Какие события произошли с Вртанесом Великим и с тремя нахарарствами после смерти Трдата

КНИГА ТРЕТЬЯ

Оглавление Третьей книги 1

1. Завершение истории Великой Армении.

2. Какие события произошли с Вртанесом Великим и тремя нахарарствами после смерти Трдата.

3. Кончина святого Григориса от рук варваров.

4. Отпадение бдеашха Бакура от единства армян и намерение нахараров возвести на трон Хосрова.

5. Копия письма армян.

6. Прибытие Антиоха и его действия.

7. Преступление Маначихра перед Яковом Великим и его смерть.

8. О царствовании Хосрова Малого и перенесении царского двора; о насаждении Леса.

9. О нашествии на нас северных племен в дни Хосрова и о подвигах, (совершенных) при этом Ваханом Аматуни.

10. Кончина Хосрова и война армян с персами.

11. О воцарении Тирана; о смерти Вртанеса Великого и переходе престола к святому Иусику.

12. Война Шапуха с Констанцием.

13. О том, как Тиран, выйдя навстречу Юлиану, дал ему заложников.

14. Мученическая смерть святого Иусика и Даниела.

15. О том, как Зора вернулся от Юлиана, забрав армянское войско, и как были истреблены он и его род.

16. О смерти сыновей Иусика и переходе престола к Парнерсеху.

17. О том, как Тиран, обманутый Шапухом, отправился (к нему) по его зову и был им ослеплен.

18. О возведении Шапухом Аршака на царство и о походе в Грецию.

19. Как Аршак пренебрег греческим царем.

20. О святом Нерсесе и его благих установлениях.

21. Убийство Трдата, брата Аршака; отправление святого Нерсеса в Византии и возвращение заложников.

22. О распре, происшедшей между Аршаком и Гнелом, и о смерти Тирана.

23. Аршак вновь проникается завистью к Гнелу и убивает его.

24. О том, как Аршак дерзнул взять жену Гнела, от которой родился Пап.

25. Убийство Тирита.

26. Поражение Шапуха под Тигранакертом.

27. О том, как был построен и разрушен Аршакаван, и о взятии Ани.

28. Взятие и полное разрушение Тигранакерта.

29. О войне Аршака со своими нахарарами и об отсылке Папа в Византии.

30. О ссылке Нерсеса Великого и случайной высадке на необитаемом острове; о том, как они кормились по попечению свыше.

31. Истребление нахараров Аршаком и об образе жизни епископа Хада.

32. Как Аршак хотел схватить и побить камнями блаженного Хада за обличение его в преступлениях.

33. О воцарении Феодосия Великого и соборе, созванном по поводу духоборцев.

34. Как Аршак против воли отправился к Шапуху и более не возвратился.

35. О бедствиях, причиненных Шапухом Армении; смерть Аршака.

36. Бедствия, причиненные нам Мехружаном, и воцарение Папа в Армении.

37. О великой битве, происшедшей в Дзираве, и умерщвлении нечестивого Мехружана.

38. О том, как Пап, напоив святого Нерсеса смертоносным зельем, лишил жизни.

39. О вступлении на (патриарший) престол Сахака и убиении Папа Феодосием.

40. О царствовании Вараздата и о заключении его в оковы.

41. Царствование Аршака и Валаршака.

42. О разделении Армении надвое между двумя царями Аршакуни и подчинении ее двум народам — персам и грекам.

43. О переходе армянских нахараров согласно наследственным владениям каждого на службу к одному из двух царей.

44. О том, как Хосров с почетом принял аспета Сахака, и о подвигах последнего в деле с разбойниками из рода Ванандцев.

45. О приходе к Хосрову Сурена, Вахана и Ашхадара с сокровищами Аршака.

46. Аршак, побежденный в войне Хосровом, умирает от болезни.

47. О блаженном Месропе.

48. Возвращение к Хосрову нахараров, бывших при Аршаке.

49. Единоличное правление Хосрова и вступление на патриарший престол Сахака Великого.

50. Заключение Хосрова в оковы и передача трона его брату Врамшапуху.

51. Отправление Сахака Великого в Ктесифон и возвращение с почетом и дарами.

52. О Даниеловых письменах.

53. О Месроповых письменах, дарованных по благодати свыше.

54. Об армянской, иверской и алванской грамоте.

55. Повторное царствование Хосрова в Армении, а за ним — перса Шапуха.

56. О том, что произошло вслед за уходом Шапуха из Армении, и о наступившем после него безвластии.

57. Отправление Месропа в Византии и копии пяти писем.

58. Об обучении наших западных краев и водворении всеобщего мира; о вступлении на престол Арташира.

59. Строительство города Карина, называемого Феодосиополем.

60. Вторичное обращение Месропа к проповедничеству и отправление переводчиков в Византии.

61. Об Эфесском соборе, созванном по поводу нечестивого Нестория.

62. Добавление об учителях, о самом себе и о поездке на учение с уподоблением небесным явлениям.

63. О злосчастном сговоре армян, замысливших собственную гибель.

64. Об упразднении Армянского царства по желанию самих армян и о поругании патриаршего престола.

65. Отсылка Сахака Великого из Персии вместе с соправителем Шмуелом.

66. Дела Шмуела, недостойного соправителя Сахака Великого.

67. Уход из мира сего Сахака Великого и блаженного Месропа.

68. Плач об утрате Армянского царства родом Аршакуни и патриаршества — родом святого Григора.

Закончилось оглавление Третьей книги — завершения истории Армении.

КНИГА ТРЕТЬЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА

Записи о древности в нашей стране не велись, и из-за краткости времени нет возможности пройтись по всем греческим (трудам); нет под рукой и сочинений Диодора 2, дабы, придерживаясь его, мы без пропусков поведали главное и не осталось бы позабытым нами что-либо важное и полезное, достойное упоминания в нашей истории. Впрочем, мы, насколько хватило радения и памяти, достоверно рассказали о весьма ранних и отдаленных временах, начиная с Александра Великого и вплоть до кончины святого Трдата3. Поэтому ты не будешь стыдить нас 4 и ругать, ибо теперь я расскажу тебе без ошибок все случившееся в наше время или немного раньше, изложив в Третьей книге то, что (произошло) после святого Трдата и до отрешения рода Аршакуни от царствования и семени святого Григора от первосвященничества. Изложу я эту историю общедоступным языком, чтобы люди как можно чаще и без устали брались за чтение истории нашего отечества, привлеченные не красноречием наших слов, а правдивостью нашего повествования.

Копия письма армян

«Патриарх Вртанес и подчиненные ему епископы и все нахарары Великой Армении нашему господину императору самодержцу Констанцию (желают) радости.

Вспомни клятвенный договор, заключенный твоим отцом Константином с нашим царем Трдатом, и не отдавай свою страну 11 безбожникам персам, но помоги нам войском, чтобы возвести на престол Хосрова, сына Трдата. Ибо Бог сделал вас владыкой не только Европы, но и всего Средиземья, и страх перед вашим могуществом достиг до краев земли. Мы же уповаем на все большее расширение вашего владычества. Будьте здоровы».

Констанций согласился с этим и отправил распорядителя своего двора Антиоха с большим войском, с порфирой и венцом и с письмом следующего содержания.

Письмо Констанция

«Август самодержец император Констанций (желает) тебе, Вртанесу Великому, и всем твоим соотечественникам радости.

Я послал вам на помощь войско с повелением поставить царем над вами Хосрова, сына вашего царя Трдата, дабы вы, утвердившись в добром порядке, верно служили мне. Будьте здоровы».

Война Шапуха с Констанцием

Но Ормиздов Шапух установил с нашим царем Тираном более тесную дружбу вплоть до того, что, придя ему на помощь и выручку, избавил его от нашествия северных племен, которые, объединившись, выступили за пределы ворот Чора и расположились на границе Алвании на четыре года. Шапух покорил и многих других царей и, обеспечив себе поддержку множества варварских народов, обрушился на Средиземье и Палестину. Констанций же, назначив кесарем Юлиана, ополчился против персов. В происшедшем сражении обе стороны потерпели поражение, ибо и с той, и с другой были большие потери; но ни одна из них не обратила к другой тыла, пока не пришли к соглашению и не заключили перемирия на несколько лет. Констанций, по возвращении из Персии, долго болел и скончался в киликийском городе Мопсуестии, процарствовав двадцать три года. В его дни явился светозарный крест при блаженном Кирилле.

Убийство Тирита

Когда наступил мир между Шапухом и северными народами и он отдохнул от войн, он выразил гнев, накопившийся у него по отношению к Аршаку за то, что тот в течение стольких лет выплачивал дань не ему, а императору. Поэтому Аршак направил к нему Тирита и его любимца Вардана с достойными дарами просить о примирении. Но так как Шапух желал отомстить за прошедшие битвы, то сам пошел войной на греков и по этому случаю попросил нашего царя Аршака примкнуть к нему со всеми армянскими войсками. Но Аршак, не желая отправляться сам, под разными предлогами послал Шапуху лишь небольшой отряд.

Рассердившись на Тирита за то, что якобы все это произошло по его внушениям, навеянным его ненавистью к грекам, Аршак лишил его почестей. Васак, царский оруженосец, еще больше подогревал его, завидуя своему брату (Вардану) из-за некоей наложницы. Поэтому царь стал их стыдить и отчитывать язвительными словами. Они же, не вынеся такого унижения и поношения, возмутились и, отколовшись, ушли к Шапуху. Вконец разъяренный этим, Аршак велел тому же Васаку погнаться за ними с большим отрядом и убить их, где только настигнет. Васак не замедлил выполнить все это, несмотря на то что Вардан приходился ему братом. Так, согласно проклятию Нерсеса, была взыскана невинная кровь Гнела с бесчестного Тирита, как и с Вардана, (которому довелось) умереть от руки родного брата.

Комментарии

1 В рукописях Третьей книги «Истории Армении» между названиями глав в оглавлении и в тексте книги имеются следующие расхождения.

  Оглавление Текст
гл. 50 ... передача трона ...передача венца
гл. 52 О Даниеловых письменах О Даниеловой письменности
гл. 65 ... Шмуелом ... Шамуелом
гл. 66 ... Шмуела ... Шамуела

2 Диодор Сицилийский (80—29 гг. до и. э.) автор 40-томной «Исторической библиотеки», охватывавшей всемирную историю, из которой до нас дошли книги 1—5 и 11—20. Труд содержит ценные сведения по истории древней Армении.

3 Трдат III Великий (286—330 гг.).

4 Очередное обращение автора к Сахаку Багратуни.

5 Елисей — один из библейских пророков; две медведицы поразили насмехавшихся над ним израильских детей.

6 Пайтакаран — область и город древней Армении в районе слияния Аракса и Куры.

7 Соломон — царь Израильско-Иудейского царства (965—928 гг. до н. э.) в период его наивысшего могущества. Провел административную, финансовую, военную реформы, укрепил международное положение царства. Соломону приписывается авторство библейских книг Песни Песней, Экклесиаста и Притчей.

8 Поле Ватнеан (Ватнеан дашт) — находилось в долине низовьев Аракса и Куры.

9 Аван Амарас — находился в южном районе армянской провинции Арцах (ныне Нагорный Карабах).

10 Первопрестольный город — имеется в виду Константинополь (Византий).

11 Свою страну, т. е. своего союзника — Армению.

12 Здесь в качестве бдеашха Гугаркского выступает грузинский царь Михран (Мириан III); в других случаях бдеашх Гугаркский и грузинский царь — разные лица.

13 Атрпатакан — см. прим. 67 Книги первой.

14 Шапух — царь Ирана Шапур II (309—379 гг.).

15 Яков Мцбинский (Нисибинский) — см. прим. 391 Книги второй.

16 Ормизд — царь Ирана (302—309 гг.).

17 Имеется в виду случай, описанный в гл. 6, кн. III.

18 Река Азат — один из левых притоков Аракса в его среднем течении. Лес, сохранивший имя Хосрова, в наши дни является заповедником.

19 Двин — новая резиденция армянских царей, выросшая затем в крупнейший город Армении и важный торговый узел на международных транзитных путях. Административный центр Армении в периоды персидского и арабского владычества. Расположен к северу от Арташата.

20 Арес — бог войны в древнегреческой мифологии и планета Марс.

21 Ошакан — см. прим. 755.

22 Имеется в виду соборная церковь Эчмиадзин в городе Валаршапате (ныне город Эчмиадзин).

23 Давид и Голиаф. Согласно библейскому преданию, великан Голиаф был побежден в единоборстве юным пастухом Давидом (будущим царем Иудеи), поразившим его камнем из своей пращи.

24 Мрул — область в юго-восточном Причерноморье. Вероятно, Мовсес Хоренаци имеет здесь в виду какую-то другую местность с тем же названием.

25 Юлиан — римский император Юлиан Отступник (361—363 гг.).

26 Хацеац-драхт — «Ясеневый сад (парк)».

27 Инак — древнегреческое божество Инах — сын Океана и Фетиды; выступает как предок царей Аргоса (область в Пелопоннесе).

28 Арамазд — здесь означает Зевс.

29 Рас — возможно, искаженная форма имени древнегреческого бога войны Ареса.

30 Афина — древнегреческая богиня мудрости, покровительница города Афины.

31 Алтамар — остров в южной части оз. Ван.

32 Иовиан — римский император (363—364 гг.).

33 Маздеизм — маздезновская религия, или зороастризм, официальная религия Сасанидского Иран. Ее священной книгой является Авеста (сборник легенд и поучений, часть которых имеет древнее происхождение), записанная при Сасанидах. Характерной чертой этой религии является дуализм — представление о бытии как о постоянной борьбе между добрым началом, олицетворяемым богом Ахурамаздой (Ормуздом), и злым — воплощенным в Ахримане. Борьба в конце концов должна завершиться победой доброго начала. Первые Сасаниды были веротерпимы. Гонения против представителей других религий, в частности — христианства, начались в основном в середине долголетнего правления Шапура II — с 339 г.

34 Салар (перс.) — «начальник». Напоить бычьей кровью — способ казни.

35 Седекия — царь Иудеи, ослепленный после взятия Иерусалима Навуходоносором II в 597 г. до н. э.

36 Валентиниан — римский император в западной части империи (364— 375 гг.).

37 Валент — будущий римский император, см. прим. 633.

38 Терсит — персонаж «Илиады» Гомера, противопоставленный действующим там героям — Ахиллу, Одиссею и др., как злопыхатель и трус с уродливой внешностью.

39 Аштишатский собор — первый собор армянского духовенства, состоявшийся в 356 г. в городе Аштишате области Тарон, важнейшем религиозном центре южной Армении. На соборе был утвержден ряд канонов духовного и светского содержания.

40 Город Карин (и одноименная область) в дальнейшем — Феодосиополь (см. кн. III, гл. 59), ныне — Эрзерум.

41 Феодосии — римский полководец, будущий император Феодосии I Великий (378—395 гг.).

42 Консульский сан — выборная должность в Римской республике; на каждый год выбиралось по два консула, осуществлявших высшую власть в стране. В эпоху Империи должность консулов сохранялась, однако потеряла свое былое значение.

43 Шахапиван — поселение в области Цалкотн, расположенной к юго-востоку от горы Арарат (Масис). С юга область ограничивалась горами Цалкац.

44 Царский город Заришат находился близ северного побережья оз. Ван.

45 Этот лжесвященник в «Истории Армении» Фавстоса Бузанда (V в.) носит имя Мрджюник (Муравейчик).

46 Тигранакерт — одна из столиц древней Армении и столица Армянской державы Тиграна II Великого, построенная им в 80-х гг. I в. до н. э. на берегу одного из левых притоков Тигра в области Алдзник в южной части исторической Армении. Как сообщает ряд античных авторов, город был заселен, помимо армян, также большим количеством чужестранцев, в основном — жителей малоазийских эллинистических городов, и быстро приобрел огромные размеры. Был хорошо укреплен и обстроен роскошными сооружениями, в числе которых был и театр. В 69 г. до н. э. город был разрушен римским полководцем Лукуллом, но в дальнейшем возродился и играл значительную роль в политической и экономической жизни Армении. См. также прим. 164 Первой книги.

47 «Среди арийцев и неарийцев» — обыгрывание элемента титулатуры царя царей Ирана, звучавшего как «царь арийцев и неарийцев». Арийцы — иранцы, персы.

48 Греция — Восточно-римская империя, в дальнейшем — Византия.

49 Алцк — ныне село Дзорап, поселение в южной части подножия горы Арагац. Упоминаемая Мовсесом Хоренаци царская усыпальница сохранилась до наших дней.

50 У историков V в. Фавстоса Бузанда гибель Аршакавана описана иначе — город погиб от гнева Божьего, без участия людей.

51 Ортк — букв, «корзины».

52 См. прим. 164 Первой книги.

53 Валент — римский император восточной части империи (364—378 гг.). Погиб в войне с вестготами, в битве при Адрианополе.

54 Об Арии и арианстве см. кн. II, гл. 89 и прим. 382 и 384 Второй книги.

55 Илия, Елисей — библейские пророки, чудом кормившие толпы людей ограниченным количеством продуктов.

56 Гелиоград (Гелиополь — Город Солнца) — ныне Баалбек в Ливане.

57 С Богом-отцом и Богом-сыном (Иисусом Христом).

58 Григорий Нисский (ок. 335—394 гг.), Григорий Назианзский (ок. 330—390 гг.) — двое из трех «великих каппадокийцев», крупных богословов IV в. Третий — Василий Кесарийский (ок. 330—379 гг.). Труды этих авторов в раннем средневековье были переведены на армянский язык.

59 Пахлавик — представитель рода Пахлавов. См. кн. II, гл. 28.

60 Артагерс — крепость на реке Ахурян. Упоминается еще в I в. н. э.

61 Анйуш, букв. «Беспамятная» — крепость в одной из отдаленных провинций Ирана — Хузистане. Далее в «Истории» Мовсеса Хоренаци (кн. III, гл. 35) эта же, возможно, крепость названа «Анйишели» (с тем же значением).

62 При Тигране Среднем (Тигран II Великий) Мовсес Хоренаци упоминает два пленения евреев (см. прим. 466). Здесь добавляется, чта евреи первого пленения в Армении приняли христианство, второго, же — нет.

63 Саул — царь Иудеи (1020—965 гг. до н. э.), покончил жизнь самоубийством.

64 Соответствующее слово оригинала можно перевести также как «возвращение».

65 Стрателат (греч.) —«полководец».

66 Поле Дзирав. Фавстос Бузанд, историк V в., в качестве места сражения указывает Багаван в восточной части области Багреванд. Однако оба автора единодушны в том, что поле сражения находилось близ горы Нпат.

67 Второй Амалик. Согласно Библии, на евреев, направлявшихся по пути из Египта в землю обетованную, напали племена амалкитян. Произошла битва, во время которой Моисей, предводитель евреев, стоял на близрасположенном холме с возведенными к богу руками. Пока он держал руки высоко — евреи побеждали, но стоило ему опустить руки — брали верх амалкитяне; битва окончилась их поражением.

68 Леки — дагестанское племя лакцев.

69 Смбат напоминает прерогативу своего рода — рода Багратуни — налагать венец на голову царя при возведении его на престол.

70 Сахак (или Шахак) был первым из армянских патриархов-католикосов, который был рукоположен в Армении, а не в Кесарии Каппадокийской, как это было принято со времен Григора Просветителя. О некоторых последствиях такого изменения Мовсес Хоренаци сообщает в дальнейшем в своем повествовании. См. кн. III, гл. 54 и прим. 115.

71 Фессалоники — город в Македонии, на северном побережье Эгейского моря.

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ

ИСТОРИЯ АРМЕНИИ

В ТРЕХ ЧАСТЯХ

РАССКАЗАННАЯ МОВСЕСОМ ХОРЕНАЦИ ПО ПРОСЬБЕ САХАКА БАГРАТУНИ

КНИГА ТРЕТЬЯ

О блаженном Месропе

Месроп 91, из (деревни) Хацекац 92 в Тароне, воспитанный и получивший образование при Нерсесе Великом, видя, что Армянскому царству наступает конец, воспринял бедствие как испытание своему терпению. После ухода Нерсеса из мира сего он был назначен секретарем при дворе; он полюбил отшельническую жизнь. Как сказал некто: «Корабль в опасности спешит в гавань, а терпеливый человек ищет пустыню», так и он бежал от своих мирских забот и, отбросив земную славу, отправился за небесной. Он идет в область Голтн, селится там и живет в отшельничестве. Языческая ересь, скрыто таившаяся здесь со времен Трдата и до тех пор, вновь оживилась при ослаблении Армянского царства. Он искоренил ее при содействии правителя области по имени Шабит. Здесь явились божественные знамения, как при святом Григоре: изгоняемые демоны в телесном облике устремились в Страну маров 93. Не меньше всего этого было совершено им и в стране Сюник 94, при содействии ее правителя по имени Валинак.

Однако во время своего проповедничества блаженный Месроп испытывал немало трудностей, ибо он был одновременно и чтецом, и переводчиком. Если же читал кто-либо другой, а его при этом не было, то народ ничего не понимал за отсутствием переводчика95.

Поэтому он замыслил изобрести письмена для армянского языка и, всецело отдавшись этому делу, тяжко трудился, перебирая разные способы.

Заключение Хосрова в оковы и передача венца его брату Врамшапуху

Шапух гневался на Хосрова за прямые дружеские связи с Аркадием и назначение Сахака Великого на епископство без его разрешения. Поэтому он направил ему обвинение, подкрепленное угрозами, а Хосров, возмущенный, дал дерзкий ответ и с пренебрежением отпустил вестников. Он немедленно вступил в переговоры с Аркадием, убеждая его прервать мир с Шапухом и помочь ему войском (и обещая за это) передать ему всю страну. Но Шапух, откликнувшись на побуждения наших родовладык, тотчас послал в Армению своего сына Арташира 98 с большой ратью. И после того как Аркадий отказался выступить на стороне Хосрова и последний не нашел себе поддержки ни у одного из чужих народов, он, не в состоянии ни сражаться, ни скрыться, отправился к Арташиру.

Арташир же, отстранив его от власти и назначив вместо него его брата Врамшапуха, не стал сменять ни Сахака, ни кого бы то ни было другого из нахараров, назначенных на должность Хосровом 99; он приказал также придерживаться прежнего порядка в отношении греков. Сам же он, оставив большой отряд, поспешил в Ктесифон, тревожась по поводу старости отца, и захватил с собой Хосрова, чтобы заключить его в крепость, называемую Анйуш 100. Хосров царствовал пять лет. Вместе с ним он увел и Газавона, в цепях, опасаясь его храбрости. Он приказал конфисковать его дом, как и дома его брата Шаварша и Паргева Ама-туни за то, что эти двое со своими семьюстами ратниками устроили засаду на пути каравана и ждали удобного случая, чтобы вызволить своего царя Хосрова. Но их постигла неудача из-за цепей, которыми были опутаны его ноги. В ожесточенной схватке погибли Шаварш и Манвел, сын Паргева, и с ними многие другие. Паргев же был заключен в цепи и приведен к Арташиру. Тот приказал надуть его (кожу) наподобие меха и держать постоянно перед Хосровом.

О Даниеловой письменности

В те времена Аркадий заболел, и в Византии из-за Иоанна Великого 107 имели место большие волнения и пожары; Греческое государство погрузилось в смуты, войска сражались между собой и с персами. Поэтому Врам повелел нашему царю Врамшапуху спуститься в Месопотамию, навести там порядок и рассудить должностных лиц двух сторон. Тот отправился и привел все в порядок, но испытал немалые трудности из-за секретаря108, так как с тех пор как Месроп оставил царский двор, там не было ни одного опытного писца, ибо применялось персидское письмо. По этому поводу царю представился некий священник по имени Хабел и обещал добыть для армянского языка письмена, приспособленные его другом епископом Даниелом. Царь не обратил на это внимания, но, прибыв в Армению, застал всех епископов собравшимися у Сахака Великого и Месропа в заботах об изобретении армянской письменности, о чем сообщили царю, а он передал им слова монаха. Услышав, они стали просить его заняться этим столь важным делом.

Поэтому он послал в качестве вестника одного из почтенных мужей нашей страны, близкого ему человека из рода Хадуни, по имени Вахрич. Отправившись вместе, они крепко усвоили от Даниела начертанный в давние времена ряд букв, расположенный в порядке греческого (алфавита) и вручили его по возвращении Сахаку и Месропу 109. Те, познакомившись с ними и постаравшись приучить к ним нескольких мальчиков 110, пришли к убеждению, что этой письменности, с ее полученными как подаяние буквами, недостаточно для точного выражения звуков, произносящихся в армянской речи.

Комментарии

73 Трудно сказать, о каком городе идет речь.

74 Олимпийские спортивные игры проводились в Древней Греции в городе Олимпия в Пелопоннесе, по преданию, начиная с 776 г. до н. э., раз в четыре года. В дни их проведения по всей Греции объявлялся мир. Состязались только мужчины. Победители награждались венками и пользовались огромным почетом. Олимпийские игры были отменены римским императором Феодосией I в 394 г. Таким образом, армянский царь Вараздат был одним из последних победителей (чемпионов) на этих играх. По годам Олимпийских игр долгое время велась хронология исторических событий в греческой историографии. Олимпийские игры были возобновлены в 1896 г. и продолжаются поныне.

75 Лангобарды — германское племя; у Мовсеса Хоренаци — ланкварты.

76 Хион Лаконец (Спартанец) — победитель 29-х Олимпийских игр (664 г. до н. э.).

77 Тулис — Исландия или Шетландские острова севернее Британии.

78 Шахак (тот же Сахак, см. прим. 70). Завен и Аспуракес — армянские патриархи-католикосы были потомками Албианоса, современника Григора Просветителя. Албианос сначала был язычским жрецом, затем принял христианство и стал одним из первых армянских епископов. Его потомки в IV в. на троне армянских патриархов-католикосов чередовались с потомками Григора Просветителя.

79 Медиолан (в оригинале Мидулан) — нынешний город Милан в Италии.

80 После смерти римского императора Феодосия I (395 г.) империя была разделена на две части между его сыновьями. Гонорий получил западную часть со столицей в Риме, где правил до 423 г., Аркадий же — восточную, со столицей в Константинополе, и правил здесь до 408 г.

81 Этот раздел Армении между Ираном и Римом, известный под названием Первого раздела, имел место в 387 г. при персидском царе Шапуре III (383—388 гг.) и императоре Феодосии I (378—395 гг.), а не при Шапуре II и Аркадии, как пишет Мовсес Хоренаци. Такое смещение связано с особенностями хронологической системы Мовсеса Хоренаци.

82 Императорский город — т. е. Византий (Константинополь).

83 Звание азата; азат — букв, «свободный», «благородный» в армянском и персидском языках. Здесь этот термин выступает как сословное звание, отличавшее землевладельческую знать от простого народа — трудящегося люда (аназатов — «несвободных») .

84 Спер — одна из северо-западных областей исторической Армении.

85 Тайк — северо-западная провинция древней Армении, расположенная в долине реки Чорох и ее притоков.

86 Халтик — область на юго-восточном побережье Черного моря.

87 Мананали — область древней Армении, расположенная в долине верхнего течения Евфрата.

88 Крепость Хани или Ани — см. прим. 95 Книги второй.

89 Еревел, возможно, Еревеал, т. е. «видимый».

90 Комит — высокое должностное лицо в позднеримско-византийской администрации.

91 Месроп — Месроп Маштоц (362—440 гг.) — крупнейший деятель культуры древней Армении, создатель армянского алфавита (405 г.). См. также прим. 89 Книги второй.

92 Хацекац или Хацекк — название деревни, где родился Месроп Маштоц.

93 Страна маров — Мидия.

94 Сюник — одна из центральных провинций древней Армении, охватывавшая юго-восточную часть современной Республики Армения.

95 До создания армянской письменности проповедникам христианства в Армении приходилось, чтобы быть понятыми народом, излагать свои проповеди, составленные на греческом или сирийском языках, в устном переводе на армянский, т. е. фактически текст, написанный на одном языке, прочитывать перед слушателями на другом. О трудностях, связанных с подобного рода преподнесением проповеди, и пишет здесь Мовсес Хоренаци, указывая на них как на важную побудительную причину создания армянского алфавита.

96 Самвел Мамиконеан выступает также у историка Фавтоса Бузанда (V в.). Ему посвящен знаменитый исторический роман Раффи — «Самвел».

97 Спудеи (греч.) означает «усердные».

98 Арташир — будущий царь Ирана Арташир II.

99 Разночтения в рукописях дают возможность и другого истолкования текста, которого придерживается часть переводчиков, а именно: Арташир, наоборот, сместил с должностей и Сахака, и всех прочих назначенных Хосровом нахараров. Наше предпочтение объясняется, помимо прочего, смыслом следующею предложения — о сохранении прежнего, т. е. бывшего при Хосрове, порядка в отношении греков.

100 Крепость Анйуш — см. прим. 61.

101 Единственный раз в своем труде Мовсес Хоренаци употребляет здесь термин верадет — надзиратель, армянскую кальку (буквальный перевод) термина «епископ», каковой он обычно и применяет.

102 Арташир II — царь Ирана (379—383 гг.).

103 Речь идет об Анаке из рода Суренова Пахлава, убийце армянского царя Хосрова. См. кн. II, гл. 74.

104 Григор Просветитель был сыном Анака (см. предыд. прим.).

105 Преступники — участники неудачной попытки освободить армянского царя Хосрова, которого в оковах вели в Иран. См. кн. III, гл. 50.

106 Врам II Крман (по Мовсесу Хоренаци) это царь Ирана Варахран IV (388—399 гг.).

107 Иоанн Великий — Иоанн Златоуст (345—407 гг.), Константинопольский патриарх, критика которым жестокостей властей пробудила сильные волнения низов и привела к его низложению с патриаршего престола и ссылке.

108 По-видимому, Месроп Маштоц, помимо греческого и сирийского, хорошо владел также персидским языком.

109 Этот алфавит («Даниеловы письмена») был составлен явно на основе алфавита одного из семитских языков — сирийского или арамейского, в которых представлены только согласные звуки.

110 Текст дошедших до нас цельных рукописей «Истории Армении» в этом месте искажен. В переводе мы следуем тексту, сохранившемуся в небольшом фрагменте очень ранней рукописи, опубликованном филологом С. Коланджяном.

111 Финикия — совр. Ливан.

112 Самос — остров Самос в Эгейском море, упомянут по ошибке вместо Самосаты (как у Корюна, источника Мовсеса Хоренаци), столицы государства Коммагена в Заевфратье.

113 Имеется в виду «Книга притчей Соломоновых». — Ср. с аналогичным местом у Корюна в его «Житии Маштоца»: «Начали они перевод Библии с притчей Соломоновых, где в самом начале он (Соломон) предлагает познать мудрость, говоря: «Познать мудрость и наставления, понять изречения разума» (Прит. I, 2). Это и было написано рукой того каллиграфа (Ропаноса), одновременно обучавшего отроков (учеников Маштоца), подготовляя их (стать) писцами той же (армянской) письменности.»

114 Под «двадцатью двумя известнейшими книгами» подразумевается Ветхий Завет. Таким образом, согласно Мовсесу Хоренаци, тогда же была переведена вся Библия — как Новый, так и Ветхий заветы.

115 Здесь явно имеется в виду то обстоятельство, что армянские патриархи-католикосы, начиная с Сахака-Шахака, перестали рукополагаться в Кесарии, а проходили эту процедуру в самой Армении (см. прим. 70). Поэтому и земли, отошедшие в 387 г. при разделе Армении к Римской империи, были выведены из жребия армянского патриарха и отнесены к жребию Кесарийского архиепископа.

116 Юный Васак — Васак Сюни, будущий персидский марзпан Армении, изменивший делу восставшего в 451 г. против персидских поработителей и ассимиляторов армянского народа, под руководством Вардана Мамиконяна. Интересно, что Мовсес Хоренаци в своем отношении к Васаку совершенно не отдает дани той ненависти и презрению, которыми в различной степени, но одинаково проникнуты историки V в. Елише и Лазар Парпеци, подробно описавшие восстание 451 г, и изменническую деятельность Васака, хотя, конечно, наш автор должен был быть прекрасно осведомлен об этих делах. — одно из албанских племен.

117 Язкерт — персидский царь Иездигерд I (399—421 гг.).

118 Анйуш — Анйишели — крепость. См. прим. 61.

119 Сагастан — одна из отдаленных восточных областей Ирана, ныне Сеистан.

120 В зороастрийской религии, исповедуемой персами в доисламский период, огонь обожествлялся.

121 Мокк — одна из провинций древней Армении, расположенная южнее оз. Ван.

122 Судя по описанию, здесь речь идет об известной игре в поло, при которой всадники стараются жезлами (клюшками) обвести мяч вокруг противников и направить к цели. То, что в данном случае играли верхом, видно по тому, что игра происходила на ристалище (ипподроме).

123 Непонятно, каким образом пятя Шаваспа Арцруни свидетельствовало о его праве «целовать царскую подушку» (бардз — подушка, кресло, ложе).

124 Аналогичная история рассказывается Мовсесом Хоренаци о Трдате Багратуни.

См. кн. II, гл. 63.

125 Ванандцы, видимо, отличались особой воинственностью, проявлявшейся как в энергичной защите родины, так и, в мирное время, в безудержном разбое. См. кн. III, гл. 44.

126 Царь Феодосии — император Восточной римской империи Феодосии II Малый (408—450 гг.).

127 См. прим. 115.

128 Дерджан — область древней Армении у верховьев Евфрата.

129 Борбориты. О сущности этой секты определенных данных нет. Одни их название выводят из греческого борборос — «грязь», «скверна», другие из барба-рос — «варвар».

130 Экклеснастик — проповедник.

131 Врам — персидский царь Варахран V (421—439 гг.).

132 Шалгомк — область древней Армении, расположенная северо-западнее Карина-Феодосиополя-Эрзерума.

133 Шабит упоминается Мовсесом Хоренаци (кн. III, гл. 47) как помощник Месропа Маштоца в начале его деятельности по искоренению язычества в области Голтн.

134 Баласакан — то же, что Пайтакаран; это область слияния Аракса и Куры.

135 Владения гуннов — здесь означает прибрежные области северо-западной части Каспийского моря.

136 Гардманская долина — область в западной оконечности древнеармянской провинции Утик, расположенная в правобережье Куры.

137 Таширк — южная область древнеармянской провинции Гугарк — одного из армянских бдеашхств (см. прим. 155 Книги первой), расположенная северо-западнее оз. Севан.

138 Ардзил (Арчил) грузинский царь V в. Здесь грузинский царь не является, подобно прежнему царю Михрану III (Мириану), также бдеашхом Гугаркским; таковым является Ашуша (груз. Аршуша).

139

Наши рекомендации