Период папского пленения и возвращения
Еврейский народ, впавший в неверие и неспособный покаяться, не смог воплотить Божий идеал храма. По этой причине, предпринимая новую попытку осуществить Свою волю, Бог допустил, чтобы жители Иудеи попали в плен к вавилонянам, представлявшим мир сатаны, и страдали там в рабстве, как в свое время Он поступил с израильтянами, которые ушли в Египет, мир сатаны, и страдали там в невоое, чтобы восстановить искуплением неудачное символическое жертвоприношение Авраама.
Как уже говорилось выше, Бог учредил период христианского королевства, чтобы построить царство Мессии. Он действовал через пап и императоров, чтобы подготовить основание для Мессии Второго пришествия. Согласно намерениям Бога, папа и король должны были передать трон и королевство в руки Мессии, когда он явится как Царь Царей (Ис. 9:6; Лук. 1:33) на заложенное ими основание. Но они погрязли в коррупции и не покаялись. Папы не заложили духовное основание для королей, лишив их возможности занять положение центральных личностей в создании субстанциального основания. Поэтому основание для Второго пришествия Христа не было создано. Чтобы начать новый промысл восстановления этого основания, Бог допустил, чтобы папы попали в плен и страдали в неволе.
В более ранний период еврейского пленения и возвращения царь Иоаким, члены царской семьи, пророки, включая Даниила и Иезекииля, священники, чиновники, ремесленники и многие другие евреи 70 лет находились в плену у вавилонского царя Навуходоносора, после чего Персидская империя уничтожила Вавилон и еврейский народ был освобожден указом царя Кира (4 Цар. 24, 25; Иер. 39:1-10). Затем последовал период продолжительностью в 140 лет, в течение которого изгнанники возвращались на свою землю тремя потоками и наконец заложили основы собственной нации, сплоченной вокруг пророка Малахии. С этого времени они начали приготовление к принятию Мессии. В период папского пленения и возвращения, предназначенного для восстановления искуплением вышеназванного периода на основе субстанциальной идентичности времени, второму Израилю пришлось пройти аналогичным путем.
Из-за своей безнравственности папы и священники постепенно теряли доверие народа. Поражение крестовых походов еще более подорвало их авторитет. Итак, к концу крестовых походов в недрах изживающей себя феодальной системы Европы стало зарождаться современное государство. По мере усиления монархической власти обострился конфликт между папами и королями. Один из них привел к тому, что по приказу французского короля Филиппа IV Красивого папа Бонифаций VIII был подвергнут аресту. В 1309 году он вынудил папу Климента V переместить папскую резиденцию из Ватикана на юг Франции, в Авиньон, где его преемники в течение последующих 70 лет жили как пленники, находясь в полном подчинении у французских королей. В 1377 году папа Григорий XI вернул папскую резиденцию в Рим. После его смерти кардиналы избрали папой итальянца Урбана VI, бывшего архиепископа Барийского. Однако французы, составлявшие в собрании большинство, создали оппозицию новому папе, избрали вместо него Климента VII и образовали альтернативную резиденцию в Авиньоне. Великий раскол продолжался до начала следующего века, когда в 1409 году кардиналы обеих сторон созвали собор в итальянском городе Пиза, чтобы разрешить эту тупиковую ситуацию. Они отрешили от власти обоих пап, избрав законным папой Александра V. Однако прежние папы не приняли своего низложения и в результате в римской церкви стaло сразу трое пап. В скором времени был созван Констанцский собор (1414—1418), в котором участвовали кардиналы, епископы, теологи, члены правящей семьи, крупные феодалы и другие высокие лица. Решением этого собора все три папы были низложены и новым папой был избран Мартин V. Так был положен конец периоду великого раскола.
Констанцский собор настоял на том, чтобы вселенским соборам церкви были отданы высшие полномочия, превышающие папские, и чтобы они обладали правом избирать или низлагать пап; было принято решение, что такие соборы будут созываться в дальнейшем регулярно. Так была предпринята попытка реформировать римскую церковь в орган конституционной монархии. Однако в 1431 году, когда делегаты собрались на следующий собор, проходивший в швейцарском городе Базеле, новый папа попытался воспрепятствовать его открытию. Несмотря на это, собор все же состоялся, но в 1449 году он был автоматически распущен. Итак, план создания конституционной монархии в римской церкви не был осуществлен и папство вернуло себе власть, утраченную в 1309 году.
Многие лидеры соборного движения XIV—ХV вв. пытались реформировать коррумпированное папство. Для этого были созданы советы представителей, в которые вошли как епископы, так и миряне. Однако все эти попытки не возымели успеха, так как папство в конечном итоге полностью вернуло себе прежние положение и власть. Кроме того, советы представителей составили оппозицию радикальным реформам, проводимым Джоном Уиклифом (1330—1384) и Яном Гусом (1371—1415). Оба были объявлены еретиками. После того как на Констанцском соборе Яну Гусу вынесли смертный приговор, он был сожжен на костре. Эта смерть послужила толчком к подъему протестантского движения за религиозную реформацию. Этот период охватил приблизительно 210 лет. Он начался в 1309 году 70-летним пленением пап в Авиньоне, был отмечен затем великим расколом и восстановлением власти пап в римской церкви и продолжался до религиозной реформации 1517 года во главе с Мартином Лютером. Целью этого периода являлось восстановление на основе субстанциальной идентичности времени периода еврейского пленения и возвращения, длившегося 210 лет, начиная с 70-летнего периода вавилонского плена, включая затем периоды возвращения евреев в Израиль, построения ими храма, и заканчивая реформой в области политики и религии, в центре которой стоял пророк Малахия.
Раздел 6
Период приготовления к пришествию Мессии и период
приготовления ко Второму пришествию Мессии
После периода еврейского пленения и возвращения прошло еще 400 лет, прежде чем Мессия пришел в израильский народ. Это был период приготовления к пришествию Мессии. Христианам также предстоит встретить Господа Второго пришествия лишь по окончании 400-летнего периода приготовления ко Второму пришествию Мессии, который начался после периода папского пленения и возвращения. Этот период был вызван необходимостью восстановить на основе субстанциальной идентичности времени 400-летний период приготовления к пришествию Мессии.
В течение 4000 лет Божьего провидения восстановления, начиная с Адама и заканчивая Иисусом, вертикальные условия искупления накапливались в связи с постоянным вторжением сатаны в промыслы восстановления основания веры посредством числа 40, необходимым для отделения от сатаны. Период приготовления к пришествию Мессии должен был стать последним периодом провиденциальной истории, когда все эти вертикальные условия могли быть восстановлены искуплением горизонтально. Чтобы восстановить этот период, прежде должен наступить период приготовления ко Bторому пришествию Mессии, как завершающий период провиденциальной истории, в течение которого все вертикальные искупительные условия за 6000 лет провиденциальной истории со времени Адама следует восстановить горизонтально.
Вернувшись из вавилонского плена, израильтяне раскаялись в грехе идолопоклонства, построили храм, разрушенный вавилонским царем Навуходоносором, и обновили веру на основе закона Моисея во главе с пророком Малахией. Так было восстановлено основание веры. Подобным образом, после возвращения папской резиденции в Рим средневековые христиане восстановили основание веры, начав движение за реформу римской церкви. Их усилия увенчала религиозная реформация, начатая Мартином Лютером. Движение реформации рассеяло мрак средневековья, озарив евангельским светом Европу, и проложило новые пути веры.
Период приготовления к пришествию Мессии явился периодом восстановления искуплением на основе образной идентичности времени периода приготовлений Иакова к приходу в Египет, т. е. 40 лет его жизни со времени возвращения из Харрана в Ханаан до прихода в Египет. Период приготовления ко Второму пришествию Мессии предназначен для восстановления искуплением этого периода на основе субстанциальной идентичности времени. Исходя из этого, христианам пришлось идти путем тягот и лишений, подобно семье Иакова до встречи с Иосифом в Египте или израильтянам до встречи с Иисусом. Поскольку в провиденциальную эпоху восстановления человек мог оправдаться перед лицом Бога посредством таких внешних условий, как соблюдение закона Моисея и принесение жертв, первый Израиль в период приготовления к пришествию Мессии шел путем внешних страданий, находясь под властью язычников, таких, как персы, греки, египтяне, сирийцы и римляне. В провиденциальную эпоху продления восстановления христиане могли быть оправданы перед Богом посредством соблюдения внутренних условий — молитвы и веры согласно учению Иисуса. Поэтому второму Израилю в период приготовления ко Второму пришествию Мессии пришлось идти путем внутренних страданий. Ведущая идеология Ренессaнсa, гуманизм, и идеология Просвещения, а также призывы к религиозной свободе, порожденные Реформацией, дали толчок к появлению множества течений в философии и теологии, что привело к великому смятению в христианской вере и потере ориентиров в духовной жизни людей.
Итак, 400-летний период приготовления ко Второму пришествию Мессии предназначен для восстановления на основе субстанциальной идентичности времени 400-летнего периода приготовления к пришествию Мессии. Теперь рассмотрим, каким образом создавались исторические условия для принятия Мессии в течение этих двух периодов.
За 430 лет до первого пришествия Христа Бог послал избранному народу пророка Малахию, чтобы пробудить в нем ожидание Мессии. В то же время Бог неустанно побуждал евреев реформировать иудаизм и углублять свою веру, чтобы внутренне подготовить их к пришествию Мессии. В этих же целях по воле Бога среди других народов мира зародились разные религии, отвечающие местным условиям и культурам каждого из них. В Индию Бог послал Гаутаму Будду (565—485 до н. э.), ставшего родоначальником буддизма как новой ступени индуизма. В Греции Он вдохновил Сократа (470—399 до н. э.) и открыл золотую эпоху классической греческой цивилизации. На Дальнем Востоке Бог взрастил Конфуция (552—479 до н. э.), чье учение — конфуцианство — определило нормы человеческой этики. На этом мировом основании должен был явиться Иисус, чтобы объединить иудаизм, эллинизм, буддизм и конфуцианство посредством своего учения. Ему надлежало соединить все религии и цивилизации в единую общемировую цивилизацию, основанную на христианском Евангелии.
С наступлением эпохи Ренессaнсa Бог начал готовить благоприятные условия для Второго пришествия Христа. Эпоха Ренессaнсa способствовала восстановлению искуплением на основе субстанциальной идентичности времени более раннего периода, установленного Богом с целью подготовки условий всемирного масштаба для прихода Иисуса. Начиная с Ренессaнсa произошел стремительный скачок в развитии политики, экономики, науки и культуры, а также всех других аспектов человеческой деятельности. Сегодня эти области достигли своего зенита, создав благоприятные условия на всемирном уровне для Второго пришествия Христа. Во времена Иисуса на Средиземноморском побережье образовалсь обширная политическая территория, центром которой стала Римская империя с ее развитыми средствами связи, позволявшими достичь любой точки мира. Рим стал центром огромной эллинистической цивилизации, сформировавшейся на основе греческого языка. Таким образом была подготовлена необходимая почва для того, чтобы учение Мессии быстро распространилось от Израиля, где жил Христос, до Рима и всех уголков мира. В эпоху Второго пришествия демократическая политическая сфера распространилась по всему миру под влиянием великих держав. Расстояние между Востоком и Западом значительно сократилось благодаря стремительному прогрессу в области транспорта и связи; широкий языковой и культурный обмены способствовали большому сближению людей во всем мире. Все эти факторы подготовили условия для скорейшего распространения учения Господа Второго пришествия по всему миру. Следовательно, когда Господь Второго пришествия придет на землю, его истина сможет завоевать сердца людей во всем мире, что приведет к коренным изменениям в жизни нашей планеты.
Раздел 7
Развитие истории с точки зрения провидения восстановления
Как уже говорилось в главе “Принцип творения”, Царство Божье на земле — это мир, созданный по образу совершенного человека. Следовательно, падший мир можно рассматривать как образ падшего человека. Поэтому общую тенденцию развития человеческой истории, созданной падшими людьми, можно понять, проанализировав внутреннюю жизнь падшего человека.
Мы не можем отрицать тот факт, что падший человек обладает изначальной душой, побуждающей его следовать добру, и злой душой с ее неправедными желаниями, призывающей его восставать против изначальной души. Несомненно, обе они находятся в состоянии непрекращающейся войны друг с другом, пробуждая в нас непостоянство и противоречивое поведение. Поскольку человеческое общество состоит из людей, переживающих жестокую внутреннюю борьбу, их взаимоотношения также характеризуются дисгармонией и конфликтами. Таким образом, человеческую историю можно представить как совокупность конфликтных социальных взаимоотношений, из-за чего она неизбежно полна конфликтов и войн.
Тем не менее человек, находясь в непрерывной внутренней борьбе между изначальной и злой душой, неизменно стремится отвергнуть зло и следовать дорогой добра. Это приносит плоды в виде добрых дел. Благодаря действию изначальной души даже падший человек способен участвовать в Божьем провидении восстановления, продвигаясь вперед по пути осуществления целей добра.
Итак, у истоков исторического прогресса стоит человек, который даже в водовороте добра и зла прилагает целенаправленные усилия к тому, чтобы отвергнуть зло и преумножить добро. Следовательно, тот мир, к осуществлению которого направляется историческое развитие, — это не что иное, как Царство Небесное, в котором будет претворена цель добра.
Мы должны понимать, что конфликты и войны — это временное явление, благодаря которому происходит разделение добра и зла на пути к осуществлению конечной цели добра. Поэтому, хотя зло временами и одерживает верх, Бог использует это в Своем провидении, чтобы направить историю к достижению все более высоких ступеней воплощения добра. В соответствии с этим продвижение истории человечества к добру достигается посредством непрекращающегося процесса отделения добра от зла согласно Божьему провидению восстановления.
При этом из-за кровной связи прародителей человечества с сатаной последний, используя падших людей, осуществил прежде Бога идеальный мир в искаженном виде. В результате в человеческой истории возник мир не-по-Принципу — ложное подобие Божьего идеала. На закате греховной истории, перед тем как Бог сможет восстановить Царство Божье на земле, сатана воздвигнет свой мир псевдо-Принципа — коммунистический мир. Это пример того, как сатана, положивший начало этой истории, опережает Бога, воплощая в форме псевдо-Принципа то, что намеревается осуществить Бог. Поэтому в ходе провидения восстановления ложное подобие истины предшествует появлению самой истины. Это положение Принципа проливает свет на пророчество Иисуса о том, что перед приходом истинного Христа явятся aнтихристы.