Иудеи требовали, чтобы язычники соблюдали законы Моисея
Большинство иудеев, которые приняли Иисуса как Мессию, настаивали, чтобы обращенные из язычников соблюдали раввинские законы. Евреи настаивали на том, что новообращенные язычники должны соблюдать закон Моисея, если они хотят быть частью христианской общины.
Павел и Варнава сообщили новой христианской общине в Антиохии о том, «как Бог отверз дверь веры язычникам». Эта новость дошла до верующих Иудеев, и «некоторые пришедшие из Иудеи учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Даяния 15:1) от этого произошло... «разногласие и немалое состязание» о™*2). Они не отступали до тех пор, пока Павел и Варнава не дошли до Иерусалима, чтобы защитить свое служение и «рассказать об обращении язычников» (стих 3).
Долгий спор
«Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшиеи говорили, что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» (Деяния 15:5), и произошло «долгое рассуждение» (стих 7).
Павел и Варнава утверждали, что «Сердцевед Бог дал им (язычникам) свидетельство, даровав Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различиямежду нами и ими, верою очистив сердца их» (Деяния 15:8,9) чтобы подтвердить свою точку зрения, они рассказывали о том, «какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников» (стих и) и утверждали, что «благодатью Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (стих 11).
Павел упрекает Петра
Петр и Павел придерживались различных мнений по данному вопросу. Петр держал в тайне свои взаимоотношения с обращенными из язычников, в то время как Павел открыто признавал их. Павел публично упрекнул Петра, сказав: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию» (Галатам2:11).
Павел рассказал о том, как Петр и некоторые верующие евреи посещали язычников и ели с ними. Но когда из центральной церкви в Иерусалиме пришли люди с целью проверить то служение, которое Павел, Варнава и Петр проводили среди язычников, Петр и его друзья-евреи разорвали свои контакты с язычниками, по всей видимости, для того, чтобы избежать огласки в иерусалимской церкви.
Павел всеми силами противостоял подобной секретности. Он объяснял свою позицию таю «До прибытия некоторых от Иакова (от главы Иерусалимской церкви), Петр ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных (верующих иудеев). Вместе с ними лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» (Галатам 2:12,13).
Павел продолжил: «Но когда я увидел, что они (Петр и его друзья-евреи) не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: «если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников призываешь жить по-Иудейски?» (Галатам 2:14). Мы знаем, что «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» (стих 16). «А если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (стих 21).
«Разницы нет», — заявляет Павел
Столь оживленная дискуссия между такими апостолами, как Петр и Павел, свидетельствует о том, насколько были сильны среди верующих иудеев расовые предрассудки. Мы можем понять, почему потребовались сверхъестественные знамения от Бога. Без них иудеи не смогли бы даже принять обращенных из язычников.
Несмотря на множество чудес, которые свидетельствовали о важности проповеди Евангелия по всему миру, никто из верующих иудеев не был готов идти по всему миру и нести Благую Весть.
Для того, чтобы осуществить свой план спасения всех народов, Бог призвал самоправедного фарисея по имени Савл, фанатичного преследователя христиан. Господь особым образом обратился к нему слышимым голосом, призвав его проповедовать Евангелие язычникам (Деяния 9:3-19).
Не удивительно, что Павел делал такие смелые заявления: «Нет различия между Иудеем и Еллинам, потому что один Господь у всех,богатый для всех,призывающих Его. Ибо всяким,кто призовет имя Господне, спасется» (Римлянам 10:12,13)
Павел утверждал, что всякий человек, принимающий Иисуса как Господа, «обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам 3:10,11)
Петр проповедовал иудеям,
Павел — язычникам
Видение Петра, благодаря которому он стал первым человеком, проповедовавшим Божье Слово язычникам (Деяния 10:9; 15:7), убедило его в том, что как иудеи, так и язычники равны в Божьих глазах. Но ради того, чтобы избежать конфликтов с церковью в Иерусалиме, подверженной влиянию традиционной иудейской религии, он воздерживался от контактов с язычниками, что, по мнению Павла, было неправильным. Поскольку Петр пытался скрыть от братьев в Иерусалиме свое общение с обращенными из язычников, Павел решил, что его поступок был предательством. Судя по всему, с тех пор он больше не полагался на помощь Петра в служении язычникам и согласился с тем выбором, который сделал Петр: проповедовать только иудеям.
Следует обратить внимание на один интересный факт. После того собрания, на котором Павел упрекнул Петра за его предвзятое отношение к обращенным из язычников, и где Петр оправдывался тем, что был первым послан к язычникам (Деяния, глава 15), книга Деяний Апостолов больше ничего не говорит о Петре. Когда была открыта дверь для служения язычникам, Петр ушел в тень, а Павел приобрел широкую известность как апостол язычников.
Павел проявил терпимость в данном вопросе и утешился тем, что лидеры церкви в Иерусалиме «увидев, что мневверено благовестив для необрезанных, как Петру для обрезанных, ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» (Галатам 2:7,8). Павел был доволен сложившимся положением. Он чувствовал на себе более высокое, более благородное призвание. Он сделал смелый выбор — нести весть о Христе к более широкой аудитории, чем иудеи. Павел мыслил категориями искупления. Он понимал, что Господь умер за каждого, и всякий, верующий в Него, будет спасен, вне зависимости от приверженности закону Моисея, который столь высоко чтили верующие иудеи.
Иаков, глава церкви (Деяния 12:17; 15:13; 21:18; Галатам 2:12) и старейшины выслушали диспут между Петром и Павлом, а также аргументы иудеев, которые настаивали на том, что язычники должны обрезаться и исполнять закон Моисея.
Чтобы разрешить возникший конфликт, Иаков разобрал детали видения Петра и убедился в том, что он посетил дом Корнилия, повинуясь Богу одеяния 15:13,14) После этого он заявил, что, по его мнению, действия Петра «согласны словам пророков»(стих 15).
Решение, принятое в центре
Иаков объявил официальное решение, согласно которому иудейские христиане не должны «затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деяния 15:19).
Он отправил вместе с Павлом и Варнавой письма, которые они должны были прочесть всем верующим и новообращенным из язычников. В этих посланиях их официально уведомляли о том, что они могут быть приняты в христианские общины как полноправные последователи Иисуса Христа.
Они писали: «Апостолы и пресвитеры и братья... братьям из язычников: радоваться. Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря что должно обрезываться и соблюдать закон» (Деяния 15:23,24).
Иаков заверил язычников, что этого «мы им не поручали» (Деяния 15:24)? то есть, данное повеление не исходило непосредственно из Иерусалима. Он подчеркнул, что он и прочие старейшины приняли решение выразить публичное одобрение служению «наших возлюбленных Варнавы и Павла — людей, которые предали души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа»(Деяния15:25,26).
Позднее, Павел написал: «Увидев, что мне вверено благовестив для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне... почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им — к обрезанным» (Галатам 2:7-9).