Субстанциальное основание с Иисусом Навином в центре
Когда в Кадес-Варни Моисей дважды ударил по скале, промысл для начала пути в Ханаан, который должен был основываться на скале, не осуществился. Хотя сатана вторгся в этот промысл внешне, основание, которое Моисей заложил внутренне, добыв воду из скалы в Рефидиме, осталось нерушимым. Благодаря этому Моисей смог извлечь воду из скалы в Кадес-Варни и напоить людей. Эти события послужили образцом для будущего провидения. Все "внешние" израильтяне, за исключением Иисуса Навина и Халева, рожденные в Египте и утратившие веру в пустыне, погибли. Иисус Навин и Халев, продемонстрировавшие твердую веру в течение 40 дней разведки, были спасены (Чис. 32:11, 12). "Внутренние" израильтяне, младшее поколение, рожденное и выросшее в пустыне, где люди испили воды из скалы и восславили скинию, вошли в Ханаан, ведомые Иисусом Навином.
Бог сказал Моисею, что он не войдет в Ханаан, и дал ему указание: "Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему нaстaвление пред глaзaми их, и дaй ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых" (Чис. 27:18-20).
Разведчики принесли вести, испугавшие народ, и только двое из посланных в Ханаан - Иисус Навин и Халев - остались неизменными в своей вере, опираясь на основание веры для скинии, заложенное Моисеем. С абсолютной верой и преданностью они смогли возвести основание для скинии и чтить ее до конца. Хотя позже вера Моисея пошатнулась, каменные скрижали, ковчег и скиния не были утрачены, покоясь на основании для скинии, которое создал Иисус Навин.
Итак, Бог разработал еще один промысл для начала пути, на этот раз на основании воды из скалы. Чтобы осуществить его, Он поставил Иисуса Навина на место Моисея и позаботился о том, чтобы "внутренние" израильтяне слушались его и встали вместе с ним на основание для скинии. Благодаря этому они смогли войти в Ханаанскую землю, где им предстояло выполнить национальное искупительное условие избавления от падшей природы. Таким путем Бог намеревался создать субстанциальное основание на третьем национальном пути, в центре которого стоял Иисус Навин. Поэтому Он сказал:"...ибо он будет предшествовать народу сему, и он разделит им на уделы землю, на которую ты посмотришь" (Втор. 3:28).
Когда Моисей успешно завершил 40-летний период скитаний в Мадиамской пустыне, Бог явился ему и приказал вести израильтян в Ханаан - землю, где "течет молоко и мед" (Исх. 3:8-10). Аналогично, когда Иисус Навин с верой и преданностью завершил 40-летний период скитаний в пустыне, Бог, призывая его занять положение Моисея, наказывал: "Моисей, раб Mой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым... и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им" (Нав. 1:2, 5, 6).
Получив указания от Бога, Иисус позвал "надзирателей народа" и передал им Божью волю (Нав. 1:10). Они ответили: "Bсе, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем... Всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!" (Нав. 1:16-18). Они поклялись своими жизнями, что будут следовать Иисусу. Заняв место Моисея и унаследовав его миссию восстановления Ханаана, Иисус Навин стал прообразом Христа Второго пришествия, который должен был явиться, чтобы завершить неоконченную миссию Иисуса. Подобно тому как Иисус Навин восстанавливал искуплением путь Моисея, путь Христа Второго пришествия предназначен для восстановления искуплением - и духовно, и физически - пути духовного восстановления, которым шел Иисус.
На втором национальном пути Моисей послал 12 разведчиков в Ханаан (Чис. 13:1, 2). Завершив свою миссию с верой, Иисус Навин и Халев создали основание Сердца, позволившее Иисусу Навину отправить двух человек на разведку в укрепленный город Иерихон (Нав. 2:1). По возвращении из Иерихона они представили полный веры отчет: "Господь предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас" (Нав. 2:24). Младшее поколение израильтян, выросшее в пустыне, поверило словам разведчиков. Этой верой они искупили грех своих родителей, которые не смогли успешно завершить 40-дневную разведывательную миссию.
Поклявшись следовать Иисусу Навину, стоявшему на основании для скинии, ценой своей жизни, "внутренние" израильтяне также смогли встать на это основание. Восстановив промысл для начала пути, основанный на воде из скалы, они завоевали такое же положение, как и их родители, участвовавшие во главе с Моисеем в промысле для начала пути во время исхода из Египта, когда Бог совершил три чуда и десять казней. Подобно израильтянам, которые, следуя за Моисеем, прошли трехдневный путь перед пересечением Чермного моря, израильтяне во главе с Иисусом Навином также прошли трехдневный путь перед пересечением Иордана (Нав. 3:2). На втором национальном пути, после того как завершился трехдневный путь, облачный и огненный столпы направляли израильтян к Чермному морю. Подобно этому, после окончания израильтянами трехдневного пути во главе с Иисусом Навином ковчег завета "направлял" их к Иордану (Нав. 3:3, 6). Скрижали, находившиеся в центре ковчега, и столпы облака и огня символизировали Иисуса и Святой Дух.
Чтобы указать путь израильтянам и разделить Чермное море, Моисей воспользовался жезлом. Чтобы указать путь войску, Иисус Навин поместил ковчег завета впереди строя. Когда несшие его священники вошли в Иордан, воды расступились, открывая путь следовавшим за ковчегом людям, и они перешли реку по суше (Нав. 3:16, 17). Жезл Моисея символизировал Иисуса; ковчег с каменными скрижалями, манной и жезлом Аарона символизировал Иисуса и Святой Дух. Следовательно, то, что воды Иордана расступились перед ковчегом, позволяя израильтянам безопасно пройти в Ханаанскую землю, предвещало, что по пришествии Иисуса и Святого Духа грешный мир, представленный водой (Отк. 17:15), предстанет перед судом и будет разделен на мир добрa и мир злa. Тогда все глубоко верующие люди завершат восстановление Ханаана на всемирном уровне.
Когда весь народ перешел через Иордан, Бог приказал Иисусу Навину: "Возьмите себе из народа двенадцать человек, по одному человеку из колена, и дайте им повеление и скажите: возьмите себе отсюда, из середины Иордана, где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с собою, и положите их на ночлеге, где будете ночевать в эту ночь" (Нав. 4:2, 3).
Так они и сделали: "И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца, и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона. И двенaдцaть кaмней, которые взяли они из Иордaнa, Иисус постaвил в Гaлгaле" (Нав. 4:19, 20).
Что это означало? Как объяснялось ранее, камень символизировал Иисуса. То, что воды расступились перед ковчегом и двенадцать мужей, представлявших двенадцать колен, вынесли каждый по камню с середины реки, предвещало, что во времена Иисуса двенадцать его учеников, представлявших двенадцать колен, должны будут верить Иисусу и служить ему там, где его Слово станет судом для грешного мира и разделит его на добро и зло.
После того как двенадцать камней были положены в стане Галгал в Ханаане, Иисус Навин сказал: "Дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа, Бога вашего, во все дни" (Нав. 4:24). Это свидетельствовало о том, что двенадцать учеников Иисуса должны будут достичь единства в Сердце; только тогда они смогут завершить всемирное восстановление Ханаана и все люди на земле смогут вечно прославлять могущество Бога.
Подобно тому как Иаков устанавливал каменный алтарь везде, где бы ни оказался, представители двенадцати колен, потомки двенадцати сыновей Иакова, собрали двенадцать камней и построили алтарь во славу Бога. В конце концов они должны были возвести храм. Этим было предсказано, что двенадцать учеников Иисуса соберутся вместе и восславят Иисуса как храм. Когда же они не смогли объединиться, Иисус сказал: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его" (Иоан. 2:19). В действительности двенадцать учеников не были едины, и один из них, Иуда Искариот, даже продал Иисуса его врагам. Лишь после распятия и воскресения через три дня Иисус смог объединить своих разбежавшихся учеников. Тогда они стали почитать воскресшего Иисуса как духовный храм. Лишь при Втором пришествии последователи Христа смогут служить ему как живому воплощению храма.
Покинув Египет и начав путь в Ханаанскую землю, израильтяне праздновали Пасху Господню с четырнaдцaтого дня первого месяца (Исх. 12:17, 18). Подобно им, израильтяне во главе с Иисусом Навином, разбившие лагерь в Галгале, совершили Пасху в четырнaдцaтый день первого месяца того года (Нав. 5:10). После этого они выступили в путь к Иерихону. С тех пор как они начали возделывать землю и жить ее плодами, Бог прекратил кормить их манной, падавшей с неба в течение 40 лет Его неустанной заботы, и им пришлось зарабатывать на жизнь своим потом. Тaк, пока они не одержали окончательную победу над сатанинским городом, им самим пришлось прилагать максимальные усилия, чтобы справиться со своей ответственностью.
Приблизившись к Иерихону, израильтяне по воле Бога выставили вперед 40 000 солдат, и семь священников заиграли на семи трубах, следуя за войском. Вслед за ними двигался ковчег завета, который несли священники-левиты (Нав. 3:3). Остальные израильтяне замыкали строй (Нав. 6:8, 9). Таким образом они обходили вокруг укрепленного города один раз в день в течение шести дней, что не привело ни к каким переменам. Проявляя абсолютное терпение и послушание, израильтяне восстанавливали искуплением шестидневный период сотворения, захваченный сатаной. Когда этот период был успешно завершен, на седьмой день семь священников, трубя в семь труб, обошли семь раз вокруг стен города, и тогда Иисус Навин сказал народу: "Bоскликните, ибо Господь предал вам город!" (Нав. 6:15). По его команде люди закричали во весь голос, и стены города рухнули. Завоевание Иерихона (Нав. 6) предвещало, что могуществом Христа и силами его последователей сатанинская преграда между небом и землей будет сокрушена. Однажды разрушенная, она уже никогда не должна быть возведена вновь. Итак, Иисус Навин провозгласил: "Проклят пред Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его" (Нав. 6:25).
Затем Иисус Haвин начал атаковать врага с непреодолимой силой. Всего он победил 31 царя (Нав. 12:9-24). Бог предвещал таким образом, что Христос придет как Царь Царей и, завоевав сердца людей, покорит всех неверных царей и построит единое Царство Небесное на земле.
Основание для Мессии
Мы знаем, что израильтяне потерпели поражение на втором национальном пути восстановления Ханаана потому, что они не смогли выполнить условие отделения от сатаны в течение 40-дневного периода разведки. Чтобы искупить эту неудачу, на третьем национальном пути им пришлось скитаться в пустыне 40 лет, после чего они смогли вернуться в Кадес-Варни. В течение этого времени Моисей заложил основание веры для третьего пути, а израильтяне встали на основание для скинии. Тем не менее сатана вторгся в эти два основания из-за неверия людей и двукратного удара Моисея по скале. Вследствие этого все представители старшего поколения израильтян, за исключением Иисуса Навина и Халева, умерли в пустыне. Иисус Навин и Халев, благодаря вере и смирению, успешно справились с миссией 40-дневной разведки, опираясь на основание веры для второго пути и основание веры для скинии, заложенные Моисеем. Так они создали основание для скинии. Младшее поколение израильтян, следуя за Иисусом Навином, занявшим место Моисея, переправилось через Иордан, неся ковчег завета с благоговейной верой. Затем, разрушив укрепления Иерихона, израильтяне вошли в Ханаан, обетованную землю. Благодаря этой победе они заложили субстанциальное основание и основание для Мессии для третьего национального пути.
Семейное основание для Мессии было заложено во времена Авраама. Чтобы искупить неудачу Авраама в символическом приношении, его потомки прошли путь искупления длиною в 400 лет, страдая в египетском рабстве, и только затем смогли войти в Ханаан и завершить там создание национального основания для Мессии. Однако, как подробно объяснялось ранее (Основание 3.3), падшие люди уже образовали могущественные царства, такие, как Египет, власть в которых принадлежала сатане, и препятствовали Божьему провидению восстановления. Поэтому основания для Мессии, созданного под руководством Иисуса Навина, было недостаточно. Израильтянам следовало построить царство на стороне Бога, благодаря которому Мессия обрел бы почву для противостояния сатанинским нациям мира. Однако молодое поколение израильтян, войдя в Ханаан, также утратило веру. Таким образом, Божье провидение вновь продлилось до времен Иисуса.
Чему учит путь Моисея
На протяжении всей истории верующие люди, читая Библейские записи о Моисее, думали, что в них описывается лишь жизнь Моисея и история Израиля. В действительности никто так и не понял, что в этих описаниях Бог хотел раскрыть определенные секреты провидения восстановления. Иисус упоминал об этом, говоря: "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего" (Иоан. 5:19). Иисус умер, так и не раскрыв людям истинного значения пути Моисея (Иоан. 16:12).
Мы уже рассмотрели, как Моисей шел путем, который стал образцом, или путем-формулой, в провидении восстановления. Если сравнить этот и последующий разделы, то станет ясно, каким образом Бог подготовил путь Иисуса, взяв за образец путь Моисея. Но, даже изучая лишь провидение, сосредоточенное на Моисее, можно прийти к выводу, что Бог существует и что Он направляет человеческую историю к достижению одной абсолютной цели.
Путь Моисея показывает также, что Бог предопределяет Свою волю для человека, однако действительный исход его жизни зависит от того, справляется ли он сам со своей долей ответственности. Воля Бога не может быть исполнена человеком, который не справляется с ней, даже если Сам Бог доверяет ему какую-либо миссию. К примеру, Бог предопределил, что Моисей поведет израильтян в Ханаан, землю, где "течет молоко и мед", и велел ему исполнить это. Тем не менее когда Моисей и его народ не справились со своей ответственностью, только двое из первого поколения израильтян - Иисус Навин и Халев - вошли в Ханаан. Остальные погибли в пустыне.
Кроме того, Бог не вмешивается в исполнение доли ответственности человеком, а действует только на основе конечного результата, полученного им. Хотя Бог и направлял людей с помощью удивительных знамений и чудес, Он не стал вмешиваться в их поступки, когда они начали поклоняться золотому тельцу в отсутствие Моисея. Он не вмешался, чтобы отвести руку Моисея, когда тот собирался ударить по скале второй раз. Все, что совершалось людьми, входило в их долю ответственности, которую только они сами могли осуществить. Hо как только человек совершал определенное действие, либо справляясь со своей ответственностью, либо нет, Бог учитывал результат его усилий и действовал соответственно.
Путь Моисея показывает, что осуществление Божьей воли предопределено абсолютно. Бог абсолютно предопределил, что Его воля будет исполнена, и в связи с этим Он неустанно пытается воплотить ее в жизнь. Так, когда Моисей не смог справиться со своей ответственностью, Бог поставил на его место Иисуса Навина и действовал через него с абсолютной решимостью исполнить Свою волю. Обычно, когда кто-либо на положении Авеля, избранный Богом для исполнения определенной миссии, не может справиться со своей ответственностью, человек на положении Каина, проявивший особую преданность, становится на его место и наследует его миссию. Иисус описывал подобную ситуацию, когда говорил: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Матф. 11:12).
Путь Моисея показывает, что чем бо'льшая миссия возлагается на человека, тем с бо'льшими испытаниями он сталкивается. Поскольку прародители человечества совершили грехопадение, потеряв веру в Бога и отвернувшись от Него, центральные личности, восстанавливающие основание веры, должны преодолеть испытание, в котором Бог покидает их. Прежде чем занять место вождя израильтян, Моисею следовало пройти через испытание, в котором Бог пытался убить его (Исх. 4:24).
Сатана воспользовался грехопадением как условием для того, чтобы удерживать человечество в своей власти. Поэтому Бог не может дарить людям Свою милость без необходимого условия с их стороны, поскольку в противном случае сатана станет обвинять Его. Следовательно, чтобы одарить человека милостью, Бог должен предотвратить обвинение сатаны. В этих целях Он подвергает человека испытанию, которое посылается либо перед благословением, либо после него. Путь Моисея подает нам примеры этого. Бог одарил его милостью, которая заключалась в возможности начать первый путь исхода из Египта, лишь после того, как Моисей преодолел испытание - прожил 40 лет во дворце фараона. Бог одарил его милостью начать второй путь исхода из Египта лишь после того, как Моисей прожил в Мадиамской пустыне 40 лет (Исх. 4:2-9). Лишь послав Моисею испытание, в котором пытался убить его (Исх. 4:25), Бог одарил его милостью трех знамений и десяти казней (Исх. 7:10). Только после испытаний трехдневного пути (Исх. 10:22) Бог даровал израильтянам облачный и огненный столпы (Исх. 13:21). Только после пересечения Чермного моря (Исх. 14:21, 22) Бог послал им милость в виде манны и перепелов (Исх. 16:13). После битвы с амаликитянами (Исх. 17:10) Бог одарил израильтян милостью каменных скрижалей, скинии и ковчега завета (Исх. 31:18). Милость воды из скалы (Чис. 20:8) была дана лишь после 40-летних скитаний в пустыне (Чис. 14:33). Когда Бог послал людям ядовитых змей, условием получения медного змея явилось их раскаяние (Чис. 21:6-9). Вот те уроки, которые следует извлечь из пути Моисея.
Раздел 3