Преподобный арсений новгородский, христа ради юродивый

Память 8 / 21 мая (на перенесение мощей и день тезоименитства), 12 / 25 июля (в день кончины) и в Соборах Новгородских и Тверских святых

В миру Амвросий, родился в городе Ржев-Владимиров в Тверской земле. С возрастом он получил хорошее христианское воспитание в доме благочестивых родителей, где был обучен кожевенному ремеслу, которым занимался его отец. Амвросий для поддер­жания родителей прилежно занимался этим ремеслом, не забывал он и нищих, которых наделял милостыней. Воспитанный во всяком благочестии, он ежедневно посещал храмы Божии для молитвы.

После смерти его отца Григория мать Пелагея (впоследствии инокиня Аполлина­рия) настояла на том, чтобы Амвросий вступил в брак с девицей Марией. Однако склонный к монашеству Амвросий через пять месяцев супружеской жизни «оста­вил мирской мятеж», как об этом повествуется в тексте службы, и ушел в Новгород. Через 5 лет он известил о себе. В своих письмах к матери и жене он просил прощение за свой поступок и утешал их евангельским обещанием вечной блажен­ной жизни тем, кто оставит ради Господа мать, жену, детей, имущество (Мф. 19, 29), утешал их надеждой на будущую небесную награду за терпение.

В Новгороде преподобный исполнял коже­венные работы, тайно совершая спасительный подвиг поста и молитвы. Узнав о подвижнической жизни святого Амвросия, благочестивый строитель храма и монастырей Феодор Димитриевич Сырков предложил ему средства для постройки храма и обители. Святой Амвросий принял монашеский постриг с именем Арсений и в 1562 году основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Ярославском дворице (торговая сторона Новгорода, на правом берегу реки Волхов), по соседству с храмом во имя святых жен-мироносиц.

Преподобный Арсений вел жизнь строгую, довольствовался малым. На теле он носил вериги, которые были прикрыты такой бедной и ветхой одеждой, что никакой бедняк не позарился бы на нее. Случалось даже, что за убогое одеяние над ним смеялись малые дети, когда преподобный ходил по улицам города. Многие считали его юродивым. Угодник Божий наряду со строгим постом и утруждением плоти занимался внутренним деланием: его ум был постоянно занят молитвой, сопровождав­шейся благодатным даром слез. Из его очей постоянно текли слезы покаяния. Святой Арсений плакал также о своей земной отчизне, провидя грозные беды, готовые обрушиться на гордых новгородцев за их беззакония. В последние годы земной жизни преподобный жил в затворе в своем монастыре.

В 1570 году царь Иоанн Грозный предал жестокой казни тысячи новгородцев. Узнав о преподобном, царь пришел к нему с щедрыми подарками. Но святой не принял даров, упрекнув царя за жестокость, строго говоря: «Много невинных послал ты в Царство Небесное». Царь же смолчал.

Через некоторое время Иоанну Грозному вторично довелось посетить святого Ар­сения перед отправлением в Псков. Он пришел к затворнику, чтобы взять благословение на предстоявший путь. «Завтра, государь, готов и я в путь свой», — таков был ответ святого. Царь, думая, что затворник решил идти с ним в Псков, весьма обрадовался. Однако этими словами преподобный Арсений предсказал собствен­ную кончину. На следующее утро преподобный приобщился Святых Христовых Таин и мирно отошел ко Господу. Блаженная кончина святого

последовала 12 / 25 июля 1570 года.

Почитание

Погребли святого Арсения в том же затворе, где он совершал спасительный подвиг. После обретения нетленных мощей преподобного над ними была построена часо­вня, а затем деревянная церковь в честь Рождества Христова.

Сохранились записи 1634 года: «На торговой стороне, в монастыре Арсеньеве мощи преподобного Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верою исцеления бывают. Тропарь и кондак ему составлен...».

Не ранее 1701 года было написано житие святого Арсения и составлена ему служба. В древнем житии преподобный Арсений назван юродивым Христа ради. 21 января / 3 февраля 1787 или 1785 года нетленные мощи подвижника были перенесены в Кириллов монастырь близ Новгорода и положены на южной стороне соборной церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Там же был устроен и освящен в сентябре 1793 года придел во имя преподобного Арсения, а в 1812 году устроена новая позолоченная гробница. В честь преподобного Арсения был освя­щен также придел в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в городе Ржеве.

Память преподобного Арсения праздновалась в обители в первое воскресенье после 18 / 31 января, то есть после храмового праздника монастыря. Ныне Русская Православная Церковь отмечает день преставления преподобного, а 8 / 21 мая установлено празднование в память обретения его мощей и дня тезоименитства угодника Божия.

Тропарь, глас 4

Отечество свое и род оставил еси, Христу прилепися, и Великаго Новаграда достигл еси, и в нем во юродстве трудолюбное твое тело изнурил еси многим постом и воздержанием, и пророчествия дар прияти сподобися, и многошвенныя ризы изволил еси на себе носити, и тело в нем предложив, обитель себе в премирнем Царствии у Христа всех Бога сотворил еси. Егоже моли, святе Арсение преподобне, Церкви и стране нашей в мире пребывати и от всех навет вражиих ущедрити нас, почитающих твое торжество, и спасти души наша.

Ин тропарь, глас 1

Божественною любовию возгоревся, вся мирская пристрастия отринул еси, крест же Христов на рамо взем, во след Его изволил еси ходити, отечество твое оставив, Великаго Новаграда достигл еси и, работая Богови невозвратным помыслом, дарования чудотворений сподобился еси. Темже, чтуще тя, преподобне Арсение, вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена обычная вечерня с добавлением входа. а также утреня с полиелеем в честь праздника иконы Божией Матери «Троеручица». Служил о.Евгений Кузнецов при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась

Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Литургия.

В сам день я также был в соборе, где службу совершал о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3и все ели одну и ту же духовную пищу; 4и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос.

5Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.

6А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.

7Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.

8Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.

9Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.

10Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.

11Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

12Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть.

13Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

Апостол увещевает паству не уподобляться своевольным евреям, которых Моисей выводил из Египта. Те то нарушали повеления Божии, то начинали роптать, и Господь вразумлял их. И в конце он говорит: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Кто думает, что он уже достиг должного духовного уровня, тот находится в большой опасности, будучи обольщен гордостью. Такой может угодить в бесовскую ловушку и пасть так, что завтра он будет недоумевать – как он мог впасть в такой грех. А причина в обольщении. Тем более это опасно, что такой гордец перестает адекватно воспринимать свои поступки, оценивать их критично и теряет способность к покаянию. Потому и Бог, не желающий человеку зла, попускает ему потерпеть скорбь ради его вразумления. Проще говоря, никто не может считать себя в безопасности от падения, пока еще находится во плоти, а кто считает себя вне прелести, тот¸по слову преподобного Серафима Саровского, уже впал в нее. Потому гордость страшнее других грехов, ведь впавшие в другие грехи могут покаяться, а человек гордый теряет способность к покаянию. С другой стороны, гордость является достоянием всех людей и если духовное зрение не утрачено у человека до конца, то искажено, а потому нужны многие труды над своей душой, дабы обрести подлинное духовное зрение.

Евангелие (от Матфея): 1И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба.

2Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; 3и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете.

4Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел.

5Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.

6Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

7Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.

8Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

9Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?

10ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

11как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

12Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

И снова нам приводится текст беседы Христа с учениками. Господь призывает их остерегаться примера фарисеев и саддукеев. Саддукеи отрицали всеобщее Воскресенье мертвых в последний день мира, а фарисеи придавали чрезмерное значение внешним обрядам при полном забвении внутренней духовной работы. Казалось бы, чем может угрожать пример каких-то еретиков? Но к возникновению ересей всегда приводит попытка горделивого ума проникнуть в тайны Божии, тайны, которые открываются лишь в той мере, в какой человек может принять их и лишь по мере очищения души от греховной скверны, без чего Бог не соединяется с этой душой. Диавол всегда пользуется тем, что человек в гордости своей думает проникнуть в тайны, которые скрыты от человеческого ума, и устраивает таким людям ловушки. И уловленный в нее, человек соблазняется сам и становится соблазном для других, так как смущает своим ложным мнением и других людей. Соблазн же фарисейский куда страшнее, так как соблюдать даже самые строгие вншние правила – куда легче, чем возделывать поле своей души, а потому во все времена был соблазн уклонения в обрядоверие. Но когда правила становятся важнее духовной жизни, то такая подмена приводит к уклонению с правого пути. Так незначительная корректировка в богослужебных книгах привела некогда к расколу в Русской Церкви, когда ради незначительных различий в правилах и текстах книг тысячи людей не побоялись отпасть от церковной полноты…

Господь говорит об этих учениях, но тут выясняется, что ученики не понимают Его. Они беспокоятся о том, что забыли взять с собой хлеба и думают, что Он говорит об этом. И тогда Он обличает их в маловерии и в том, что они остались глухи к тем чудесам, что Он совершил. Господь напоминает о чудесах насыщения пятью элебами пяти тысяч и семью хлебами – четырех тысяч. Для Бога нет ничего невозможного и Он ли не позаботится о них?! Он знает, в чем человек имеет нужду и всегда подает ему полезное. Напомню, что Господь еще раньше говорил им: «не заботьтесь о том, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ваш же Отец Небесный знает, что вы имеете в том нужду прежде вашего прошения…. Итак, ищите прежде Царствия Небесного и правды его и все прочее приложится вам». Господь обличает их за маловерие, что они после таких чудес, явленных Им, еще беспокоятся о хлебах. А Господь учит их доверять Богу, заботящемуся о них, вверив в Его руки заботу о себе, самим же заботиться только о спасении…..

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

По окончании службы о.Евгений говори на тему нынешнего рядового Евангелия. После насыщения 4000 человек семью хлебами Господь и его ученики решили переправиться на другую сторону Генисаретского озера, при этом Господь предупреждает, чтобы они остерегались закваски саддукейской и фарисейской. Фарисеи, то есть «праведники» (именно так переводится это слово) были влиятельной и уважаемой группой среди иудеев. Они были знамениты своим ревностным исполнением буквы Закона Моисеева, при этом особо одевались, декларируя этим свое особое положение, а также любили молиться прилюдно. останавливаясь на улицах и площадях. Как следствие, в них пышным цветом расцвела гордость, питаемая их заботой о сохранения их внешнего образа праведников. Притом, исполняя внешние обряды, они подчас считали исполнение внутренней, духовной стороны Закона не обязательной, превращая исполнение внешних обрядов в самоцель. Как следствие, они остались глухи к чудесам, которые совершал Господь, увидев в них только мнимые нарушения Закона (притом, что Господь исполнял внутреннюю, духовную сторону, не доводя исполнение внешних сторон до абсурда). Именно поэтому Господь обличал их, как никого другого, ведь они, исполняя внешнюю сторону, оставили дела милосердия, творя их лишь, когда их могут за это похвалить, оставили милость и любовь, поступая подчас против совести, с помощью жонглирования правилами Закона разрешая себе все, что угодно, «комара отцеживая и верблюда поглощая». Саддукеи же были группой этаких рационалистов, отрицавших всеобщее воскресение мертвых в последний день существования мира, отрицавших и само существование духовного мира. И эти две совершенно разные группы прекрасно уживались в синедрионе, подчас действуя заодно, ведь и те и другие понимали Закон Моисеев поверхностно. Потому Господь призывает учеников остерегаться их закваски. Казалось бы, им, людям простым и малообразованным, это не особенно и нужно, но на деле слова Христа адресованы не только им, но и их последователям. Закваска фарисейская – склонность творить дела благочестия напоказ, да обрядоверие, вещи очень опасные, ибо исполнять внешние обряды куда легче, чем очищать свою душу, да и благочестие становится удобным и легким, когда не старается искоренять, но тешит сидящую в человеке гордость. История знает множество примеров уже в Новом Завете, когда люди заражались этим пагубным духом и не только погибали сами, но и вводили в погибель многих. Да и манера перетолковывать вероучение в соответствии с собстенной фантазией то и дело будоражит Церковь, когда люди, не очистившие души свои, дерзают рассуждать о Боге. Итак, да остерегаемся этого пагубного духа….

В конце о.Евгений напомнил расписание служб….

[1] Эпи́р[1] (греч. Ήπειρος, Ипирос[2]) — географический и исторический регион в юго-восточной Европе, поделён между Грецией и Албанией. Эпир расположен между горной грядой Пинд и Ионическим морем, и протянулся от залива Влёра на севере до залива Амвракикос и развалин римского города Никополь на юге. Территория Эпира разделена между периферией Эпир, расположенной на северо-западе Греции и областями Влёра, Гирокастра и Берат на юге Албании. Крупнейшим городом является столица периферии Эпир в Греции город Янина, в то время как на территории Албании крупнейшим городом Эпира является Гирокастра.

Эпир являлся частью древней Эллады, с реками Ахерон и Кокитос и иллирийским населением. На север от Эпира располагалась Иллирия, на северо-восток — Македония, на Восток — Фессалия. К югу располагались области Амбракия, Амфилохия, Акарнания, Этолия. Климат Эпира значительно холоднее, чем в других греческих областях, не давал возможности заниматься земледелием в традиционных для греков формах. Поэтому греки селились тут только в отдельных колониях с более благоприятным микроклиматом.

[2] В этой памяти, в святцах Русской Церкви, святая Ангелина упоминается как блаженная. Свт. Николай (Велимирович) в "Охридском Прологе" указывает также смотреть ее житие под 12 / 25 декабря, но это очевидно опечатка, т.к. сведения о ней у него же помещены под 10 / 23 декабря.

[3] Сведения о происхождении святой Ангелины содержатся в истории Черногории написанной черногорскими владыками из династии Петровичей-Негошей, Василием и святителем Петром I.

[4] Срем (серб. Срем, хорв. Srijem, венг. Szerémség) — плодородный участок Среднедунайской низменности между реками Дунай и Сава, лежащий частью в Хорватии (Вуковарско-Сремская жупания), а большей частью — в Сербии (Сремский округ).

Название происходит от древнего города Сирмий (ныне — Сремска Митровица). В XI веке вместе с Мачвой историческое ядро Срема входило в состав одноимённой византийской фемы. В XV веке управлялась сербскими деспотами из рода Бранковичей. С 1521 года — в Османской империи как особый санджак с центром в Сремской Митровице. С 1745 года — уезд габсбургского королевства Славония, в 1860—1918 годах — комитат Венгрии. После распада Югославии часть Срема вошла в состав непризнанной республики Сербская Краина и стала ареной ожесточенных боевых действий.

[5] Южная часть нынешней Румынии с Бухарестом, столицей страны.

[6] Монастырь Крушедол (серб. Манастир Крушедол) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы — монастырь Сремской епархии Сербской православной церкви на кряже Фрушка-Гора в общине Ириг Сремского округа Воеводины.

[7] Ныне село находится в Ивановской области.

[8] Подо́льская губе́рния — административная единица Российской империи, Украинской Советской Республики, СССР. Существовала с 1796 по 1925 год. Центр — город Каменец-Подольский, с 1914 года — Винница. Большая часть территорий губернии на сегодняшний день входит в состав Винницкой и Хмельницкой, частично Одесской областей Украины.

[9] Ольгополь – ныне село в Винницкой области Украины. Основано как селение Роги́зка в XVIII веке. С 1780 по 1795 год село называлось Рогизка-чечельницкая, известно также как и Рогизка-Чечельницкое. С 1795 года в Российской империи. В 1795 году императрица Екатерина II переименовала село в Ольгополь, в честь великой княжны Ольги Павловны. В 1812 году селение было преобразовано в уездный город Ольгополь — центр Ольгопольского уезда Подольской губернии. В 1923 году лишен статуса города.

[10] Священномученик Порфирий (в миру Поликарп Васильевич Гулевич), епископ Симферопольский; память 19 ноября / 2 декабря.

[11] Ныне город Ивантеевка Московской области.

[12] Священномученик Василий Никольский; память 14/27 ноября.

[13] Священномученик Николай Поспелов; память 4/17 февраля.

[14] Древнеримская медная монета. В славянском Евангелии чаще заменяется словом «пенязь», обозначающим литовскую мелкую монету, равную 1/10 копейки.

[15] Вот, пример разночтений – другие источники пишут, что святитель ихаил был направлен на Русь во времена святого князя Владимира.

[16] Хартофила́кс (греч. ό χαρτοφύλαξ, от χάρτης — «хартия, бумага» и φύλαξ — «страж, хранитель») — название одной из церковных должностей в средневековой Византии, а также в православных церквах греческой традиции. Заведовал архивом и исполнял должность секретаря.

[17] Сестра жены.

[18] Христофор Сигизмунд Пац (польск. Krzysztof Zygmunt Pac; 1621— 10 января 1684) — военный и государственный деятель Великого княжества Литовского, великий хорунжий литовский (1646—1656), великий подканцлер литовский (1656—1658), канцлер Великого княжества Литовского (1658—1684), староста ковенский и пинский. Происходил из рода Пацев, одного из наиболее влиятельных литовских родов Речи Посполитой. Был сыном Стефана Паца (1587—1640), подканцлера Великого княжества Литовского, и двоюродным братом великого гетмана литовского Михаила Казимира Паца.

[19] XIX в., ПГХГ.

[20] XIX в., ЦАК МДА.

[21] кон. XVIII-сер. XIX в., ГММК.

[22] http://hotkovo.net.ru/main.php?id=127 указывает 1905 год. По сведениям официального сайта Русской Православной Церкви Заграницей – икона исчезла после революции. См. http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/rocor/icons.html.

[23] Вершо́к — старорусская единица измерения длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца. Слово вершок происходит от верх в смысле «верхняя оконечность чего-либо, вершина, верхушка». М. Фасмер связывает вершок со значением «верхняя фаланга указательного пальца»[1]. В. Г. Лебединская полагает, что развитие значения слова шло от значения «верхушка» к значению «небольшой излишек, который появился сверху в процессе насыпания зерна» и далее как «мера длины»[2]. 1 вершок = 4,445 см = 44,45 мм. Таким образом, здесь фигурируют длины 31,115 и 22,225 см, соответственно.

[24] Летопись Воскресенской церкви села Алексеевского Лаишевского уезда, составленная благочинным Алексеевского благочиния Лаишевского уезда протоиереем Василием Нечаевым в 1891 году. п.Алексеевское, 2008 г. - http://www.prihod-alex.ru/about-the-temple/chronicle/

[25] http://www.onb.kursk.ru/our-booke/svyat-kursk/dok/hr8.html

[26] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[27] Халкидон (Халкедон, Калхедон) (греч. Χαλκηδών) — древнегреческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э. В персидскую эпоху известен тиран Аристон, правивший как вассал персов (он же правил в Византии).

В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии прошёл Четвёртый Вселенский собор, утвердивший нынешний текст Символа веры и осудивший монофизитство.

В настоящее время место называется Кадыкёй и является районом современного Стамбула.

[28] Полуостров Пелопоннес – самый юг Балканского полуострова, юг Греции.

[29] Еретическое течение, возникшее в ответ на широко распространившуюся в Русской Церкви симонию, то есть поставление в священный сан за деньги. Еретики отрицали почти все Таинства Церкви, напоминая страрообрядцев-беспоповцев, впрочем, иногда переманивая к себе сочувствующих священников.

[30] Липси (греч. Λειψοί) — остров в Эгейском море, принадлежит Греции. Входит в группу островов Додеканес (Южные Спорады) и находится у юго-западного побережья Малой Азии. Липси расположен в 26 километрах от Патмоса

[31] Сегодня, на волне реабилитации Иоанна Грозного, как «величайшего деятеля русской истории» (особенно любимого неонацистами и монархистами за всем известную опричнину, ассоциирующуюся у них с известными нацистскими вооруженными отрядами SS и SA), широко распространяются версии, отвергающие причастность царя к убийству святителя. Утверждается, например, что эта версия появилась, будто бы, с подачи тех самых лиц, клеветавших на святителя на Соборном суде, а убит святитель был «неизвестно кем». Притом, получившие распространение сейчас версии выдаются за существующие уже давно, но якобы, вымаранные из источников некими злыми лжеисториками.

[32] Эфе́с (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus, тур. Efes) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции).

[33] Халкидон (Халкедон, Калхедон) (греч. Χαλκηδών) — древнегреческий город, расположенный в Малой Азии. Основан в 680 году до н. э. В персидскую эпоху известен тиран Аристон, правивший как вассал персов (он же правил в Византии).

В 451 году в Халкидоне в храме великомученицы Евфимии прошёл Четвёртый Вселенский собор, утвердивший нынешний текст Символа веры и осудивший монофизитство.

В настоящее время место называется Кадыкёй и является районом современного Стамбула.

[34] Факт нахождения архиерейской кафедры в Муроме светская наука отрицает, утверждая, что Рязань была кафедральным городом с самого начала…

[35] Поприще (попьрище) — старорусская путевая мера для измерения больших расстояний, имеющая несколько числовых соответствий: Расстояние, соответствующее длине греческого (птолемеевского) или римского стадия (около 185 м); путевая мера; Расстояние, соответствующее длине римско-греческой мили в 8 стадиев (около 1480 м); крупная путевая мера; Расстояние в один день пути (то же, что и «днище»).

Расстояние проходимое оратаем (пахарем) во время вспашки от одного края поля до другого, учитывая стандартную длину стандартного надела — примерно 750 м. Таким образом, упоминаемое здесь расстояние может составлять от 37 до 296 км., в зависимости от того, что здесь понимается под словом «поприще».

Слово встречается в русском переводе Библии: «и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:41). В этом месте словом "поприще" переведено греческое слово μίλιον, т.е. миля, тысяча шагов.

[36] Подьячий, поддьячий («под» +«дьяк») — низший административный чин в Русском государстве в XVI — начале XVIII века. Под руководством дьяков подьячие выполняли основную делопроизводственную работу в центральных и местных государственных учреждениях. Составляли особую группу служилого неподатного населения. Делились на старших, средней статьи и младших. Получали денежное, хлебное, а иногда и поместное жалованье. В 20-е годы XVIII века в государственных учреждениях их заменили канцеляристы, подканцеляристы и копиисты, которых однако в обиходной речи продолжали называть «подьячими» вплоть до XIX века.

[37] Кесария Каппадокийская – ныне Ка́йсери (тур. Kayseri, греч. Καισάρεια/Кесария Каппадокийская) — город в центральной части Турции, административный центр вилайета Кайсери, у северного подножия вулкана Эрджияс. В древние времена был известен как Кесария Каппадокийская, Цезарея, Мазака и Евсевия. Был резиденцией каппадокских царей. Затем, после обращения Каппадокии в римскую провинцию (8 год), переименована Тиберием в Кесарию и служила местом чеканки римских монет в Азии. Была центром распространения христианства. После разделения Каппадокии на провинции при императоре Валенте, Кесария стала столицей Cappadociae primae. В IV веке местную кафедру занимал святитель Василий Великий.

Захвачен турками-сельджуками в 1080 году. В течение более чем 200 лет входил в состав Румского султаната. Присоединён к Османской империи в 1515 году. До геноцида армян[2] город был населён в основном армянами; так, по данным 1813 года армяне составляли более 60 % населения города[2], и в его окрестностях насчитывалось 34 армянских села[2]. Во второй половине XIX в, в Анатолию прибыло значительное количество черкесов, переселившихся с Западного Кавказа (историческая Черкесия), после поражения в Кавказской войне.

[38] Из 16 древних городов под названием Антио́хия[1][2] (от имени Антиох) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте ,арм. Անտոք,(др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции, у границ с Сирией). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город. Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане».

26. Целый год собирались они в собрании и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) в 300 до н. э., во времена войн диадохов, после битвы при Ипсе.

[39] Эдесса (греч. Έδεσσα, арм. Ուռհա, Едесия) — древний город, предшественник современного города Шанлыурфа (тур. Şanlıurfa) на юго-востоке Турц

Наши рекомендации