Акты Поместного Константинопольского Собора 1117 г. против монаха Нила и Евстратия Никейского
Примешивающим некоторые нелепости к неизреченному таинству воплощения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и говорят или мудрствуют, что человеческое (естество) Христа поклоняется рабски непостижимому Божеству и что это рабство, как существенное и неотъемлемое, вечно – анафема.
Неблагочестиво рассуждающим о разделении двух естеств, неизреченно, неслитно, нераздельно соединенных в Иисусе Христе, а зло объясняют и говорят, что воспринятое (человеческое естество) есть иное не только по естеству, но по достоинству, и что в нем (Господь) служит Богу и приносит служение Богу рабское и воздает должную честь подобно служебным духам, служа Богу и поклоняясь рабски; тем, кои учат, что Он, восприяв человечество, был великий Архиерей, а не Бог-Слово, потому что Он был человеком; тем кои дерзают таким образом разделять единого Христа Господа нашего и Бога, анафема.
Акты Поместного Константинопольского Собора 1156‑1157 гг. О Евхаристии
1. Говорящим, что во время мироспасительной страсти Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Жертву честного Его Тела и Крови, принесенную от Него о нашем спасении, как от архиерея, действовавшего ради нас по человечески (так как он Сам и Бог и жрец и жертва, согласно великому в богословии Григорию), Он принес Сам Богу и Отцу, но не принял как Бог с Отцом Сам Единородный и Дух Святый (так как через это они отчуждают от боголепного единочестия Самого Бога Слова и Единосущного и Единославного Сему Утешителя Духа), анафема трижды.
2. Не принимающим, что жертва, ежедневно приносимая принявшими от Христа Священнодействие Божественных Таин, приносится Святой Троице, как противоречащим Священным и Божественным Отцам Василию и Златоусту, с которыми согласны и остальные Богоносные Отцы в своих словах и писаниях, анафема трижды.
3. Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: «сие творите в Мое воспоминание», но не понимающим правильно слова «воспоминание» и дерзающим говорить, что оно (то есть воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови, принесенную на честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный Отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, анафема трижды.
4. Выдумывающим и вводящим временные расстояния в примирении человеческого естества с божественным и блаженным естеством Живоначальной и Всенетленной Троицы и законополагающим, что мы сперва примирились с Единородным Словом из самого соединения (с Ним), а после с Богом и Отцом спасительною Страстию Владыки Христа, и разделяющим то, что нераздельно у Божественных и блаженных Отцов (которые научили, что Единородный примирил нас с Самим Собою посредством всего таинства домостроительства и через Самого Себя и в Себе с Богом и Отцом и, соответственно вполне, со Всесвятым и Животворящим Духом), как изобретателем новых и иноплеменных учений, анафема трижды.
Акты Поместного Константинопольского Собора 1166‑1170 гг. против митрополита Константина Булгара и монаха Иоанна Ириника
1. Принимающим слова истинного Бога Господа и Спаса нашего Иисуса Христа Отец Мой больше Меня согласно с толкованием Святых Отцов по отношению к человечеству, которым он пострадал, — вечная память.
2. Разумеющим и возвещающим, что Он, принимая человеческую природу, переменил ее в Божество, и не полагают, что через это соединение плоть Господа присоединилась к Божественному достоинству, и стала предметом одного почитания с Богом Словом, принявшим оную, и, следовательно, равно почитаема и прославляема с Отцом и Святым Духом, не смотря на то, что плоть не была соприсносущна Отцу и не перестала быть сотворенною и описуемою по своим естественным свойствам; тем, кои говорят, что плоть переменилась в Божественное естество; откуда следует, что или воплощение было воображаемо или Божество страдало – анафема.
3. Утверждающим, что плоть Господа, через ипостасное соединение вознесенная к высочайшему достоинству, не изменно, не слитно пребывает с приемшим ее Богом Словом и с Ним почитаема, прославляема единым поклонением и сидит на престоле одесную Бога Отца, обогатившаяся возвышением Божества с сохранением свойства естеств – вечная память.
4. Отвергающим выражения Святых Отцов Церкви, определившие учение ее о православных догматах: Афанасия, Кирилла, Амвросия, Амфилохия, Льва святого Архиепископа древнего Рима и других и не принимают акты 4-го и 6-го Вселенских соборов – анафема.
5. Принимающим слова истинного Бога, Спаса Господа нашего Иисуса Христа Отец Мой больше Меня, как разнообразно изъяснили святые, одни по Божеству Его, потому что Он от Отца рожден (виновного ради от Отца рождения), другие по естественным свойствам плоти, которую принял Он Божеством (Ипостасью Божества), то есть, что Господь по причине сотворенного, описуемого и смертного назвал Себя меньшим от Отца; говорящим, что выражение касается только плоти, отдельной от Божества, в том смысле, как если бы она не была соединена с Ним, и которые не принимают разделения в той мысли, как приняли его отцы, говоря о подчинении или неведении (плоти), не принимают, что плоть Христова равночества с Божеством, а допускают, что ествественные свойства плоти Господа приняты Божеством в Ипостась и нераздельно с нею пребывают, и учат о неипостасном и ложном, как об ипостасном и истинном – анафема.
Бывшему митрополиту Керкирскому Константину Булгару, зло и нечестиво учившему о словах истинного Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Отец Мой больше Меня, и не мыслящему о них и не объясняющему их подобно тому, как мыслят и объясняют их святые и богоносные отцы, что когда Единородный Сын принял от Святой Девы и Богородицы плоть, соединившуюся не слитно с Божеством, и по нераздельном соединении с Ним, имевшую свои свойства, Господь по ним именовал Отца большим Себя и есть покланяем и славим с принятою Им (плотию) единым поклонением вместе с Отцом и Всесвятым Духом, как единый Бог. Противящемуся же такому пониманию, что Господь есть единая Ипостась, имеющая соединенные два естества, но полагающему плоть в раздельности от Божества, подобно плоти каждого из людей, не желающему следовать 4-му и 6-му Вселенским соборам, которые о двух не слитно соединенных естествах во Христе право и благочестиво научили веровать Христову Церковь и впадшему в разные ереси – анафема.
Всем одинаково мудрствующим с тем Константином Булгарским и подобно ему отлученным – анафема.
Невежественнейшуму и лживому монаху, пустому борцу Иоанну Иринику и его нечестивым писаниям и лобызающим их, как славящим и говорящим не то, что в Господе нашем Иисусе Христе и Боге Божество соединилось с человечеством не раздельно, не слитно, что Он был совершенный человек, в каком смысле в Священном Евангелии сказано Отец Мой больше Меня, но так говорящим о человечестве, что оно раздельно от Божества в том смысле, что оно как бы не соединялось с Ним, как всех общее и наше – анафема.