Праведника, получит награду праведника.
42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.
Глава 11.
1И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их.
Господь дает наставления ученикам своим перед тем, как послать им на проповедь по городам Иудеи, прежде чем туда бы пришел Он сам. И давая эти наставления, Господь предупреждает о том, что не все будут рады их проповеди, ибо если слово самого Христа не принимали, так как оно обличало их злые дела и уязвляло их гордость, то не примут и их проповедь. Сатана через покорных ему людей всячески противится их проповеди, потому если они послушают противящихся им и умолкнут, они сделают то, что и нужно врагу. Именно поэтому проповедующий и не покоряющийся противящимся его проповеди¸творит дело Божие. Следовательно, человеку не подобает проявлять малодушие. Проявивший же малодушие тем показал, что больше покорен не Богу, но своей плоти, а потому не благонадежен для Царства Небесного. Увидев слабость такого человека, враг не успокоится, пока совершенно не погубит его.… И потому Господь призывает не бояться, ибо Бог знает нужду каждого из них и без воли, или попущения Божия с человеком ничего не произойдет, если же произошло, то следует помнить, что Бог попускает нам терпеть скорби только ради нашего спасения. Поэтому бояться следует не скорбей от людей, но низвержения в ад. А проповедник будет сталкиваться с противодействием не толко со стороны толпы, но и своих родственников и знакомых. И здесь следуют странные слова. Здесь следуют слова «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». В другой редакции в одном из Евангелий Господь говорит даже о ненависти к родным своим. Но речь не о том, чтобы Господь повелел, обратившись к вере, рвать связи с родными, как призывают сектанты, вроде иеговистов. Более того, сам Господь неоднократно упоминает ветхозаветную заповедь о почитании родителей и даже обличает фарисеев за то, что они путем жонглирования правилами Закона позволяют себе не просто не почитать родителей, а вовсе оставлять их без попечения под предлогом, что то¸чем бы они от них пользовались – есть дары Богу. Противоречие? Ничуть. Просто речь идет о том, чтобы Бога человек любил еще больше и если возникает выбор – оказание почтения родителям, либо верность Богу, человек, не колеблясь, избирал Бога. Часто и сегодня бывает, что родственники оказываются гонителями нашей веры, либо насмехаются над верой нашей. Но не следует их бояться, ибо и они предстанут пред Судом Божиим, ответят за все свои дела, как и мы. Более же следует бояться отпасть от Бога ради угождения родственникам. Боящийся же скорбей в этом мире, боящийся за свое благополучие и даже жизнь, удобно улавливается врагом и может пасть, тогда как не боящийся страданий ради верности Богу не останется без воздаяния от Бога. И слова о Кресте, отказывающийся нести который не достоин Христа, святитель Иоанн Златоуст толкует в смысле готовности идти ради Бога на смерть и смерть самую позорную, как воин, идя на брань, не страшится умереть, но боится предать Отечечтво. А речь идет об Отечестве Небесном.… Чаще, впрочем, слова эти толкуются в смысле верности Богу, готовности с терпением переносить все выпадающие на долю человека скорби, как несущие ему спасение (поскольку, согрешая, человек сам покоряется сатане, а потому, чтобы побудить его отвергнуть грех, Бог попускает духу злобы мучить его, дабы он посмотрел в пасть тому злу, которому покорился, творя грех), с усердием совершая возложенное на него служение. Проповедь Евангелия – тоже служение, а потому это толкование не сильно выбивается из контекста Евангельского повествования. Не каждому дано служение проповеди словом, но жизнь каждого человека может быть молчаливой проповедью Евангелия (но не так, чтобы намеренно показывать свое благочестие – это гибельный путь, но просто строя жизнь в соответствии с Евангелием). И потому эти слова, в какой-то мере, касаются и нас, тем более, что и наши родственники и знакомые подчас подвергают нашу веру поношениям. А потому призыв Христа не бояться гонящих и ругающихся касается и нас….
Воскресенье 23 июля.
На этот воскресный день не выпадает каких-то переходящих празднований, однако на сам день 23 июля приходится немало праздников. В частности, на этот день приходится сразу два полиелейных праздника: положение Ризы Господней в Москве, а также память преподобного Антония Киево-Печерского. Отдельно стоит упомянуть чтимых в этот день преподобномучеников египетских, «огнем и дымом уморенных». Десять тысяч обитателей пустынь Нитрийской и Скитской были обвинены в оригенизме и замучены около 398 года при Александрийском патриархе Феофиле.
Поводом для этого было ложное обвинение в оригенизме (Оригену принадлежит осужденное наV Вселенском соборе учение о предсуществовании душ, которые-де потом вселяются в тела людей), в то время как истинная причина состояла в том, что они укрывали некоего священника Исидора от патриаршего гнева.