Священномученик николай брянцев

Память 8 / 21 июля[120], в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родился в 1867 году в Ярославле в семье диакона.

Окончил Ярославскую духовную семинарию.

Служил священником в ряде храмов Ярославля и Ярославского уезда.

В 1914 г. переведен в церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе. Священническое служение он успешно сочетал с деятельностью законоучителя в различных учебных заведениях.

Во время Ярославского восстания 8 июля 1918 года о. Николай воспротивился установке красногвардейцами рядом с церковью артиллерийского орудия для обстрела центра города. Его убили, тело бросили в яму, а сверху, глумясь, бросили дохлую собаку. Спустя 10 дней было совершено отпевание и погребение священномученика вместе с другими жертвами междуусобной брани.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением от 17 июля 2001 года.

Использованные материалы

  • "Священномученик Николай, пресвитер Ярославский" // Официальный сайт Ярославской епархии
    • http://www.yaroslavl-eparhia.ru/html/naui_ieeieae_ssdine_.html
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://martyrs.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxIT...o**

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне праздника я был на службе в Свято-Успенском соборе. Хоть народу было совсем немного (видно, сказалась дождливая погода: дождь лил почти весь день), но как и написано было в расписании, служилось бдение. Правда, чтения паремий, а также литии и благословения хлебов, не было. Служил о.Евгений Кузнецов при пении бокового хора. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[121] пел хор.

Евангелие на бдении (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Литургия.

В сам день я также был в соборе, где службу совершал один о.Евгений Кузнецов, без диаконов, при пении бокового хора.

Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

2Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

6Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

8Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

9Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

10А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.

20Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

25Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.

27Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

29Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

36Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.

37Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.

38Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

39Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

40Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Глава 8.

1О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.

2Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

3Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

4Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

5Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,- 6но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.

7Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.

8Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

9Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

10Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

11И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

12А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

13И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

Женящийся или выходящая замуж не согрешают, но не женящийся или не выходящая замуж поступают лучше. Разумеется, апостол имеет в виду хранение девственности ради Бога, дабы ум и душа его принадлежала единому Богу, храня ее от пристрастий к людям, держа их в равной степени удаленными от всякого пристрастия к ним, но и в равной степени близко, дабы видеть в них образ и подобие Божие. Сегодня эти слова, более всего, можно применить к монашеству, как упорядоченную форму этой самой девственности. Монах уже здесь призван подражать Ангелам и даже к посту в среду и пятницу прибавляет пост в понедельник, который, как известно, посвящен Небесным силам Бесплотным. Брак же создан для людей, живущих на земле, для обуздания бушующих в них плотских страстей. Впрочем, человек безбрачный должен пережить великую брань от плоти и духов злобы и если человек, склонны к уединению, переживает это на уровне помыслов, то человек открытый к общению и не в меру разговорчивый, находится под угрозой реального падения. И многие падают, притом, охотно. Отсюда слабым рекомендуется вступать в брак. Впрочем, от брани с плотскими страстями это не избавляет, ведь человеку, получившему опыт взаимоотношения с противоположным полом, и пасть легче (если безбрачным угрожает опасность блудных помыслов, а общительным – опасность блуда, то брачные улавливаются тем же блудным бесом через прелюбодеяние). Точно также, если человек, увидев некую вещь, помыслил ее украсть, то лишь видя ее издалека, он лишь разжигается помыслом. Получивший же доступ к ней и даже право в известное время пользоваться ею, он может не только помыслить, но и действительно украсть эту вещь, не прибегая притом, к ухищрениям, которые бы ему понадобились, не имей он к ней доступ. Хуже того, украв одну вещь, он может пожелать присвоить и еще что-нибудь…. Это сравнение, как нельзя справедливо здесь. Отсюда, кстати, характерные для многих мужских монастырей строгие запреты на посещение этих монастырей женщинами – это не «нарушение прав женщин», а забота о чистоте помыслов братии, ведь даже согрешивший в мыслях – уже согрешил (хоть согрешивший в мыслях, ответит только перед Богом, а согрешивший действием, притом, с другим человеком, должен подчас примиряться и с этим человеком и только тогда он может просить прощения у Бога).

Евангелие (от Матфея): 1Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

3Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

4Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

5А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, 6тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

7Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

10И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11не то́, что́ входит в уста, оскверняет человека, но то́, что́ выходит из уст, оскверняет человека.

12Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?

13Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.

15Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.

16Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?

17еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, 19ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.

21И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.

22И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.

23Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.

24Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.

25А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне.

26Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

27Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.

28Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

29Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.

30И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

32Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.

33И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа?

34Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.

35Тогда велел народу возлечь на землю.

36И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.

37И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, 38а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

39И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

Господь снова совершает исцеления многих. Это и есть те самые чудеса, которые творит Он. Но неверующие иудеи упорно не замечают их и требуют еще чего-то, эффектного и заметного. Однако Господь творит только то, что приносит пользу, не нуждаясь в эффектных фокусах, что характерно, скорей, для ложных чудес, совершаемых бесами с целью обольщения людей. Но люди любящие зрелищность люди понимают только такие чудеса, поэтому они глухи к чудесам Божиим, но падки на бесовские обольщения, не замечая, что нприметные на вид чудеса Божии совершаются лишь для пользу тех, ради кого они совершаются, в то время как эффектные и яркие ложные чудеса бесовские абсолютно бесполезны. К счастью, здесь вокруг Христа таких «секптиков» не оказалось, поскольку народ прославлял Бога, видя поразительные дела, совершаемые Христом….

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.

27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Марфа и Мария. Две противоположности. Одна – только слушает слова Христовы, а другая – хлопочет о столах, возможно, совсем не внимания тому, что говорит Господь. Однако она ясно видит, что ее сестра «бездельничает», не хлопоча вместе с ней. В итоге Господь укоряет ее, так как она совершенно утонула в своих житейских хлопотах…. Нельзя сказать, что все эти мирские дела не нужны. Все это нужно, но…. всему свое время. Нужно, разумеется, и Богу уделить время, не утопая в житейских делах, гоняясь от заботы к заботе, а в итоге – падая в конце дня без сил, не оставляя себе времени и сил даже хоть немного помолиться. Господь же говорит: «не ищите того, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все прочее приложится вам». Опять же, это не значит, запрета на труд. Совсем наоборот. Просто должно быть время для труда на себя и для труда ради Бога, но Бог должен быть на первом месте всегда. В Богородичные праздники этот отрывок всегда читается в знак того, что Матерь Божия всегда наиболее удачно сочетала это, не впадая в крайности – не игнорируя общения с Богом, но и не бездельничая, однако и этот труд сочетая с общением с Богом, в единстве с которым ОНА была всегда…. К этому призываемся и мы…

По окончании службы о.Евгений поздравил всех с праздником и напомнил историю явления Казанской иконы Божией Матери, особо отметив, что покорение Иоанном Грозным Казани было связано с необходимостью обезопасить восточные рубежи страны, ведь казанские татары совершали грабительские набеги на Русь[122], уводя тысячи пленников, так что река Волга, она же Итиль (по словам о.Евгения), была страшным местом, ибо по ней свободно плавали только князья, да татарские начальники, а для простых людей она была путем в неволю. Крымское ханство к тому времени стало вассалом (то есть, попала в зависимость) все усиливающейся Турции, так что для Руси создавалась опасная ситуация. И при взятии Казани было освобождено 60 тысяч русских пленников. Также было покорено Астраханское и Сибирское ханство. Крымское было покорено значительно позднее. Но и после покорение трех из четырех татарских ханств на Руси стало значительно безопасней. Набеги крымских татар еще продолжались какое-то время, но они с востока набеги прекратились. И теперь началось освоение покоренных земель. Русские миссионеры пытались обращать мусульман в православие, хоть иногда не гнушались завлекать местное население в веру Христову не посредством прибощения к истине, но через подарки и предоставление льгот (хоть утверждения о. якобы, насильственном обращении татар в православие – не более, чем вымысел современных псевдоисториков). Это вызывало ропот, да и приобщившиеся таким образом ко крещению не пришли к Истине до конца. Так или иначе, но однажды в Казани случился большой пожар, так что христианские кварталы выгорели, что вызвало насмешки со стороны мусульман. Именно в это время и явилась Казанская икона Божией Матери… Явившись, она сперва оказалась в храме святителя Николая, настоятеле которой был священник о.Ермолай – будущий патриарх, священномученик Ермоген, пострадавший за веру в годы Смутного времени… Примечательно, кстати, что ликвидировать внешнюю угрозу также удалось по молитвам Божией Матери, так что Казанская икона была в стане ополчения под командованием князя Пожарского…. И позднее, когда началось освоение обширных земель на Востоке, то русские осваивали их, неся не огонь и меч, но веру Христову и подас приобщая местное населения к достижениям тогдашней цивилизации, коих эти народы ранее не имели. Потому все эти народы безболезненно влились в русское государство… Также о.Евгений говорил о том, что в более ранние времена, когда русские князья шли войной друг на друга, подчас приводя с собой орды всевозможных степняков (половцев, а в более поздние времена – и татар), пользующихся этим, чтобы грабить и разорять местные города (так что можно сказать, что больше вреда Руси приносили свои собственные князья, нежели иноземные орды), цементировала Русь общая вера. Ведь если в каждой земле был свой князь, то вера и Церковь была одна и митрополит был один. Это, в конечном итоге, объединило Русь. Также он говорил о том, что Господь по молитвам Божией Матери неоднократно спасал народ наш от бед и напастей, так что с Казанской иконой Божией Матери связано много событий – она упоминается и в связи с Отечественной войной 1812 года, да и с многими другими. Вместе с тем, нельзя забывать, что икон – много, но Божия Матерь – одна, а потому – неважно, перед какой иконой молиться, ибо Благодатью Божией Пресвятая Богородица слышит наши молитвы, возносимые из любого уголка мира и перед любой ЕЕ иконой. Это нельзя збывать…

Наши рекомендации