Сразу по завершении анафоры начинается приготовление к причащению Святых Таин.
Диакон возглашает ектению, а священник читает молитву о неосужденном причащении Святых Таин. Затем поется молитва Господня «Отче наш», после которой следуют главопреклонная молитва и возглас предстоятеля «Святая святым! [Святыня (то есть Святые Дары) — святым (то есть верующим во Христа)]». В ответ на этот возглас хор или народ провозглашает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь»; это краткое исповедание веры служит заключением тайносовершительной части литургии. Произнося возглас «Святая святым», предстоятель поднимает освященный Агнец над дискосом, как бы приглашая всех приступить к причащению.
После этого он, с краткими молитвословиями, преломляет Агнец на четыре части, вкладывает одну из них в Святую Чашу [659] и наливает в нее теплоту [660] . Одна из оставшихся частей Святого Агнца разделяется по числу причащающихся священнослужителей, а две другие раздробляются на число частиц, достаточное для причащения мирян.
В каждой частице Святых Даров всецело присутствует Господь Иисус Христос.
В Послании патриархов Восточно-Кафолической Церкви говорится: «Хотя в одно и то же время бывает много священнодействий во вселенной, но не много Тел Христовых, а Один и Тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что Тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенники, но потому, что хлеб предложения... по освящении, претворяемый и пресуществляемый, делается одно и то же с Телом, сущим на небесах»[661].
Раздробление и разделение Святых Даров относится только к видам хлеба и вина и не затрагивает самогó прославленного Тела Христова. По слову апостола Павла, хлеб, «который преломляем... один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор 10:16–17). В каждой малейшей частице предложенного на Евхаристии хлеба и вина присутствует не какая-то отдельная часть Тела Христова, но весь Христос, Его всецелое и единое Тело.
Вера Церкви в единство Тела Христова выражена в словах священника, произносимых при раздроблении Святого Агнца после освящения Святых Даров: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй [Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда вкушаемый и никогда не истощающийся, но причащающихся освящающий]».
Вера Церкви в то, что присутствие Христа Спасителя в евхаристических Дарах сохраняется и после завершения литургии, делает возможным практику причащения запасными (то есть заготовленными заранее для особых случаев) Дарами и совершение литургии Преждеосвященных Даров в те дни, когда полная литургия не совершается. Освященные Дары являются величайшей святыней и требуют благоговейного отношения.
Священнослужители причащаются в алтаре, миряне — на солее или рядом с ней. И духовенству, и мирянам причащение преподается под двумя видами — Тела и Крови Спасителя.
Если литургия была совершена епископом, сначала причащается он сам, а затем причащает сослужащих священников и диаконов. За литургией, которую возглавляет священник, первыми причащаются священники, а затем священник причащает диаконов. Все священнослужители принимают Святые Дары раздельно — сначала вкушая со своей ладони Тело Христово, затем отпивая из Чаши Кровь Христову.
После причащения священнослужителей в Чашу помещаются частицы, приготовленные для причащения мирян. Затем Чаша с Телом и Кровью Христовыми выносится из алтаря для причащения верующих. В Православной Церкви издревле принято использовать для этого лжицу — специальную ложку, которой священник берет из Святой Чаши частицу Тела Христова вместе со святой Кровью.
Младенцам, которые не могут вкушать твердую пищу, причащение преподается под одним видом — только Святой Крови. Таким же способом причащают тяжелобольных, неспособных принимать твердую пищу.
Святые Дары могут быть преподаны вне храма — из-за болезни причастника или по иным причинам.
Причастившимся отирают губы платом — особой чистой тканью, а затем предлагают кусочек просфоры и горячую воду с вином (в просторечии «запивку»), чтобы ни малейшая крошка Святых Даров не осталась во рту и не была случайно выплюнута.