В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей.
Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей.
58 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 3. С. 240–241.
59 Имя прп. Далма́та Исе́тского внесено в месяцеслов «Богослужебных указаний» по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 30 марта 2013 года. Службы прп. Далма́ту Исе́тскому в Минее нет.
60 Если он в стихирах на хвалитех будет опускаться.
61 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.
62 Там же. С. 65–67.
63 Типикон умалчивает о тропаре мученицы, глас 4-й: «Зва́нием ева́нгельски...». В Минее синодального периода этот тропарь также отсутствует. Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 206 об.–207) указывают тропарь мученицы, глас 4-й: «А́гница Твоя́, Иису́се, Христи́на...».
64 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».
65 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
66 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир мученицы допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). Пропущенная стихира может быть спета в стихирах на литии (см. примечание выше).
67 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.
68 Там же. С. 65–67.
69 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».
Богослужебные указания за 7 августа 2017 года
Июля 2017 года ст. ст.
Версия для печати
Понедельник. Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы.
Свв. жен Олимпиа́ды диакони́сы и Евпракси́и девы, Тавеннской. Прп. Мака́рия Желтово́дского, У́нженского.
Служба св. прав. Анны славословная, совершается вместе со службой Октоиха.
Порядок чтений, согласно календарю:
Кор., 159 зач., XV, 12–19. Мф., 84 зач., XXI, 18–22.
Прав. Анны: Гал., 210 зач. (от полу́), IV, 22–31. Лк., 36 зач., VIII, 16–21.
На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры святой, глас 4-й и глас 1-й – 6. «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Иже от непло́дных чресл…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры святой, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – святой, глас 8-й: «Прииди́те, вся тварь…».
По Трисвятом – тропарь святой, глас 4-й (единожды)70.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святой, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны святой (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святой на 6.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален святой, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос святой, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святой, «И ныне» – Минеи. [Или: светилен святой (дважды)71. «Слава, и ныне» – Минеи.]
Примечание. При совершении в седмичные дни службы Октоиха в соединении со славословной службой Минеи ексапостиларии Октоиха не поются72. В службе 25 июля Типикон указывает ексапостиларий Октоиха, однако в Минее, в соответствии с общим правилом, не упоминается о пении в этот день ексапостилария Октоиха (ср.: Минея-Июль. Ч. 3. С. 101; Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 229 об.).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святой, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – святой, глас 2-й: «Прииди́те, любоде́вственнии вси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святой, глас 4-й (единожды).
На часах – тропарь и кондак святой.
На Литургии блаженны святой, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь храма, тропарь святой. «Слава» – кондак святой, «И ныне» – кондак храма.
В храме Богородицы – тропарь святой. «Слава» – кондак святой, «И ныне» – кондак храма. (Тропарь храма не поется.)
В храме святого – тропарь святой, тропарь храма; кондак святой. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святой.
Апостол и Евангелие – дня и святой.
70 В Типиконе сказано: «Сей тропа́рь глаго́лется без Богоро́дична» (см. Типикон, гл. 48, 25 июля).
71 Ср.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 229 об.
72 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 140.
Богослужебные указания за 8 августа 2017 года
Июля 2017 года ст. ст.
Версия для печати
Вторник. Сщмч. Ермола́я и и́же с ним. Прп. Моисе́я У́грина, Печерского, в Ближних пещерах.
Прмц. Параске́вы.
Прп. Моисе́я Печерского, в Дальних пещерах.
Служба сщмч. Ермола́я не имеет праздничного знака73, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Моисе́я У́грина в соединении со службой Октоиха (Б).
Порядок чтений, согласно календарю: