Молитва за умерших, отпевание, сорокоусты
Когда обычно в последний раз человек на землю приходит? Когда его погребают. Поэтому всякие заочные отпевания — вещь крайне ненормальная. Понимаете? Человеку надо, чтобы тело, освященное Святыми Тайнами, было в храме Божьем, чтобы он мог последний раз помолиться. Причем лучше привезти тело до Литургии, чтобы душа умершего могла постоять на последней Литургии, выслушать, как с ним попрощаются, потому что он все слышит. Ведь прощение нужно потому, что человек реально слышит. Понимаете?
Мы целуем тело, а рядом стоящая душа слышит и должна простить. Помните, что, если умрете, не простив, дорога прямо в ад, без оговорок. Поэтому при жизни приучайтесь прощать. Непрощающий и после смерти не простит и куда пойдет, тоже понятно.
— А мы у покойника тоже прощения должны просить?
— Должны, искренне причем. Это последний момент, когда можно с ним помириться, поэтому безобразно поступают те, которые пытаются тело сбагрить, чтобы не отпевали и так далее. Обязательно просите, чтобы было очное отпевание. Заочное отпевание приемлемо только для тех, у кого нет места по захоронению: утонул человек в море, погиб во время войны, неизвестно где. Для остальных это просто ненормальное явление. Это очень важно. Позаботьтесь при жизни, чтобы там, где вас будут отпевать, не сокращали службу. Не постесняйтесь подойти к священнику, и, если вы сами поговорите, смело могу заверить, что никакой священник не будет сокращать службу, если только в самых экстремальных ситуациях, например, если отпевание в Страстную Пятницу.
— На какой день отпевают?
— На третий день. Как вы знаете, чины отпевания бывают разные: младенцев, монахов, мирян, священников, епископов, дьяконов. А есть специальный чин отпевания на Пасху, когда за упокой почти ничего нет, только ектенья. Только Пасхальная служба.
— Где человек должен три дня находиться?
— По-разному, как я уже говорил.
— Тело, где оставлять?
— Где дадут.
— В доме можно?
— Конечно.
Христиане, ближние, конечно, должны, по-хорошему, сами помочь омыть. Все-таки лучше ближнему оказать свою почесть покойному. Помните, что мирян омывают, священников обтирают освященным маслом, а монахам обтирают губы, руки и ноги. Монахов не омывают. Помните, что почести оказанные покойному, являются добродетелями для христианина, за которые награду получают на небесах. А о великой награде, которая дается за погребение людей, особенно которых некому погребать, говорится в книге Давида. Это, действительно, великая награда, которую даст Господь, когда тело будет воскрешено в последний день.
Что делать ближним после смерти? Немедленно начинать подавать как можно больше сорокоустов, чтобы, сколько можно в разных местах, люди молились. Очень хорошо подать записку на Святую гору Афон на Афонском подворье. С первого же дня надо подавать. Можно — и в святой город Иерусалим на Иерусалимском подворье. Очень просто: приезжаете на Иерусалимское подворье и можете подать, чтобы поминали у Гроба Господня. Москвичам очень удобно. Есть Иерусалимское подворье, храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате. Родственников нужно просить, чтобы они в течение сорока дней читали обязательно Псалтырь подряд, хотя бы кафизму. Если у вас есть близкие друзья, просите, чтобы они молились за вас, установили суточные молитвы. Бывают случаи, когда специально нанимают людей, которые читают Псалтырь круглосуточно. Это тоже великую пользу имеет, потому что Псалтырь защищает от нападений демонов. Эта молитва как бы окружает человека. Зачем нужно отпевание? Чтобы человек в третий день, когда он поднимается на небеса, был защищен, окутан молитвами Церкви, чтобы в этот день Литургия была отслужена, если разрешает Устав (Например, перед постом не разрешается).
Загробный мир, мытарства, примеры святых
Ангел-хранитель, конечно, встречает человека после смерти. Христианина встречают два Ангела: Ангел-хранитель и Ангел-проводник. Они ведут человека по загробным местам. Также его встречают, как минимум, два злых духа: ангел-искуситель и ангел-проводник вниз. Это случается обычно в третий день или в самый первый день, если человек очень хочет на небеса попасть. Вот святые обычно не задерживались, не ждали ничего, они сразу шли на небеса и все. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если у человека большое имущество на небесах, чего ему ждать? Может, он побыстрее хочет в права вступить? Так, если у него там возлюбленный жених, чего ему на земле делать? Когда человек поднимается в воздух, он встречается с заставами князей тьмы, которые называются обычно мытарства. Даже Богоматерь, когда уходила к Своему Сыну, перед Успением Его молила, чтобы Он защитил Ее от воздушных мытарств. И святой мученик Евстратий, чья молитва у нас читается в полуночную субботу, тоже молил Бога, чтобы Тот удостоил его пройти мимо застав мытарств. И поэтому мы тоже должны молиться Богу, чтобы Он защитил нас.
Мытарства — это последняя попытка искушений человека. Мытарства — это последняя попытка человека соблазнить и погубить. Они для людей неизбежны, потому что пройти сквозь эту область придется. Вопрос: насколько неизбежны? Как я говорил, кто причастился, тот сразу поднимается к небесам, и мытарства он минует, бесы же разбегаются в разные стороны.
Почитайте «У Троицы окрыленные» отца Тихона Агрикова, — всем рекомендую, великолепнейшая книга о современных подвижниках. Отец Тихон Агриков, схиархимандрит Пантелеймон, был некоторое время духовником Лавры, потом кавказским старцем, потом во время чеченской войны жил в Карпатах, потом опять на Кавказе, потом скончался, отошел ко Господу в Малаховке. Вот известный старец наших дней! Я его даже немножко знал лично. Он был действительно подвижник Божий, поминайте его в записках: «схиархимандрит Пантелеймон».
Его книжка есть сейчас в продаже. А его племянник сейчас — викарий у Патриарха в Москве, Александр, епископ Дмитровский, который служит в Черкизове.
Был один известный дьякон в Троице-Сергиевой Лавре, он скончался в 1960 году. О.Тихон рассказывал, что этот иеродьякон отслужил Литургию и причастился, потребил Святые Лары и пошел в келью отдохнуть. Заснул и не проснулся. И тогда, прямо в его келье, о. Тихон молился Богу, чтобы открылась его загробная участь. Тот ему явился на сороковой день счастливый, светящийся от радости. И тогда о. Тихон спрашивает: «Как мытарства прошел?» Он говорит: «Знаешь, я в силу Святаго Причастия пролетел мимо», — а бесы разбежались в разные стороны, потому что он причастился Телом и Кровью Господними. Понимаете? Это лучшая зашита.
И в то же время сугубая молитва вызывает атаки демонов. Подвижники, которые ведут духовную жизнь, постоянно подвергаются нападкам демонов. А тех, которые не ведут — они их не запугивают. Если не хотите, чтобы вас бесы пугали на мытарствах, ведите плохую жизнь, они вас будут просто обманывать.
Как говорил Феофан Затворник, человека, который привык к чревоугодничеству, бесы будут обманывать. Если душа вышла из тела, а человек привык жить для желудка, что она увидит? Феофан Затворник говорит, что она увидит роскошный стол, а там — черная икра, красная икра, балык, торты, вино и так далее. Что сделает душа? Куда ломанется? А тут-то ее и поймают, — сам пошел, понимаете? Отсюда все эти рассказы об астральных мирах, астральных блаженных обителях — это и есть описание тех самых ловушек сатаны, которые он ставит на загробном пути. То, что здесь описывают — это хорошо организованная реальность. Реальность ловушек, сделанных для отлова людей. И более того, я убежден, что даже мусульманский рай мусульмане видят. Понятно, да? Потом, правда, они совершенно не рады, что туда попали.
Люди обязательно попадаются в эти ловушки, все, кроме тех, кто исповедовался. В мытарствах блаженной Феодоры описано двадцать мытарств, в других источниках — их несколько другое количество. Суть мытарств такая: проверяются все грехи. Каким образом? Злые духи в этот момент вспоминают, вытаскивают все свои записи, которые у них были, и пытаются на основании тех грехов, которые сделал человек, загубить душу, забрать ее себе по праву. Но помните, что ни один исповеданный грех они там найти не могут. Они могут его помнить, но вещественных доказательств у них нет, поэтому нужно как можно чаще исповедоваться.
Значение Таинств
Я рекомендую исповедоваться два-три раза в неделю. Никак готовиться для этого не надо. Просто сделал, не дай Бог, грех какой, пришел, покаялся. Вот и все, очень легко жить в таком случае. Вот я сейчас мучаюсь, пока второго священника нет, редко исповедуюсь, причем это неприятно на самом деле. Вот когда я служил в других местах, там хорошо было, а сейчас приходится куда-то ехать, а это и некогда. С семи лет исповедуют грехи. Молитесь на Соборовании, чтобы Господь разум восстановил, поэтому после Соборования бывает такое явление, что часто вспоминают забытые грехи. Кстати, в молитве Соборования ничего не сказано про прощение забытых грехов, так что обольщаться не стоит.
— Тогда зачем оно нужно?
— Для исцеления тела.
— А чем Соборование отличается от Исповеди и Причастия?
— На Исповеди прощаются грехи, в Евхаристии соединяются со Христом. А специально для исцеления тела или для исцеления душевных заболеваний, например, депрессий, связанных с нарушением телесной деятельности, дается Соборование. Поэтому Соборования нужны.
Но откройте Священное Писание, послание апостола Иакова, где ничего не сказано про прощение забытых грехов. В каком смысле грехи отпускаются? Последствия грехов — это болезни. Последствие, наказание за грех снимается Соборованием, но сам грех снимается только покаянием. В Священном Писании и у отцов Церкви ни слова не сказано про прощение грехов на Соборовании. Я помню, еще в семинарии взял специально, не поленился, просмотрел всех отцов Церкви, кто писал о Соборовании, ни у одного, нигде ни слова не сказано о прощении забытых грехов. Последствия грехов очищаются, а вот про само прощение забытых грехов ничего не сказано. А то, что грехи вспоминаются, это известно. Наверняка помните, что после Соборования вдруг давно-давно забытое раз — и вспомнил. Это как раз только действие Соборования. Произошла реставрация разума, чтобы человек мог раскаяться в грехе, мог пожалеть о нем, и Господь его очищает. Если вы помните житие блаженной Феодоры, вы знаете, что она, находясь в загробном мире, видела как бы некое золото, которое у нее было, некие молитвы. Ей помогали молитвы ее духовного отца, преподобного Василия Нового. Поэтому здесь нужно помнить, что молитва очень помогает, — и праведников, и простых людей. Почему мы, собственно, просим о молитве? Молитва помогает очиститься человеку. Сущность молитвы, собственно, в том, что очищается привычка к греху, но лучше, конечно же, стараться не грешить, а, согрешивши, немедленно очистить свое сердце. Приучайте себя как можно чаше исповедоваться. Если вы сделали какой-то грех, немедленно просите у Бога прощения и не оправдывайте греха. Помните, что Господь может простить грехи и без исповеди в том случае, если нет возможности на нее попасть. Мы знаем такие примеры, когда Господь Сам очищал человека. Он же не лишал Себя права прощать грехи? Так ведь? Вот пример могу привести, когда человек блудил и все время после этого ходил в храм раскаиваться. И однажды он согрешил, пошел в храм раскаиваться и по дороге умер. Дьявол требовал забрать его себе, а Господь сказал: «Время смерти в моей власти, а раскаивание — в его. Он шел раскаиваться ко Мне, поэтому Я его принимаю». Я говорю не к тому, что нужно оправдывать блудную жизнь, а к тому, что нужно приучать себя к раскаиванию в грехах. Оступился — немедленно проси прощения. Для этого Церковь и установила исповедование грехов вечером. Пускай оно будет не простым перечислением, как некоторые говорят, «мышелоимством», то есть отловом мышей. Хотя мшелоимство — это накопление ненужных вещей, а должно быть исповедование тех грехов, реальных, которые ты сделал в этот день.
Человек поднимается на небеса с разной скоростью. Нет никаких общих правил. Например, Макарий Великий поднимался на небо в течение нескольких минут. Причем, в этот момент бесы кричали: «Макарий, ты победил нас», — желая вызвать в нем тщеславие. Макарий говорил: «Пока еще нет». Поднимается выше. Бесы снова кричат: «Ты нас победил, смотри, какой ты сильный», — а он говорит: «Пока еще нет». А потом, когда стоял у ворот рая, он сказал: «Да, я победил вас силою Иисуса Христа».
Что вы должны сделать в том случае, если вы умираете, а с вами рядом нет священника? Вы должны записать ваши грехи на бумаге и просить любого человека передать эти грехи священнику. Он обязательно прочитает разрешительную молитву и простит грехи, потому что власть ключей у него сохраняется. Точно так же, как священники сохраняют свою власть, и после смерти оставаясь священниками. Знаете? Поэтому очень важно знать, что делать в таком случае, если нет никого рядом. Но в то же время и самим просить у Бога, чтобы Он простил эти грехи.
Путь на Небо
Итак, поднимаясь к небесам, молитесь Богу непрерывно. Старайтесь с бесами не разговаривать, пускай за вас Ангел-хранитель разговаривает, а вы просите прощения. Видите, какой-то грех, просите прощения. Помните, что не все грехи, которые они будут называть, будут ваши. Не забывайте, что бесы — лжецы. Они вам будут пытаться впаять чужое. В этот момент память реставрируется, и нужно просить Бога, чтобы Он обновил ее, и говорить: «Господи, прости меня, я надеялся на Тебя, на кров Твой надеюсь, Господи, на Твою надежду, на Тебя надеюсь, Господи». Потому что надежда на милосердие Бога помогает. Еще хорошо вспоминать Некую Деву, Которая называется Нерушимой Стеной. Знаете, как Ее зовут? Богоматерь Дева Мария. Помните, что Она действительно Стена Нерушимая, Которая защищает людей.
Есть великолепная книга, называется «Невероятное для многих, но истинное происшествие». Может быть, некоторые читали. Некий Икскуль К., был такой человек, умер и тридцать шесть часов был на том свете. Его на самом деле защитила Богоматерь и вернула обратно. Поэтому здесь, на земле, не забывайте обращаться к Богу и Пречистой Богоматери, Ангелу-хранителю, и жить с Ангелом-хранителем рядом. Помнете: у вас должны быть хорошие отношения сейчас с ним налажены. Надеюсь, что они уже такие. Не забывайте благодарить, поздравлять в день его праздника. Когда день праздника у Ангела-хранителя? Двадцать первого ноября. И всех Небесных Сил. Благодарю тебя, Ангел-хранитель, спасибо тебе большое, что ты мне помог.
— А вот молебен можно подать только Господу Иисусу Христу?
— Почему же, можно и Ангелу-хранителю.
Молебны могут быть и святым, например, пишется так: «Молебен Ксении Петербургской», и все. А благодарственные молебны только Богу пишутся, а так, если вы хотите святого поблагодарить, просто пишите молебен святому.
А дальше что делать? Вот вы поднимаетесь по воздуху. Что происходит с человеком, который его не прошел? Его берут под белы ручки и отправляют в ад, который я описывал, в эту страну вечных теней. Там человек не мучается, в том смысле, что он не получает огненного возмездия, он находится в ожидании наказания. А мука у него есть, но мука не будущего наказания, а мука неудовлетворенных желаний. Помните, богач с Лазарем, чем он мучился? Какой член у него больше всего мучился? Язык. А почему? Он привык свое наслаждение от языка получать, а поэтому у него язык-то и мучился. Понимаете? Вот поэтому и люди чем мучаются? Неудовлетворенными желаниями. Страсти пожирают этих людей. Вот в этом как раз и заключается суть адских мучений: люди пожираемы страстями. Помните, что ад — это предначинание наказания, а не само наказание. Вот тот огонь, который люди видят в аду, — это отблеск будущего пламени, который будет в день огненный после конца мира, потому что в аду еще нет возмездия, как и в раю нет еще полной награды.
Если человек прошел мытарства, он приходит к вратам Рая. Его встречает апостол Петр, конечно же, у которого ключи находятся (Мф. 16, 19), который обещал в своем послании, что будет и дальше, после своей смерти, заботиться, чтоб мы не забывали его учения: «Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2 Пет. 1, 15). Вот он и выполняет свое обещание. Поэтому спросит, как вы его учения знаете.
Так как же проверяются люди, которые входят в Рай? Похожи они на Христа или нет. Как говорит Симеон Богослов, если человек похож на Христа своей душой, то он в Рай попадает. Рай — это прекраснейший сад, место зелени, вечной весны. Это настоящий сад физический, но в котором каждая травинка наполнена смыслом. Можно сказать, что Рай реальней, чем земля. Он более плотный, чем земля. Если ад — это менее плотное пространство, чем земля, менее реальное, то рай — более реален. Рай — это место ожидания и роста души.
Теперь скажу про мытарства последнее. Часто бывает, когда люди поднимаются по мытарствам, их сатана пытается обмануть. Каким образом? Он является в виде ангела света, пытается притвориться добрым ангелом. Поэтому, когда вы увидите ангела-хранителя, прежде всего скажите: «А ну-ка, прославь Иисуса Христа и перекрестись». Обязательно спросите, чтобы под видом ангела какая-нибудь рогатая тварюга не попалась. «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога» (1 Ин. 4, 3).
Вот однажды отцу Паисию Святогорцу явилась Евфимия Всехвальная, а он говорит: «А, ну-ка, перекрестись, поклон земной сделай». Она перекрестилась и вместе с ним сделала поклон. Он говорит: «Хорошо, я рад, что ты пришла». Видите, вот правильный подход. Вот вы умерли, увидели святого ангела, и сразу же нужно обязательно напрямую сказать: «Ты кто? Иисуса Христа прославляешь?» Вопрос, чтоб обязательно с допросом провели. А то попадете еще не в те лапы. Это крайне опасная штука, с такими вещами не играют.
— Сколько длится самое долгое поднятие?
— Неизвестно. Марк Фрачесский был задержан на час из-за тщеславия, но часто, если там задерживаются, то ненадолго, обычно тогда тебя вниз тащат на мытарствах.
Если человека задерживают на мытарствах, необходимо молиться Богу, и важно, чтобы у вас были люди, которые блат имеют на небе.
А как это сделать? Есть корыстный способ. Об этом прямо говорит замечательная притча Христа Спасителя, помните, самая скандальная притча в Святом Евангелии, которой все соблазняются — о неверном домоуправителе. А ведь там же прямо сказано: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16, 9). То есть подкупайте людей, чтобы они за вас молились, когда вы ничего не сможете этого сделать. Перед смертью как время тратить? А ну-ка деньги раздали всем людям: «Все, чтоб за меня молился! Понял? Я к тебе потом приду, если не будешь молиться. Я к тебе буду каждую ночь приходить, чтобы не повадно было не молиться».
Опять-таки, нужно делать другим незаслуженно добрые дела. Вам какую-нибудь гадость сделали, а вы незаслуженно доброе дело сделали. Таким образом, вы покупаете себе вечный кров, в буквальном смысле. Об этом именно и говорит притча: чтобы у вас были люди, которые вам обязаны. Старайтесь, чтобы у вас было как можно больше людей обязанных, в том смысле, что должны были о вас помолиться. Для этого и финансы используйте, и добрые дела — что угодно. Понятно? Слово со всех берите, что молиться будут, клятвы берите, не стесняйтесь, чтобы была хорошая поддержка.
Помните, как у неверного правителя? Потому что когда оскудеешь, что будешь делать? — «копать не могу, просить стыжусь» (Лк. 16, 3), — собирать и командовать. Поэтому, собственно, зачем я храм строю? У меня корыстный интерес на самом деле. Каждый раз на великом входе кого вспоминают? Устроителей храма сего. «Блаженных и приснопамятных создателей святого храма сего». На каждой ектенье вспоминают. Вот именно такие корыстные интересы и у вас должны быть. Понимаете? Старайтесь не просто записки заказывать, старайтесь и делать, и кирпичики класть, и так далее.
У нас говорят, что корыстолюбие не нужно. Неправда, оно может пригодиться, только в нужном месте, чтобы оно нам в вечности помогло, и на мытарствах оно, кстати, очень помогает.
Теперь, что происходит после того, как человек поднимается в мытарства. Он проходит через них. Надеюсь, чтобы вы прошли благополучно. Если не благополучно, помните: человека, попавшего в ад, вымолить можно при условии, что он хранил неповрежденную веру в Отца, Сына и Святого Духа. Если он не верил в Святую Троицу, то вымолить его невозможно.
— А как мы узнаем?
— Бывают случаи, когда Господь попускает видения, или при молитве чувствует человек что-то неладное, так как во время молитвы наши души общаются через Христа. Поэтому, кстати говоря, я считаю, что очень хорошо причащаться в день родительских суббот, когда особенно поминаются усопшие.
Только, единственно, конечно, нужно исповедаться заранее, не в сам день, потому что исповедоваться в сам день невозможно.
Рай
Когда вы попали в Рай, надо помнить, как описываются мытарства. Святая Перпетуя, видела мытарства в таком виде: стоит золотая лестница от земли до неба, но она страшная, по бокам этой лестницы — ножи, а нижней ступеньки нет. Вместо нижней ступеньки там беснуется дракон. И она увидела, что ее сокамерник Сатир первым подошел к этой лестнице и поставил на драконе таинственный знак. Какой? Крест, конечно же. Дракон сразу же успокоился и замолчал. Сатир встал на него и пошел дальше по лестнице, но он смотрел только вверх. Почему именно ножи? Тот, кто смотрит по бокам, режется, поэтому во время мытарств надо смотреть только вверх. Потом и она за ним пошла, сделала тайный знак на драконе, пошла вверх и затем вошла в Рай. Там ее встретил некий Великий Пастух, вокруг которого летали пламенные Духи и пели Ему удивительный гимн — Иисус Христос. Он ее поцеловал и сказал: «Я тебя приветствую. Ты, дочь моя, наконец, пришла домой». Вот таким образом человек приходит в Рай, и обычно до девяти дней он осматривает Рай в той мере, какой он может. Если у вас было недостаточно высоких раздумий, вы весь Рай не увидите. Старайтесь перед смертью лучше подготовиться, чтобы выше подняться, потому что в Раю есть разные места. Потом с девятого по сороковой день обычно показывают места мучений ада, чтобы знать, что там ожидает человека. И, наконец, на сороковой день человек предстает перед лицом Бога, поклоняется ему и получает указание, где ему находиться до момента суда. В аду, если люди не боролись со страстями, то они продолжали прогрессировать, и люди разлагались больше. Но, если у них была воля направлена все-таки как-то нейтрально, склонялась к Богу, Бог может их вытащить оттуда. В Раю люди тоже продолжают развиваться. Сейчас некоторые думают: «А чем заниматься там будем?» Душа продолжает расти в том месте, в котором она находится. В Раю эти люди сначала находятся в покое. Помните, в Апокалипсисе мы читали с вами в прошлый четверг: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6, 9-11). Поэтому на небесах люди растут, они заботятся о земле, они знают, что происходит на земле, и жизнь их становится более сильной, чем жизнь наша. Вот интересно, что получается: душа святого более реальна, чем тело, более насыщена реальностью. Понимаете? Рай — более плотная реальность, чем земля, и жители его более насыщены реальностью, хотя еще и бестелесно находятся. Но, находясь без тела, они, тем не менее, не могут получить еще полного наслаждения. Они получают награду лишь в той мере, в какой могут ее получить, без тел находясь. Люди отдыхают, научаются тайнам Бога. Там есть некоторые игры. Вы, может, про это не знаете? А вот в житии Перпетуи прямо сказано, что есть некоторые духовные игры, духовные радости. Люди постепенно приучаются к свету Бога. Человек, вкушая от райских плодов, постепенно начинает привыкать к свету Божества. Рай — это, в некотором смысле, училище. Почему это часть земли? Потому что земля создана как великое училище, а Рай, скажем так, — институт. Если земля — это школа, то в Рай попадаешь, только сдав экзамены. Что такое мытарства? Это вступительные экзамены в институт, когда человек научается жить в присутствии Создателя.
В Раю есть множество разных мест. Вот интересное описание: Андрей ради Христа юродивый был восхищен в Рай и увидел, что в центре рая стоит огромный светящийся Крест, которому поклоняются ангелы. И человек, поднимаясь выше, видит этот Крест, и, наконец, доходит до некой завесы, за которой находится само Царство Бога, которое выше всех небес находится.
Однажды один человек, ученик святого Иоанна Златоуста, был восхищен в Рай и не нашел там Златоуста. Он ужасно расстроился. Ангел его спросил: «Что же ты печалишься, никто отсюда в печали не уходил». Этот человек ему на это ответил: «Я мечтал увидеть Иоанна, но его тут нет». На это сказал Ангел: «А, ты ищешь Иоанна, проповедника Слова Божия. Ты не можешь его увидеть, он там, где Бог».
Бывают люди, которые настолько подготовились на земле, что они поднимаются выше Рая. Например, апостол Павел. Он находится уже со Христом, как сам и предсказывал в своем Послании к Филиппийцам. Например, в Раю во плоти находятся Илья-пророк с Енохом. Святой апостол Павел и некоторые другие святые поднимаются выше и выше в Небеса.
У нас есть одна Святая, Которая уже получила полноту блаженства. Единственная Святая, Которая получила полноту награды до Страшного Суда, — Пресвятая Богородица. Почему? Потому что Она воскресла во плоти. Почему для нас Успение — такой великий праздник? Потому что это день прославления Второй из людей, достигшей уже полного, абсолютного прославления, которое будет в Судный день для всех нас. Но Она в Раю не часто бывает. Люди говорят, что Ее там не могут застать. Она очень часто является на земле. Есть очень древнее предание, что Она приходит на землю во время пения своей песни «Величит душа моя Господа». Поэтому каждый день в храме совершается это пение, которое обозначает невидимое явление Богоматери. А Она проходит и смотрит, как люди поют. Тем, кто ничего не поет, она ничего не дает. На тех, кто поет, она смотрит: с сердцем поют или автоматически. И вот, в зависимости от этого, Она дает награду. Она действительно скорая помощница всем.
Всеобщее воскресение
Итак, постепенно происходит рост людей. Это будет продолжаться до самого Судного Дня. Когда закончится число спасенных, тогда небеса свернутся, как свиток, и Христос придет на землю вместе со всеми ангелами и со всеми святыми, и ад тоже опустеет, потому что все люди оттуда будут вызваны, и наступит день Воскресения. Мы с вами снова вернемся в могилы. Они раскроются, и наши тела будут вытащены Богом оттуда.
Помните страшный день пророка Иезекииля, когда он увидел кости, сползающиеся между собой, покрывающиеся кожей и мышцами. А потом в них входил дух (Иез 37, 7-10).
Именно так и будет: наши могилы процветут жизнью, и мы выйдем из могилы во плоти в возрасте тридцати трех лет без очков, без клюшек, без костылей, без генетических недостатков, и наши тела будут в точности отражать наши души.
— Откуда это известно, батюшка, что в тридцать три?
— Апостол Павел говорит: до тех пор, пока все не достигнем возраста Христова (Еф. 4, 13). Вот тогда-то будет самое страшное. А вы говорите мытарства. Мытарства — это еще не окончательно.
— Где же места на всех хватит?
— Новое небо будет, новая земля, новая вселенная будет, не старая. Эта земля сгорит, и умрет, и будет воскрешена заново. И вот тогда уже наступит настоящая жизнь, наступит великий Судный День, когда все мы встанем пред лицом Бога и дадим ответ за дела свои. Поэтому говорят, что совершенно правильно мы с вами вспоминаем об этом великом ответе. Кстати говоря, Слово Божие гораздо больше акцентирует внимание на этом Великом судном дне, а не на мытарствах. Так? Почему? Потому что это самое важное. Мытарства — это лишь вступительные экзамены в институт. А Судный День — это уже решение участи абсолютно и навсегда, без права аппеляции. Вот тогда-то будет великое разделение: все грешники после этого во плоти будут брошены в вечный огонь, в тьму внешнюю вне Бога, и червь неумирающий их будет пожирать всегда, и мучения их не закончатся никогда. Как говорит Откровение Иоанна Богослова «дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем ни ночью…» (Откр. 14, 11).
Праведники же войдут в вечную жизнь, будут жить в новой Вселенной, в Царстве со Христом. Они будут богами по благодати. Будут обожены, достигнут вершин блаженств. — Они не будут расстраиваться за своих родственников?
— Родственные связи заканчиваются с момента смерти, и брачные все отношения заканчиваются, и плотские. Если родственники приходят к ближним, то не по родству, а по душевной связи, а если ее не было, то и не приходят. Понимаете? «Будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится» (Лк. 17, 34), Господь, помните, сказал: Каждый отвечает только за себя (сравни Иезек. 18). И опять-таки, если между венчанными супругами есть душевное и духовное сродство, тогда оно будет, но не как между мужем и женой, а между двумя детьми Божьими, а если нет, то нет.
Люди будут воскрешены именно в том теле, в котором мы сейчас находимся. И вот тогда-то будет возмездие за грехи, и тогда будет абсолютно полная награда, тогда наступит великое Царство, где уже больше не будет ни смерти, ни тления. Как сказано, веселье вечное настигнет их, болезнь, печаль и воздыхание уйдут.
— А до Пришествия, в аду состояние человека какое? Вот это вот уныние и…
— И пред ожидание будущего мучения. Конечно, неприятный контакт с бесами. Ничего хорошего в этом общении нет. Но всякие разговоры о сковородках там и т. д. святая Церковь называет баснями. Православное исповедование говорит, что мы не верим вовсе в эти вещи. Но в этих баснях есть доля правды. Какая? Чем грешит человек, тем и наказывается. В каком смысле? Помните, как богач: язык у него привык к яствам и поэтому горел (Лк. 16, 24). Но только вот в этом смысле, но не в том, что там будут какие-то пыточные камеры. А после Суда можете не волноваться: дьявол вас мучить не будет. Дьявол, как и все грешники, будет связан по рукам и ногам. Они будут находиться в постоянном вечном одиночестве. Не дай Бог нам там оказаться. Там будет вечное одиночество, абсолютное одиночество.
Макарий Великий, когда ему рассказывали о мучении, слышал следующее: «для нас великая радость, что мы видим лицо другого человека» (так было, когда Макарий молился об умерших — ред.), а там никого не увидим в ожидании будущего мучения, геены, муки.
В раю неправедных нет. Праведность — вполне доступная вещь. Повторяю: святость, праведность доступны для тех, кто верит в Святую Троицу и крещен.
На этом мы закончим. Храни Господь!