Пасторы и церковные советы старейшин
Когда я получил крещение Святым Духом и попал в пятидесятиические круги, я мало что знал в этих вопросах. В каждой отдельной церкви, где я был пастором, я узнавал, что у предыдущего пастора были проблемы с церковным советом.
Я не думал, что хоть в одной из церквей, где я был пастором, было абсолютно правильное церковное управление. Я знал из Слова, что и духовно, и естественно за поместную церковь ответственность несет сам пастор. И все же некоторые из церковных советов, с которыми я имел дело, хотели управлять церковью как естественно, так и духовно.
Я не стремился взять верх и изменить их церковное управление. Я приходил проповедовать Слово, желал быть благословением для людей и заботиться о пастве Божьей в поместной церкви.
Если бы я пришел в те церкви с отношением человека, пытающегося навести свои порядки и сделать переворот за одну ночь, я бы стал причиной сумятицы и совет отправил бы меня восвояси. И они были бы правы. Но я не приходил с диктаторским отношением. Я шел в те церкви, чтобы помогать и благословлять людей, работать в рамках существующей структуры.
Например, в последней церкви, где я был пастором, нам нужно было сделать пристройку к церкви и по-новому оформить зал. Это часть естественного управления, не так ли? И это требует соприкосновения с деловой стороной служения.
У меня было достаточно здравого ума, чтобы не идти к членам церковного совета, который существовал задолго до того, как я пришел, и не требовать: "Мы переделаем эту церковь так, как я хочу".
Вместо этого я спрашивал их: "Как вы хотите все переделать? В конце концов, это ваша церковь. После того как я уйду, вы останетесь здесь. Так что давайте примем во внимание пожелания всего собрания, когда мы будем переделывать зал".
Все другие пасторы сталкивались с проблемами в сотрудничестве с теми же церковными советами. Но я обнаружил, что эти пасторы приходили с диктаторским отношением: "А я хочу, чтобы все знали, что я пастор. Я управляю этой церковью, и то что я говорю, должно исполняться! Делайте то, что я вам говорю!".
Боже милостивый, у пастора с таким отношением с любым церковным советом будут проблемы! Пастору не нужно приходить в церковь и сразу пытаться все изменить. Ему нужно работать с существующим церковным советом и церковным руководством. Если он не умеет этого делать, ему не нужно быть пастором церкви.
Я не сталкивался с большинством проблем, которые имеют пасторы со своими церковными советами, потому что у меня не было диктаторского отношения. Я не пытался прийти в церковь и сразу же навести там свои порядки. По мере возможности пастор должен стараться сотрудничать с существующим церковным советом.
Я помню одного пастора, который не делал этого. Когда этот пастор приходил в какую-то церковь, он первым делом полностью менял церковное руководство. Он мне лично говорил: "Бог не может нас благословлять, потому что мы не имеем правильного церковного руководства. Так что я собираюсь установить новозаветное церковное руководство".
Я пытался разубедить его в этом. Я сказал ему: "Прежде всего, ты не пробыл здесь достаточно долго для того, чтобы начать пытаться все менять. Во-вторых, эта церковь существовала задолго до того, как ты там появился, так что за один день ты всего не изменишь. Побудь пастором хотя бы год, может даже два, ничего не меняя в структуре церкви".
Я добавил:
— Просто покажи людям, что ты любишь их. Добрый пастырь полагает жизнь свою за овец. И когда ты докажешь им, что любишь их и заботишься об их интересах, они последуют за тобой, куда бы ни новел тебя Господь.
Он настаивал на своем:
— Но мы же не можем получать Божьи благословения и силу Божью до тех пор, пока у нас не будет правильного церковного руководства.
Я ему возразил:
— Это неправда! Я это знаю наверняка. Я был пастором почти двенадцать лет, и я буду с тобой предельно честным. Ни одна из церквей, где я был пастором, не имела того, что я считал "правильным" новозаветным руководством. Но я ничего не пытался менять. И несмотря на это, каждый церковный совет говорил мне: "С тех пор как вы у нас, мы переживали величайший рост церкви и величайшее движение Духа Святого за всю историю нашей церкви”.
Видите ли, то что Бог делает и как Он проявляет Себя в церкви, не зависит от церковного руководства, если только оно абсолютно не вписывается в рамки новозаветных доктрин. Бог более заинтересован в том, чтобы мы ходили в любви и в единстве друг с другом, чем в том, чтобы мы имели технически правильную по нашим представлениям структуру.
Я спросил у этого пастора:
— Бог благословляет твою церковь? Есть ли такие, которые спасаются, исцеляются или получают крещение Святым Духом?
— Да, почти на каждом собрании, — ответил он.
— Ну, тогда мне кажется, что Бог вас благословляет, — сказал я.
Потом он раскрыл мне его идею правильного церковного руководства. Знаете, что это было? Основная мысль была такова: "Я во главе, так что я распоряжаюсь всеми деньгами".
— Лучше будь осторожен. Не делай этого.
Я говорил с ним множество раз, но он не слушал. Я знал, что случится, и это произошло. После того как он изменил церковное руководство и учредил то, что он считал правильным церковным управлением, просто удивительно, как Бог их "благословил"! Когда он впервые стал пастором, число людей в церкви было около 1 500 человек. После того как он воплотил свою идею правильного церковного руководства, за восемнадцать месяцев у него осталось менее 200 человек.
Он был слишком твердолоб, чтобы послушаться. Он был примерно того же возраста, что и я, когда был пастором. Одно я могу честно сказать, что когда я был молодым служителем, я всегда прислушивался к служителям, которые имели больший опыт в вере. Был ли я с ними согласен или нет, я всегда принимал к сердцу то, что они говорили, потому что я знал, что они были более опытными в служении.
Некоторые из них никакого понятия не имели о так званом послании веры. Но они знали многое о других вещах, которые помогали мне и безмерно меня благословляли. Необходимо иметь достаточно здравого смысла, чтобы не терять способность учиться и прислушиваться к старшим служителям, которые имеют больше опыта в служении.
Когда я был молодым служителем, я понял необходимость сотрудничества с существующими церковными советами в тех церквях, где я был пастором. Каждая из тех церквей существовала до моего прихода, поэтому это не была моя церковь. Если пастор основывает и строит новую церковь с самого начала, то здесь все по-другому.
Если он начинает свою церковь, он может делать вещи таким образом, как он чувствует направление от Господа. Но даже тогда ему нужно быть осторожным в том, чтобы ходить в любви и не становиться диктатором. Даже если он основал церковь, это все равно не его церковь; это церковь Господа. И ему все равно придется ходить в любви и ставить людей на первое место.
Любовь всегда думает прежде всего о другом человеке. Когда дело касалось духовного руководства церкви, то эти церковные советы поняли, что я был главой церкви, и они никогда не пытались указывать мне, что делать. Они почитали меня, а я почитал их.
Некоторые пасторы также допускают ошибку в отношении своего церковного совета из-за того, что они говорят: "Господь сказал мне то-то и то-то, так что мы будем делать это таким образом". Я никогда не говорил такого любому церковному совету, даже если Господь сказал мне что-то, потому что это вызывает у них рабское подчинение делать то, что я им сказал.
Например, в одной из церквей, где я был пастором, у нас раз в месяц проходили деловые встречи. Мы обсуждали денежные вопросы — имущество, страховку здания и другие церковные дела.
Брат Хейнис был одним из членов совета старейшин, и за что бы он ни проголосовал, два других члена совета следовали за ним. Я позволял брату Хейнису говорить все, что он хочет, и потом если я знал, что Господь ведет нас в другом направлении, я говорил: "Давайте попробуем сделать это вот так, а если окажется, что это плохо, то мы можем все изменить и сделать по-вашему".
Это звучало резонно, поэтому они всегда соглашались. Через девять месяцев брат Хейнис сказал: "Ну и ну, браг Хейгин здесь уже девять месяцев, и он никогда не предложил ничего, что бы не срабатывало эффективно. Давайте будем продолжать прислушиваться к его советам, а потом следовать им".
Мои предложения срабатывали, потому что я искал Господа относительно тех ситуаций, и у меня был ум Господень на все необходимые дела. Я не всегда говорил это церковному совету, но я неукоснительно следовал за Господом, поэтому они мне доверяли. Они видели, что я их люблю и что я забочусь об их интересах. Когда церковный совет обретает уверенность в пасторе, они обычно охотно с ним сотрудничают и воплощают его идеи.
Я завоевал их доверие, поэтому они поддерживали меня во всем, что я делал. Они знали, что я не буду их использовать. Я жил правильно и поступал правильно у них на глазах, и они знали, что могут мне доверять.
Но через некоторое время после того, как я покинул церковь, к ним приехал другой пастор. В церкви было семь различных благотворительных фондов, чтобы помогать людям, в том числе миссионерский фонд, больничный фонд и строительный фонд. Церковный совет отдал все финансы церкви в руки пастора и он своровал все до копейки.
Один из дьяконов церкви рассказывал мне: "Мы могли бы засадить его в тюрьму, но мы не хотели афишировать, что пастора Полного Евангелия арестовали за воровство".
Тот пастор знал, что церковный совет не будет его преследовать, чтобы обойтись без скандала, и он этим воспользовался. Этот человек был просто жуликом. Если говорить о лжепасторах, то он точно был я же пастором! Такой человек был таким же пастором, как и все те, кто подчеркивает, что он апостол или пророк, желая помыкать церковью и собирая с нее десятину.
Видите ли, церковный совет иногда может столкнуться с подобной печальной дилеммой в управлении церковью. С одной стороны, чтобы не оказаться обманутой, церковь может выработать строгие постановления и правила, которые так свяжут пастору руки, что ему сложно будет вообще что-либо осуществлять. Но с другой стороны, если церковь передаст все финансовые дела новому пастору без всякого контроля и отчета, то некоторые бессовестные люди смогут прийти, как тот человек, и украсть все до копейки.
Итак, хотя по поводу церковного управления и существуют определенные правила, железных правил в этом вопросе нет. Я просто всегда поступал на основании того, что говорит Библия: " ...пекитесь о добром перед всеми человеками" (Рим. 12:17). Если пастор стремится ходить с Господом, и у него правильное сердце перед Богом, он не пытается обвести людей вокруг пальца. Он хочет благословлять их и готов положить свою жизнь за овец.
Глава 13
Разные церковные структуры
Разные виды церковных структур возникли и развились в разных деноминациях. Нередко спрашивают: "Какое церковное руководство является правильным?". По сути дела, в каждом из них есть определенная доля истины и свои преимущества. И, однако, я думаю, что Бог благословляет нас не из-за нашей церковной структуры, но несмотря на нее.
Например, в одной конкретной церковной организации региональные руководители деноминации избирают пасторов для своих церквей. Они основываются на принципе, что овцы в стаде не голосуют, кто будет их пастором. Поэтому они считают, что только региональные руководители или блюстители овец имеют полномочия выбирать пастыря для овец в поместном теле.
Для них такая система, кажется, неплохо работает. Их фундаментальные доктрины соответствуют Писанию, так что Бог может их благословлять. И они переживают существенный рост церквей.
В другой ведущей организации община избирает пастора и голосует за него. Они в своей деноминации тоже переживают Божье благословение. Люди постоянно спасаются, исцеляются и исполняются Святым Духом.
Еще одна организация избрала комбинацию их этих двух типов церковного управления. Их региональный руководитель встречается с советом старейшин, и он предлагает того, кого, как он чувствует, Господь направляет быть следующим пастором. Потом они все об этом молятся и представляют церкви на голосование.
Один региональный руководитель этой деноминации рассказывал мне, что перед выбором пастора он обычно обращается к собранию: "Вы понимаете, что вам не нужно принимать этого пастора, если вы думаете, что это не воля Божья для вашей церкви. Но я молился об этом, совет старейшин молился об этом, а теперь вы об этом помолитесь!".
Какое церковное руководство является правильным? В каждом из них есть свои преимущества. Но суть в том, что пастору придется работать в рамках существующей системы церковного управления. Ему нужно оставаться в церковной структуре и не пытаться ее изменить.
В 1951 году я посещал Всеобщий совет одной деноминации. И генеральный секретарь этой деноминации высказал некоторые мысли о церковном управлении, которые мне пригодились.
Он сказал: "Когда я впервые стал пастором, моя церковь была единственной полноевангельской церковью в городе, и я проповедовал своему собранию, что организация — это неправильно и греховно. Но со временем я увидел потребность в какой-то организации или церковном руководстве".
Поэтому этот служитель разослал письма в различные служения, и в итоге он нашел ведущую деноминацию с оптимальным руководством.
"Но, — продолжал он, — я ведь раньше учил моих людей, что организация — это неправильно, поэтому когда мы начали проходить организационный этап, я потерял половину церкви! Они говорили мне: "Ты пошел на компромисс! Тобой завладел дьявол. Бог не может благословлять тебя с таким компромиссным духом!". И они походили по городу и нашли независимую церковь".
Этот пастор добавил: "Когда половина членов моей церкви перешли в другую часть города и нашли независимую церковь, они назвали нас изменниками и сказали, что Бог не может нас благословлять, потому что мы действуем в рамках организованного церковного управления. Они утверждали: "Бог может благословлять нас, потому что мы независимы. Мы ничем не связаны".
"Но, — продолжил пастор, — прошло два или три года, и к моему величайшему изумлению, та церковь выросла так же, как и наша. Оба наши собрания удвоились: мы достигали неспасенных, и они тоже. И Бог благословлял нас обоих".
В конце концов, через пять лет тот пастор пришел ко мне и сказал: "Бог проявляет Свою милость к нам обоим! Я наблюдал за твоей церковью. Я был уверен, что Бог не может вас благословлять, потому что вы учредили организованное церковное управление, но Он благословил вас, и вы выросли. И Бог благословил нас, и мы выросли. Давайте просто забудем о наших разногласиях. Мы будем придерживаться нашего церковного руководства, а вы — вашего, но давайте будем общаться друг с другом".
Пастор окончил свой рассказ: "Так что я начал проповедовать в его церкви, а он начал приходить в мою церковь и проповедовать. Я обнаружил, что Бог не так уж сильно обеспокоен нашими различными системами церковного управления, как нам это кажется. Он благословил нас обоих, несмотря на наши различия.
Кто такой старейшина?
В моем родном городе, где я провел детство, одна из церквей разделилась по поводу вопроса: "Кто такой старейшина?". Одна группа оставила церковь и построила другую, и они избрали бизнесменов, чтобы они были старейшинами и руководили церковью. Они думали, что это правильное церковное руководство.
Они начали с того, что имели в собрании более ста членов, а через несколько лет у них осталось всего лишь пять!
Видите ли, на бизнесменах нет помазания, чтобы находиться в служении пастора. В другой же церкви в городе пастором был рукоположенный служитель — человек, который был призван в пасторское служение. Та церковь продолжала расти, пока она не переросла свои возможности вмещать людей, им пришлось строить новое здание церкви. Такой рост кое-что говорит о правильном церковном управлении!
Когда Павел обращается в Деяниях 20:28 к старейшинам и пасторам, он говорит людям, призванным в пасторское служение. Именно проповедники и учителя Слова оснащены духовно, чтобы кормить паству Словом Божьим. Эти старейшины не были бизнесменами, поставленными во главе церкви.
Писание не говорит нам ставить бизнесменов, которые не призваны и не помазаны, в качестве духовных блюстителей в поместном теле, или же иметь совет старейшин, состоящих из бизнесменов. Говоря терминами поместной церкви, старейшина. — это пастор — учитель или проповедник Слова, а не бизнесмен, которого назначили быть старейшиной в церкви.
Бизнесмены могут быть помощниками или дьяконами, и очень часто их финансовая и деловая осведомленность бывает очень большим вспоможением пастору. Но на бизнесменах нет никакого помазания для того, чтобы находиться в служении пастора. Они не имеют помазания для того, чтобы духовно руководить церковью Божьей, или же для того чтобы кормить Божью паству Словом.
Только тот, кто снаряжен Духом Святым находиться в служении — служении пастора — может быть старейшиной (в духовном смысле этого слова), блюстителем или епископом. У бизнесмена нет помазания или духовного оснащения, чтобы находиться в служении полного времени.
Видите ли, говоря по-библейски, каждый пастор является старейшиной или пресвитером. По сути дела, каждый рукоположенный служитель, будь то апостол, пророк, евангелист, пастор или учитель, является старейшиной. Старейшина — это не что-то отдельное от пятикратного служения.
Вот почему Библия учит, что нам не нужно ставить в позицию власти или служения новичка. Нам нужно подождать, пока он достигнет определенной духовной зрелости и опыта, докажет, что он способен быть в служении, перед тем как его рукоположат для полного служения в Теле Христовом.
Очень валено, чтобы служители достигли определенного возраста, зрелости и опыта в служении, прежде чем они будут рукоположены, потому что рукоположение это официальное признание того, что служитель дорос до служения полного времени в Теле Христовом. Служение полного времени не для тех, кто только начал служить или же для духовных новичков.
Конечно же, люди могут купить рукоположение у мимолетных организаций. Многие так и делают, называя себя "служителями". Но это не делает их рукоположенными служителями Евангелия! Они всего лишь духовные младенцы, которые играют в церковь. Нет, служители и служение сначала должны быть испытаны. И служителям нужно учиться, чтобы показать себя достойными (1 Тим. 3:10; 2 Тим. 2:15). Кроме того, Библия дает определенные квалификации для служителей (1 Тим. 3:1-13; Титу 1:6-9).
Итак, и апостолы, и пророки, и учителя, и евангелисты — все являются старейшинами в Теле Христовом, потому что они рукоположены для служения полного времени. А пастор является в Теле Христа старейшиной больше всех остальных, потому что он пасет поместное стадо.
Множественность старейшин
Никак не прекратятся баталии по поводу церковного управления и старейшин. Некоторые учат, что церковью должны управлять несколько старейшин — совет старейшин, чтобы это была истинная новозаветная церковь.
Но нигде в Писании вы не найдете такой структуры, где совет старейшин управляет поместной церковью и указывает пастору и собранию, что им делать. Такой порядок не соответствует Писанию.
Некоторые люди спрашивают: соответствует ли Писанию множественность старейшин? Это зависит от того, что они под этим подразумевают. Если под множественностью старейшин они подразумевают, что несколько служителей с одинаковой властью должны управлять церковью, на это ответ — нет. Если какое-то существо имеет две головы или больше, то это уже отклонение от нормы. Нельзя чтобы пять старейшин или пасторов с равной властью управляли одной церковью! Это было бы невозможно.
Но если под множественностью старейшин люди имеют в виду, что старший пастор является блюстителем церкви, а у него есть младшие пасторы или помощники пастора, которые ему помогают, то ответ — да, это по Писанию. Это уже не двуглавое управление, но множественность старейшин. Младшие пасторы вносят свой вклад, но окончательное решение выносит старший пастор. Кто-то должен быть главным пастырем поместной церкви.
Если у пастора маленькое собрание, он обычно сам может заботиться о людях, и ему на самом деле не нужны старейшины или младшие пасторы, чтобы помогать ему. Но пастору нужно иметь достаточно здравого ума, чтобы знать, когда ему нужны помощники в том, чтобы заботиться о стаде.
Некоторые церкви называют своих младших пасторов старейшинами. Другие называют их пасторами, пастырями, пресвитерами или епископами. Для всех этих терминов есть места Писания. Бог может даже поднять кого-то из его же церкви, чтобы он помогал Ему; человека, призванного в пятикратное служение и верного работника церкви. Однако это не может быть новичок в духовных вопросах.
Некоторые люди учат, что в Ранней Церкви церковное руководство состояло из множества старейшин. Они цитируют отрывок из Деяний 20:17, где Павел обращается к старейшинам церкви в Ефесе как пример множественности старейшин.
Но, понимаете, в то время это была единственная церковь в Ефесе. К тому времени в церкви могло быть уже много членов, и для заботы о них могло потребоваться более одного пастора.
То же самое касается и материнской церкви в Иерусалиме. Когда речь идет о группе старейшин, управляющих церковью, то вам нужно принять во внимание, что поначалу церковь в Иерусалиме была единственным поместным телом, и это была большая церковь.
Чтобы заботиться о всех тех людях, нужен был не один пастор, не так ли? Им нужно было иметь множество старейшин, чтобы полностью служить всем людям.
Сегодня мы делаем то же самое в больших церквях, хотя мы не обязательно называем их старейшинами. Мы называем их помощниками или младшими пасторами. Но в маленькой церкви, где всего лишь пару сотен человек, много старейшин иметь не обязательно.
Позвольте я приведу пример того, как развивается множественность старейшин в поместной церкви. Библейская церковь РЕМА официально зарегистрирована как церковь с 1976 года. Я учил там время от времени, как и другие. Но в 1985 году мы начали церковь с полным расписанием служений, и мой сын, Кеннет Хейгин Младший, официально стал пастором.
Как пастор, Кен является главой церкви, я — нет. Он мой пастор. Хотя я нахожусь в служении пророка и учителя, я ни малейшего отношения не имею к управлению библейской церковью РЕМА, я не являюсь частью пасторского состава и не помогаю в управлении церкви. Я просто сижу в зале со всеми другими и наслаждаюсь служениями.
Когда библейская церковь РЕМА только открылась, у Кена было три младших пастора, молодежный пастор и служитель музыки. По мере того как церковь росла и развивалась, Кен добавил к церковному штату детского служителя. Это пример истинной множественности старейшин. Но мы это так не называем, мы называем их младшими пасторами. Церковь постоянно увеличивается количественно, так что младшие пасторы необходимы, чтобы полноценно служить всем людям.
С другой стороны, когда я был пастором в провинциальных церквях, я не нуждался в помощнике. Но когда время от времени мне нужна была помощь, я находил кого-то, кто бы мне помог. Это не значит, что тот человек должен был приходить и всем заправлять; он был там для того, чтобы помогать мне. Но я не имел диктаторских замашек: ведь пастор не должен руководить поместной церковью с диктаторским подходом, потому что в таком случае он не ходит в любви.
Я хочу обратить ваше внимание вот на что: сегодня во многих церквях, где есть штат пасторов, множественность старейшин функционировала все это время. Мы не называем их старейшинами, хотя именно эту функцию они и выполняют в поместной церкви. Мы просто называем их младшими пасторами.
Лжепасторы и лжеслужители
Да, есть лжепасторы и лжеслужители. Лжеслужитель
это человек, который пытается действовать в служении, в то время как он в него не призван. Любой человек, который находится в служении для личной выгоды и у которого в сердце не доминируют люди с их нуждами, является ложным. Есть лжепасторы, точно также как и лжепророки, и лжеапостолы — или любой другой дар служения.
Лжепасторы — это люди в пасторском служении, которые либо не призваны в это служение вообще, либо же ставят себя и свои интересы прежде нужд овец. Лжепастором является также тот, кто учит тому, что ранит и разделяет стадо.
Добрый пастырь скорее умрет, чем увидит, что церковь разделена или ранена каким-то образом. Но я встречал некоторых так называемых пасторов, особенно раньше, которые создавали проблемы в каждой церкви, где они служили. Они заботились о себе более, чем о людях.
Человек, который так поступает, не имеет сердце пастыря. Добрый пастырь ставит интересы и желания людей прежде своих собственных, он посвятит и отдаст свою жизнь за овец, что включает также защиту своей общины от лжеслужителей и лжеучений.
Вот почему пастор должен быть осторожен относительно тех, кого он приглашает проповедовать за своей кафедрой. Пастор не обязательно должен быть согласен по поводу всех деталей второстепенной важности, которые проповедует другой служитель. Но есть ложные доктрины, которые разделяют церкви и ранят невинных людей.
Поэтому пастор должен проверять служителей и выяснять, что проповедует человек, прежде чем пригласить его проповедовать в свою церковь. И ему также не нужно слепо верить всему, что рассказывает ему путешествующий служитель о своих достижениях в служении.
Пастор должен смотреть, какое воздействие имел путешествующий служитель на другие церкви, где он проповедовал — позитивное или негативное. Был ли путешествующий служитель благословением для церквей, в которых он служил? Или же он вызывал разделения и ссоры, где бы он ни проповедовал? Если служители в прошлом разрушали церкви в вопросе учения, то очень вероятно, что они оставят такой же след и в других церквях.
Нам нужно помнить, что Павел разоблачал лжеслужителей ради безопасности Тела Христова. Он говорил: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны., вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" (Рим. 16:17).
Видите ли, речь идет не о том, чтобы разоблачать отдельных служителей просто для того, чтобы причинить им боль и испортить их репутацию. Но пастор должен быть начеку в отношении тем и здравых библейских доктрин. Он должен защищать свое стадо, а иногда, ради безопасности своего стада, ему придется разоблачать заблуждения, если они разделяют и травмируют поместное тело.
Одно из заблуждений, от которого пастор должен защищать свое стадо — это так званые пророки, которые появляются сегодня в церкви то там, то здесь. Кто такой лжепророк? Прежде всего это относится к любому так званому пророку, который может прийти в церковь какого-то пастора и публично пророчествовать ему таким образом, что это смущает его и разделяет его церковь. Пророчества, которые разделяют церковь и приводят в смятение пастора, не от Бога!
В наши дни мы слышим иногда, как эти так званые пророки приходят в церковь и публично пророчествуют пастору: "Бог мне показывает, что Он с тобой здесь закончил. Ты должен оставить эту церковь".
Любой, кто будет публично пророчествовать пастору прямо из-за кафедры, разделяя и травмируя его церковь, является лжепророком. Эго не только не соответствует Писанию и является нелепым, это к тому же еще и ложь. Любой так званый пророк, который говорит подобные вещи, должен прекратить лгать на Бога. Бог никогда не скажет кому-либо приводить пастора в замешательство прямо перед его собственным собранием, травмируя и смущая овец!
Видите ли, между фанатизмом и истинной духовностью существует лишь тонкая грань. Именно поэтому путешествующие служители должны быть очень мудрыми и осторожными, когда они идут в чью-то церковь. Путешествующие служители могут знать некоторые вещи в духе, но это не значит, что им обязательно нужно все, что они знают, оглашать в церкви.
Мыс женой как-то посетили церковь, в которой пастором был один из наших людей из МАСР (МАСР — это название нашей ассоциации служителей, Международная Ассоциация служителей РЕМА). Через день или два после нашего визита я сказал моей жене: "Тыне почувствовала, что Бог как будто имеет что-то другое для этого пастора, и ему пора оставить церковь?". Она подтвердила, что тоже чувствовала это в духе.
Но мы не созвали всю церковь и не пророчествовали перед всеми. Мы также не собрали вместе совет старейшин того пастора и не смущали его, сообщая совету, что ему нужно оставить церковь. Мы поговорили с ним лично.
И даже тогда мы не говорили ему: "У нас для тебя "слово от Бога". Мы предложили ему очень мягко: "Было бы хорошо, если бы ты начал молиться и искать Господа, потому что мы чувствовали в духе, что у Бога есть кое-что
для тебя".
После этого он начал молиться и искать Бога, и позднее он позвонил нам и сказал: "Бог сказал, что мне пора оставить церковь. Он имеет для меня кое-что другое".
Если бы мы попытались публично сделать то, что нужно было сказать лично, мы бы сильно навредили той церкви, вызвали быв ней разделение и испортили бы план Божий для поместного тела.
Обычно служители, которые вызывают проблемы и разделяют церкви — это те, которые имеют такое отношение: "Никто не будет мне указывать что делать!" или "Никто не будет мне указывать, о чем проповедовать!". Но если служитель не может быть благословением для людей, он вообще не имеет права проповедовать.
Глава 14
Подотчетность служителей
Каждый служитель должен быть кому-то подотчетен, потому что Библия говорит: "Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя" (Рим. 14:7). По сути дела, нет такого понятия как независимая церковь или независимый служитель. Мы все зависимы друг от друга, потому что мы все члены одного и того же тела (Рим. 12:5; 1 Кор. 12:12). Мы нуждаемся друг в друге.
Если служитель называет себя независимым, то по крайней мере с духовной точки зрения он должен быть подотчетным своей родной церкви, из которой он вышел. Или же если он принадлежит сообществу служителей, он должен отвечать перед ними.
Пастор — духовная глава поместной церкви, поэтому путешествующий служитель подотчетен пастору в тот момент, когда он служит в его церкви. А пастор, в свою очередь, тоже должен быть кому-то подотчетен. Прежде всего, конечно, в вопросах этики и честности служителей пастор отвечает перед своей общиной.
Но служители, включая пастора, должны принадлежать к какому-то сообществу, где они могут получить вклад в свою жизнь и служение, и где они могут действовать с определенной подотчетностью. Сообщества служителей должны помогать служителям: не пытаться их контролировать, а быть для них благословением.
Поэтому если служитель является членом какой-то организации, он должен быть ей подотчетен. Если же служитель называет себя независимым служителем и не принадлежит ни к какому сообществу служителей, то по крайней мере, он должен быть подотчетен своей церкви, откуда он вышел. Библия говорит: "... успех будет при множестве совещании' (Пр. 24:6).
Фактически, в Деяниях Апостолов, когда возник вопрос по поводу доктрин, ученики вернулись в свою родную церковь, то есть в Иерусалимскую церковь (Деян. 15).
Каждый пастор нуждается в пасторе и в родной церкви, из которой ему самому периодически служат. Другими словами, мы все нуждаемся друг в друге. Служителям тоже нужно слушать проповедь и учение Слова Божьего, как и их общинам. И иногда служителей нужно духовно исправлять, как и их общины.
Некоторые служители лишились своих церквей или же не служат сегодня, потому что они не прислушивались к благочестивому совету со стороны опытных служителей. В некоторых случаях если бы они слушались кого-то с духовным опытом, они бы были в служении и по сей день.
Иногда служители звонили мне и спрашивали моего совета по поводу чего-то, что они планировали делать в служении. Порой я советовал не делать этого, так как это разрушит их служение. Но некоторые из них не слушали. Я знал: то, что они хотят делать, немудро и не по Писанию, но они все равно это делали.
В некоторых из этих случаев они пережили кризис в своих служениях и уже не служат сегодня.
Иногда люди проповедуют доктрины, которые мы не одобряем, но они считают себя частью библейской церкви РЕМА. Возможно, они вышли от нас, и в одно время у них были доктрины, соответствующие Писанию. Но мы не одобряем то доктринальное заблуждение, которому они сейчас учат.
Да, мы должны быть за единство в Теле Христовом, независимо от того, являемся ли мы членами одной и той же поместной церкви или нет, потому что Тело Христово од- t
но. Если мы не будем ходить в любви к другим членам Тела Христова, мы можем столкнуться с проблемами.
Но, с другой стороны, сам Павел сказал: "... остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них" (Рим. 16:17). Павел дал совет остерегаться тех, кто вызывает проблемы и ссоры в Теле Христовом, и не иметь с ними ничего общего.
Фактически, в некоторых случаях это является хождением в любви. Если вы не будете остерегаться их, не будете заставлять отвечать за свой грех или доктринальное заблуждение, они могут так и не прийти к покаянию и принесут большой вред Телу Христа. Вы должны всегда задавать себе вопрос: "А что бы сделала любовь?". В некоторых случаях величайшее проявление любви заключается в том, чтобы разоблачить доктринальное заблуждение и защитить других членов Тела Христова от противоречивого учения.
Когда ваши маленькие дети игрались со спичками, в первый раз вы их, возможно, отчитали и рассказали об опасности огня. Если вы поймали их за игрой со спичками снова, вы, возможно, шлепнули их слегка и сказали прекратить. Но если вы словили их со спичками в третий раз, вы, наверное, хорошенько их отшлепали, чтобы они запомнили.
Действовали ли вы в любви? Конечно. Возможно, вы спасли их жизнь, потому что они могли поджечь дом. Точно также в Теле Христовом. Да, мы стремимся действовать в любви, но у любви есть и другая сторона. Когда Иисус ходил по земле, Он был Человеком любви и силы, и все же в праведном негодовании Он выгнал меновщиков денег из храма (Ин. 2:13-17).
Восстановление служителей
Поскольку поместная церковь похожа на семью, в церкви вы встретитесь с некоторыми проблемами, которые есть в семье. Детям нужна дисциплина и членам церкви тоже нужна дисциплина или исправление.
Iio то лее самое справедливо в отношении пасторов и служителей. Иногда служители переживают проблемы — моральные, финансовые и даже доктринальные — точно так же, как у всех других людей есть различные проблемы. Иногда им нужна дисциплина и коррекция. И нам нужно помогать им, когда мыв состоянии это делать.
Много лет назад я спросил лидера одной деноминации: "Когда служители допускают ошибку и падают, почему это не решается библейским путем? Библия говорит в Галатам 6:1: "Если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте (англ. восстанавливайте) такого в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным". Почему служителей не восстанавливают так, как указано в Библии?".
Он ответил: "Брат Хейгин, я верю, что многие люди, которые спотыкаются и грешат, м