По 3-й песни – ин кондак мученика, глас 3-й; седален мученика, глас 8-й. «Слава» – ин седален мученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос мученика, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мученика. «Слава» – ин светилен мученика, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры мученика, глас 6-й – 4. «Слава» – мученика, глас 5-й: «Стеце́мся ве́рою…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сней…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мученика (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди...».

На часах – тропарь мученика. Кондаки мученика читаются попеременно.

На Литургии блаженны мученика, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь мученика; кондак мученика. «Слава» – ин кондак мученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак мученика. «Слава» – ин кондак мученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – мученика и дня87.

Апостол и Евангелие – мученика и дня.

84 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

85 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

86 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

87 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

Богослужебные указания за 13 августа 2017 года

Июля 2017 года ст. ст.

Версия для печати

Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина. Сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна88. Заговенье на Успенский пост.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдоки́ма Каппадокиянина (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна (Б).

Календарные заметки:

Заговенье на Успенский пост.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 72 зач., XVII, 14–23.

Прав.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27–3074.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 1-й: «Днесь яко вои́стинну…» [или святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…»]89, «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси...»90.

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее)91. В случае исполнения стихиры святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…» (см. на стиховне утрени в Минее).

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покро́в держа́вен…»92.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные93.

Непорочны94 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор...». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Креста (Минеи) на 4 и святого на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

Наши рекомендации