Праздник Рождества Христова отмечается 25 декабря / 7 января.
За сорок дней до праздника Рождества Христова (15/28 ноября) начинается Рождественский пост. В этот период Церковь вспоминает многих ветхозаветных праведников и пророков как провозвестников пришествия в мир Спасителя.
Рождение в Вифлееме Богомладенца Христа — одно из главных событий в истории спасения. В рождественском тропаре поется: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума [озарило мир светом разума]». Христос — Новый Адам, пришедший спасти первозданного Адама, который олицетворяет все человечество: «Крепостию Божества срастворився человеком, единением неслитным, плоти в подобии, Спасе, Адама обновляеши и спасаеши восприятием [Силой Божества Ты соединился с людьми неслитным единением в подобии плоти, Спаситель, обновляешь Адама и спасаешь благодаря восприятию его человеческой природы]»[561].
Празднику Рождества Христова предшествуют пять дней предпразднства, и за ним следуют шесть дней попразднства. В канун праздника, именуемый навечерием Рождества, или сочельником[562], предписывается строгий пост. На второй день Рождества Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы, чествуя Ту, через Которую в мир пришел Спаситель. Один из дней попразднства посвящен памяти Вифлеемских младенцев, убитых царем Иродом (Мф 2:16) и ставших первыми христианскими мучениками.
Весь период между Рождеством Христовым и Богоявлением является праздничным.
Этот период, когда пост полностью отменен, обычно называют «святками» (постным является лишь день навечерия Богоявления).
На восьмой день после Рождества (1/14 января) приходится праздник Обрезания
Господня. Обрезание — установленный Богом знак завета с Авраамом и его потомством (Быт 17:11–12), и его по послушанию принимает Богомладенец, Которому нарекают имя Иисус (Лк 2:21). В христианской Церкви, где ветхозаветный обряд обрезания отменен, восьмой день рассматривается как прообраз того «восьмого дня» вечного Царства Божия, которое ожидает всех верующих.
Богоявление, или Крещение Господне, празднуется 6/19 января.
Христос, не имевший греха и потому не нуждавшийся в очищении, принимает в водах Иордана Крещение от Иоанна Крестителя, чтобы «исполнить всякую правду» (Мф 3:15), освятить воды и прообразовать будущее церковное таинство Крещения. Богослужебные тексты рассматривают Крещение Господа в Иордане как часть Божественного замысла спасения человечества: «Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию, ко Иордану ныне тщится, скверну омыти земнородных, к свету приводя во тьме сущия, крещением божественным [Воссиявший во плоти в Вифлееме от Девы ныне спешит к Иордану, чтобы омыть скверну людей, приводя находящихся во тьме к свету через Божественное Крещение]»[563].
В память о событии Крещения Господня в навечерие Богоявления и в сам день праздника совершается великое освящение воды [564] , которой окропляются храмы и жилища и которую верующие хранят и благоговейно пьют в течение всего года.
Праздник Сретения[565] Господня отмечается 2/15 февраля и является последним праздником рождественского цикла.
В этот день Церковь вспоминает событие, о котором повествуется в Евангелии от Луки: на сороковой день после рождения Богомладенец Иисус был принесен в Иерусалимский храм, где Его принял на руки праведный Симеон, которому было открыто, что он не умрет, пока не увидит Мессию-Христа (Лк 2:22–38). В евангельском повествовании и в богослужебных текстах праздника говорится об исполнении чаяний ветхозаветного народа Божия и говорится о личной встрече с Богом, к которой призван каждый человек.
Особенность этого праздника состоит в том, что он является одновременно Господским и Богородичным, что отражается в богослужении: кондак праздника обращен ко Христу, а тропарь — к Божией Матери.
Празднование Благовещения совершается 25 марта / 7 апреля — за девять месяцев до праздника Рождества Христова.
О событии Благовещения рассказывается в Евангелии (Лк 1:26–38). Согласие Девы Марии с волей Божией открыло путь к Боговоплощению и Искуплению человеческого рода, совершенному рожденным от Нее Господом Иисусом Христом. Поэтому в тропаре праздника Благовещение называется «началом нашего спасения».
Благовещение может выпасть на период подготовки к Великому посту или на сам Великий пост, а также может совпасть с днями Страстной седмицы или с Пасхой[566].