Двенадцать анафематизмов из Чина Торжества Православия Русской Православной Церкви
1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
2. Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
3. Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святого Духа не единого быти Бога: анафема.
4. Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
5. Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
10. Отвергающим соборы Святых Отцов и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
11. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
12. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
[1] Текст составлен на основании следующих работ: Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви; его же Обзор Существующих Символических Документов и Вопрос Составления Нового; Алипий (Кастальский-Бородин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Сергиев Посад, 1994; Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие. М., 1997.
[2] Постановления Пято-шестого Трулльского Собора также относят к Шестому Вселенскому Собору 680 г.
[3] Перевод на русский язык Архимандрита Амвросия (Погодина) с Mgr. Louis Petit, Patrologia Orient. Т.17, PP. 435-442.
[4] Dionys. Areopag. De div. nominibus c. 2. P.G. t. 3, col. 641.
[5] Athanas. Magn. Contra Sabellia nos. n. 2. P.G. t. 28, col. 97.
[6] Gregor. Nazianz. Oratio de adventu AEgypt. P.G. t. 36. col. 252.
[7] Maxim. Epist. ad. Marinum. P.G. t. 91, col. 136.
[8] Ioann. Damasc. De fide orthod. lib. I, c. 12. P.G. t. 94, c. 849.
[9] Ibid. col. 832.
[10] Ibid. col. 849 o.
[11] Ibid. col. 832-3.
[12] Ibid. col. 849 b.
[13] P.G. t. 95 col. 60.
[14] P.G. t. 96, col. 605.
[15] P.G. t. 32, col. 329.
[16] Mansi Concil. t. XVII p. 520.
[17] Канон второго Антиохийского Собора ар. Pitra Juris ecclesiast. Græcorum t. I. p. 457. Этот же канон находится и среди толкований на «Правила Святых Апостолов»: ibid. p. 421.
[18] Р.G. t. 61, col. 624.
[19] Р.G. t. 31, col. 680.
[20] Из 8-й книги «Апостольских постановлений».
[21] Литургия Апостола Иакова. Владимирово, 1938. Сс. 22-23.
[22] Basil. Magn. Hom. V in Hexaem. n. 10. P. G. t. 29, col. 116.
[23] Ioann. Chrysost. Hom. I de prodit. Jud. P. G. t. 49, col. 380.
[24] P. G. t. 48, col. 642.
[25] Ioann. Chrysost. Hom. I de prodit. Jud. P. G. t. 49, col. 380.
[26] Ibid.
[27] Ioann. Damasc. P. G. t. 94, c. 832.
[28] Ibid.
[29] Ibid. col. 849 b.
[30] Nomocanonis tit. XII, c. 2. Pitra, Juris ecclesiastici Graecorum, t. II p. 600.
[31] Theodori Balsamonis Responsa ad interrogations Marci n. 15 P. G. t. 138, col. 968.
[32] Gregor. Naz. Orat. in. S. Athanasium. P. G. t. 35, col. 1108.
[33] Ibid. col. 1105.
[34] Ioann. Damasc. P. G. t. 36, c. 252.
[35] Dionys. P. G. t. 3, c. 641.
[36] P. G. t. 36, col. 252.
[37] P. G. t. 91, col. 136.
[38] Just. Mart. P. G. t. 6, col. 1224.
[39] P. G. t. 94, col. 824.
[40] См. Анастасия пресвитера и библиотекаря в Риме: «Vita Leonis III» — в жизнеописаниях пап. Святитель Фотий, вспоминая об этой обличительной деятельности православнаго римскаго папы Льва III против неправомыслящих, говорит в послании к митрополиту аквилейскому: «Оставляю бывших раньше, но вот Лев, епископ Римский, тот, который быль в древности, и другой, позднейший, показали себя единомысленными с кафолической апостольской Церковью, с бывшими до них святыми епископами и апостольскими установлениями. Первый оказал большое содействие святому IV Вселенскому Собору, чрез посланных им представителей и чрез свое послание, в котором были обличены Несторий и Евтихий; в нем же о Духе Святом возвестил, согласно с бывшими раньше соборными определениями, что он исходит от Отца, а не от Сына. Точно также равен сему по вере, как и по имени, и другой — позднейший Лев. Он, пламенный ревнитель благочестия, для того, чтобы наше пречистое учение благочестия не потерпело какого вреда и порчи от варварскаго языка, повелел на Западе славословить Святую Троицу и учить о Ней на первоначальном языке — греческом. И он не ограничился только словом и приказанием, но, сделав две доски, как бы два столпа, начертал на них (Символ веры) и поставил на виду у всех, прибив к церковным дверям, чтобы каждому можно было легко и безошибочно научиться благочестию и не было бы возможности тайной порче и нововведениям извращать нашу христианскую истину и вводить Сына, кроме Отца, как вторую причину исходящего от Отца Духа, равночестного с рожденным от Отца Сыном. И не только эти два святые мужа, просиявшие на Западе, сохраняли веру древле преданную: Церковь имеет немалый сонм и других провозвестников истины на Западе» (Фот. Посл. 5, § 3).