Над усопшими христианами совершается особая служба — «Последование мертвенное», в просторечии называемая отпеванием.

В Древней Церкви, когда умирал христианин, община собиралась для совершения заупокойной литургии, в которой символически участвовал и усопший. Кроме того, над телом усопшего пели псалмы, читали отрывки из Священного Писания, исполняли различные песнопения и произносили молитвы. Все это легло в основу чина отпевания, который состоит из 118-го псалма с припевами, многочисленных песнопений, фрагмента из чина литургии (заповеди блаженства с особыми тропарями, чтения из Апостола и Евангелия) и священнических молитв: об упокоении усопшего и о прощении всех его грехов (так называемой разрешительной молитвы).

В православной традиции существуют различные чины отпевания в зависимости от того, над кем оно совершается: над скончавшимся мирянином, над младенцем, над монахом, над священником[728]. Если отпевание совершается на Светлой седмице, вместо части заупокойных песнопений исполняются пасхальные.

Помимо отпевания, в предсмертный час и после смерти совершаются и другие чины, призванные облегчить участь умирающего и утешить его близких.

Непосредственно перед кончиной верующий человек, если он находится в сознании, вспоминает всю свою жизнь и воссылает молитвы Богу, перед Престолом Которого он вскоре предстанет. Близкие приглашают священника, чтобы тот напутствовал умирающего. Может быть совершено и Елеосвящение — как для прощения грехов умирающего, так и с надеждой на милость Божию, которая может исцелить тяжко болящего.

Очень важно пригласить священника к умирающему в то время, пока он находится еще в полном сознании, чтобы он мог исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, и не откладывать приглашение священника до последней минуты.

В момент кончины читается «Канон при разлучении души от тела», а затем молитва о прощении грехов и об упокоении усопшего в обители святых. В случае отсутствия священника канон может быть прочитан у постели умирающего и мирянином[729]. Затем умершего начинают готовить к погребению — омывают и одевают в светлые одежды в знак надежды на его благую посмертную участь и как символ праздничных одежд, в которых усопший предстанет перед Богом.

Чин отпевания обычно совершается на третий день после кончины христианина. По церковной традиции до этого момента над телом непрерывно читают Псалтирь (если умерший был священником — Евангелие). После совершения отпевания родные и близкие прощаются с усопшим, и под пение Трисвятого гроб относят к могиле и погребают. При погребении совершается заупокойная лития.

В Церкви принято особенно усердно поминать недавно скончавшегося (новопреставленного).

В православной традиции на протяжении сорока дней совершается особенно усердная молитва об усопшем, после которого умерший уже не считается новопреставленным и поминается наравне с другими, ранее усопшими христианами. Особо почитаются годовщины со дня смерти человека.

Для поминовения усопших в православном богослужении существуют различные заупокойные последования.

К числу заупокойных последований, помимо чинов отпеваний, относятся панихида и заупокойная лития. Они могут совершаться как вообще обо всех усопших, так и о конкретных людях — по частным просьбам прихожан. Содержание чина панихиды в целом близко к чину отпевания, однако опущена часть песнопений и исключены чтения из Апостола и Евангелия, разрешительная молитва и чин прощания с усопшим. Чин заупокойной литии совпадает с заключительной частью панихиды.

Некоторые дни церковного года — так называемые «родительские субботы» — специально посвящены поминовению всех усопших православных христиан. В эти дни за каждым из обычных богослужений суточного круга исполняется множество заупокойных песнопений, а до или после литургии совершается панихида. Заупокойные молитвы и песнопения обычно исполняются и в богослужении рядовых суббот года.

На литургии, во время проскомидии, священник вынимает частицы из просфор в память усопших[730]. В чин литургии, за исключением воскресных и праздничных дней, может быть включена заупокойная ектения с поминовением имен усопших.

Кроме того, краткое заупокойное поминовение входит в состав сугубой ектении ежедневных богослужений — вечерни, утрени и литургии.

Наши рекомендации