Идеальная смерть. Страшная смерть

Теперь, какая смерть лучше? Самая лучшая смерть для христианина, конечно, мученическая за Христа Спасителя. Это самая наилучшая смерть, которая возможна для человека в принципе. Некоторые посылали соболезнования в Оптину пустынь после убийства трех монахов, для христианина же это на самом деле величайшая радость. В древней Церкви никогда соболезнования не посылали, когда кого-то где-то убили. Все церкви всегда немедленно посылали поздравления. Представляете, поздравить с тем, что у них появился новый защитник на Небесах! Мученическая смерть смывает все грехи без исключения, кроме ереси и раскола. Все остальные грехи — блуд, убийство, прелюбодеяния — смываются. Ересь — это искажение учения Церкви, не по незнанию, а именно сознательное, которое идет против воли Бога. Так? А раскол — это организация мятежа против Церкви. Все остальные грехи смываются. Вспомните мученика Вонифатия! Нас все время подводит славянский язык. Как в свое время славяне неправильно перевели слово «мученик», с тех пор мы всегда неправильно его понимаем. Вообще, слово «мученик» нельзя воспринимать в значении мученик. Это свидетель. Вот как раз-то у арабов — шахид. Только у них свидетель того, что дух-Аллах зол, а у нас свидетельство, что Христос благ и победил смерть. Поэтому мученик тот, кто своей кончиной засвидетельствовал, что Христос победил смерть, что Он воскрес из мертвых. Вот в чем суть свидетельства, а не в том, что человека мучают. У нас есть мученики, которые вообще умерли своей смертью. Например, первомученица Фекла, которая скончалась своей смертью, но она мученица. Или, например, мученица Голиндуха или святая Шушаника. Известно, что они, хотя и прошли через пытки, через издевательства, но умерли своей смертью. При этом они — мученики, потому что засвидетельствовали слово Божье своей жизнью, своей смертью.

Теперь, конечно же, мы всегда молимся. Я думаю, каждый из нас с искренним сердцем осеняет себя крестным знамением и делает поклон, когда мы молимся о «христианской кончине живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на страшном суде Христовом» мы просим. Надеюсь, каждый из нас этого искренне желает. Если говорить про кончину жизни, интересно, что из таких естественных кончин, самая лучшая та, о наступлении которой догадываешься. Поэтому часто считается, что раковые заболевания — милость Божья, потому что человек знает, что через несколько месяцев он умрет. Он может подготовиться, он может примириться с людьми, он может каким-то образом исправить себя, подготовив для вечности.

А самая ужасная смерть, которая возможна для христианина, это смерть внезапная, потому что такой человек уходит в вечность несобранный.

— А что, лечиться не надо?

— Лечиться надо. Кто говорит, что не надо лечиться? По нынешнему законодательству врач, который скрывает диагноз, является преступником и подвергается наказанию, по-моему, до трех лет лишения свободы. И это справедливо. Врач обязан сказать не родственнику, а самому больному. Эта статья была введена, кажется, в 1995 году по примеру Запада.

— Что делать, если родственники не говорят?

— Они преступники. Если человек знает о приближении смерти и скрывает это, он преступник. Это страшный человек. Лгать нехорошо, а тем более в таких случаях. СПИД — это наказание Божье, которое может привести к исправлению человека. В 90 % случаях СПИД происходит из-за чего? Из-за наркотиков или гомосексуализма. Инфицированные дети составляют всего 3 % от тех, кто заразился СПИДом; 90 %, а по некоторым источникам, 95 %, — это наркомания и разврат. Это очевидная кара Божья. Но вернемся к теме.

Подготовка к смерти, искушения и добродетели

Каким образом готовиться к смерти? Что при болезни надо делать? «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15). Мы прибегаем к Соборованию во время болезни, но до сих пор существует миф, восходящий к римо-католическому учению, о том, что Соборование — это последнее помазание. Это ошибка. Соборование дается как раз для исцеления, и оно очень часто становится лечебным Таинством. На моих глазах было много исцелений. Я знаю священников, которые сами засвидетельствовали сотни, тысячи исцелений после Соборования. Почему? Потому что Господь, исцеляя больного человека, доказывает ему, что его тело будет воскрешено. Понимаете, зачем исцеление дается? Чтобы убедить нас в воскресении тела, потому что, если тело не имеет никакой ценности, если оно сгниет в могиле, то исцелять его нет никакого смысла. Поэтому в любой болезни необходимо прибегать к Таинству Соборования.

Если же у вас диагноз, который может привести к смерти (онкология или другие случаи), необходимо готовиться следующим образом. Во-первых, необходимо свести к минимуму все свои мирские дела, т. е. необходимо с земными делами распрощаться. Следует рассчитаться с долгами, чтобы те не лежали на других людях. В обязательном порядке надо примириться со всеми ближними. Надо сделать так, чтобы у вас было много свободного времени. Дьявол в нас ведет загонную жизнь. Он пытается нас суетой загнать, чтобы мы не могли продохнуть. Об этом еще в Библии сказано, когда Моисей пришел к фараону и сказал: «отпусти народ Мой» (Исх. 5, 1). Что фараон сказал? «Праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу» (Исх. 5, 17). Именно дьявол так до сих пор и говорит (поэтому его называют духовным фараоном), чтобы люди с суетой бегали и обо всем забыли.

Если вы узнали неутешительный диагноз, нужно постараться выделить больше свободного времени. Заметьте, сейчас у нас происходит наоборот. Люди, узнав о диагнозе, пытаются себя больше загрузить работой, чтобы о смерти не думать. Это глупо. Об этом надо думать. Нужно смотреть в свою душу и искать, чего у нас там не хватает, срочно делать добрые дела, какие возможно сейчас. Суть в том, что от вашего предсмертного дела зависит, по какой траектории вы уйдете в вечность. Образ такой: насколько сильно самолет разгонится, настолько круто уйдет вверх. То есть, чем больше вы будете стремиться к божественной жизни перед смертью, тем выше вы подниметесь в Царство Божие. Помните, что наша задача не просто попасть в рай, а попасть туда как можно выше; как можно больше получить даров. Бог желает Своим детям, чтобы они большего хотели, а не меньшего.

Искушение, которое бывает перед смертью, — это искушение уныния. На человека наваливается страшная тоска, и он говорит: «Как, за что, почему я сейчас умираю?» Вопрос этот не имеет смысла. Нужно ставить такой вопрос: что мне сейчас делать? Помните, что тоска бессловесная; она не от Бога. Христос называется Богом Словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1, 1). Бог наш Христос, Он Логос, поэтому христианин полностью логичен, и всякие бессловесные желания идут от врага Божьего. Кто хочет нас разума лишить? Только враг Божий. Всякое уныние, тягота — они не от Бога. А как они лечатся? Надеждой. Отчаяние лечится чаянием. Когда человек видит, что для него есть угроза смерти, чего он должен чаять? В Символе Веры сказано: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Это лучшее лекарство от тоски и уныния. Времени мало, нужно поблагодарить Господа за то, что Он открыл приближающуюся кончину, следовательно, пора паковать чемоданы. Глупые люди говорят: «Перед смертью оторвусь». А зачем? Лучше паковать чемоданы по-настоящему. Например, вы купили путевку и поехали отдыхать в другую страну на курорт. Вам нужно будет что-нибудь там купить, и вы рубли обмениваете на доллары или на евро. Есть у нас конвертация? Точно так же, собираясь на тот свет, необходимо срочно конвертировать как можно большую сумму, чтобы там было на что жить.

Милостыней, в прямом смысле, в небесной сокровищнице мы собираем себе имущество. Господь говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12, 33–34).

Какова же ваша задача? Срочно, как можно больше собирать себе капитал. Но, если я поеду в другую страну с хорошим капиталом, но голым, будет тоже не очень приятно. Там климатические проблемы могут начаться. Так ведь? Поэтому необходимо посмотреть, какая у меня одежда, — не драная ли, чтобы не опозориться перед иностранцами.

Точно так же, когда мы уходим из этого мира, необходимо посмотреть, какая у нас одежда на душе. О Лаодикийской церкви Господь говорит: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3, 17–18). Вот и наша задача — посмотреть, что у нас с душой, одеждой. Чем душа одевается? Добродетелью. И поэтому нужно посмотреть, чего у нас не хватает, чтобы срочно хотя бы начать исправлять. Помните, что любая страсть, с которой вы не боретесь, вас съест, потому что после смерти все страсти вылезают наружу. Заметьте, это не значит, что нужно обязательно справиться. Это, конечно, очень здорово справиться и быть бесстрастным. Какой самый лучший вид смерти? Когда Дух Святой тебе прямо скажет, что ты уже спасен. Есть такое понятие, как уверение — особое состояние высот духовной жизни, когда Дух Святой человеку Сам говорит то, что ты в Царство Небесное попадешь. Вот апостол Павел по этому поводу сказал: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 7–8). То есть апостол Павел твердо знал, что он будет спасен. Точно так же, например, интересно, что Антоний Великий ликовал перед смертью, потому что он был уверен, что его Господь спасет, так как Он ему Сам сказал об этом. Помните, Серафим Саровский говорил: «Приходите ко мне на могилку, я за вас буду молиться Богу». И блаженная Матрона так же говорила. Почему? Потому что они были такими самоуверенными? Нет, потому что они от Духа Святого получили удостоверение, что будут спасены. Но это самому сделать нельзя. Это решение Самого Бога, как Он сказал, но к этому нужно стремиться, так как, на самом деле, лучшее удостоверение в том, что ты спасен, слова Бога.

— А может бес попутать?

— Нет. Бес попутать не может. Когда Бог говорит, это уже ни с чем не спутаешь. Если сомнения есть, скорее, это не Бог. Божье Слово непосредственно так проявляется: сначала приходят плоды Духа, а потом уже Бог говорит с человеком. В Послании к Галатам сказано: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Вот эти плоды Духа Святого являются свидетельством того, что человек приближается к Богу, а потом уже Бог ему говорит об этом.

Мы знаем, что человек после выхода из тела будет вынужден попасть сначала в очень неблагоприятную для себя обстановку, то есть он должен будет встретиться со злыми духами.

А с ними, как мы знаем, у нас отношения плохие, надеюсь. Очень бы не хотелось, чтобы они были хорошие. Поэтому при встрече со злыми духами придется сражаться. Для этого необходимо не только одежду проверить, которая у нас должна быть, но еще и вооружение, которое необходимо нам будет использовать для сражения с ними. А каким должно быть это вооружение? Апостол Павел в Послании к Ефесянам в шестой главе подробно описывает как раз технологию подготовки к этому страшному дню. «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 11–13). Лютый день — это день смерти, день встречи с темными князьями, поэтому необходимо взять все оружия, проверить, как у нас с ними обстоит дело. Какое всеоружие должно быть? «Итак, встаньте, препоясав чресла ваша истиной», — говорит Феофан затворник. Чресло ума должно быть препоясано истиной. Перво-наперво чистое тело должно быть, прекращен блуд, разврат и подобные веши. Ум должен погружаться в созерцание догматов Бога. Необходимо перед смертью проверить себя по догматическому богословию, потому что у человека, который входит в рай, спрашивают пароль. Знаете? Без пароля не пускают. Символ Веры — это пароль Царства Божия. Без него нельзя. А само слово «символ» и означает пароль.

— А мы не можем его забыть?

— Если вы не вдумывались, то, конечно, вы его забудете, а если интересен был, конечно, не забудете. Итак, сначала нужно будет себя проверить по вере. Дальше необходимо «облечься в броню праведности», т. е. нужно проверить, все мы заповеди в этот момент выполняем или не все. Дальше — «обув ноги в готовность благовествовать мир». То есть нужно обуть ноги, а во что? В готовность идти по Евангелию к миру Божию. Вы готовы всегда ходить по-евангельски? В этот момент надо проверить себя. «Паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Посмотрите, насколько вы доверяете Богу. Проверку себе устройте унынием или отчаянием, легко вы их отбиваете или не легко. А если не легко, просите у Бога об умножении веры.

Да. Дальше. «И шлем спасения возьмите». Шлем спасения, то есть твердая надежда на спасение от Бога. Теперь, что касается сражения. Помните то, что вам дано оружие для боя: шлем чтоб был — надежда на спасение, меч чтоб был — слово Божие, чтобы с бесами им сражаться, и молитвами, словом Божьим выгонять их вон. Нужно, чтобы твердое было знание догматов, чтобы вас никакой бес с толку не сбил, и чтобы все было готово к праведности.

«И меч духовный, который есть слово Божье». Во-первых, прочитайте слово Божье. Я считаю, что, если человек заболел, например, каким-то тяжелым заболеванием, которое может привести к смерти, он должен полностью, от начала до конца, перечитать все Священное Писание или хотя бы начать. Помните, пожалуйста, что слово Божье используется нами не только как текст, но и как высшая форма молитвы. Ведь в чем отличие православной молитвы от сектантской? Сектанты молятся своими словами, а православные молятся Библией. Поэтому, когда говорят, что православное — не библейское, это чушь. Вот сектанты не библейские. Они куски из Библии повыдергивали и без толку их тыкают, не зная ничего. Я сам лично проводил диспут с протестантами. Библию они вообще не знают. Им показываешь какое-то место, они говорят: «Ой, а мы и не знали». Они цитатники заучивают. Они Библию как нечто цельное не воспринимают. А мы, христиане, молимся Словом Божиим, мы им живем. Замечали, сколько чтений Библии бывает на службе? Да почти вся служба. Даже канон Андрея Критского весь пропитан Библией. Поэтому Слову Божию внимаем, и молимся им (словом). Понятно? Приучаем себя непрерывно молиться. Заповедь Божья призывает непрестанно молиться: «и так бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36), и мы должны себя проверять, непрестанно мы молимся или нет. Особенно это хорошо выявляется, когда наваливаются приступы страха. За этим стоит князь тьмы, и отгоняется он только молитвой. Мы к этому не готовы. Что же нужно делать? Нужно отключить все мысли. Приучайте себя к этому и технологию обязательно запомните. Отключите мысли и все внимание сосредоточьте только на словах молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Пресвятая Владычице Богородица, помоги. Господи, силою Честного Креста защити меня. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь». Все резоны отбросьте, хоть пойдут там самые убедительные мысли, но это мысли от сатаны, которыми хотят вас загнать в отчаяние и погубить. Это проверочная атака, и самая сильная она будет сразу же после смерти, поэтому необходимо себя подготовить.

Теперь, что касается того, чем нам могут помочь наши ближние. Мы должны просить их, если сами не можем ходить в храм Божий, чтобы они как можно чаще приводили к нам домой священника. И особенно важно постараться причаститься в самый день смерти, потому что по древнейшему преданию, подтвержденному практикой, человек, который достойно причастился Тела и Крови Господних, после смерти не доступен для нападения сатаны. В нем Христос.

Как сказано у апостола Павла, причащающийся с Господом становится одним духом с Господом (1 Кор. 10, 16–17). Понимаете? Поэтому у дьявола бывают очень большие проблемы с этим христианином. Очень хорошо молиться святой Варваре, чтобы не было внезапной кончины. Не забывайте о святой Варваре.

Наши рекомендации