Монархическое общество и империализм
В ходе исторического развития феодальные общества обычно становились монархическими. Как возникла политическая форма монархического общества Западной Европы?
Все королевства, созданные германскими народами, были недолговечными, за исключением Франкского государства, образованного одним из западногерманских племен. Франкские короли из династии Меровингов приняли христианство и ассимилировали достижения римской цивилизации. На этом основании они положили начало романо-германской ветви Западной Европы. Когда меровингские короли утратили силу, фактическим правителем франков стал Карл Мартелл. Он расширил границы своего королевства, вытеснив мавров, вторгшихся с юго-запада. Его сын Пипин Короткий стал родоначальником династии Каролингов. Карл Великий, сын Пипина, высоко ценивший идеал христианского королевства Блаженного Августина, положил его в основу своей империи. Он объединил западную и центральную Европу, обеспечив стабильность земель, народы которых пребывали в состоянии хаоса из-за больших миграций, и образовал на них Франкское государство.
B религиозном аспекте христианское монархическое общество, пришедшее на смену христианскому феодальному обществу, было духовным королевством. Оно подчинялось власти пап и выросло на духовном основании для Мессии. В 800 году н. э. Лев III короновал Карла Великого с благословения церкви, передав в его руки главную ответственность за Божье провидение. Духовное королевство, управляемое папством, и политическая империя — Франкское государство во главе с Карлом Великим — объединились и образовали христианское королевство.
Период христианского королевства соотносится с периодом единого Израильского царства эпохи Ветхого завета на основе провиденциальной идентичности времени. В обоих случаях назначением монархического общества, последовавшего за феодальным, было консолидировать больше власти, людей и земель на стороне Бога путем преодоления раздробленности феодального общества. Ранее уже объяснялось, что папа, возглавлявший церковь с положения архангела, должен был приготовить основание для восстановления физического мира. После благословения, данного королю, и возведения его на престол папа должен был служить ему, заняв положение Каина. Королю, в свою очередь, надлежало следовать учению папы, проводя в жизнь политику построения государства, готового принять Мессию. Если бы папа и король создали христианское королевство, отвечающее воле Бога, этот период стал бы последними днями, временем пришествия Мессии. Тогда возникло бы новое выражение истины, способное полностью разрешить проблемы религии и науки и положить конец их разногласиям, представив их как части единого целого. Эта истина указала бы путь развития религии, политики и экономики, объединив их усилия в направлении достижения единой цели — Божьего идеала. Это должно было стать основанием для Второго пришествия Мессии. Поэтому с наступлением периода христианского королевства феодализм должен был прекратить свое существование. Однако, поскольку папы и короли не действовали в согласии с Божьей волей, осуществить изначальную идею Карла Великого не удалось и феодальное общество не распалось; наоборот, оно набрало силу и процветало еще в течение нескольких столетий. Так религия, политика и экономика остались оторванными друг от друга, а духовное царство с папой в центре вступало все в более частые конфликты с земными королевствами, где власть принадлежала королям.
Христианская империя потерпела неудачу в подготовке почвы для прихода Мессии — создании единого королевства. Когда феодальная система созрела для консолидации в мощную монархию, Карл Великий основал свою империю. Однако ему так и не удалось подчинить облеченных властью феодалов. Вместо этого феодальная система укрепилась и император Священной Римской империи опустился до положения крупного феодала.
Феодальная система процветала в Европе до XVII века, времени становления абсолютной монархии. По мере ослабления феодального строя власть феодалов, прежде децентрализованная, стала сосредоточиваться в руках королей, которые стали пользоваться абсолютной властью, мотивируя это “священным правом королей”. Абсолютные монархии процветали до Bеликой французской революции 1789 года.
Что было характерно для христианского монархического общества с точки зрения истории религии в период, когда христианство находилось под властью пап? Папы не следовали Божьей воле, становясь все более светскими по своей сути, и шли по пути духовной деградации. Кроме того, из-за повторяющихся неудач крестовых походов папство утратило свой авторитет, а в период пленения в Авиньоне лишилось власти и сана. После религиозной реформации 1517 года западное христианство перестало существовать как единая духовная монархия.
Что касается пути экономического развития в этот период, феодальный уклад экономики сохранился даже тогда, когда феодализм как форма политического общественного устройства был вытеснен абсолютной монархией. В городах развивался капитализм; фабриканты и торговцы, заручившись поддержкой короля, общими силами боролись против ограничений феодальной системы. В сельской местности появились сельскохозяйственные образования, в рамках которых независимые фермеры искали поддержки королей, чтобы противостоять власти феодалов. Однако ни одна из этих мер не смогла помочь полностью устранить феодализм. Он просуществовал до Bеликой французской революции.
С развитием истории экономики на смену феодализму пришел капитализм, за которым последовал империализм. Подобно тому как абсолютная монархия характеризуется консолидацией государственной власти, капитализм характеризуется монополизацией финансов и капитала. Капитализм возник одновременно с появлением абсолютной монархии в XVII веке и процветал во время промышленной революции в Англии и после нее. Его целью в провидении было способствовать расширению основ экономики, заложенных феодальной системой: росту капитала и централизации экономической деятельности. Еще больше это касалось империалистического общества, характеризующегося мировым размахом. Тенденция империализма к завоеванию колоний, начавшемуся в этот период, была обусловлена с провиденциальной точки зрения необходимостью создать экономическое, политическое и религиозное основание мирового масштаба. Мы рассматриваем здесь лишь европейский империализм, поскольку Божье провидение восстановления было сосредоточено на Западной Европе. Конкуренция между странами Западной Европы привела к борьбе за колонии во всем мире перед началом первой мировой войны. Этот процесс способствовал тому, что путь в сферу западной христианской цивилизации был открыт для всего мира.
Демократия и социализм
Эпоха монархии уступила место эпохе демократии. Мы помним, что целью монархии было создание королевства, способного поддержать Мессию и его царствование. Но поскольку этот промысл не осуществился в период христианского королевства, Бог открыл новый промысл подготовки суверенной нации, которая была бы способна принять Мессию. Поэтому монархическое общество в конце концов было разрушено и на смену ему пришла демократия.
В демократии суверенные права принадлежат народу. Демократическое правительство избирается людьми и существует в их интересах. Целью демократии является разрушение монархической монополии, действующей вразрез с волей Бога, и установление новой политической системы, позволяющей осуществить цель провидения восстановления, т. е. принять Мессию как Царя Царей.
По мере развития истории дух человека становится все более просветленным в связи с ростом преимуществa эпох в провидении восстановления. Изначальная душа человека, взаимодействуя с провидением, тянется к религии, часто не осознавая причины. В конечном итоге люди придут к принятию христианства, утвержденного Богом в качестве наивысшей религии. Именно по этой причине сегодняшний мир постепенно преобразуется в единую цивилизацию, основанную на христианских идеалах.
По мере того как история приближается к своему завершению, воля народа склоняется в пользу христианства. Демократические правительства, избранные волей народа, тоже постепенно становятся христианскими. Итак, когда Мессия придет в общество с демократическим правительством, достаточно развитым в духе христианства, он сможет установить Божье владычество на земле, пользуясь поддержкой всех людей. Тогда будет восстановлено Царство Небесное на земле. Нам важно знать, что демократия зародилась, чтобы подорвать сатанинское владычество в целях завершения Божьего провидения, которое направлено на восстановление в соответствии с волей народа Божьего владычества с возвратившимся Христом в центре.
Демократические движения, поднявшиеся против абсолютной монархии в XVII и XVIII вв., вызвали демократические революции в Англии, Америке и Франции. Они разрушили монархическое общество и установили основы демократического общества. Различные формы, которые принимала демократия в соответствии с провиденциальными целями гебраизма и эллинизма, будут рассматриваться в следующей главе.
Исторический прогресс в религиозной сфере достиг ступени христианской демократии после того, как христианская монархия была повержена религиозной реформацией 1517 года. Демократические силы внутри христианства воспользовались реформацией, чтобы разрушить духовное королевство, в котором папы пользовались неоораниченной властью. Изначальным стремлением Бога было объединение христианского королевства и монархического христианства пап с целью создания царства, способного принять Мессию. Однако, когда папы не справились со своей ответственностью, христианская монархия, которой они правили, должна была погибнуть. В ее разрушении и состояла миссия христианской демократии, подобно тому как миссией политической демократии было разрушение абсолютной власти политической монархии. В соответствии с этим религиозная реформация открыла перед людьми путь свободного поиска Бога, который основывался на самостоятельном чтении Библии и не требовал посредничества духовных лиц. Итак, наступила эпоха христианской демократии, когда религиозная жизнь людей больше не должна была подчиняться чьему-либо авторитету, а могла идти независимым путем веры. Итак, христианская демократия создала социальную среду, позволяющую людям свободно искать путь к Христу в его Bторое пришествие независимо от того, каким образом оно осуществится.
С другой стороны, назначением социалистических идей, возникших в ходе развития экономической истории, было низвержение империализма и установление демократической формы экономики. Первую мировую войну можно рассматривать как борьбу империалистических наций за обретение колоний. Однако в конце второй мировой войны дух демократизма достиг небывалых высот и начал подрывать колониальную политику, заставляя великие державы отказываться от своих колоний и освобождать их народы. Следовательно, с падением империализма капитализм начал эволюционировать в социалистическую экономику.
Для сатанинского мира, который стремится к созданию коммунистического общества, вполне естественно выступать в защиту социализма. Причина состоит в том, что сатана, воплощая в жизнь Божий план в искаженном виде, всегда предпринимает попытки воспрепятствовать тому, что собирается совершить сторона Бога. Божий замысел состоит в том, чтобы развить социалистическую экономику, однако по форме и содержанию она совершенно отличается от той, которую устaновил в действительности коммунизм. С точки зрения Божьего идеала творения, Бог наделяет всех людей равной изначальной ценностью. Он хочет обеспечить каждому благоприятную среду обитания и одинаковые условия жизни, как сделали бы любящие своих детей родители. При этом производство, распределение и потребление в идеальном обществе должны иметь такую же органическую связь друг с другом, какая существует между желудком, сердцем и легкими в человеческом теле. Так что не должно быть никакой разрушительной конкурентной борьбы из-за перепроизводства или несправедливого распределения, ведущего к излишнему накоплению и потреблению, что противоречит цели общего блага. Общество должно производить достаточный обьем необходимых и полезных товаров, которые бы справедливо распределялись между людьми в надлежащих количествах, и обеспечивать разумное их потребление, находящееся в гармонии с целью во имя общего. Так же как печень обеспечивает запас питательных веществ для всего организма, соответствующий фонд капитала должен быть обеспечен для слаженной работы всего экономического механизма.
Поскольку человек был сотворен, чтобы жить в таком идеальном обществе, он неизбежно стремится к социалистическому устройству, ища демократических свобод и углубляясь в поиски своей изначальной души. Это особенно справедливо на завершающем этапе провиденциальной истории, когда этот идеал может быть наконец осуществлен. Поскольку все люди стремятся к такому идеалу, демократическая политика, созданная волей народа, также последует в этом направлении. Поэтому в конце концов должно возникнуть социалистическое общество, в котором воплотится Божий идеал. В раннем христианском обществе существовало понятие социалистического мироустройства. “Утопия” Томаса Мора, написанная в Англии в XVI веке, и гуманистический социализм Оуэна, возникший в период промышленной революции в Англии, отражали, каждый по-своему, видение социалистического идеала. Те же идеи подчеркивались христианским социалистическим движением, ярким представителем которого был Чарльз Кингсли с его защитой христианского социализма в Англии в середине XIX столетия. Все это должно рассматриваться как естественное выражение изначальной природы человека, которая стремится к идеалу творения.