Положение Исаака и его символическое приношение с
Провиденциальной точки зрения
Как объяснялось ранее, Принципом предусматривалось выполнение определенных условий, которые обеспечивали возможность создания основания для Мессии в семье Авраама, несмотря на его неудачное символическое приношение. В то же время, поскольку он не справился со своей ответственностью и потерпел поражение, он сам не имел права повторить символическое приношение (Предопределение 3). Следовательно, Богу предстояло найти возможность рассматривать Авраама, как если бы он не потерпел неудачу в символическом приношении и не стал причиной продления провидения. С этой целью Бог велел ему принести Исаака во всесожжение кaк жертву (Быт. 22:2).
Однажды Бог пообещал Аврааму, что из рода Исаака произойдет избранный народ: “И было слово Господа к нему... тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон, и сказал: посмотри на небо, и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков” (Быт. 15:4, 5).
Готовясь убить своего сына, которым его благословил Бог, Авраам проявил высочайшую степень преданности Небесам. Этот его поступок, свидетельствующий о великой вере, был равносилен тому, кaк если бы Авраам убил самого себя, — человека, в которого вторгся сатана из-за неудачи символического приношения. Поэтому Бог, спасая Исаака от смерти, мог возродить к жизни также Авраама, который теперь был свободен от пут сатаны. Кроме того, Авраам и Исаак достигли неразрывного единства в своей преданности Божьей воле.
Так Авраам и Исаак, возвращенные Богом к жизни, стали с провиденциальной точки зрения одной личностью. Несмотря на то, что провидение, центром которого был Авраам, осталось неосуществленным и перешло к Исааку, победа последнего стала в равной мере и победой Авраама, блaгодaря чему Бог получил возможность относиться к Аврааму так, как если бы тот не потерпел поражение и провидение не продлевaлось.
Никто не может сказать с уверенностью, сколько лет было Исааку во время жертвоприношения. Но судя по тому, что он нес дрова для всесожжения (Быт. 22:6) и с беспокойством спросил отца, где агнец для жертвы (Быт. 22:7), можно предположить, что он был достаточно взрослым, чтобы понять намерения отца. Отсюда следует, что Исаак принял волю своего отца, хотя и знал о том, что тот готовится принести его в жертву.
Если бы Исаак воспротивился попыткам отца сделать из него жертву, Бог, несомненно, не принял бы это приношение. Но в действительности Исаак проявил такую же великую веру, как и Авраам, вследствие чего сатана не мог заклеймить ни одного из них. Так принесение в жертву Исаака завершилось победой благодаря обоюдной вере Авраама и Исаака. В процессе приношения Авраам и Исаак прошли через смерть и возрождение, в результате чего были достигнуты две цели. Во-первых, Авраам смог отделиться от сатаны, который вторгся в него из-за ошибки в символическом приношении, восстановил искуплением положение, которое занимал до своей неудачи, и передал свою провиденциальную миссию Исааку. Во-вторых, исполняя Божью волю, Исаак проявил веру и послушание. Поэтому он унаследовал миссию Авраама и получил право принести символическую жертву.
Как только миссия Авраама перешла к Исааку, Авраам вместо Исаака принес в жертву овна, посланного ему Богом: “И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна, и принес его во всесожжение вместо сына своего” (Быт. 22:13).
Этим символическим приношением Исаак восстановил основание веры. Тот факт, что Исаак нес дрова для всесожжения, позволяет предположить, что он тоже принимал участие в жертвоприношении овна. Следовательно, хотя символическое приношение делал Авраам, его результат с точки зрения Божьей воли относился в равной степени и к Исааку, как если бы он сам приносил жертву, поскольку Исаак, объединившись со своим отцом, унаследовал его миссию. Итак, заняв положение Авраама и добившись успеха в символическом приношении вместо него, Исаак восстановил искуплением основание веры.
Субстанциальное основание
Кaк уже говорилось, Исаак занял место Авраама и стал центральной личностью в восстановлении основания веры. Он заложил основание веры, когдa принес богоугодную символическую жертву — овна. Теперь, для того чтобы создать основание для Мессии в семье Исаака, требовaлось зaложить субстанциальное основание. С этой целью сыновья Исаака, Исав и Иаков, должны были занять положения Каина и Авеля. Делaя субстанциальное приношение, они были ответственны за выполнение искупительного условия избавления от падшей природы и создание субстанциального основания.
Если бы Авраам не потерпел поражения в символическом приношении, то Исаак и его сводный брат Измаил заняли бы, соответственно, положения Авеля и Каина. На них была бы возложена ответственность за выполнение искупительного условия избавления от падшей природы, которое Каин и Авель оставили незавершенным. Тем не менее из-за ошибки Авраама в приношении Бог утвердил Исаака на положении Авраама, а Исава и Иакова — на положениях, первоначально принадлежавших Измаилу и Исаaку. Теперь искупительное условие избавления от падшей природы предстояло выполнить Исаву и Иакову. Они занимали такие же положения по отношению к своему отцу Исааку, как Каин и Авель по отношению к Адаму или Сим и Хам по отношению к Ною. Старший сын Исаака Исав представлял первое символическое приношение Авраама, оскверненное сатаной. Второй же сын, Иаков, представлял принесение в жертву Исаака, которое было отделено от сатаны. Исaву принaдлежaлa роль Каина как представителя зла, a Иаков стоял на положении Авеля, представляя добро. Поэтому борьба между Исавом и ИИковом, занимавшими противоположные позиции, началась еще в материнском чреве (Быт. 25:22, 23). Уже тогда Бог любил Иакова и ненавидел Исава (Рим. 9:11-13), однако для этого имелась провиденциальная причина; она состояла в том, что Исав и Иаков были призваны восстановить искуплением ошибки Каина и Авеля, допущенные при субстанциальном приношении.
Прежде чем Исав и Иаков могли приступить к субстанциальному приношению, выполнив искупительное условие избавления от падшей природы, Иаков должен был выполнить условие искупления для восстановления положения Авеля. В целом миссия Иакова заключалась в следующем: во-первых, ему следовало выполнить искупительное условие для восстановления положения Авеля, центральной личности субстанциального приношения, и, во-вторых, сделать субстанциальное приношение. После этого ему следовало войти в Египет, чтобы начать 400-летний путь искупления, который должны были пройти его потомки из-за ошибки Авраама в символическом приношении.
Чтобы создать условие искупления для восстановления положения Авеля, Иаков действовал следующим образом. Во-первых, он одержал победу в борьбе за восстановление первородства старшего сына на индивидуальном уровне. В силу того что сатана присвоил себе право владычества над Вселенной, созданной Богом, он занял положение старшего сына, а Бог был вынужден остаться на положении второго сына и прокладывать путь к восстановлению первородства. В этом состояла причина того, что Бог “любил” сыновей, которые рождались вторыми, и “ненавидел” тех, которые рождались первыми (Мал. 1:2, 3). Иаков, как второй сын, которому предназначалось восстановить первородство, ловко выменял его у Исава на хлеб и чечевичную похлебку (Быт. 25:29-34). Благодаря тому что Иаков высоко ценил право первородства и старался во что бы то ни стало восстановить его, получив это прaво от своего брата, Бог сделал так, что Исаак благословил Иакова (Быт. 27:27-29). Вместе с тем Бог отказал в благословении Исаву, поскольку тот, напротив, столь мало заботился о первородстве, что продал его брату за миску чечевичной похлебки.
Во-вторых, Иаков отправился в Харран, представлявший мир сатаны, и по истечении 21 года тяжкого труда и страданий восторжествовал там над Лаваном в борьбе за восстановление первородства, забрав с собой семью и богатство, как то, что принадлежало ему по праву. Одержав эту победу нa семейном уровне, Иаков вернулся в Ханаан.
В-третьих, на обратном пути в Ханаан, землю обещанного Богом благословения, Иаков вышел победителем из схватки с ангелом у реки Иавок и тем самым субстанциально восстановил владычество над ангелом. Благодаря этим трем победаммИаков восстановил искуплением положение Авеля и на этом основании стал центральной личностью субстанциального приношения.
Так Исаву и Иакову удалось встать на положения, которые занимали Каин и Авель в тот момент, когда Бог принял приношение Авеля. Чтобы братьями было создано искупительное условие избавления от падшей природы, Исав должен был любить Иакова, чтить его как посредника в своих отношениях с Богом, смиренно принять его владычество и в конечном счете преумножить добро, унаследовав его от того, на ком было Божье благословение. Так и произошло: когда Иаков возвратился с семьей и богатствами в Ханаан после 21 года лишений в Харране, он смог тронуть сердце Исава и победить его прежнюю враждебность. Когда Исав открыл объятия своему брату и очень тепло приветствовал его (Быт. 33:4), оба они выполнили искупительное условие избавления от падшей природы. Так создание субстанциального основания впервые завершилось успехом.
Добившись победы в субстанциальном приношении, Исаак и Иаков восстановили искуплением предыдущие неудачи: поражение Каина и Авеля в семье Адама и неудачу Хама и Сима в семье Ноя. С их победой в провидении, центром которого был Авраам, был также восстановлен искуплением горизонтально, в течение жизни одной семьи, весь долгий вертикальный путь истории, в ходе которого Бог трудился над восстановлением субстанциального основания.
Причина ненависти Бога к Исаву еще до его появления на свет (Рим. 9:11-13) состояла лишь в том, что Исаву отводилась роль Каина, пребывающего на стороне сатаны; при этом цель Бога состояла в том, чтобы утвердить искупительное условие в провидении восстановления. Покорившись Иакову и справившись со своей долей ответственности, Исaв занял положение восстановленного Каина и получил наконец возможность принять любовь Бога.
Основание для Мессии
Промысл создания основания для Мессии, начатый впервые в семье Адама, должен был продлиться три раза из-за того, что центральные личности в провидении восстановления не смогли справиться со своей долей ответственности. Третья попытка состоялась во времена Авраама, и даже тогда труд Бога не был завершен из-за неудачи в символическом приношении. Воля Бога передалась Исааку и его семье, и они заложили основание веры и субстанциальное основание. Наконец основание для Мессии было создано и поэтому было закономерно ожидать, что Мессия придет на землю в те времена.
Основание для Мессии должно обеспечить возможность преобразования сатанинского мира в Царство Небесное с Мессией во главе. Поэтому оно подразумевает, помимо прочего, создание в обществе внешних условий, соответствующих такому явлению, как пришествие Мессии. Во времена Адама и Ноя не существовало других семей, которые могли бы встать на пути семьи, играющей центральную роль в провидении, и разрушить ее. Если бы семья Адама или семья Ноя заложилa основание для Мессии на семейном уровне, то Мессия мог бы беспрепятственно явиться в те времена. Однако в дни Авраама падшие люди уже образовали под игом сатаны целые нации, способные с легкостью воспрепятствовать семье Авраама. Таким образом, хотя основание для Мессии и было создано, оно ограничивалось семейным уровнем и Мессия не мог опереться на него, не подвергаясь опасности. Чтобы справиться с государствами сатанинского мира, людям надлежало создать основание на национальном уровне. Только тогда к ним мог прийти Мессия.
Подобного рода условия, созданные для пришествия Мессии на национальном уровне, были бы необходимы даже в том случае, если бы Авраам не потерпел поражение в символическом приношении, а его сыновья, Исаак и Измаил, успешно завершили субстанциальное приношение, создав основание для Мессии на семейном уровне. Даже тогда Мессия не мог бы прийти до тех пор, пока потомки Авраама не создали бы основание для Мессии в земле Ханаанской. Поэтому, хотя потомки Исаака и создали семейное основание для Мессии, им пришлось покинуть свою родину и страдать на чужбине 400 лет, чтобы искупить ошибку Авраама, после чего они возвратились в Ханаан и зaвершили национальное основание для Мессии.
Путь искупления лег на плечи потомков Авраама из-за его ошибки в символическом приношении. Иакову, а не Исаaку, надлежало положить начало этому пути. И действительно, тот, на кого возложен больший груз на пути искупления, является личностью типа Авеля, которой отводится миссия центральной личности субстанциального приношения. Авель в семье Адама, Хам в семье Ноя, Исаак в семье Авраама и Иаков в семье Исаака несли на своих плечах наибольший груз, прокладывая путь искупления, предназначенный для каждой из их семей. Среди них Иаков был единственной центральной личностью, которая стояла на основании для Мессии. Следовательно, путь отделения от сатаны, проложенный Иаковом, послужил образцом для пути Мессии (Моисей и Иисус 1).
Семья Иакова стояла на основании для Мессии, заложенном семьей Исаака. Унаследовав положение последней, онa встала на путь завершения промысла, доверенного Аврааму: взяла на себя ответственность за грех Авраама и начала 400-летний путь искупления. В семье Исаака на положении Авеля находился Иаков, который вынес на своих плечах наибольшую тяжесть на пути искупления. В семье Иакова Иосифу, сыну Рахили (жены Иакова на стороне Бога), прокладывая путь искупления, надлежало утвердиться на положении Авеля и войти в Египет. После того как Иосиф был продан в рабство своими братьями и оказался в Египте, он смог к 30 годам достичь положения второго человека после фараона и стал свидетелем исполнения пророчества, данного ему Богом во сне еще в детстве (Быт. 37:5-11). Сначала сводные братья Иосифа, сыновья Лии (жены Иакова на стороне сатаны), пришли в Египет и поклонились ему. Затем за ними последовали все дети Иакова и в конце концов привели в Египет своего отца. Так семья Иакова начала путь искупления с тем, чтобы принять Мессию на национальном уровне.
Иаков, как центральная личность, заложившая основание для Мессии в семье Исаака, нес ответственность за грех Авраама. Он был также ответственным за путь искупления, направленный на осуществление на национальном уровне Божьей воли, доверенной Исааку. Следовательно, Авраам, Исаак и Иаков были подобны одному человеку, хотя и представляли собой три разные личности, так же как Авраам и Исаак были единым целым с точки зрения Божьей воли. Поэтому успех Иакова означал успех Исаака и успех Исаака являлся успехом Авраама. Таким образом, провидение, охватившее три поколения — Авраама, Исаака и Иакова, приравнивалось в глазах Бога к провидению, осуществленному без продления в течение одного поколения Авраама. В Библии говорится: “Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова” (Исх. 3:6). Поскольку Аврааму, Исааку и Иакову, представлявшим три поколения, общими усилиями удалось исполнить Божью волю, в глазах Бога они представляли одно поколение.
Бог послал Иакова с семьей в Египет, мир сатаны, где их потомкам было суждено страдать в рабстве 400 лет. На этом основании Бог хотел воспитать потомков Авраама как избранный народ и вернуть их в Ханаан, как было обещано Аврааму. Бог намеревался достичь цели Своего провидения путем создания ими основания для Мессии на национальном уровне и явления Мессии в подготовленный народ.
Основание для Мессии, заложенное в семье Исаака, позволило начать путь искупления, направленный на создание национального основания для Мессии. Поэтому две тысячи лет от Адама до Авраама стaли периодом подготовки к созданию этого основания, которое закладывалось в последующую эпоху.
Иаков одержал победу, взяв на себя ответственность за путь искупления, который возлагался на него в уплату за ошибку Авраама. Воспользовавшись хитростью во имя исполнения Божьей воли, Иаков восторжествовал в борьбе с Исавом и отвоевал право первородства на индивидуальном уровне. Затем он вошел в Харран, сатанинский мир, и завоевал право первородства на семейном уровне, победив своего дядю Лаванa в борьбе, которая длилась 21 год. На обратном пути из Харрана в Ханаан Иаков победил в схватке с ангелом. Он был первым из падших людей, которому удалось выполнить условие искупления, необходимое для восстановления господства над ангелом. На этом основании он получил имя Израиль, и это означало, что ему удалось создать образец и заложить фундамент для избранного народа. Возвратившись в Ханаан с этими победами, Иаков вместе с Исавом создали искупительное условие избавления от падшей природы.
Таким образом Иаков победно завершил путь-образец, необходимый для подчинения сатаны. Моисей, Иисус и весь израильский народ последуют этим путем вслед за примером Иакова. История Израиля содержит необходимый мaтериaл, проливающий свет на тот путь, которым достигается подчинение сатаны на национальном уровне. По этой причине онa является главным источником изучения провидения восстановления.
Чему учит путь Авраама
Во-первых, путь Авраама показывает, в чем заключается предопределение Бога в отношении исполнения Его воли. Провидение восстановления не может осуществиться лишь усилиями Бога; оно требует также исполнения доли ответственности человеком. Поэтому, когда Авраам не справился со своей ответственностью, воля Бога, призвавшего его с целью осуществления провидения восстановления, не исполнилась.
Во-вторых, путь Авраама показывает, в чем заключается Божье предопределение для человека. Бог предназначил Аврааму стать отцом веры путем успешного приношения, но, когда тот не справился со своей ответственностью,Он передал его миссию Исааку и Иакову.
В-третьих, путь Авраама показывает, что, если человек не справляется с долей личной ответственности, провидение неизбежно продлевается, и в этом случае приходится выполнять бо’льшие условия искупления для восстановления неудачи. В случае Авраама воля Бога должна была осуществиться через принесение в жертву животных, но из-за допущенной ошибки она могла быть исполнена только через принесение в жертву Исаака, любимого Авраамом сына.
В-четвертых, рассечение Авраамом животных на две части учит нас тому, что каждому из нас следует “разделить” себя, как приношение, чтобы отделить в себе добро от зла. Вести жизнь веры — означает поставить себя на положение жертвы. Только последовав Божьей воле и разделив в себе добро и зло, мы можем стать живым приношением Богу, которое доставит Ему радость. Если мы отказываемся от этого, то создаем условие для вторжения сатаны.
Глава 2