Наставления старцев к молящимся обупокоении души
«Лучшее время для молитвы: с 12 часов ночи до 6 часов утра — в 40 раз сильней молитва и больше грехов прощается».
«Надо как можно чаще молиться о усопших, потому что в списке имен обязательно может оказаться праведник, непрославленный святой или вымоленный, которые могут духовно помочь вам и в этой жизни, и в будущей, а также вашим усопшим родственникам. И не надо отказываться, когда вам предлагают помянуть или прочесть поминальные списки. Если не молитесь за усопших, то будете отвечать лично, а не друзья и не родственники.
«При вкушении просфоры нужно поминать о здравии и об упокоении «всех, мною присно поминаемых».
«Перед чтением помянника, для усиления молитвы, хорошо прочесть 100 Иисусовых молитв».
Для чего совершается помин усопших
Дело в том, что усопшие за себя молиться уже не могут — за них молится Церковь, т. е. мы с вами, живущие ныне. Таким образом, души людей, перед смертью не успевшие принести плоды покаяния, могут освободиться от грехов только по ходатайству за них перед Господом от живущих сродников или друзей, и в силу молитвы Церкви. Святые Отцы и Учителя Церкви признают, что таким усопшим помогут молитвы, милостыня за них и поминовение на Литургии. Но это только тем, которые умерли в вере!
Самый важный помин — это помин на Литургии. Ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и души усопших очищаются сею Великою Жертвою!
Особенно мы должны просить за живых и усопших Божию Матерь. Представьте себе: все архиереи, священники и монахи совершают моление на земле, более того, все святые в Раю возносят молитвы ко Престолу Божию и просят о нашем помиловании! Величественна картина такого ходатайства, но неизмерима больше сего одно лишь слово единственное — слово Божией Матери! Много может моление Пресвятой ко благосердию Владыки! Молитва к Божией Матери всегда должна быть на устах наших!
Тропарь Казанской иконе Божией Матери нужно читать 3раза в день. Каждый час читать «Богородице Дево, радуйся».
Наша Святая Церковь молится о всех преставишихся в вере и надежде Воскресения. Следовательно, нет христианского союза для общения с умершими неправославными и самоубийцами. Для истинного христианина (кроме самоубийства) никакой род смерти не расторгает союза общения с живыми. Например: нечаянно утонул, сгорел в огне, подавился, погиб на войне, заблудился, умер от голода, жажды, мраза и пр. — это не самоубийство, а попущение Божие и такая смерть не расторгает союза с Церковью жившего на земле церковно. Однако образ смерти и вид бездыханного тела часто отражают духовное состояние усопшего.
О греховном обычае
«поминовения» усопших водкой
Господь попускает являться усопшим душам к тем родственникам, которые «поминали» их водкой. Усопшие говорят, что им становится Там прискорбно и печально. Они упрекают нас в нелюбви к ним: «Не жалеете нас — и увеличиваете наши страдания в геенском огне!» «Разве, не знаете, что умножаете наши мучения алкогольными поминами!?»
Недостойно, кощунственно употребление водки на поминках усопших. Великий грех берут на себя устроители таких поминальных обедов, и оскорбляют такими поминками память умерших. Вместо того, чтобы помочь душе умершего, такими поминками причиняет ей безпокойство и лишние мучения.
Вот что поведал одному священнику странник Божий по имени Андрей, у которого внезапно захворала любимая дочь и вскоре умерла. Сильно горевал Андрей и устроил богатые поминки «по народному обычаю», не жалея водки. На следующую ночь является отцу умершая дочь, да такая скорбная и печальная и говорит: «Как же вы меня не любите!» «Я ли не люблю тебя, — отвечает отец, — да я готов все отдать для твоего спасения!» «И отдавайте, только зачем вы водкой поминаете меня?! Такое поминовение только усугубляет мои страдания! Страдая нестерпимыми муками, я увидела Божию Матерь, Которая сказала: «Родители этой девицы не жалеют её! Поминая её, усердно поят водкой поминальщиков; они не знают, что Я ужасно гневаюсь на тех, которые употребляют водку! Делая поминки с водкой, они лишаются Моего ходатайства перед Богом об облегчении мук поминаемой души!»
«Услышав это, я сказала: «Мати Божия, разреши мне явиться к отцу моему и оповестить его о том, что он заблуждается совершая поминки водкой!» И вот я говорю, что гнев Богородицы переходит на нас, находящихся в загробном мире!»
Когда дочь стала невидимой, Андрей дал клятву, что совсем оставит употребление водки. Мало того, ходил в Почаев к чудотворной иконе вымолить себе прощение. За усердное моление со слезами перед чудотворной иконой он удостоился во сне такого видения. Явилась ему Божия Матерь и сказала: «Твои усердные молитвы и молитвы служителей Моей Почаевской обители исходатайствовали помилование твоей дочери; но знай, что каждая капля водки, выпитая на поминках усопшего, причиняет такую же боль, какую причиняли Сыну Моему острия тернового венца во время земных Его страданий! Знай, что все те, которые употребляют вино на поминках — Мои врага! Поведай о сем миру!»