Пришествие в мир Спасителя и основные события Его жизни были предсказаны в Ветхом Завете.
В книгах Ветхого Завета было предсказано: рождение Мессии-Христа в Вифлееме (Мих 5:2); принесение даров и поклонение Младенцу-Христу от пришедших из других стран (Пс 71:10; Ис 60:6); избиение младенцев Иродом (Иер 31:15); бегство в Египет (Ос 11:1); служение пророка, который приготовит народ для принятия проповеди Спасителя (Ис 40:3; Мал 3:1); начало служения Христа в Галилее (Ис 9:1); совершение Им множества чудес (Ис 35:5–6; 32:3–4); Его проповедь в притчах (Пс 77:2); Его торжественный въезд в Иерусалим на осле и всенародное ликование (Зах 9:9); ненависть со стороны иудейской знати (Пс 117:22; Ис 8:14; 28:16); предательство Иуды (Пс 40:10; 54:13–15) и цена предательства — 30 сребреников (Зах 11:12–13).
В Ветхом Завете предсказаны страдания, смерть и погребение Христа (Ис 53. 1–12; Пс 21:2–22), Его Воскресение из мертвых (Пс 15:10; 29:4; 40:11; 117:17–18; Ос 6:2), Вознесение на небо (Пс 67:19) и пребывание во славе Отца (Пс 109:1).
Рождение Иисуса Христа произошло в определенный исторический момент, во времена правления римского императора Августа, когда иудейским народом управлял царь Ирод.
Весть о пришествии Спасителя мира распространилась за пределы еврейского народа. Волхвы, пришедшие «с востока» (Мф 2:1), чтобы принести дары родившемуся Младенцу Иисусу, предприняли трудное путешествие, получив откровение свыше. К месту рождения Спасителя их привела звезда, которую они увидели еще в своей родной земле (Мф 2:2, 9).
Пришествие в мир Спасителя стало возможным благодаря согласию Девы Марии стать Матерью грядущего Мессии (Лк 1:38). Мария происходила из рода царя Давида, проводила чистую, богоугодную жизнь и была избрана Богом для рождения от Нее Богочеловека Ииуса Христа. Дух Святой очистил и предуготовил Деву Марию для рождения Божественного Сына.Святитель Григорий Богословговорит: «Чревоносит Дева, в Которой душа и тело предочищены Духом»[184].
Бог воплотился, чтобы спасти человека, восстановить в нем помраченный грехом образ Божий, помочь человеку обрести истинную жизнь с Богом.
Объясняя цель Своего пришествия в мир и спасительного служения, Иисус Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10).
Истинная жизнь — жизнь с Богом и в Боге — была утрачена людьми после грехопадения[185], ибо грех удаляет человека от Бога, обрекает на смерть и ввергает в вечную погибель: «сделанный грех рождает смерть» (Иак 1:15). Человек своими силами не мог избавиться от греха, страданий и смерти — ему был нужен Спаситель, Который был бы сильнее смерти, ада, греха, диавола, то есть Который мог бы освободить человека от состояния греховного отчуждения от Бога. Таким Спасителем стал вочеловечившийся Сын Божий.
Сын Божий, «будучи образом Отца... пришел в наши страны, чтобы обновить человека, созданного по образу Своему»[186]. Образ Божий в человеке не мог быть обновлен без уничтожения смерти и тления, поэтому Сын Божий воспринял смертное тело, чтобы уничтожить смерть[187]. Сначала Он, как человек, жил среди людей и преподавал им знание о Своем Отце, и лишь затем, явив Свое Божество делами, Он «приносит, наконец, жертву за всех, предавая на смерть храм Свой [то есть тело], чтобы всех сделать свободными от ответственности за древнее преступление»[188].
Святитель Григорий Богослов пишет о Боговоплощении: «Существующий получает бытие, и Несозданный создается, и Невместимый вмещается через посредство умной души, посредничествующей между Божеством и грубостью плоти!.. Что за богатство благости? Что это за таинство по отношению ко мне? Я был причастен образу, но не сохранил его; Он причащается моей плоти, чтобы и образ спасти, и плоть сделать бессмертной. Он вступает с нами во второе общение, которое гораздо необычайнее первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь принимает от нас худшее!».[189]
Конечной целью Боговоплощения является обожение человека: по учению святых отцов, Бог стал человеком для того, чтобы человека сделать богом.
Обожение есть соединение человека с Богом по образу единства между Богом Отцом и Богом Сыном. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «Он дает обещание, что, если хотим, Он будет иметь с нами такое же единение по благодати, какое Он Сам имеет с Отцом по природе. О страшное обещание! Ту славу, которую дал Отец Сыну, дает и нам Сын по благодати, если хотим... Ибо любовь, которой возлюбил Бог и Отец Единородного Своего Сына и Бога нашего, она самая, говорит, и в нас будет, и Сын Божий в нас»[190].
Причина Боговоплощения — любовь Божия к людям. Сам Спаситель свидетельствует об этом: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин
3:16).
Преподобный Исаак Сирин спрашивает: «Почему Бог Слово облекся в плоть, чтобы привести мир обратно к Отцу Своему при помощи кротости и смирения? И почему был Он повешен на Кресте ради грешников, предав Свое святое тело за мир?». И отвечает: «Бог сделал все это не по какой иной причине, кроме как для того, чтобы явить миру любовь, которой Он обладает»[191].
Воплощение Бога стало следствием Его безмерного снисхождения к роду человеческому: «Когда вся совокупность творения оставила и забыла Бога, усовершенствовавшись во всяком лукавстве, по Своей собственной воле и без просьбы сошел Он до их жилищ и жил среди них в их теле, как один из них, и с любовью, которая превыше знания и слова всех тварей, Он умолял их обратиться к Нему... Он простил им все грехи, которые они раньше сотворили, и подтвердил истину этого примирения посредством убедительных знаков и чудес и откровений им о Его тайнах; после всего этого Он снисходит до того, что хочет, чтобы Отцом называло Его грешное естество — прах от земли, презренные люди, плоть и кровь. Без великой любви могло ли это произойти?»[192].