Ямайка, пуэрто-рико, гаити, куба
МЫ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ снова отправиться проповедовать Евангелие к неспасенным людям. Мы начали проповедовать на Ямайке. За тринадцать недель более девяти тысяч человек приняли Христа. Исцеление получили девяносто полностью слепых людей. Более сотни глухих получили возможность слышать. Когда мы провозглашали Благую Весть «при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Марка 12:20), происходили сотни чудес.
После этого мы отправились в Пуэрто-Рико. Евангелизационные собрания были еще более грандиозными. Наши проповеди были простыми. Люди хотели убедиться в реальности Бога. Они уверовали в Христа и приняли Его Спасителем, когда «увидели чудеса, которые Он творил над больными» (Иоанна 6:2)
Мы поехали на Гаити, где наш успех повторился еще раз. Самые большие залы не могли вместить всех желающих послушать нас, и поэтому толпы народа собирались во дворах и даже перекрывали проезжую часть дорог. Мы «свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех» (Деяния 4:33).
Затем мы отправились на Кубу. К тому времени мы начали понимать, что наш успех — больше, чем спонтанное проявление Божьей силы в некоторых странах. Мы увидели в этом библейскую закономерность.
Нам был брошен вызов
Весть об исторических массовых собраниях на Карибских островах распространилась по всему миру.
Но церкви в значительной степени подвержены влиянию традиций. Наши знакомые служители, руководствуясь самыми лучшими побуждениями, стали готовить нас к неизбежным поражениям. По их мнению, глупо было надеяться на то, что такой успех будет сопровождать нас повсюду.
Некоторые говорили, что Бог может проявлять Свою силу только в каком-либо регионе для каких- то особых целей, но нам не стоит надеяться, что подобное будет происходить и в других странах, где мы будем проповедовать Евангелие.
Нам рекомендовали готовиться не только к успеху, но и к неудачам. Нам объясняли, что, посылая людям неудачи, Бог не дает им возгордиться, так как гордость губительна для служения.
Во всех этих словах звучал характерный для традиционной религии пессимизм. Мы продолжали верить в то, что Господь будет сопровождать наши проповеди чудесами и знамениями всякий раз, когда мы будем провозглашать Евангелие. Мы были убеждены в том, что Иисус призвал нас идти и проповедовать всем людям, каждому народу. Он обещал сверхъестественным образом подтверждать наше служение до скончания века, и Он не упоминал о том, что могут быть исключения.
Мы верили, что все народы мира смогут принять Евангелие, если им будет предоставлена возможность услышать проповедь и увидеть подтверждающие ее чудеса и знамения.
Мы не готовили себя к будущим поражениям, и мы не готовим себя к поражениям сейчас. Мы верим в успех. Христос не знает поражений. Его Слово не знает поражений. Евангелие не знает поражений.
Когда мы приехали на Кубу, духовные лидеры советовали нам проявлять мудрость, терпение и трезвый расчет, и' не ожидать, что собрания на Кубе будут большими только потому, что мы пережили успех на Ямайке, Гаити и в Пуэрто-Рико.
Они рассуждали так: «Ямайка традиционно является христианской страной. Пуэрто-Рико, конечно же, находится под сильным влиянием Соединенных Штатов, и поэтому там нет сильной религиозной оппозиции. Что же касается Гаити, то живущие там потомки негров склонны к спиритизму, и поэтому чудеса оказывают на них большое влияние. Но здесь, на Кубе, люди по-настоящему привержены традиционной религии. Здесь нелегко добиться успеха», — говорили эти проповедники.
Тем не менее, несмотря на их негативный настрой, наши евангелизации на Кубе были столь же результативными.
Оппозиция, с которой мы сталкивались, казалось, только служила нам рекламой. Несмотря на то, что целая процессия священнослужителей маршировала по городу, призывая людей не приходить на наши массовые собрания, десятки тысяч людей посетили их и обратились к Господу.
Победа в Латинской Америке
ПОСЛЕ ПОЕЗДКИ НА КУБУ мы отправились в Венесуэлу. Я до сих пор помню те слова, которые нам в то время говорили: «Нет, Т.Л. и Дейзи, здесь все будет иначе. На Кубе и в Пуэрто-Рико религиозная оппозиция не так активно проявляет себя потому, что эти страны находятся под влиянием Соединенных Штатов. Но здесь, в Южной Америке, вас могут арестовать, посадить в тюрьму и даже побить камнями за проповедь Евангелия».
Тем не менее, наше служение в Венесуэле ничем не отличалось от служения на Ямайке, в Пуэрто-Рико, на Гаити или на Кубе. Множество людей уверовали в Христа и приняли Его в свое сердце. Тысячи людей получили физическое исцеление. Служение в Южной Америке ничем не отличалось от служения на островах Карибского моря.
Из Венесуэлы мы отправились в Асунсьон, столицу Парагвая, где в первый же вечер на футбольном поле нас встретили тысячи слушателей. Мы добились бы тех же результатов, что и в других странах, но из-за резкой оппозиции со стороны местных религиозных лидеров власти запретили проведение наших собраний.
Мы организовали евангелизационные служения в Сантьяго, столице Чили. В течение четырех недель мы проповедовали на стадионе, заполненном людьми до отказа. После окончания наших собраний был устроен парад, в котором приняли участие все, кто получил исцеление. Процессия была такой длинной, что потребовалось больше часа на то, чтобы все люди прошли мимо трибуны.
Успех в Японии
ПОСЛЕ ЭТОГО мы поехали в Японию. Когда до людей дошел слух о том, что мы намерены посетить эту страну, они завалили нас письмами, в которых говорилось: «Не приезжайте в Японию. Служение здесь продвигается тяжело. Чудеса не для этой страны. Великий японский народ стремится к интеллектуальному знанию. В поисках духовного руководства японцы обращаются к духам предков».
Лидеры церквей выражали свою обеспокоенность по поводу того, что мы ожидали увидеть в Японии чудеса, подтверждающие проповедь Евангелия. Они предостерегали нас: «В Японии есть множество культов, которые учат об исцелении. Мы, как христиане, не можем допустить, чтобы нас сравнивали с ними. Кроме того, чудеса никогда не убедят японцев в необходимости принять Иисуса Христа».
Другие говорили: «В Японии живут буддисты и синтоисты. Вы не знаете, как проповедовать им. Людям западного полушария проповедовать намного легче. Они уже верят Библии. Они верят, что Иисус — Божий Сын, что Его кровь была пролита за наши грехи. Но японцев трудно убедить в истинности Евангелия. В этой стране все будет иначе. Японцы не эмоциональны. Они не отзывчивы. Мы можем успешно проповедовать им только тогда, когда наши проповеди обращены к их интеллекту».
Порядок проведения наших массовых евангелизаций, казалось бы, представлял угрозу всем церковным традициям в Японии.
Следует отметить, что в то время сама идея выходить с проповедью на открытые площадки, приводя тысячи душ ко Христу, считалась немыслимой. Некоторые критики заявляли, что мы манипулируем эмоциями людей, другие предрекали недолгий успех подобной массовой истерии.
Миссионеры и лидеры церквей привыкли служить иначе. Они были убеждены в том, что необходимо напряженно трудиться много лет ради того, чтобы приобрести нескольких истинных обращенных. По их мнению, те люди, которые обращались ко Христу на наших евангелизациях, в действительности не переживали рождения свыше. Они считали, что эти люди неизбежно отойдут от Христа.
Мы с Дейзи выслушали достаточно подобных рассуждений еще в Индии, когда были молодыми миссионерами. Руководители миссий, неспособные привести людей к Господу, пытались убедить нас в том, что и нам не следует ожидать результатов. Один из миссионеров говорил: «Я служу здесь уже пять лет, и за все эти годы не видел ни одного человека, обратившегося ко Христу. Вот так обстоят дела в Индии. Вы должны научиться терпению». Мы уехали из Индии потому, что не хотели соглашаться с подобными взглядами.
С тех пор прошли годы, и мы смогли убедиться в том, как действует сила Евангелия во многих странах. В Японии нам снова пришлось столкнуться с тем же негативным отношением, которое заставило нас в свое время уехать из Индии. Наш успех, казалось, представлял собой угрозу, а не благословение для местных церквей. Традиционно настроенные служители инстинктивно отвергали все, что не укладывалось в рамки принятых и утвержденных методов миссионерского служения.
Буддисты и синтоисты
Но Бог, вне всякого сомнения, желал показать Своему народу, что для Него нет исключений, и что евангелизационное служение будет успешным везде, где Благая Весть провозглашается с верой.
Не все христианские лидеры Японии были полны пессимизма и неверия. Некоторые писали нам: «Приезжайте в нашу страну, мы нуждаемся в вашей помощи. Модернизм никогда не сможет спасти японцев. Они должны увидеть чудеса!»
Я до сих пор вспоминаю письмо одного баптистского пастора, в котором были такие слова: «В Японии очень много лживых культов, проповедующих исцеление. Она должна увидеть Реальность. В современных церквях не хватает чудесной силы. Приезжайте и помогите нам! У вас есть то, что поможет этой стране обратиться ко Христу».
Мы приняли вызов и лично убедились в том, что Япония ничем не отличается от Ямайки, Пуэрто-Рико, Гаити, Кубы и Венесуэлы. Когда японцы увидели чудеса, они кричали, плакали и раскаивались в своих грехах, открыто проявляя свои чувства.
Мы направились в древний город Киото — религиозное сердце Японии, где расположены величественные синтоистские храмы. Там, на большом поле, расположенном вблизи от центра города, тысячи жизнерадостных японцев зачарованно слушали Благую Весть о спасении. На одной этой евангелизации исцелилось сорок четыре глухонемых.
Многие замечательные чудеса произошли в Киото. Слепые начинали видеть. Парализованные и хромые начинали ходить. Исцелялись люди, страдавшие от горячки, инфекционных заболеваний и неизлечимых недугов. Бог подтверждал Свое Слово чудесным образом, показывая японцам, насколько Он любит их и желает благословить их через Божий план спасения в Иисусе Христе.
Последовавшие евангелизации в Нагойе и Мацуяме были еще более поразительными. На каждом из собраний мы видели те же результаты.
Синтоисты и буддисты поступали точно так же, как жители Ямайки и Кубы. Тысячи уверовали в о Христа. Японцы отзывались на проповедь Благой Вести так же, как и представители других народов.
Триумф на Таиланде
СЛЕДУЯ НАШЕМУ ПЛАНУ, мы отправились в Таиланд, где процветала могущественная буддийская монархия в Юго-Восточной Азии. Нашлись те, которые говорили нам: «Вы не можете рассчитывать на такой же успех в Таиланде, как в Японии. На японских буддистов оказал сильное влияние период послевоенной американской оккупации, и потому они с готовностью воспринимают западные идеи. Но здесь, в Таиланде, древняя-буддийская религия неотделима от тайской культурной традиции. Этой страной никогда не управляли иностранцы, и ее население равнодушно относится к религии Запада».
Когда мы впервые приехали в Таиланд, во всей этой стране насчитывалось менее двенадцати человек, которые получили апостольское крещение Духом Святым, и большинство из них были скандинавскими миссионерами. Но даже они не испытывали энтузиазма по поводу проповеди Евангелия в общественных местах. По их мнению, это было бы неуважением к культуре тайцев.
Наш метод выглядел в их глазах чересчур агрессивным. Они говорили: «Тайцы — чувствительные и уравновешенные люди. К ним следует искать подход, руководствуясь традициями их национальной культуры».
Но стоит ли говорить о том, что когда тайцы увидели, как прозревают слепые, как исцеляются хромые, как очищаются прокаженные, как начинают слышать глухие, — их реакция была такой же, как реакция жителей Ямайки, Пуэрто-Рико, Гаити, Кубы, Венесуэлы и Японии. Они уверовали в Евангелие, когда увидели, что оно подтверждается чудесами. Они приняли Христа в свои сердца и начали следовать за Ним так, как это делали люди в других странах.
Сегодня в Таиланде живут тысячи христиан, исполненных Духом Святым. В этой стране процветает служение завоевания душ. Ежегодно начинаются новые сильные церкви, которые распространяют Евангелие в Юго-Восточной Азии.
Исламская Индонезия
ПОСЛЕ ТАИЛАНДА мы решили проповедовать в Индонезии — стране, девяносто пять процентов населения которой составляли мусульмане.
По всему миру мы слышали рассуждения о том, как сложно убедить мусульман поверить в Евангелие и принять Иисуса Христа своим Спасителем. Мы хорошо помнили то чувство беспомощности, которое мы испытали в Индии, когда только начинали свое миссионерское служение. К тому времени, как мы прибыли в Джакарту, столицу Индонезии, все изменилось. Мы научились провозглашать Евангелие, подтверждаемое чудесами. Мы верили, что наше служение в Индонезии не будет отличаться от служения в других странах.
В первый вечер, когда мы проповедовали множеству людей на огромном поле в Джакарте, после окончания проповеди мы сделали то, что никогда не делали раньше: мы сказали людям, что не попросим их принять Иисуса Христа до тех пор, пока Он Своими чудесами не докажет им, что Он жив. Ведь если Христос мертвый, то Он не сможет сделать для них ничего хорошего.
Мы подчеркнули, что две тысячи лет тому назад чудеса подтверждали служение Иисуса, и, что, если Он жив сегодня, Бог подтвердит этот факт, совершив в присутствии всех людей неопровержимые чудеса, подобные тем, что Он совершал до распятия.
Мусульмане знали о существовании Иисуса как исторической личности. Они верили, что Иисус был пророком, обладавшим силой исцелять и творить чудеса. Мусульмане слышали, что Он был распят, но считали христианское учение о Его воскресении и о том, что Его кровь была пролита за грехи всего мира, ложным.
Во время нашей евангелизации в Джакарте мы осознали, что существует только одна проповедь, которая способна убедить мусульман поверить в Христа: если Иисус Христос жив, позвольте Ему совершить те чудеса, которые Он совершал до Своего воскресения. Если Он мертв, то Он не сможет совершить никакого чуда. Если Он воскрес, и Он неизменен сегодня, то Он совершит чудеса.
Мы вызвали из собравшейся толпы глухих людей. Мы сказали, что помолимся за них во имя Иисуса. Если Христос мертв, в Его имени не будет силы. Если Он жив, то Он сделает то же, что Он совершал до тех пор, пока не умер на кресте.
Мусульманин-хаджи
Одним из первых на платформу поднялся мусульманин-хаджи, в возрасте около пятидесяти пяти лет. На его голову была одета черная феска, свидетельствующая о том, что он был паломником, направляющимся в Мекку, город в Саудовской Аравии, почитаемый всеми мусульманами.
Он был от рождения глухим на одно ухо.
Мы засвидетельствовали ему об Иисусе Христе, и затем сказали, что желаем помолиться за него. Мы объяснили ему, что Бог сейчас взирает на нас. Мы засвидетельствовали ему о том, что Бог воскресил Своего Сына из мертвых. Мы объяснили ему, что Бог желает продемонстрировать людям, что Христос жив. Он готов засвидетельствовать воскресение Своего Сына из мертвых, совершив во имя Его чудо.
Мы объявили собравшимся: «Если этот человек не сможет слышать после того, как мы помолимся за него во имя Иисуса, то это станет доказательством того, что мы проповедуем ложь, а Иисус Христос мертв. Но если Бог услышит молитву во имя Иисуса и ответит — вы сможете убедиться в том, что Христос воскрес, потому что мертвый Христос не может совершить подобное чудо».
Посмотрев на учителя ислама, я принял еще одно необычное решение — я решил не молиться об исцелении, а просто провозгласить исцеление со властью Христа. Я не просил присутствующих закрыть глаза и склонить головы для молитвы. Я хотел, чтобы все смогли увидеть то, что я сделаю. Более того, я принял решение не возлагать руки на ухо больного, чтобы люди не подумали, что мое прикосновение обладает какой-либо магической силой.
Спокойным и твердым голосом я произнес: «Да будет известно всем, что Иисус Христос — Божий сын, что Бог воскресил Его из мертвых, и что только через Него, и через Его пролитую кровь мы можем прийти к Богу и получить вечную жизнь, согласно Писанию. Да будет исцелено ухо этого человека, во имя Иисуса Христа. Аминь!»
Служение чудес
Собравшиеся на евангелизацию с удивлением увидели, что хаджи получил исцеление. Он смог услышать не только тихий шепот, но и тиканье моих наручных часов.
В тот вечер тысячи людей подняли руки, выражая желание принять Иисуса Христа своим Спасителем. Как разительно отличалось сейчас наше служение от того служения в Индии, когда мы не смогли убедить местных жителей принять Христа.
Когда индонезийцы увидели чудеса, подтверждающие Евангелие Иисуса Христа, они повели себя так же, как и жители Японии. Если в христианстве не будет чудес, оно превратится в безжизненную церемониальную религию, которая ничем не лучше других религий.
Мусульмане знают, что их пророк Мухаммед мертв, но христиане уверены в том, что Иисус, наш пророк, жив. Когда люди, принадлежащие к другим религиям, видят чудеса, доказывающие воскресение Иисуса, они оставляют своих мертвых богов для того, чтобы стать последователями Христа, который свидетельствует о том, что Он жив. Без чудес доказать это невозможно.
Вот почему Иисус призвал Своих последователей «проповедовать Евангелие всей твари» (Марка 16:15), обещая, что «уверовавших будут сопровождать знамения» (стих17) — «во всех народах» (Псалом 66:3) и «до скончания века» (Матфея 28:20) Господь знал, что чудеса всегда необходимы для того, чтобы мир узнал о том, что Он жив.
Когда мы, молодые миссионеры, были в Индии, мусульмане бросали нам вызов: «Докажите, что ваш Христос жив!» Мы были беспомощны. Нам пришлось сделать выбор: уехать из Индии, или же смириться с отчаянием и безрезультатным служением, не приносящим удовлетворения, которое означало бы медленную смерть. Но сейчас, в Индонезии, все было иначе. Мы изменились. Мы лично убедились в том, что живой Христос желает подтверждать Свое Слово.