Тропарь Киприану, Фотию и Ионе, митр. Московским и всея Руси (Перенесение мощей)
Яко Светлаго Солнца светозарныя звезды, /Троическим Светом озаряете сердца верных, /
пренесением честных мощей ваших, /Троицы сосуди явистеся чистии вашим житием, /
и научисте люди твердо вере Христове, /и скверну отгнасте вашими святыми заповедьми, /
и упасосте добре Христово стадо, порученное вам, /Богомудре Киприане, со славным Фотием и со Ионою твердым, /молитеся Христу Богу, да спасет души наша.
Тропарь Фотию, митр. Киевскому и всея Руси
Словес евангельских послушателю /и Божественных учений рачителю, /
премудрый наказателю, /всегда страху Господню поучаяися, /в молитвах к Богу простираяися, /
заградителю уст кривоглаголющим слово правыя веры, /апостолом сопричастниче, /
вере Христовой утвердителю, /пророчески вещателю, святителю Фотие, /
моли Христа Бога /умирити мир и спасти души наша.
Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы
Празднование: 27 мая / 10 июня
Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы произошло 27 мая / 10 июня 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле, при митрополите Филиппе (+ 1473, местная память 9 / 22 января) и великом князе Иоанне III (1462 - 1505). Отдельные памяти святителям совершаются: митрополиту Киприану (+ 1406, 16 / 29 сентября), митрополиту Фотию (+ 1431, 2 / 15 июля), митрополиту Ионе (+ 1461, 31 марта / 13 апреля).
О дне сем.
Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Римлянам: 1Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, 2что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: 3я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, 4то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
6Но не то́, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14Что́ же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19Ты скажешь мне: "за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?" 20А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" 21Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?
22Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, 23дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, 24над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25Как и у Осии говорит: не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную - возлюбленною.
26И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живаго.
27А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; 28ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле.
29И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре.
30Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры.
31А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, 33как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
И снова повторяется цитата из этой главы данного послания, где апостол выражает скорбь по поводу отпадения от Бога своих соплеменников, кои, полагая все благочестие во внешних делах, вовсе оставили заботу о душах своих, а мня себя праведными, посчитали для себя всякий духовный труд ненужным, так как праведному и очищение не нужно. Потому, когда Господь обличал их, они восстали против Него. Но не то, чтобы Писание не сбылось, ибо избранный народ, за некоторым исключением, отпал от Бога, но за Христом последовали другие народы, став новым избранным народом, что тоже предсказывали пророки…
Евангелие (от Матфея): 9Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13пойдите, научитесь, что́ значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
14Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
15И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.
16И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже.
17Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
18Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива.
19И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его.
20И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, 21ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею.
22Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова.
23И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, 24сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним.
25Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала.
26И разнесся слух о сем по всей земле той.
Господь исцеляет кровоточивую женщину и воскрешает дочь Иаира (здесь он не назван по имени, хоть ясно, что это – тот же самый случай), являя власть над человеческим естеством. Таковы чудеса Божии. Они лишены внешнего эффекта, но нацелены на совершение полезных дел. Исцеление женщины, страдающей кровотечением, явилось плодом ее многих молитв и слез (ведь в других Евангелиях указывается, что она истратила на врачей все свое состояние, но не получила от них никакой пользы). И теперь она услышала о Христе и с верой прикоснулась…. И получила просимое. Почему же одни получают то, что просят, а другие – нет? Да, потому что просят не то, что полезно. Бог – не виновник зла и скорбей, а также не хочет, чтобы мы страдали, но часто попускает нам страдать, так как мы, согрешая, выполняя волю диавола, мы по духовному состоянию сближаемся с ним и попадаем под его власть. И чтобы избавить человека от этой власти, Бог попускает духам злобы мучить человека. Бывает также, что попуская человека болеть, Бог также и отвращает от будущих грехов. Потому часто человеку полезней болеть, нежели исцеляться. Эта женщина получила исцеление, так как проделала некую духовную работу, в чем-то изменив свою душу, сотворив покаяние, да и другим людям это исцеление могло принести назидание, так как происходило на глазах у многих. Воскресив же умершую девочку, Господь явил власть над жизнью и смертью. И хоть воскрешенная потом все равно покинет этот мир, но сейчас воскрешение это могло назидать окружающих, в том числе, ее родным, да и сама она, вернувшись с «того света», явно сделает после этого некие выводы. Да и умрет она уже в эпоху, когда умерший имеет шанс избежать ада и путь спасения даровал Христос. Воспользовалась ли она им, мы не знаем….
И чтения праздника Ризы Божией Матери. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: 2ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, 4имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, 5а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно
Теперь говорить подробно.
6При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; 7а во вторую - однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
8Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.
9Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, 10и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.
11Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, 12и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
15И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.
16Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, 17потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.
18Почему и первый завет был утвержден не без крови.
19Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, 20говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог.
21Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
22Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
23Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами.
24Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, 25и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; 26иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, 28так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
Говоря о Крестной жертве Христа, апостол напоминает об устройстве ветхозаветной скинии. Здесь этот текст читается, так как эта скиния считается прообразом Божией Матери, ставшей вместилищем Бога, через нее пришедшего в мир….
Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Глава 11.
1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
9И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.
15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.
16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.
17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.
20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.
23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого.
27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Марфа и Мария. Две противоположности. Одна – только слушает слова Христовы, а другая – хлопочет о столах, возможно, совсем не внимания тому, что говорит Господь. Однако она ясно видит, что ее сестра «бездельничает», не хлопоча вместе с ней. В итоге Господь укоряет ее, так как она совершенно утонула в своих житейских хлопотах…. Нельзя сказать, что все эти мирские дела не нужны. Все это нужно, но…. всему свое время. Нужно, разумеется, и Богу уделить время, не утопая в житейских делах, гоняясь от заботы к заботе, а в итоге – падая в конце дня без сил, не оставляя себе времени и сил даже хоть немного помолиться. Господь же говорит: «не ищите того, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и все прочее приложится вам». Опять же, это не значит, запрета на труд. Совсем наоборот. Просто должно быть время для труда на себя и для труда ради Бога, но Бог должен быть на первом месте всегда. В Богородичные праздники этот отрывок всегда читается в знак того, что Матерь Божия всегда наиболее удачно сочетала это, не впадая в крайности – не игнорируя общения с Богом, но и не бездельничая, однако и этот труд сочетая с общением с Богом, в единстве с которым ОНА была всегда…. К этому призываемся и мы…