт, человек, которого Бог могущественно использовал, сказал: «Всем, чем я являюсь во всем моем служении, я обязан, после Бога, моей дорогой жене». Далее он рассказал, что когда он был процветающим водопроводчиком в Англии, проводя водопровод в старые особняки и дома, он иногда работал семь дней в неделю. Он говорил, что начал остывать в духе и, фактически, стал отступником. А если вы отступили и утратили общение с Богом, то вы уже не так заинтересованы в том, что касается Бога. И когда рядом кто-то другой, по прежнему предан Богу — это вас обличает. «Ты слишком много ходишь в церковь, — сказал он своей жене. — Больше не пойдешь. Я достаточно осведомлен из Библии, чтобы знать, что муж — глава жене. Ты должна меня слушаться. И если я говорю: не ходи в церковь, значит, ты не пойдешь». Она мило улыбнулась и сказала: «Да, Смит, ты глава этого дома, и ты мой муж. Что бы ты ни сказал в доме, действует. И ты так же хорошо, как и я, знаешь, что я никоим образом не пренебрегаю ни тобой, ни детьми, ни домом. Но ты не господин мне. Иисус — мой Господь. И Библия говорит нам не оставлять собрания. Библия говорит мне идти в церковь, и я иду».
«Ну, — рассказывал он потом, — я суетился, злился, мне все это надоело. И, наконец, однажды я сказал ей: «Если ты сегодня вечером туда пойдешь, я запру дверь». Но она все равно пошла — и я запер. У нее не было ключа, так что она не могла попасть внутрь. На следующее утро я спустился и открыл заднюю дверь. Она стояла там, закутавшись в пальто и прислоняясь к двери. Она пробыла там всю ночь. Когда я открыл дверь, она почти ввалилась в кухню. Но, вскочив, она улыбнулась и спросила: «Как дела, дорогой?» Она была такой доброй и милой, но я бы лучше себя чувствовал, если бы она поворчала на меня немного. Однако она этого не сделала. Она просто спросила: «Что бы ты хотел на завтрак? » — И она приготовила мое любимое блюдо. «Хорошо, хорошо, — сказал я, — я неправ. Я поступил не так». Она должна была вернуть меня к Богу через Любовь. Но в то же время она настояла на своем. Если бы она бросила церковь и последовала за мной, мы оба были бы в беде».
И я видел, как такое случалось. За 12 лет пасторства я слышал, как женщины говорили: «Мой муж не хочет, чтобы я ходила в церковь. Он хочет, чтобы я ходила туда-то и делала то-то и то-то. Я думаю, что, возможно, таким образом, я могла бы приобрести его для Бога». И я видел, как эти женщины становились отступницами вслед за своими мужьями. Некоторые со временем возвращались к отношениям с Богом, но я не помню ни одной, чей муж был бы спасен.
С другой стороны, я помню, что в тех церквах было много верных женщин, которые противостояли мужьям, запрещавшим им ходить в церковь. Например, одна маленькая женщина, какие времена она пережила! Но если бы вам нужно было вдохновение, если вы пытались проповедовать, и служение, казалось бы, мертвым — все, что вам нужно было бы сделать, так это посмотреть на нее — она бы вдохновила вас на проповедь. Ее лицо всегда сияло, как неоновая реклама.
Однажды вечером моя жена сказала мне: — Дорогой, ты не обратил внимания на ноги Мери? — Нет, а что, с ними было что-то не так? — Ну, — ответила она, — просто она была в галошах. — В галошах? Дождя ведь не было уже месяц. Почему она надела галоши? — Джо, вероятно не хотел, чтобы она шла в церковь. Он был зол и спрятал ее туфли. Он думал, что если он спрячет ее туфли, то она не пойдет. Но она надела галоши и пошла. Я убежден, что если бы он выбросил и галоши, то она пошла бы босиком. Она была маленькой кроткой женщиной, но я помню, как она говорила мне: «Я не хочу властвовать над ним никоим образом. Он мой муж, и я уважаю его. Он отец моих детей и я учу их уважать его. Но он не занимает то место, которое должен занимать. Он охладел к Богу и не хочет ходить в церковь. Похоже, что мне придется лидировать в этих вещах. Может, я не права?» «Нет, — сказал я, — ты не ошибаешься, ты права». Она стояла на своем.
Впоследствии она рассказывала мне, как она говорила: «Джо, я не пытаюсь отобрать у тебя никакой власти. Но я собираюсь водить наших детей в Воскресную школу и в церковь. Если они последуют за тобой, они будут играть в азартные игры и пить. И еще одно: мы должны молиться за столом, а мы просто садимся и начинаем есть, как стадо свиней. Прежде, чем мы начнем есть, я собираюсь молиться».
Она не спрашивала у него, можно ли ей это делать, она сказала: «Я буду это делать». В следующий раз за столом она просто это сделала. Один из детей, украдкой бросивший взгляд на отца, позднее сказал: «Мама, папа просто сидел, уставившись прямо перед собой, как будто был чем-то разъярен». Но после того как это повторилось несколько раз, он начал склонять голову и закрывать глаза с ними вместе.
Потом она рассказывала мне, как немного позже она сказала ему: «Джо, мы должны читать Библию в этом доме, и это должен делать ты. Но так как ты этого не делаешь, то прежде, чем мы будем ложиться спать, каждый вечер я буду читать главу и молиться с детьми. И поскольку ты находишься здесь, то ты должен иметь достаточно уважения ко мне и детям, чтобы посидеть и послушать».
Она говорила, что иногда он слушал. Но поначалу, когда она и дети опускались на колени для молитвы, он просто сидел. Однако спустя некоторое время, он начал вставать со стула и тоже преклонять колени. Благодарение Богу, она устояла!
Насколько я знаю, каждый из ее детей стал Христианином. И кто-то рассказал мне позже, что старый Джо был спасен, когда ему было почти 60.
Вы никогда не достигнете этого, идя на компромисс с диаволом в чем бы то ни было! Нам нужен определенный баланс в этих понятиях. Муж не может отменить ни одной из Господних заповедей. Он не является господином над совестью своей жены, им является Господь Иисус Христос.
Жена должна быть верной своим убеждениям даже ценой потери своего мужа, если он не выносит ее истинной преданности Христу: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1Кор.7:15).
Покорность
«Замужние женщины, таким же образом повинуйтесь сбоим мужьям, чтобы даже если некоторые из них не верят Слову, они без Слова могли быть приобретены повседневной жизнью своих жен, Когда увидят вашу повседневную жизнь, столь целомудренную и почтительную. Вашим украшением должно быть не внешнее плетение волос, ношение золотых украшений или различных нарядов, но внутренняя красота вашего естества, нетленная краса кроткого и мирного духа, что воистину драгоценно в глазах Бога. Ибо так в прежние времена святые женщины, возлагавшие свои надежды на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так и Сарра повиновалась Аврагаму, называя его господином. И вы стали детьми Сарры, если поступаете правильно и не позволяете ничему ужасать вас. Таким же образом и мужья живите со своими женами с ясным осознанием того факта, что они слабее вас. Однако раз вы вместе с ними являетесь, обращайтесь с ними с честью, чтобы ваши молитвы не имели препятствий» (1Пет.3:1-7) (пер. Веймута).
В Новом Завете используется греческое слово «bupotasso», которое переводится: «подчинять», «покоряться», «подчиняться». Оно используется в 1-ом послании Петра, 3:1 и в других местах по отношению к Христианам, подчиняющимся друг другу. Павел использует его в 1-ом послании Коринфянам, 16:16: «Будьте и вы почтительны (англ. — «покорными») к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся» и в Послании к Ефесянам: «…повинуясь друг другу в страхе Божием. 22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Ефес.5:21,22). Какое же подчинение он имел в виду? Павел определенно не хотел показать, что братья должны быть рабами друг другу, но что мы должны стараться, насколько это возможно, угодить друг другу, избегая таким образом споров, пререканий и разделений. Именно это подразумевалось, когда он сказал: «повинуйтесь».
Видите ли, это подчинение Любви, правлению Любви.
Закон толкования писания
Каждое место Писания должно быть истолковано в свете того, что другое место Писания говорит по этому поводу. Оно должно гармонировать со всеми остальными местами Писания.
В результате незнания этого закона толкования появились многие ошибки. Именно таким образом возникают искушения, как в данном вопросе, так и в других. Толкование, которое мы применяем к нашему тексту Писания, должно гармонировать со всем остальным Писанием. Вы можете взять стихи из контекста, пренебречь законом толкования и заставить их говорить все, что угодно, все, что вы хотите, чтобы они говорили.
Были некоторые чудесные люди с прекрасным Духом Любви, крещенные Святым Духом, которые были сильными свидетелями и благословением для других — до поры. Но потом они впали в заблуждение, потому что не интерпретировали места Писания в свете других мест Писания.
Один такой человек рассказывал мне, как Бог дал ему великое откровение. (Откровение — это хорошо, если оно в соответствии со Словом. Если нет — забудь его). Он думал, что получил великое откровение, о котором не знал никто другой. Но некоторые из нас уже довольно долгое время в Пятидесятничестве, и мы видели, некоторые определенные сложности время от времени, которые потом сами собой рассеивались. Так было и в случае с его откровением. Этому откровению давали различные красивые имена — Восстановление, Вечное Восстановление, Окончательное Всеобщее Примирение и т. д. В сущности это значило, что все будет восстановлено и каждый будет спасен. Одна такая группа учила, что даже злые духи, а, возможно, и диавол, будут спасены. И они подобрали несколько стихов из Писания, которые, как они думали, говорят об этом.
Другой человек, с таким же откровением, с большим восторгом рассказывал мне о том, что он «узнал из Библии». Я мог определить по его дыханию, что он пьет, а также он ругался и использовал Божье Имя всуе во время разговора. Но он был так счастлив и так радовался, рассказывая мне: «Наш проповедник сказал — и я узнал из Библии, что это правда — каждый будет спасен. И нет никакой разницы, что ты делаешь. Разве это не чудесно! Знаете, Библия говорит, что с Богом все возможно. И Библия говорит, что Бог не хочет, чтобы кто-нибудь погиб. Все ли возможно для Бога?» — Да, — ответил я. — Правда ли, что Бог Всемогущий? Всезнающий? Мудрый? — Да. — И Он может сделать все? — Да. — Ну, Он ясно сказал, что Он не желает, чтобы кто-нибудь погиб, так что никто не погибнет. Все будут спасены! Я так взволнован с тех пор, как это узнал!
Один служитель Полного Евангелия, у которого в течение многих лет было настоящее служение по спасению людей и крещению Святым Духом, впал в ту же самую ошибку. «Многие годы,— говорил он, — я думал, что мой дядя-алкоголик, который умер, проклиная Бога, пошел в ад. Но сейчас я узнал, что он отправился на небеса. Он спасен, потому что Бог не желает, чтобы кто-нибудь погиб, и Бог Всесилен. Я говорил с ним много лет назад о том, чтобы принять Христа, но он обругал меня и пошел своей дорогой. И он так никогда и не исповедал свою веру во Христа. Но я теперь знаю, что он отправился прямо в мир славы».
Вы видите, как хорошо они используют Писание? С Богом все возможно (Матф.19:26; Марк.10:27). Бог не желает, чтобы кто погиб (2Пет.3:9). Может ли Бог делать все? Является ли Он Всемогущим? Конечно! Но они упустили суть. У них эти места Писания не гармонируют с другими. Господь Иисус Христос говорил, что некоторые люди погибнут. Он сказал: «…идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк.16:15,16).
Нет, это экстремистское учение о полном примирении является ошибочным, диавольским, вводящим в заблуждение и оно наносит ущерб Телу Христа. Здесь я хотел использовать его как иллюстрацию.
Возвращаясь к вопросу о женщинах, понимаете ли вы, что можно сделать то же самое и здесь? Когда один мужчина пытался подтвердить свое мнение стихом Писания, прицепившись к нему одному, я указал ему на другое место Писания. «Ну, — сказал он, — возможно, были некоторые исключения. Но Господня воля именно такая». — Нет!
Если толкование не гармонирует со всеми другими местами Писания, тогда это толкование неверно.
«И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1Кор.11:5). Павел говорит здесь о женщинах, молящихся и пророчествующих в церкви. Некоторые люди думают, что пророчествовать — значит проповедовать. И действительно, это одна из фаз проповеди. Если во время проповеди ты говоришь что-то под вдохновением Духа Божьего — тогда ты пророчествуешь. Итак, был ли Павел настолько нелогичен, тем более, когда писал под вдохновением Святого Духа, чтобы сказать женщинам, что они могут молиться и пророчествовать (или даже проповедовать) в 11 главе, а потом, дойдя до 14 главы, повелеть им молчать? «…но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих (служителей Любви) в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деян.2:16-18).
За сотни лет до дня Пятидесятницы пророк Иоиль пророчествовал об этом, говоря: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть...» (Иоил.2:28). Петр сказал в день Пятидесятницы: «Это исполнение пророчества Иоиля». Мы сегодня все еще живем в этом периоде времени — периоде Святого Духа. Бог излил от Своего Духа на всякую плоть, что включает женщин так же, как и мужчин: «Будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши...» Дочери будут пророчествовать настолько же, насколько и сыновья.
Как молодой баптистский пастор, когда я впервые оказался среди людей Полноевангельских кругов, я общался с ними в первую очередь по вопросам Божественного исцеления. Я как бы закрыл уши для других учений, но я знал, что у них было откровение о Божественном исцелении, которого не имела ни одна из известных мне церквей. Я был исцелен силой Божьей и стоял в вере один. Поэтому, когда я нашел этих людей, общение с ними укрепило мою веру. Как пастор-баптист, я посещал каждое Полноевангельское служение, на которое я только мог попасть. Некоторые из моих коллег баптистов предупреждали меня относительно пятидесятников. В частности, один человек, выпускник семинарии, которого я знал всю свою жизнь, сказал мне однажды вечером во время многочасовой дискуссии по этому поводу: «Следует быть осторожным, Кеннет, относительно контактов с теми людьми Полного Евангелия. Я признаю, что они хорошие люди. И я признаю, что они живут более строгой и правильной жизнью, чем многие люди в нашей церкви. Но, — предостерегал он, — говорить языками — это от диавола». — Разве? — Да. — Но тогда, — сказал я, — мне кажется немного странным, что люди могут иметь что-то от диавола и это помогает им жить лучшей жизнью. Насколько я убедился, дела диавола делают людей хуже, а не лучше.
Я тогда не понимал говорение языками, как я понимаю сейчас, но вместо того, чтобы воспрепятствовать мне, он помог мне увидеть, что это должно быть хорошо. — Те пятидесятники, — продолжал он, — должно быть, неправы. — Почему? — спросил я. — У них даже есть женщины — проповедники! — Неужели? — Да, они позволяют женщинам учить, свидетельствовать и иметь влиятельное положение непосредственно в церковном служении. А это неправильно. — Разве? — Да, это неправильно, чтобы женщины проповедовали или лидировали каким-либо образом. Библия говорит: «Жены ваши в церкви да молчат». — Но наши жены не молчат. — Ну да, — сказал он, — мы позволяем им учить в здании Воскресной школы, но не в церкви. — Но это же смешно! — сказал я. — И это в точности так, как Иисус описал действия иудеев. Они говорили: «О, храм святой здесь, вокруг алтаря, но остальная часть его не святая. И там можно делать все, что хочешь. Там можно продавать овец и обманывать людей». Но Иисус взял кнут и выгнал меновщиков денег из храма. — Пристройка Воскресной школы, — продолжал я, — настолько же святая, как и святилище. И, кроме того, если уже затронута тема церкви, то там, где двое или трое соберутся, там уже церковное собрание. Это не здание. Здание — это просто место для собраний.
Церковь, по Новому Завету не ограничена никаким зданием. Павел, как и другие, несколько раз писал о церкви в доме такого-то и такого-то. У вас может быть церковь на свежем воздухе, на чердаке сарая, в небольшой миссии в городе, в палатке или в огромном соборе. Будучи баптистом, я знал, что этот учитель Библии считал, что «пророчествовать» — значит проповедовать. И, как я говорил, в этом есть доля истины. Однако не все пророчествование является проповедью, и не вся проповедь является пророчеством. Но я знал его точку зрения, когда Библия говорит «пророчествовать» — это значит «проповедовать». Поэтому я сказал: «Петр в день Пятидесятницы процитировал пророчество Иоиля о том, что в этот период времени дочери будут пророчествовать так же, как и сыновья. Пророчествовать ведь значит проповедовать, правда? Так разве им нельзя проповедовать?» — Э-э-э, э-э-э, я должен немного подумать об этом, — сказал он. — Пока мы говорим об этом, — продолжил я, — позволь мне сказать кое-что еще. Мы посылаем женщин в качестве миссионеров, и эти женщины-миссионеры учат и проповедуют за рубежом. Они учат других женщин и мужчин так же, как и детей. Один из недавних журналов нашей миссии писал о миссионерской станции, где не было ни одного мужчины. Ее возглавляет женщина. Она в действительности возглавляет то, что ты назвал бы поместной церковью, и мы поставили на это печать нашего признания.
Я думаю, это было бы неправильно указывать им: «Женщины, вы не можете говорить здесь. Вы не можете говорить в центральном собрании. Мы не посвятим вас в духовный сан. (С тех пор лишь некоторые женщины были рукоположены. Это было около 40 лет назад.) Вы должны молчать. Но мы признаем призыв Божий в вашей жизни, поэтому мы пошлем вас на миссионерские поля. Вы не можете учить или проповедовать мужчинам здесь, но вы можете там». И тогда мы посылаем их на передовую линию, где тяжелее всего. «Какая разница, — спросил я, — в том, чтобы проповедовать язычникам там или проповедовать язычникам здесь?»
«И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами (женщинами) и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:13,14).
Сто двадцать человек — как мужчин, так и женщин — собирались вместе в горнице в Иерусалиме. Когда наступил день Пятидесятницы, Дух сошел на них и они все исполнились Духом Святым, и все начали говорить языками — вслух. Утро дня Пятидесятницы было тем славным утром, когда женщины не молчали! «Да, — кто-то может сказать, — но ведь это было в горнице». У них была церковь настолько же, насколько у вас может быть церковь в любом помещении. Не помещение создает церковь. Церковь созидается из людей, собравшихся вместе, чтобы помолиться и поклониться Богу, даже если это происходит в вашей гостиной. Должно быть, женщины присутствовали также и в доме Корнилия. Когда Петр описывал происшедшее, он рассказал о том, как Анге<